С 1 июля меняется порядок кассовых операций. Онлайн кассы и кассовые документы по новым правилам

В Порядок ведения кассовых операций Центробанком внесены изменения, вступившие в силу 19.08.2017 г. О том, что изменилось в кассовых операциях-2017, оформлении кассовых документов, порядке выдачи подотчетных средств, расскажем в этой статье.

Чем регулируется порядок ведения кассовых операций в 2017 г.

Кассовая дисциплина юрлиц и ИП, независимо от применяемого ими режима налогообложения, регулируется единым нормативным актом - Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций». С 19.08.2017 г. этот документ действует в новой редакции (Указание ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У).

Порядок ведения кассовых операций при использовании онлайн-ККТ

До введения кассовой онлайн-техники продавцы руководствовались п. 5.2 Порядка ведения кассы, составляя в конце дня приходный кассовый ордер (ПКО) на общую сумму принятой «налички». ПКО оформлялся на основании изъятой из ККТ контрольной ленты, бланков строгой отчетности , заменяющих кассовый чек, и иных документов, указанных в законе о ККТ от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Теперь данный пункт Правил ведения кассовых операций отменен, а ориентироваться следует на п. 4.1 изложенный в новой редакции, предписывающей организациям и ИП оформлять ПКО на основании «бумажных» или электронных фискальных документов - чеков, БСО и других, согласно закона о ККТ.

Ведение кассовой книги и оформление кассовых ордеров

Кассовая книга по форме № КО-4 необходима для ведения учета кассовых операций поступления и выдачи наличных денег. Вести кассовую книгу обязаны все юрлица, при этом субъектам малого предпринимательства разрешено не устанавливать лимит кассы.

Кроме того, ИП могут вовсе не оформлять приходные и расходные ордера , и не вести кассовую книгу, но только при условии, что ими ведется учет доходов, доходов/расходов, или физпоказателей согласно НК РФ (п. 4.1 Порядка). В этом для предпринимателей заключается упрощенный порядок кассовых операций.

С вступлением в силу поправок значительно расширился круг лиц, которые могут вносить записи в кассовую книгу фирмы. Если до 19.08.2017 г. на это имел право только кассир, то теперь это может быть любое уполномоченное руководителем лицо – сотрудник предприятия (п. 4 Порядка).

Оформление кассовых операций при поступлении наличных, сопровождается составлением приходного кассового ордера по форме № КО-1. В отличие от «расходника», ПКО состоит из двух частей – ордера и отрывной квитанции с печатью и подписями кассира и главного бухгалтера, которая передается вносителю денег. Раньше, даже если ПКО оформлялся в электронном виде с электронными подписями, квитанцию для передачи вносителю «налички» требовалось все равно распечатать на бумаге. Теперь при формировании «приходника» в электронном формате, квитанцию можно отправить на электронную почту вносителя, если он об этом попросит. Если же ПКО в организации оформляются в «бумажном» виде, квитанция передается исключительно на руки (п. 5.1 Порядка).

Некоторые кассовые операции ЦБ «упростил». В электронном расходном кассовом ордере больше не нужно сверять соответствие электронных подписей образцу (п. 6.1 Порядка). Получатель наличных денег тоже может проставить в электронном «расходнике» свою электронную подпись (п. 6.2 Порядка).

Ведение кассовых операций при выдаче «подотчетных» денег

Наличные деньги могут выдаваться сотрудникам – подотчетным лицам на производственные нужды, командировки и т.п. Потратив полученные деньги, «подотчетник» должен отчитаться об их использовании, предоставив авансовый отчет и подтверждающие документы в течение 3-х рабочих дней по окончании срока, на который выдавались средства, либо со дня выхода на работу после возвращения из командировки.

Новшества в Порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и ИП ощутимо затронули и «подотчетную» сферу. С 19.08.2017 г. выдавать наличные «подотчетнику» можно как на основании внутреннего распорядительного документа – приказа, распоряжения и т.п., так и по письменному заявлению сотрудника. Раньше заявление с указанием суммы и целей, для которых необходимы подотчетные средства, было обязательным и единственным основанием для оформления РКО. В содержании распорядительного документа, или заявления, составляемых в произвольной форме, должны присутствовать следующие сведения: Ф.И.О. подотчетного лица, выдаваемая наличными сумма, срок, на который она выдается, цели выдачи, подпись руководителя и дата (п. 6.3 Порядка).

Еще одно важное изменение в Порядке ведения кассовых операций 2017 г. – это отмена запрета на выдачу подотчетных денег сотрудникам, имеющим задолженность по прошлым авансам.

До 19.08.2017 г. выдача средств в подотчет тому, кто еще не отчитался за наличные деньги, полученные ранее, или не вернул их в кассу, считалась грубым нарушением кассовой дисциплины и грозила штрафом до 50 тыс. рублей, согласно ст. 15.1 КоАП РФ. Данное правило больше не действует: даже если подотчетное лицо не предоставило по полученным деньгам авансовый отчет, или не сдало их в кассу в течение 3-х дней по истечении установленного срока, выдавать ему новые деньги в «подотчет» можно. Такой вывод следует в связи с исключением абзаца 3 из пункта 6.3 Порядка, утвержденного ЦБ РФ. Ведение кассовых операций не запрещает юрлицам и ИП устанавливать предельный размер подотчетных сумм, сверх которого новые авансы сотруднику выдаваться не будут. Такое ограничение поможет избежать необоснованного накапливания задолженности за «подотчетниками».

Также невозвращенные сотрудниками вовремя подотчетные деньги, о которых они не отчитались, можно удержать из их зарплаты. Для этого, не позднее одного месяца после окончания установленного срока, оформляется приказ о взыскании. При этом от сотрудника нужно получить согласие на удержание. Если же он не согласен со взыскиваемой суммой, работодателю придется обращаться в суд (ст. 137, 248 ТК РФ).

«О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Разберем актуальные вопросы ведения кассовых операций в 2016 году.

Регистрация ККМ в налоговой и применение ККМ в 2016 году

Вопрос 1: ООО (УСН — 6%) занимается оказанием услуг (ремонт квартир и офисов). В договоре указано, что только услуги, материал — заказчика (то есть возможно применение БСО). Если в рамках договора ООО продает заказчику материалы, то в этом случае возможно применение БСО или нужно использовать ККМ?

Ответ: следует помнить, что БСО возможно применять только, если речь идет об оказании услуг населению. В данном случае речь идет о продаже материалов. Соответственно, при реализации материалов для ремонта, за наличный расчет, следует использовать ККМ.

Вопрос 2: организация УСН ведет розничную торговлю в нескольких торговых центрах г. Москвы (в разных АО). Юридический адрес организации на территории 26 Налоговой инспекции. Имеет ли право организация зарегистрировать все ККМ в 26 Налоговой инспекции или необходимо создавать обособленные подразделения по месту установки ККМ?

Ответ: ККТ нужно зарегистрировать в налоговой инспекции по месту фактического нахождения обособленного подразделения, на территории которого ККТ будет использоваться.

Вопрос 3: в течение дня ККМ не включалась, выручки не было. Надо ли в конце дня включить ККМ и снять нулевой Z-отчет? И в журнале кассира-операциониста отразить отсутствие операции? Или, если не включалось в сеть, то ничего нигде отражать не надо?

Ответ: прямой ответ на данный вопрос законодательство не содержит. Но по данному вопросу в СМИ были разъяснения налоговых органов том, что если ККМ вообще в течение дня не включался, то и Z-отчет в конце дня распечатывать не следует.

Также обратите внимание и на следующие разъяснения: если кассовый аппарат в начале смены был включен, то снимать Z-отчеты, даже если за всю смену не было выручки, необходимо («ККТ на контроле», интервью с Я.Я. Хомец, советником отдела контроля за предпринимательской деятельностью в сфере госрегулируемых видов деятельности и применения ККТ ФНС России, советником государственной гражданской службы РФ 2 класса; журнал «В курсе правового дела», № 10, май 2009 г.).

Вопрос 4: имеет ли организация право взнос в уставный капитал, внесенный в кассу, потратить на командировочные расходы, минуя банк?

Ответ: да, можно.

Проверка кассы

Вопрос : кто сейчас проверяет кассу? Есть ли срок исковой давности по проверке кассы? За какой период может быть проверена касса?

Ответ : кассовую дисциплину организации проверяет ИФНС. В письме ФНС России от 12.09.2012 № АС-4-2/15195 говорится, что действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не ограничена.

Соответственно, инспекция может проверить организацию несколько раз в год. За несоблюдение кассовой дисциплины организация может быть оштрафована по ст.15.1 КоАП РФ на сумму до 50 000 рублей. Срок исковой давности по административным правонарушениям составляет два месяца.

Штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины

Вопрос 1: микропредприятие (розничная торговля) УСН «доходы минут расходы». Остаток в кассе на 31.12.2015 — 950 000 руб. Лимит остатка наличности в кассе отменен. Могут ли к организации быть предъявлены претензии при проверке (в кассе большая сумма)?

Ответ: согласно п.2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, организации — субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных денег и хранить их в полном объеме в кассе, не сдавая в банк. Соответственно, претензий в данном случае быть не должно.

Вопрос 2: какой штраф за работу ККМ не по месту регистрации?

Ответ: организация, осуществляющая деятельность через обособленные подразделения, находящиеся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, должна зарегистрировать в установленном порядке контрольно-кассовую технику в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, в котором организация поставлена на учет (письмо Минфина России от 18.08.2010 № 03-01-15/7-183). В случае если применяемый обособленным подразделением кассовый аппарат будет зарегистрирован в налоговом органе не по адресу места нахождения обособленного подразделения, может быть наложен штраф в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Вопрос 3: какие нарушения по кассе являются длящимися? Какой срок длящихся нарушений по кассе?

Ответ: за несоблюдение кассовой дисциплины компанию могут оштрафовать по ст. 15.1 КоАП РФ. То есть ответственность административная. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок исковой давности — два месяца, а при длящихся нарушениях — с момента обнаружения. Нарушения, которые можно отнести к длящимся поименованы в пп.1 ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно нормам данной статьи, нарушение работы с наличностью длящимся правонарушением признаваться не должно.

Лимит кассы для малого бизнеса упразднен

Вопрос: надо ли определять лимит остатка кассы для индивидуального предпринимателя? Сохраняется ли в 2016 году предельный лимит расчетов между организациями и ИП?

Ответ : да, лимит ИП могут не определять.

Понятие кассы для ИП в Указании 3210-У не определено. Но это не значит, что предприниматели совсем могут отказаться от ведения кассовых операций. Для них действует упрощенный порядок ведения кассы, который прописан в том же Указании 3210-У.

Лимит расчетов между организациями и предпринимателями прежний. Если вы ведете расчеты с юридическим лицом, предел в рамках одного договора составляет не более 100 000 рублей (Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У).

Оборот наличных денежных средств между экономическими субъектами, а также порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации устанавливает Центробанк РФ. Основы закреплены в нормативных документах: Указания Банка РФ №3210-У от 11.03.2014 — для юридических лиц, Положение №318-П от 24.04.2008 — для кредитных организаций.

Операции применяются при получении, перерасчете или выдаче наличных денежных средств на следующие цели:

  • выплата заработной платы, стипендий, пособий;
  • , расчеты по налоговым обязательствам;
  • расчеты с поставщиками и подрядчиками;
  • расчеты за оказание платных услуг;
  • безвозмездные поступления и пожертвования;
  • прочие расчеты.

Правила ведения кассовых операций в 2019 году

Установлены обязательные требования к порядку организации наличного денежного оборота, а также вопросы, которые бюджетная организация устанавливает самостоятельно.

Обязательные требования (регламентированы действующим законодательством)

Устанавливаются самостоятельно

  1. Порядок учреждения, за исключением дней выплаты заработной платы (пособий, стипендий).
  2. Сдача наличности в банк при превышении утвержденного остатка.
  3. Закрепление должностных обязанностей за кассиром (ответственным работником).
  4. Прием и выдача наличности на основании приходных и расходных ордеров, обязательное ведение кассовой книги.
  1. Лимит остатка наличности в кассе.
  2. Правила обеспечения сохранности документов и наличности на предприятии.
  3. Правила хранения и перевозки денежных средств.
  4. Периодичность и алгоритм проведения проверок ведения кассовой дисциплины. Определение ответственных лиц (комиссии) для проведения проверок, в том числе внезапных.

Законодательством определено, что кассиром может быть только работник учреждения. Сотрудника обязательно следует ознакомить с действующим порядком и должностными обязанностями под подпись. Также функции кассира может осуществлять сам руководитель. А если в крупной организации работают несколько кассиров, следует назначить старшего.

Необходимые документы

Документально операции должны быть оформлены соответствующими документами.

Так для поступления наличности в кассу применяется форма приходный ордер (ПРО) ОКУД 0310001. Форма № КО-1 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Для выдачи наличных денег используется расходный ордер (РКО) ОКУД 0310002. Форма № КО-2 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Документацию формирует кассир или главный бухгалтер. Обязанности можно передать другому лицу, с которым заключен договор на ведение бухгалтерского учета в организации (п. 4.3 Указаний №3210-У). Условие вступило в силу 19 августа 2017 года.

Новые правила применения ККТ

В 2019 году действует порядок применения контрольно кассовой техники, утвержденный Федеральным законом №54-ФЗ от 22.05.2003 (с изменениями от 03.07.2016). Последние зменения коснулись не только правил регистрации аппаратов ККТ в налоговой инспекции, но и порядка применения онлайн-касс.

Организации, применяющие ККТ, не должны предоставлять аппарат в инспекцию для регистрации или внесения изменений. Все действия можно осуществить через личный кабинет на сайте ФНС России. К тому же, вся информация о расчетах будет автоматически передаваться налоговикам через операторов фискальных данных.

Новшества позволят повысить финансовую эффективность применения ККТ, сократить расходы на обслуживание и перерегистрацию техники, снизить риск финансовых махинаций. Изменения направлены на повышения прозрачности расчетов, осуществляемых наличными деньгами, а также сокращение количества налоговых проверок.

Ответственность и штрафные санкции

За несоблюдение законодательства в части ведения операций по кассе предусмотрена административная ответственность. Часть 1 статьи 15.1 КоАП устанавливает:

  1. Наказание для юридических лиц, допустивших нарушение 318 положения о порядке ведения кассовых операций и Указаний №3210-У — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.
  2. Наказание для должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей, в виде штрафа от 4 000 до 5 000 рублей.

Основные проводки для отражения кассовых операций

Представим основные операции с наличными деньгами бюджетного учреждения в виде таблицы.

Наименование операции

Счет дебета

Счет кредита

Первичные документы

Поступление наличных в кассу учреждения с лицевого счета

ПКО (ф. 0310001)

Кассовая книга (ф. 0504514)

Поступила оплата за оказание возмездных услуг

ПКО (ф. 0310001)

Квитанция (ф. 0504510)

Кассовая книга (ф. 0504514)

Выданы деньги под отчет

РКО (ф. 0310002)

Кассовая книга (ф. 0504514)

Наличные, превышающие лимит кассы, переданы на лицевой счет учреждения

РКО (ф. 0310002)

Кассовая книга (ф. 0504514)

Материал softbalance.ru (ГК Софтбаланс)

1 июля 2017 года ФНС в одностороннем порядке снимет с учета все ККТ с ЭКЛЗ. Об этом сказано в письме ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017.

«Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ контрольно-кассовая техника, соответствующая требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) (далее – контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ) зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

При этом контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета с 01.07.2017»

Что это означает для владельцев касс и можно ли им будет продолжить работу?

«Следует учитывать, что в случае, если контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, снята с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке после 01.07.2017, и ввиду отсутствия возможности применения контрольно-кассовой техники по новому порядку, при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), то указанные организации и индивидуальные предприниматели к административной ответственности не привлекаются»

На владельцев ККТ возлагается ответственность за предоставление в налоговые органы фискальных отчетов:

«При этом налоговые органы сообщают таким пользователям контрольно-кассовой техники о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с контрольно-кассовой техники, несоответствующей требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, до момента осуществления ее модернизации »

Снятие ККТ с регистрационного учета это регламентированная процедура, порядок которой может изменяться по внутренним правилам региональных подразделений ФНС. Но его основные этапы, как правило, состоят из:

Подготовки пакеты сопроводительных документов:

  • регистрационная карточка, выданная при постановке ККТ на учёт;
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • паспорт кассового аппарата и паспорт ЭКЛЗ;
  • журнал вызова сотрудников технического обслуживания;

Подготовка фискальных отчетов и актов по итогам работы ККТ от сотрудника ЦТО:

  • акт о снятии показаний счётчиков аппарата (форма КМ-2);
  • чек с фискальным отчётом за всё время эксплуатации ККМ;
  • по 1 чеку-отчёту за каждый из 3-х последних лет работы кассы;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • акт о передаче блока памяти на хранение.

При этом налоговый инспектор проверяет данные в журнале кассира-операциониста с данными фискальных отчетов, полученных из ККТ. Сами фискальные отчеты по правилам снимает сотрудник ФНС из специальной утилиты используя пароль налогового инспектора. Но, как правило во многих регионах эту операцию за них выполняют сотрудники ЦТО. И только после проверки всех документов ККТ снимают с учета в базе ФНС, о чем и выдают соответствующие документы и делают записи в паспорте ККТ.

Документы по кассе и ЭКЛЗ предприятие обязано хранить у себя в течении 5 лет и предоставлять по требованию проверяющих органов.

Выход письма ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017 вызывает множество вопросов.

1. Если ККТ с ЭКЛЗ продолжает работу после 01.07.17 и до момента модернизации (замены), то когда с нее снимать фискальные отчеты?

Напомним, что фискальные отчеты должны соответствовать записям журнала кассира-операциониста и отражать все операции, производимые на кассе, иначе налоговый инспектор просто не сможет их проверить. Но с 01.07.17 старый порядок работы с ККТ отменяется (включая требования по заполнению журнала). Согласно письму ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017, после 01.07.17 такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), т.е. в режиме принтера товарных чеков. Если с 01.07.17 перестать заполнять кассовую книгу, а фискальные отчеты снять и сдать позже, то как инспектор их примет?

Мы советуем после 01.07.17 продолжать выполнять на кассе все операции в обычном режиме. И кассовый журнал тоже вести в обычном режиме. И уже непосредственно перед модернизацией или замены ККТ снять фискальные отчеты.

2. Закрытие архива ЭКЛЗ приведет к блокировке ККТ. Как этого избежать?

Операция закрытия ЭКЛЗ и ее передача на хранение входит в обязательные при снятии ККТ с учета. Но после этого чтобы продолжить работу на кассе в нее необходимо установить и активировать новую ЭКЛЗ или отключить режим ее использования. Поэтому чтобы продолжить работу на кассе, как это рекомендует ФНС, архив ЭКЛЗ лучше не трогать и закрыть его вместе со снятием фискальных отчетов перед переходом на работу по новым правилам.

3. Сколько времени дается предприятию на предоставление в ФНС фискальных отчетов о снятии ККТ с учета?

Этот период нигде не зафиксирован. Логично, что пока ККТ продолжают использовать в режиме чекового принтера до момента получения новой кассы или модернизации старой, операции по закрытию архива ЭКЛЗ произвести затруднительно, а значит и сдать фискальные отчеты тоже. Поэтому при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, срок использования старой ККТ и сдачи отчетов по ней могут быть сопоставимы. При этом при сдаче отчетов после 01.07.2017 мы рекомендуем при визите в налоговую иметь при себе документы, подтверждающие вашу добропорядочность (договор поставки ФН и платежное поручение об его оплате с датой до 01.07.2017).

4. Какой штраф предусмотрен за не предоставление фискальных отчетов после снятия ККТ с учета ФНС в одностороннем порядке?

Штрафы за такое нарушение не предусмотрены. Однако те документы, которые выдает налоговой инспектор при снятии ККТ с учета, могут быть затребованы ФНС при плановых и внеплановых (встречных) проверках. Поэтому мы рекомендуем выполнить все операции по снятии ККТ с учета в полном объеме.

5. Что делать если ФНС снимет кассу с учета по своей базе 01.07.2017, а фискальные отчеты будут за другую, более позднюю дату?

На основании изменений к закону ФЗ-84, регулирующего применение кассового оборудования при операциях с наличными средствами, организации и предприниматели получили возможность отказаться от ведения части первичной документации, в том числе форм КМ-1 – КМ-9. Большая часть кассовых документов фискализируется. Однако документирование движения наличности в кассовой книге, приходных и расходных ордерах остается актуальным при переходе на онлайн кассу.

После перехода на «умные» кассы ведение первичной документации упростилось в разы. Привычные унифицированные формы и журналы учета, оформляемые ранее на основании требований постановления Госкомстата N 132 от 25.12.1998 и ФЗ-402 «О бухгалтерском учете», после отмены действия с 1 июля 2017 года Постановления Правительства №47 0, стали не обязательными для применения.

К такому выводу пришел Минфин, что отражено в его Письмах№ 03-01-15/54413 (16 сентября 2016 г.), № 03-01-15/28914 (12 мая 2017 г.), № 03-01-15/3482 (25 января 2017 г.), № 03-01-15/19821 (04 апреля 2017 г.).

  • Формы КМ-1 – акта, применяемого при обнулении счетчиков ККМ;
  • Формы КМ-2 – акта, необходимого для снятия показаний при ремонте кассы и возврате ее в работу;
  • Формы КМ-3 – акта, который заполняли при возврате наличности;
  • Формы КМ-4 – ;
  • Формы КМ-5 – специального журнала, предназначенного для фиксирования данных при применении касс, которые работают без кассира-операциониста;
  • Формы КМ-6 – справки-отчета для кассира-операциониста;
  • Формы КМ-7 – документ, фиксирующий показания ККТ.

С июля 2017 года предприятия, перешедшие на онлайн-кассы, могут законно отказаться от заполнения таких форм.

Примечание. Субъект предпринимательской деятельности после перехода на новую кассовую дисциплину имеет право в добровольном порядке сохранить старый документооборот. При этом заполняются необязательные документы в произвольной форме.

Форматы фискальных документов

Требования к фискальным документам, которые формируется в процессе эксплуатации онлайн-касс, изложены в п.4 и 5 ст.4.1 ФЗ-84 в новой редакции.

В большей степени они касаются реквизитов чеков и отчетов, а также сроков хранения в ФН, составляющих 30 дней.

Справка. Перед тем, как переходить на новую кассовую дисциплину, стоит ознакомиться с полным перечнем форматов фискальных документов, которые обязательны к использованию, дополнительными реквизитами и требованиями к формированию и обработке отражено в Приказе ФСН N ММВ-7-20/229 от 21.03. 2017 года.

Субъект предпринимательской деятельности в ходе применения онлайн кассы обязан соответствующим образом оформлять нужные фискальные документы в виде:

  • Отчета о регистрации – дополнительные реквизиты детально отражены в таблице 7 Приказа № ММВ-7-20/229;
  • Отчета, отражающего изменения данных о регистрации, – таблица 7 и таблица 8 ;
  • Отчета, открывающего смену, – фактически аналога отчет-Х – таблица 17 ;
  • Кассового чека или бланков строй отчетности – таблица 19 ;
  • Корректирующих чеков или БСО – таблица 30 ;
  • , – аналога отчета-Z – таблица 32 ;
  • Отчета, который формируется при закрытии ФН – таблица 33 ;
  • Отчет, подтверждающий текущие расчеты, – таблица 18 ;
  • Отчет подтверждения оператора – таблица 34 .

Все фискальные документы формируются непосредственно с применением онлайн кассы. То есть у кассира отсутствует необходимость заполнения вышеперечисленной документации вручную.

Важный момент! На разных моделях ККМ формирование фискальных отчетов и чеков (БСО) происходит по различным алгоритмам.

Но все модели онлайн-касс, одобренные ФСН и внесенные в реестр контрольно-кассовой техники , разработаны под требования ФЗ-84 и имеют возможность оформления необходимых фискальных документов.

Для кассира и бухгалтера важно знать не столько содержание каждого документа, так как они формируются программами современной ККТ и автоматически передаются в ФНС, сколько сроки, периодичность и основание для их оформления.

Все фискальные документы на протяжении 30 дней хранятся в памяти ФН. При нормальном соединении с интернетом они в автоматическом режиме передаются с ФНС. Если передача сведений не происходит в течение 30 суток, онлайн касса блокируется.

Поэтому штрафы в большей степени касаются не оформления документации, а не использования онлайн ККТ, как таковой, применения неисправной техники и за отказ от выдачи покупателю электронной версии чека.

Таблица 1. Штрафные санкции, связанные с применением онлайн-касс

Основание для применения штрафных санкций Санкции, применяемые к юридическому лицу Санкции, применяемые в ответственному лицу
Неприменение онлайн аппарата 75-100% от выручки 25-50% от выручки, но не менее 10 000 руб.
Повторный отказ от применения онлайн ККТ при достижении суммы выручки 1 млн. руб. Приостановление деятельности на сок до 90 дней Запрет на осуществление профессиональной деятельности на протяжении 1 – 2 лет
Использование неисправной кассы Штраф – 5000 – 10 000 руб. Штраф – 1500 – 3000 руб.
Отказ от выдачи электронного платежного чека покупателю, ФЗ Штраф – 10 000 руб. Штраф – 2 000 руб.

Обязательные кассовые документы при работе с онлайн кассами

Кассовые операции фиксируются в соответствии с Указом БР № 3210-У от 11 марта 2014 года. После перехода на новые онлайн кассы документооборот сохранился. Все также необходимо оформлять приходные кассовые ордера (ПКО) и расходные кассовые ордера (РКО) с занесением сведений в кассовую книгу.

Формы унифицированных кассовых документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ № 88 еще в 1998 г. и остаются неизменными и после регистрации онлайн ККМ.

Кассовая книга

В форме № КО-4 – кассовой книге отражается информация о полученных и выданных денежных средствах с указанием реквизитов ПКО, РКО, получателя, вносителя финансов.

Записи ведутся непосредственно в день проведения кассовой операции.

Вести форму КО-4 можно:

  • с применением бумажных бланков вручную;
  • на компьютерной технике с последующим распечатыванием;
  • в электронной форме.

Допускается внесение изменений в кассовые книги, заполненные вручную. Для этого ошибочная запись зачеркивается и вносятся верные сведения. Такие исправления должны быть заверены кассиром, главным бухгалтером.

Важно! В электронные кассовые книги после их подписания вносить правки нельзя.

При наличии на предприятии обособленных подразделений кассовые книги ведутся по каждому из них отдельно.

Если таких подразделений на предприятии нет, необходима одно кассовая книга даже при совмещении налоговых режимов.

Индивидуальные предприниматели вправе оформлять при ведении кассовых операций одну форму № КО-4.

При отсутствии соответствующих записей в кассовой книге предусмотрены штрафы:

  • в размере 40 000 – 50 000 руб. на предприятие;
  • в размере 4 000 – 5 000 руб. на руководителя, индивидуального предпринимателя.

Приходный кассовый ордер

В форме № КО-1– приходно кассовом ордере (ПКО) отображается получение наличных денег. Бланк состоит из двух частей: непосредственно ордера и отрывной квитанции.

Кассиром заполняются все строки и подписываются обе части документа. К «приходнику» можно прикладывать отчет о закрытии смены, который является первичным документом.

Справка! Распечатывать на онлайн кассе и хранить отчет о закрытии смены не обязательно.

Расходный кассовый ордер

В форме № КО-2 – расходно кассовом ордере (РКО) отражаются выданные из кассы суммы наличных денег.

В разрезе применения онлайн касс РКО оформляется при выдаче кассиру-операционисту разменных купюр и монет.

Что еще почитать