Гранатовый двор выставки. Новый культурно-выставочный центр "гранатный двор"

По этой улице приятно пройтись, особенно в выходной день, когда здесь мало машин, поэтому сворачиваем с Малой Никитской. За музеем-квартирой А.М. Горького и начинается наша прогулка по Спиридоновке. Улица названа так по церкви Святого Спиридония на Козьем болоте. Когда-то так называлась эта местность, где водились дикие козы, а Спиридоний в молодости был пастухом. Он почитается церковью как покровитель пастухов, коз и сельского хозяйства в целом. Со временем вокруг ручья на болоте построились дома, потом роскошные особняки. В новые времена церковь снесли, Спиридоновку переименовали в улицу Алексея Толстого, особняки заняли посольства. Но всё-таки, несмотря на построенные ещё в советское время многоэтажки, здесь и сейчас веет Старой Москвой.
Кроме того, что на Спиридоновке - два особняка, построенные Шехтелем, два литературных музея, памятник Александру Блоку, здесь можно увидеть много интересных зданий в очень хорошем состоянии. В воскресный день на этой улице часто встречаются люди с картами, путеводителями, просто рассматривающие здания и с фотоаппаратами, в общем, прогулка получилась с положительными эмоциями.

1. Начало Спиридоновки - дом № 3/5, одна из самых старых построек Москвы, палаты Гранатного двора. С этого места видна стрелка с Гранатным переулком, на стрелке - розовый дом в форме утюга, формирующий направление Спиридоновки.

2. В XIV веке в Гранатном дворе располагались мастерские, где делались разрывные артиллерийские снаряды. В советское время тут были почти развалины, а в 1970-х годах строению угрожал снос. К счастью, в этот раз всё кончилось благополучно, и в 90-х комплекс наконец начали восстанавливать. После реставрации или реконструции, как считали специалисты, здание было приспособлено для Объединения дизайнеров интерьера.

3. Вид на Гранатный двор.

5. Угловой дом под номером 2/9 был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. Этот доходный дом с общежитием для бедных студентов-армян, учившихся в Москве, возводился в два этапа: в 1899 году вдоль Гранатного переулка был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера, а в 1902 году архитектор В.А. Величкин, автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырёхэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя.
До 1917 г. в доме проживала многочисленная семья его владельцев. Н.П. Армянский состоял членом Русского фотографического общества. Его брат М.П. Армянский был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта. В одной из квартир находилось частное училище для детей, которым заведовала А.Ф. Армянская. С момента постройки в квартирах этого дома во все времена проживала творческая интеллигенция: архитекторы, писатели. В квартирах этого дома устраивались различные вечеринки и царила богемная жизнь. Сейчас в доме по-прежнему находятся жилые квартиры, за исключением первого этажа, где расположены, кроме галереи современного искусства «Открытый клуб», различные организации.

6. Жилой дом № 9 купца Х. Павлова (реконструкция 1994) - это двухэтажный кирпичный дом, построенный по индивидуальному проекту в классическом стиле.

7. Симпатичный особняк является объектом культурного наследия, построен в 1895 году. Симметрично расположенные входы выделены легкими ажурными козырьками.

8. Дом №10, построенный в 1905 году архитектором П. В. Скосыревым по заказу его величества императора для артистов Большого театра. Особняк с красивым фасадом расположен в тихом огороженном скверике.

9. В доме сохранились парадные мраморные лестницы, арочные окна и лепнина, напоминающие об историческом, театральном прошлом этого дома.

10. Дом по адресу Спиридоновка, 11 тоже является памятником архитектуры. Городская усадьба А.Ф.Беляева, построенная в 1902-1904 годах архитектором И. И. Бони, - объект культурного наследия федерального значения. Дом построен в стиле "рациональный модерн" для известного врача, у которого наблюдались Шаляпин и Собинов. Необычная ограда делает домик очень привлекательным. А само здание строилось как подражание особняку Рябушинского, который находится в начале улицы. (Об особняке Рябушинского в http://galik-123.livejournal.com/59813.html) В настоящее время дом №11 - это посольство Перу, впритык за забором - владения Алжира.

11. Взгляд в начало Спиридоновки, с правой стороны видны дома 2/9, 9, 11.

12. Дом № 13 - особняк Р.И. Гесте построен в 1907 году архитектором С.С. Шуцманом, и опять объект культурного наследия. В этом особняке находится посольство Алжира.

13. Адрес следующего владения № 14. Собственный доходный дом в стиле ренессанс архитектора П.С. Бойцова (1903), построен >при участии архитектора А.В. Флодина. Этот дом сейчас занимает Генеральное консульство Греции. Балкон третьего этажа здания обрамлен металлической решеткой классического орнамента. Общая симметрия фасада с элементами архитектурного декора нарушена в первом этаже входным тамбуром, выступающим углом и граненым эркером над ним. Дом украшает массивная скульптурная группа: лев, побеждающий дракона, как напоминание о венской архитектуре.


14. Дом № 16 - доходный дом П.С. Бойцова.

15. А этот особняк (дом № 17) - главное украшение Спиридоновки. Федор Шехтель спроектировал стилизованный под замок особняк для Саввы Морозова и его жены. В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю Савву Морозова. Ради неё Савва переступил через обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу как большой позор для семьи. Несмотря ни на что, в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

16. Савва Тимофеевич Морозов учился в Кембридже и был известным англоманом, поэтому для своего особняка он выбрал стиль английской неоготики. Построенный в 1898 году особняк был первой масштабной работой архитектора Шехтеля. Деньги, полученные от этого заказа, позволили ему построить для себя особняк в Ермолаевском переулке. Наблюдение за строительством осуществлял архитектор И. С. Кузнецов с помощниками В. Д. Адамовичем, И. Е. Бондаренко, интерьеры были заказаны художнику М. А. Врубелю.

17. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Особняк сильно пострадал от пожара в 1995 году, но был быстро восстановлен. Всё-таки, это объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время это дом приёмов МИД РФ.

18. Дом № 20 соответствует респектабельному стилю улицы, но кажется, что это новодел.


16. На углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка стоит большой серый жилой дом № 24/1 треста "Теплобетон" в стиле конструктивизма. Этот уникальный дом был построен в 1932-1934 годах из редкой технологической новинки - теплобетона. В настоящее время - Союз дизайнеров России.

17. Дом выделяется и наличием барельефа с аллегорическими фигурами и поясняющими надписями: "Техника, искусство, наука". В архитектуре дома присутствуют два стиля - конструктивизм и сталинский ампир. Именно на этом месте стояла разрушенная церковь.

21. Вид в сторону Садового кольца - дома № 28 и 30.

22. Дом Тарасова № 30/1 был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов.
Этот дом на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка выглядит как-то не по-московски. Такое впечатление создаёт шершавая рустованная (т. е. отделанная полосками как будто под плитку шоколада) стена и громоздкие обрамления окон. У этого дома есть итальянский прототип: палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине XVI века знаменитым Андреа Палладио. Однако Жолтовский переосмыслил пропорции здания. В палаццо Тьене верхний этаж имеет большую высоту, чем нижний. Жолтовскому же больше нравились соотношения этажей в венецианском Дворце дожей: высокий нижний этаж и более короткий верхний. При этом декор фасада перекочевал на Спиридоновку практически без изменений.

23. Заказчиком строительства был богатый купец Гавриил Тарасов, выходец из армянской семьи. На фасаде дома и сейчас можно прочесть надпись на латыни "Гавриил Тарасов сделал". После революции в здании размещался Верховный суд, затем посольство Польши, а с 1960-х годов роскошные итальянские комнаты с колоннами, каминами и расписными потолками занимает Институт Африки Российской Академии наук. Дом Тарасова - объект культурного наследия федерального значения.

24. Дома №№ 34, 36, 38 - доходные дома начала прошлого века известных архитекторов. Перед домами сквер с атрибутами советского прошлого. Как оказалось, появились пионеры в постсоветское время.

25. Пожалуй, это одна из самых респектабельных улиц Москвы и погулять по ней очень приятно.


В Москве на ул.Спиридоновка в старинном здании Белых палат открылся новый культурно-выставочный центр "Гранатный двор" .


Гранатный двор у Никитских ворот в был основан в XVI веке. На нём делали гранаты - разрывные артиллерийские снаряды, состоящие из ядра, начиняемого порохом. Отсюда и пошло название Гранатного переулка по соседству.


Гранатный двор был основным хранилищем артиллерийских боеприпасов до пожара 1712 г., когда взорвались погреба.


В начале 1970-х гг. при реставрационных работах обнаружено одно из зданий Гранатного двора - эти самые каменные палаты.


Обновленный Гранатный двор имеет потенциал стать масштабным арт-проектом, местом проведения выставок.

Автор проекта и кураторы выставки
Организаторы решили открыть фотовыставкой "Paparazzi Dolce Vita", которая представляет собой редчайшие оригинальные снимки голливудских звёзд от легендарного папарацци Марчелло Джеппети.


Мировая мода на несанкционированное вторжение фотографов в частную жизнь звезд началась с "Римского Голливуда".

Марчелло Джеппетти стоял у истоков этой тенденции и определил новый стиль взаимоотношений публики с предметом ее обожания.

Уникальность снимков в том, что у специалистов того времени не было фототехники с возможностью приближения, им приходилось самим подбираться к звездам.


Выставка будет идти еше 2 месяца, потом "гастроли" по Риге и Питеру.


Входной билет 350 руб.


Устроители проекта задумали по пятницам и субботам потчевать посетителей итальянским вином и легкими закусками в своем кафе.


Главный по тарелочкам итальянской еде
Обещали также музыкальным фоном пустить песни Нино Рота из известных кинофильмов 60-70-х годов.

Дом 12, строение 1.

Палаты были построены около 1650—1670 годов во владении, хозяином которого с середины XVII века был купец Иван Чулков. В 1673 году здание передали иконописцу Симону Фёдоровичу Ушакову для устройства в нём иконописной мастерской.

Каменный дом выстроен в два этажа на подклете, расположен по красной линии улицы. Рядом торцом к улице был построен одноэтажный флигель, здания соединялись мощными арочными воротами. Наружный фасад, выходящий в переулок, гораздо скромнее внутренних. Декор фасадов выполнен из тёсаного кирпича в стиле московского барокко, и занимает значительную часть поверхности стен. Окна оформлены наличниками на колонках с килевидными завершениями, на углах здания выполнены лопатки. Этажи разделяются сильно профилированными тягами.

Интерьер дома сохранил исходную планировку, в центре которой располагаются широкие сени, разделяющие помещения. В подклете и части комнат второго этажа сохранились оригинальные своды


___

Палаты Украинцева

Расположен на Ивановской горке, в Хохловском переулке (дом 7).

Принадлежали видному дипломату, думному дьяку Емельяну Украинцеву, который являлся посланником Российского государства в Швеции, Дании, Голландии, посол в Турции, Польше, глава Посольского приказа (1689-1697).

Здание выстроено в форме буквы «Г», «глаголем», это объясняется разделением дома на мужскую и женскую половины. Главный фасад выходит в большой двор с различными хозяйственными службами и садом. Задняя стена дома смотрит в Хохловский переулок. Хозяева жили на верхнем этаже, а внизу жили слуги, размещалась кухня, погреба и прочее.

После смерти Украинцева, у которого не было прямых наследников, в 1709 году, палаты были переданы генерал-фельдмаршалу князю М. М. Голицыну. После смерти князя перешли его сыну Александру, после выкуплены у него вместе с участком казной для размещения (с 1770 года) Московского главного архива.

В соответствии с требованиями к подобным учреждениям, дом переоборудовали: установили железные двери, решетки и ставни на окнах, деревянные полы на верхнем этаже заменили на чугунные. Здание стояло вдали от других домов, поэтому угрозы пожара для него почти не существовало. Все старинные грамоты и свитки были упорядочены, им не угрожала сырость, они были в безопасности от крыс и мышей. Один из служителей архива писал: «Здесь уже не нужны были кошки, которые в 18 столетии положены были по штату во французском Королевском архиве». После проделанной работы по упорядочиванию документов, архив стал доступен для учёных.

К середине XIX века здание перестало вмещать накопленные документы. Архив был перенесён в разные места: самые древние и ценные документы попали в Оружейную палату, где был открыт отдельный зал, древнехранилище. В 1874 году Архив целиком переехал в здание Горного правления (бывшие палаты Нарышкиных) на углу Воздвиженки и Моховой.

В 1875 палаты были переданы Московской консерватории, здесь расположилось Московское отделение Русского музыкального общества, появилась типография, в которой были впервые опубликованы почти все произведения П. И. Чайковского. Композитор хорошо знал эти места, гостил у своего друга, издателя Юргенсона в Колпачном. В 1895 году друг Чайковского, архитектор И. А. Клименко, пристроил к палатам 4-х этажное здание, где разместилась нотопечатня Юргенсона (№ 7-9, строение 2).



___

Гранатный двор

Гранатный двор у Никитских ворот в Москве был основан в XVI веке. На нём делали гранаты - разрывные артиллерийские снаряды, состоящие из ядра, начиняемого порохом.

В XVII веке Гранатный двор перевели к Симонову монастырю, а на его месте царь Фёдор Алексеевич указал устроить госпиталь (больницу).

В начале XVIII века при пожаре 1712 года Гранатный двор сгорел и был перенесён на Васильевский луг, а позже к Симонову монастырю. Почти два века считалось, что от него ничего не сохранилось, но сейчас обнаружены и отреставрированы некоторые постройки Гранатного двора XVI-XVII веков (ул. Спиридоновка, 3/5).
По имени Гранатного двора назван Гранатный переулок в Москве.



___

«Дом Мазепы»

Жилые помещения, расположенные в Москве в Колпачном переулке, дом № 10, построенные в XVI-XVII веках. Один из древнейших памятников московского гражданского зодчества. Свое название получили от того, что долгое время ошибочно считались домом, где проживал гетман Иван Мазепа, при посещении Москвы.

Корпус палат имеет Г-образный вид, часть которого расположена по Колпачному переулку, с крылом, уходящим во двор. Нижний этаж предназначен для хозяйственных помещений. На верхнем этаже располагались парадные комнаты с большими сенями, отдельным входом и лестницей. Со стороны двора второй этаж украшен декором из тёсаного кирпича - сдвоенными колонками, наличниками, карнизами и межэтажными тягами. Представляет уникальный памятник зодчества в стиле московского барокко.

Здание имеет старинную отопительную систему с отверстиями для печей, дымоходы внутри стен, «душники» для подачи тёплого воздуха. Одно время палаты принадлежали брату царицы Евдокии Фёдоровны - Абраму Фёдоровичу Лопухину.



___

Кожевенная слобода

Палаты в Москве, расположены по адресу Кожевническая улица, дом 19, строение 6.

Кожевенная слобода в Москве сформировалась в XVI веке, палаты скорее всего относились к ней и являются старейшим сохранившимся от слободы зданием. Кирпичный двухэтажный дом стоит в глубине владения, ближе к Москве-реке. Судя по характеру архитектуры здание относится к концу XVII века, об этом свидетельствуют кубический объём дома, увенчанный четырёхскатной крышей с высокими дымниками, узкие маленькие окна. Весь объём первого этажа занимает большая палата с одним столпом (несущей колонной). Предназначение палат доподлинно неизвестно. Второй этаж мог служить для жилья, в то время как на первом могло располагаться производство, храниться товар или осуществляться управление деятельностью слободы.

С западной и южной сторон у второго этажа имелось два отдельных входа, возле них хорошо сохранились ниши для свечей-фонарей. Оформление этажа богаче: окна украшены кирпичными наличниками с колонками и треугольными многопрофильными фронтонами. Между этажами выполнен горизонтальный пояс с поребриком. Кровля выходит далеко за плоскость стен, под ней проходит трехчастный кирпичный карниз.

После того как Пётр I уничтожил слободское устройство Москвы, в здании палат разместился мытный двор (городская таможня). Рядом с палатами, в районе современного Новоспасского моста находилась паромная переправа через Москву-реку, за пользование которой и ввоз товаров в город купцы платили налог (мыт). В XIX веке в палаты занимали различные государственные учреждения, затем они сдавались в аренду.


___

Палаты Аверкия Кириллова

Находятся на Берсеневской набережной (дом № 20).

Участок земли у самой кромки Москвы-реки, на котором стоят палаты, изначально принадлежал Беклемишевым. После казни в 1525 году И. Н. Берсень-Беклемишева, сначала попавшего в опалу, а затем замешанного в т. н. «деле Максима Грека» эти земли перешли в царское владение. Впрочем, очень скоро они были пожалованы некоему Кириллу - основателю рода Кирилловых. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке - думном дьяке Аверкии Кириллове - в 1656-1657 годах.

Наружный декор Никольской церкви и самих палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах - пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. Использование цветных изразцов только усиливает общее впечатление нарядности и пышности. На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей.



В 1703-1711 годах дом был несколько перестроен под руководством нового владельца усадьбы - дьяка Оружейной палаты А. Ф. Курбатова, возглавлявшего в то же время и строительство Кремлёвского арсенала. В средней части северного фасада, выходящего на набережную, появилась пристройка, выполненная уже во вкусе петровской эпохи: трёхъярусная, с мощным декоративным завершением и огромными несколько причудливой формы волютами, фланкирующими т. н. «теремок» верхнего яруса. Выделяются окна среднего яруса: они несколько больше, чем остальные, обрамлены строгими наличниками и завершаются лучковыми фронтонами-раковинками. Над входом - мощный козырек на фигурных консолях. Углы пристройки рустованы - решение, которое придает ей некой архитектурной собранности и в наибольшей степени контрастирует с прихотливой и «необязательной» архитектурой XVII века.

Во второй половине 1860-х годов архитектор А. П. Попов осуществил некоторую перестройку и приспособление палат для размещения Московского археологического общества, которое находилось здесь в 1868-1923 годах. С 1941 года здание занимает Российский институт культурологии.



___

Палаты в Среднем Овчинниковском переулке

Палаты в Среднем Овчинниковском переулке находятся по адресу: Средний Овчинниковский переулок, дом 10, строение 1.

Здание каменных палат в Среднем Овчинниковском переулке создано в конце XVII века по проекту неизвестного автора. Предназначение неизвестно. Одни учёные предполагают, что в этом месте находилась съезжая или приказная изба. В ней хранились докумены об управлении городом, печати, государевы грамоты, росписи сборов и приходные, расходные книги. Однако другие имеют другую точку зрения. В здании велось производство. Они имеют в качестве доказательства: отходы кожи, найденные археологами.

С 1632 года здесь размещалась Овчинная слобода. В неё было более 10 дворов. Благодаря этому назван переулок, пролегающий рядом и храм Михаила Архангела. По мнению учёных, считающих что здесь находилось производство, на первом этаже работала ремесленная кожевная мастерская по овчине. На втором этаже размещалось административная контора.



___

Старый английский двор

Находится по адресу - ул. Варварка, д. 4

Эти белокаменные жилые палаты появились в XV веке и принадлежали постельничему Ивану Бобрищеву, известному также под прозвищем «Юшка». Поскольку последний, видимо, не оставил после себя наследников, в следующем веке здание стало казённым и было несколько перестроено.



Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею, А. Литовченко, 1875


В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы, а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании. Англичане поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань, меха. В качестве помещения для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье. В 1571 году во время нашествия на Москву хана Девлета Гирея стены и своды палат были повреждены, но вскоре их отстроили и расширили.



___

Палаты Волковых-Юсуповых

Находится по адресу: Центральный административный округ, Большой Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4.

Юсуповский дворец - одна из самых старых гражданских построек Москвы. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя есть подвергаемые сомнению датировки, относящие к концу XV века или 1555 году. Согласно легенде, хозяином этих палат был царь Иван IV Васильевич, и они выполняли роль охотничьего дворца. Однако никаких источников, подтверждающих это, не имеется.

В конце XVII века Пётр I дворец был пожалован второму по рангу после Гаврилы Головкина дипломату петровского времени, вице-канцлеру и кавалеру ордена св. Андрея Первозванного (1719) П. П. Шафирову. В 1723 году император гостил здесь у Шафирова в усадьбе, об этом свидетельствует походный журнал государя.

Следующим владельцем особняка был государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы (Преображенского приказа и Тайной канцелярии), действительный тайный советник граф Толстой. В 1727 году, при правлении Петра II, Толстого отправили в ссылку в Соловецкий монастырь, а здание было изъято.

Участок же достался Алексею Волкову, помощнику Меншикова и обер-секретарю Военной коллегии. Благодаря этому здание имеет название «Палаты боярина Волкова», при том что Волков не имеет никакого отношения к боярам. Но хозяином дворца он оставался меньше года. Меншиков потерял должность, и у Волкова взяли усадьбу. Её хозяином стал князь и генерал-аншеф Григорий Юсупов-Княжев, подполковник Преображенского полка. В начале XIX века здесь проводились светские встречи. С 1801 года по 1803 год здесь жил великий русский поэт А. С. Пушкин.



Теремной дворец. Вид с Моховой улицы

Теремной дворец

Построен в 1635-1636 годах по приказу царя Михаила Фёдоровича каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.

Это первые каменные покои в царском дворце. Дворец был построен на нижнем ярусе северной части великокняжеского дворца, сооружённого по проекту Алевиза Фрязина в 1499-1508 годах, а также надстроенные над ним во второй половине XVI века Мастерские палаты. На этих двух этажах были надстроены три новых: два жилых этажа (в нижнем - служебные помещения, а также покои царицы и царских детей, в верхнем - покои царя), а также третий - златоверхий Теремок, где в обширном зале заседала Боярская дума (окончен в 1637). Пятиэтажный дворец был необычайно крупным и монументальным для того времени. В южной стороне дворца на уровне алевизовского подклета устроили парадное Постельное крыльцо; под прямым углом к нему от Боярской площадки шла Золотая лестница, выходившая на Передний каменный двор или Верхоспасскую площадку.



___

Палаты Шуйских

Образец жилой застройки Белого города находится по адресу Подкопаевский переулок, д.5/2. В конце XVI века владение предположительно принадлежало Шуйским - отсюда их часто встречающееся название, однако так называемый «двор Шуйских» принадлежал князю Ивану Михайловичу Барятинскому.

Палаты сильно выступают за красную линию Подкопаевского переулка и почти полностью занимают тротуар. Благодаря этому и природному рельефу местности палаты хорошо просматриваются даже с отдалённых точек. Существующее здание относится к разным строительным периодам. Первоначальный древнейший объём поставлен торцом к переулку (отмечен охранной доской), состоит из двух сводчатых палат и двух подвальных помещений под ними.

Первоначальный декор палат реставрирован, но благодаря поздним перестройкам обращён в интерьер существующего здания. Восстановленный декор наличников, железные оконные решётки, лопатки, профилированный цоколь относится к 1650-1670-м годам. В северо-западной части палат обнаружены следы крыльца. Стены подвальных помещений выложены из белого камня, а их своды из кирпича. Первоначально палаты были двухэтажными - об этом говорят сохранившиеся части фасада.

В начале XVIII века по линии нынешнего Подкопаевского переулка к древней части была пристроена ещё одна палата на месте крыльца, и здание в это время получило Г-образную форму.

В 1770-х годах здание было вновь перестроено, вследствие чего приобрело прямоугольную конфигурацию плана.

В начале XIX века с востока были пристроен дополнительный объём и устроены антресоли. Во втором этаже и антресолях сохранилась характерная для дворянских особняков начала XIX века планировка, а также фрагменты убранства: двери, печи, камин и наборные паркетные полы. В дворовой части сохранились старинные ворота и фрагмент первоначальной ограды.

При доме небольшой садик. Подпорная стенка сделана из оштукатуренных и покрашенных бетонных блоков.



___

Грановитая палата

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487-1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например, Алмазный дворец в Ферраре.

В первом летописном упоминании фигурирует как "палата большая великого князя на площади", впоследствии могла называться Большой Золотой или просто Большой палатой. Эта палата была построена на месте древней гридницы (столовой) и являлась передним приёмным покоем дворца. Рядом с Грановитой палатой была выстроена Средняя золотая палата. Перед Средней палатой возвышалось Верхнее крыльцо (Передние переходы), на которое с Соборной площади вели три лестницы:

У стены Грановитой палаты (ныне называется Красное крыльцо). В старину называлась Красной Золотой. Это лестница служила для торжественных выходов царя. В XVII веке она была перекрыта сводами;
- средняя лестница, которая с конца XVII века называлась Золотая лестница, или Золотая решётка. Вела в сени Средней Золотой палаты. По ней во дворец попадали послы нехристианских государств;
- Паперть Благовещенского собора. Обыкновенно именно она служила входом во дворец с Соборной площади.

Между лестницами Грановитой и Средней Золотой (называлась так с 1517 года, а в конце XVII века была переименована в Золотую Расправную) палат находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. За Средней Золотой палатой находилась Столовая брусяная изба, сломанная в 1681 году, а к югу от неё возвышалась Набережная палата (в 1681 году переименована в Столовую), просуществовавшая, как и Средняя Золотая, до 1753 года.



___

Палаты Романовых

Адрес: Варварка 10.

Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XV века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов родоначальник новой царственной династии. Сама усадьба, с XVI века, принадлежала его деду - Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, сыну того самого Романа Юрьевича, который и дал начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова - Михаила Федоровича. Само здание, к сожалению, до нас не дошло в своём первоначальном виде. Зато сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Сами Палаты одно время относились к монастырскому подворью, впоследствии неоднократно подвергались огню, разграблению.

Во времена правления Борис Годунова, Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени Палаты остались бесхозными. И, несмотря на то, что Филарет Никитич и был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, будучи монахом, не жил в своём доме.



А. П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате». 1893


Некогда усадьба была обширной, и занимала видное место в топографии Москвы XVI в. Даже была особо отмечена на плане города 1613 г.. В углу усадьбы находилась тогда другая постройка - «Палаты на верхних погребах»; она, вероятно, являлась одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи Романовых, служили, более обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы.

По этой улице приятно пройтись, особенно в выходной день, когда здесь мало машин, поэтому сворачиваем с Малой Никитской. За музеем-квартирой А.М. Горького и начинается наша прогулка по Спиридоновке. Улица названа так по церкви Святого Спиридония на Козьем болоте. Когда-то так называлась эта местность, где водились дикие козы, а Спиридоний в молодости был пастухом. Он почитается церковью как покровитель пастухов, коз и сельского хозяйства в целом. Со временем вокруг ручья на болоте построились дома, потом роскошные особняки. В новые времена церковь снесли, Спиридоновку переименовали в улицу Алексея Толстого, особняки заняли посольства. Но всё-таки, несмотря на построенные ещё в советское время многоэтажки, здесь и сейчас веет Старой Москвой.
Кроме того, что на Спиридоновке - два особняка, построенные Шехтелем, два литературных музея, памятник Александру Блоку, здесь можно увидеть много интересных зданий в очень хорошем состоянии. В воскресный день на этой улице часто встречаются люди с картами, путеводителями, просто рассматривающие здания и с фотоаппаратами, в общем, прогулка получилась с положительными эмоциями.

1. Начало Спиридоновки - дом № 3/5, одна из самых старых построек Москвы, палаты Гранатного двора. С этого места видна стрелка с Гранатным переулком, на стрелке - розовый дом в форме утюга, формирующий направление Спиридоновки.

2. В XIV веке в Гранатном дворе располагались мастерские, где делались разрывные артиллерийские снаряды. В советское время тут были почти развалины, а в 1970-х годах строению угрожал снос. К счастью, в этот раз всё кончилось благополучно, и в 90-х комплекс наконец начали восстанавливать. После реставрации или реконструции, как считали специалисты, здание было приспособлено для Объединения дизайнеров интерьера.

3. Вид на Гранатный двор.

5. Угловой дом под номером 2/9 был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. Этот доходный дом с общежитием для бедных студентов-армян, учившихся в Москве, возводился в два этапа: в 1899 году вдоль Гранатного переулка был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера, а в 1902 году архитектор В.А. Величкин, автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырёхэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя.
До 1917 г. в доме проживала многочисленная семья его владельцев. Н.П. Армянский состоял членом Русского фотографического общества. Его брат М.П. Армянский был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта. В одной из квартир находилось частное училище для детей, которым заведовала А.Ф. Армянская. С момента постройки в квартирах этого дома во все времена проживала творческая интеллигенция: архитекторы, писатели. В квартирах этого дома устраивались различные вечеринки и царила богемная жизнь. Сейчас в доме по-прежнему находятся жилые квартиры, за исключением первого этажа, где расположены, кроме галереи современного искусства «Открытый клуб», различные организации.

6. Жилой дом № 9 купца Х. Павлова (реконструкция 1994) - это двухэтажный кирпичный дом, построенный по индивидуальному проекту в классическом стиле.

7. Симпатичный особняк является объектом культурного наследия, построен в 1895 году. Симметрично расположенные входы выделены легкими ажурными козырьками.

8. Дом №10, построенный в 1905 году архитектором П. В. Скосыревым по заказу его величества императора для артистов Большого театра. Особняк с красивым фасадом расположен в тихом огороженном скверике.

9. В доме сохранились парадные мраморные лестницы, арочные окна и лепнина, напоминающие об историческом, театральном прошлом этого дома.

10. Дом по адресу Спиридоновка, 11 тоже является памятником архитектуры. Городская усадьба А.Ф.Беляева, построенная в 1902-1904 годах архитектором И. И. Бони, - объект культурного наследия федерального значения. Дом построен в стиле "рациональный модерн" для известного врача, у которого наблюдались Шаляпин и Собинов. Необычная ограда делает домик очень привлекательным. А само здание строилось как подражание особняку Рябушинского, который находится в начале улицы. В настоящее время дом №11 - это посольство Перу, впритык за забором - владения Алжира.

11. Взгляд в начало Спиридоновки, с правой стороны видны дома 2/9, 9, 11.

12. Дом № 13 - особняк Р.И. Гесте построен в 1907 году архитектором С.С. Шуцманом, и опять объект культурного наследия. В этом особняке находится посольство Алжира.

13. Адрес следующего владения № 14. Собственный доходный дом в стиле ренессанс архитектора П.С. Бойцова (1903), построен >при участии архитектора А.В. Флодина. Этот дом сейчас занимает Генеральное консульство Греции. Балкон третьего этажа здания обрамлен металлической решеткой классического орнамента. Общая симметрия фасада с элементами архитектурного декора нарушена в первом этаже входным тамбуром, выступающим углом и граненым эркером над ним. Дом украшает массивная скульптурная группа: лев, побеждающий дракона, как напоминание о венской архитектуре.


14. Дом № 16 - доходный дом П.С. Бойцова.

15. А этот особняк (дом № 17) - главное украшение Спиридоновки. Федор Шехтель спроектировал стилизованный под замок особняк для Саввы Морозова и его жены. В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю Савву Морозова. Ради неё Савва переступил через обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу как большой позор для семьи. Несмотря ни на что, в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет.

16. Савва Тимофеевич Морозов учился в Кембридже и был известным англоманом, поэтому для своего особняка он выбрал стиль английской неоготики. Построенный в 1898 году особняк был первой масштабной работой архитектора Шехтеля. Деньги, полученные от этого заказа, позволили ему построить для себя особняк в Ермолаевском переулке. Наблюдение за строительством осуществлял архитектор И. С. Кузнецов с помощниками В. Д. Адамовичем, И. Е. Бондаренко, интерьеры были заказаны художнику М. А. Врубелю.

17. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Особняк сильно пострадал от пожара в 1995 году, но был быстро восстановлен. Всё-таки, это объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время это дом приёмов МИД РФ.

18. Дом № 20 соответствует респектабельному стилю улицы, но кажется, что это новодел.


16. На углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка стоит большой серый жилой дом № 24/1 треста "Теплобетон" в стиле конструктивизма. Этот уникальный дом был построен в 1932-1934 годах из редкой технологической новинки - теплобетона. В настоящее время - Союз дизайнеров России.

17. Дом выделяется и наличием барельефа с аллегорическими фигурами и поясняющими надписями: "Техника, искусство, наука". В архитектуре дома присутствуют два стиля - конструктивизм и сталинский ампир. Именно на этом месте стояла разрушенная церковь.

21. Вид в сторону Садового кольца - дома № 28 и 30.

22. Дом Тарасова № 30/1 был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих ее усадьбах несколько крупных заказов.
Этот дом на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка выглядит как-то не по-московски. Такое впечатление создаёт шершавая рустованная (т. е. отделанная полосками как будто под плитку шоколада) стена и громоздкие обрамления окон. У этого дома есть итальянский прототип: палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине XVI века знаменитым Андреа Палладио. Однако Жолтовский переосмыслил пропорции здания. В палаццо Тьене верхний этаж имеет большую высоту, чем нижний. Жолтовскому же больше нравились соотношения этажей в венецианском Дворце дожей: высокий нижний этаж и более короткий верхний. При этом декор фасада перекочевал на Спиридоновку практически без изменений.

23. Заказчиком строительства был богатый купец Гавриил Тарасов, выходец из армянской семьи. На фасаде дома и сейчас можно прочесть надпись на латыни "Гавриил Тарасов сделал". После революции в здании размещался Верховный суд, затем посольство Польши, а с 1960-х годов роскошные итальянские комнаты с колоннами, каминами и расписными потолками занимает Институт Африки Российской Академии наук. Дом Тарасова - объект культурного наследия федерального значения.

24. Дома №№ 34, 36, 38 - доходные дома начала прошлого века известных архитекторов. Перед домами сквер с пионерами. Как оказалось, они появились тут не так давно.

25. Пожалуй, это одна из самых респектабельных улиц Москвы и погулять по ней очень приятно.

Первое архивное изображение дома № 3/5 по Спиридоновке относится к 1764 году, однако проведенные в 1970-х гг. археологические исследования выявили, что еще в конце XVII века на этом месте были возведены каменные палаты.
Предполагают, что здесь располагались мастерские по производству разрывных артиллерийских снарядов, находившиеся в ведомстве Пушкарского приказа (с 1701 года – Артиллерийского приказа). Здесь же находился склад для хранения боеприпасов. Отсюда наименование – Гранатный двор. Кроме того память об этих мастерских сохраняется в названии Гранатного переулка, который примыкает к Спиридоновке вблизи от того места, где находятся палаты.
Есть сведения, что двор собирались перенести подальше от города, но по тем или иным причинам задуманное так и не было исполнено. В 1712 году в Москве произошел большой пожар, сильно пострадал и Гранатный двор. Взорвались пороховые склады, здание практически превратилось в руины. Тем не менее, часть стен сохранилось, и их использовали при возведении новой постройки.
Существует другая версия, согласно которой у палат было не производственное, а административное назначение. Они являлись приказным корпусом для проживания чиновников военного ведомства на территории "Гранатного двора". Сам же двор, скорее всего, располагался ниже по переулку.
Так или иначе, здание нуждалось в перестройке и вновь возведенное на этом месте строение, почти не напоминало те палаты, что стояли здесь до пожара. Об их существовании напоминали лишь кирпичные своды в нижнем этаже, оставшиеся местами оконные проемы и фрагменты декора. Согласно архивным данным в середине XVIII века домовладение принадлежало князю М.С.Долгорукому, позже здесь селились купцы, а затем был дом причта церкви "Большое Вознесение".
В 1930-е гг. здание подвергалось неоднократным переделкам, причиной которых стало, прежде всего, устройство здесь коммунального жилья.
В 1973 году, когда, в ходе предварительных реставрационных работ по восстановлению памятника, находившегося к тому моменту в плачевном состоянии, были обнаружены свидетельства, позволившие определить датировку здания, было принято решение вернуть палатам первоначальный облик конца ХVII – нач. ХVIII вв.. Работы по реставрации проводились здесь в 1970-х и в 1990-х гг.
Реставраторы воссоздали планировку здания того периода, сводчатые перекрытия этажей, высокую вальмовую кровлю. Со стороны восточного фасада восстановили каменное крыльцо с шатровой кровлей, а вдоль западного фасада – двухэтажную галерею (гульбище), оформленную аркадой в первом этаже.
Фасады палат украшает белокаменный декор, довольно скупой, что говорит в пользу производственного назначения здания: трехчастный карниз опоясывает здание, оконные и дверные проемы обрамлены широкими профилированными наличниками, вертикальный ритм здания поддерживают плоские лопатки.
Культурный слой палат XVI в.-XVII в. является памятником археологического наследия федерального значения и охраняется государством.

Что еще почитать