Рекомендаций для заказчиков по осуществлению закупок продуктов питания для обеспечения муниципальных нужд. Кто должен описывать предметы закупки продуктов питания Продукты питания для образовательных учреждений по 44 фз

Рассказываем, как правильно провести закупку продуктов питания по 44 ФЗ и на что стоит обратить особое внимание при организации таких торгов.

Описываем объект закупки

Заказчик должен прописать в документации технические и качественные свойства продукции (п. 1 ч. 1 ст. 33). При этом запрещено использовать фирменные наименования, страну происхождения, а также торговые знаки. Последние уместны только если рядом с ними есть фраза .

Показатели (минимальные, максимальные и неизменяемые значения), единицы измерения и характеристики товаров и услуг указывают согласно техническим регламентам и стандартам ( , СанПиН, гигиенические нормативы и т. д.).

В подобных процедурах в документацию включают спецификацию на продукцию (п. 3 ч. 1 ст. 33), а также устанавливают требования к упаковке товара, подтверждению соответствия, к процессам и методам производства.

Таким образом, товар может быть представлен так: «творог, сыр».

А описание организации питания, помимо спецификации, может содержать график оказания услуг, меню, описание процессов: «график, меню, процессы».

Продукты имеют срок годности, поэтому в документацию необходимо включить требование к нему (п. 4 ст. 33). Например, такой остаточный период может быть равен не менее 80 %. Тогда молоко, которое хранится 10 дней, должно быть доставлено и принято покупателем не позднее чем на 2-й день после изготовления продукта.

Устанавливаем ограничения

Принимаем товары

Приемка продуктов питания по 44-ФЗ осуществляется согласно правилам и срокам, указанным в контракте (п. 13 ст. 34 44-ФЗ). Такие действия осуществляет представитель заказчика либо (от 5 человек). На этом этапе заказчик также проводит экспертизу (самостоятельно или с привлечением экспертов). Контролю подлежит:

  1. Количество и качество продуктов.
  2. Условия перевозки.
  3. Срок годности.
  4. Сохранность упаковки.
  5. Работники, непосредственно работающие с товаром (при организации питания).

По результатам заказчик подписывает акт приемки либо составляет мотивированный отказ.

Образец акта приема-передачи

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать.

Заказчик должен всегда осуществлять закупки с помощью открытых конкурсов, кроме тех случаев, когда закон предписывает организовывать электронные аукционы, конкурсы с ограниченным участием, закупки у единственного поставщика и т. д.

Если же объем рассматриваемых услуг определить невозможно, в извещении, а также в документации покупатель указывает цену за единицу услуги (п. 2 ст. 42). Так, например, проводили тендер на организацию питания 2019 в Москве.

Составляем ТЗ

ТЗ может быть представлено в виде текстового и табличного блока (например, меню). Последний часто публикуют отдельным файлом ввиду его большого объема. После определения победителя тендера этот документ могут использовать как приложение к контракту.

Образец технического задания

Примеры завершенных процедур

В качестве примера можно рассмотреть результаты тендеров на горячее питание в Волхове: конкурс с ограниченным участием № 0145300005016000415 от 22.11.2016. Организатор: администрация Волховского МР. Предмет закупки: организация горячего питания детей в МОБУ «Волховская СОШ № 7». НМЦК: 2 868 892,00 руб.

Организацией питания в школьной столовой муниципального бюджетного учреждения занимается сторонняя организация. Деньги на оплату питания поступают учреждению от родителей и в виде субсидии.
Может ли такое учреждение выступать в качестве организатора торгов, при этом заказчиком по заключенному договору на организацию горячего питания будут являться родители? Правомерно ли в таком случае поступление денег от родителей прямо на счет исполнителя, минуя лицевой счет школы? Необходимо ли в таком случае осуществлять закупку от имени учреждения и на деньги субсидии, и на родительские деньги?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае заказчиком услуг по организации горячего питания в столовой может быть только бюджетное учреждение. Договор должен быть заключен в соответствии с нормами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в рамках которого родители обучающихся заказчиками быть не могут. Обязанность оплатить услуги по такому договору возникает именно у заказчика. Однако эта обязанность может быть исполнена за заказчика третьими лицами, в том числе родителями детей, обучающихся в образовательной организации.

Обоснование позиции:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями (за отдельными исключениями) либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. , и Закона N 44-ФЗ.
Заказчиком в целях применения норм N 44-ФЗ является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч.ч. 1 и 2.1 ст. 15 того же федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки ( Закона N 44-ФЗ).
Под закупкой товара, работы, услуги (далее также - закупка) в N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 этого закона). Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершаются заключением контракта ( Закона N 44-ФЗ).
Согласно Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 той же статьи. В этих исключительных случаях бюджетные учреждения вправе при соблюдении определенных условий закупать товары, работы и услуги с применением положений от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ( Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, бюджетное учреждение признается заказчиком, который при осуществлении закупок товаров, работ или услуг, оплата которых хотя бы частично производится за счет субсидий, предоставленных такому учреждению из соответствующего бюджета, обязан руководствоваться требованиями N 44-ФЗ. Физические лица не могут выступать в качестве заказчиков в рамках закупок согласно правилам N 44-ФЗ. Поэтому родители учащихся не могут быть заказчиками услуг по организации питания в школе, закупаемых с применением процедур, которые предусмотрены N 44-ФЗ. Правила ст. 25 названного федерального закона о проведении совместных конкурсов и аукционов с возложением на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение либо одного из заказчиков функций организатора таких торгов в этой ситуации неприменимы.
Отметим, что, поскольку контракт, заключаемый в соответствии с N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого федерального закона), к нему применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных N 44-ФЗ.
Сторонами в обязательстве, в том числе возникшем из договора, являются должник и кредитор ( , ГК РФ). Применительно к договору возмездного оказания услуг сторонами обязательства являются исполнитель и заказчик ( ГК РФ).
Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон ( ГК РФ). Таким образом, обязанность оплатить оказанные услуги не может возникнуть у третьего лица, поскольку оно не является заказчиком. По контракту, заключенному заказчиком, обязанность оплатить услуги возникает именно у заказчика.
В N 44-ФЗ отсутствуют нормы, которые прямо бы устанавливали запрет на заключение таких контрактов, денежные обязательства по которым возникали бы не у заказчиков, а у третьих лиц. Вместе с тем из ряда положений этого закона следует, что по контракту, заключаемому в соответствии с N 44-ФЗ, оплата за предоставленное контрагентом исполнение осуществляется именно заказчиком, являющимся стороной контракта (смотрите, например, Закона N 44-ФЗ). В ряде же случаев (например, в случае заключения контракта на электронной площадке) подписание трехстороннего контракта и вовсе технически невозможно (смотрите, например, Закона N 44-ФЗ).
Следует отметить, что представители Минэкономразвития России дают отрицательный ответ на вопрос о возможности заключения трехсторонних контрактов в рамках N 44-ФЗ, ссылаясь на то, что названным федеральным законом это не предусмотрено (письма от 14.06.2016 N Д28и-1614, от 29.09.2014 N ОГ-Д28-7693). Кроме того, возможность применения к такого рода договорам положений этого закона весьма сомнительна, поскольку все соответствующие нормы N 44-ФЗ основаны на презумпции того, что заказчик является стороной контракта. Только в этом случае, например, к заказчику как к лицу, у которого возникают обязательства оплатить услуги, могут применяться меры ответственности за просрочку либо неисполнение обязанности по оплате исполнения контракта, предусмотренные Закона N 44-ФЗ. Только к контракту, стороной которого является заказчик, могут применяться и иные положения N 44-ФЗ (в частности о запрете изменения условий контракта, об отказе от исполнения контракта и т.п.).
Между тем, как мы уже отметили, договор об организации питания детей в столовой бюджетного учреждения, оплата по которому производится этим учреждением в том числе и за счет субсидий, может быть заключен только с соблюдением положений N 44-ФЗ.
Таким образом, поскольку контракт на оказание услуг будет заключен в соответствии с N 44-ФЗ, его сторонами могут являться только заказчик и исполнитель. Иные лица (родители обучающихся в образовательной организации, которая является заказчиком), на наш взгляд, не могут быть сторонами контракта, на отношения по которому распространяются положения указанного закона. Поэтому заключение контракта об оказании услуг с условием об оплате услуг третьими лицами не соответствует N 44-ФЗ.
Разумеется, вышеизложенное не означает, что обязательства заказчика по оплате работ, возникшие из заключенного им в соответствии с N 44-ФЗ контракта, не могут быть исполнены другим лицом. Согласно ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо. В некоторых случаях, в частности, при просрочке исполнения должником денежного обязательства кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, даже если должник такое исполнение на третье лицо не возлагал ( ГК РФ). В остальных случаях кредитор, хотя и не обязан, но вправе принять от третьего лица исполнение, предложенное им за должника.
Следовательно, третьи лица (родители детей, обучающихся в образовательной организации) могут по своей инициативе исполнить имеющееся у заказчика обязательство перед контрагентом по оплате услуг по организации горячего питания в школьной столовой путем внесения (перечисления) контрагенту соответствующей денежной суммы. Если такое исполнение будет принято, обязанность заказчика по оплате услуг будет считаться прекратившейся. Судебная практика подтверждает возможность оплаты по контрактам за заказчика третьими лицами (смотрите, например, АС Северо-Кавказского округа от 27.05.2015 N Ф08-3198/15, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N ). Не противоречит закону и возложение заказчиком исполнения обязательства по оплате товаров, работ или услуг по контракту на третьих лиц. Однако подчеркнем, что такие обязательства до их исполнения сохраняются именно за заказчиком. Кроме того, учитывая, что к третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству ( ГК РФ), во избежание возникновения у заказчика задолженности перед третьими лицами из документов, которыми будут оформлены отношения между заказчиком и плательщиками, должно прямо следовать, что третьи лица исполняют обязательство учреждения безвозмездно, то есть освобождают учреждение от обязанности возместить соответствующие расходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Указываем следующие характеристики: максимальный формат печати – А4, максимальное разрешение печати не менее 1200*1200 точек на д., скорость монохромной печати – не менее 38 листов в минуту, емкость лотка – не менее 150 листов, наличие интерфейса USB.

  • при описании объекта закупки должны использоваться показатели, условные обозначения, требования, терминология в отношении характеристик объекта закупки, которые отражены в соответствующих технических регламентах, документах, применяемых в рамках национальной системы стандартизации;

Пример: при закупке детской мебели стоит руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012. Обратите внимание! Если заказчик не использовал терминологию, отраженную в технических регламентах или документах национальной системы стандартизации, то применение иной терминологии должно быть обосновано в документации о закупке.

Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция

  • нет другого способа более точно описать характеристики объекта закупки;
  • при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в документацию слов «или эквивалент», кроме случаев:

  • когда товары, на которых размещаются другие товарные знаки, не совместимы с тем, что уже использует госзаказчик, при этом необходимо обеспечить взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых объектов;
  • когда закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пример описания с исключением из правил Допустим, необходимо заказать расходные материалы для принтера - картридж.

Закупка продуктов питания по 44-фз

При описании объекта закупки необходимо соблюдать правила, установленные как статьей 33 Закона № 44-ФЗ, так и Законом № 135-ФЗ, запрещающие любые действия, приводящие к ограничению конкуренции при проведении процедур закупок. Примеры описаний объектов закупки (продуктов питания) приведены в приложении № 2 к настоящему документу. При установлении требования о соответствии характеристик товара, входящего в объект закупки, требованиям технических регламентов или государственных стандартов (далее – ГОСТ) целесообразно осуществлять проверку актуальности таких нормативных документов, а также конкретизировать требования к соответствию ГОСТ (т.е.


указывать, какой именно параметр и в какой степени должен соответствовать тому или иному стандарту), исходя из потребностей заказчика. Например, согласно ГОСТ 31452-2012 «Сметана.

Описание объекта закупки по 44-фз (пример)

Учитывая данные обстоятельства, суд отметил, что характеристики, указанные заказчиком, были направлены не на определение поставляемого объекта закупки его потребностям, а на закупку товара конкретного производителя. Суд учел тот факт, что заказчик не смог обосновать необходимость снижения максимальных значений витаминно-минерального каш, которые установлены в Единых санитарных требованиях (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2016 года по делу №А58-5295/2015). Пример 2. Заказчик закупал лекарственные препараты, указав при этом в документации по закупке требования к форме таблеток, способу их деления, фасовке.
Вместе с тем, суд отметил, что данные характеристики не относятся к фармакологическим свойствам лекарственных препаратов, ни связаны с их терапевтической эффективностью.

Как описать объект закупки

Распространенные ошибки заказчиков и мнение ФАС по этому поводу Заказчики нередко допускают ошибки при составлении ООЗ. Но иногда жалобы участников оказываются и не обоснованными, поэтому такие ситуации приходится рассматривать в ФАС и суде. Среди самых распространенных спорных обстоятельств можно выделить:

  • Заказчик указал товарный знак без ссылки на возможность поставки эквивалента.

    В суде заказчик пояснил, что поставка эквивалента в этой ситуации невозможна, так как оборудование, для которого закупается изделие, не совместимо с товарами другой марки. Суд встал на сторону заказчика, так как в случае несовместимости поставляемого товара и имеющегося оборудования, возможно не указывать приписку «или эквивалент».

  • Заказчик не устанавливает конкретные характеристики товара. ФАС усмотрел в таком поведении заказчика нарушение части первой статьи 33 44-ФЗ.

В чем особенности закупок продуктов питания

Важно

ФЗ) Для участия в торгах на поставку продуктов питания по 44-ФЗ в форме конкурса или аукциона будет необходимо предоставить обеспечения заявки. При отсутствии собственных свободных средств, его можно внести используя тендерный займ. Многие государственные заказчики зачастую осуществляют закупки до 100 тыс руб (500 тыс.


руб.) в рамках 44-

ФЗ у единственного поставщика (при соблюдении условий таких закупок). Это распространенная практика и для приобретения продовольственных товаров. Но стоит помнить о том, что не следует слишком активно использовать данный метод, так слишком частое использование малых закупок может привести к вниманию ФАС.

И контролирующие органы могут усмотреть нарушение, а именно искусственного дробления НМЦК для проведения закупки у единственного поставщика с целью избежать конкурентного вида тендера.

Пример описания объекта закупки по 44-фз

Внимание

Правила описания объекта закупки Законодательно установлено несколько основных требований, которыми следует руководствоваться:

  1. При описании объекта закупки заказчик обязан использовать объективное описание. Оно не может включать в себя указаний на конкретные товарные знаки, производителя или страну изготовления. В случае крайней необходимости внесения таких сведений, обязательно должна присутствовать надпись о том, что допускается поставка эквивалента.
  2. При формировании ООЗ разрешено использовать только принятые в соответствии с законодательством РФ условные обозначения и терминологию.
  3. Разрешено дополнять ООЗ чертежами, схемами и фотографиями, которые помогут лучше разобраться в требуемых характеристиках товаров.
  • В случае закупки медикаментов, указывается международное непатентованное наименование лекарственного средства.
  • Также был выявлен факт того, что данным требованиям соответствует лекарственный препарат только одного производителя. В действиях заказчика были выявлены нарушения норм Закона о контрактной системе (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года). Примеры из судебной практики, когда суды подтвердили законность описания объекта закупки Пример 1.


    Медицинское учреждение объявило закупку лекарственного препарата. В документации было отражено требование к упаковке – флакон или иной эквивалент, который позволит обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Антимонопольное ведомство посчитало, что подобное требование ограничивает количество участников закупки и выдало предписание заказчику.

    Как писать наименования продуктов питания ap 44

    Документация должна содержать конкретные технические и качественные характеристики поставляемой продукции.

    • Требования к закупаемым товарам противоречивые. Это прямое нарушение части первой статьи 50 44-ФЗ. Кроме того, ФАС усмотрел в поведении заказчика нарушение КоАП России.
    • Излишние требования к закупаемому объекту. В практике был случай, когда заказчик установил требования к материалам, из которых должен состоять товар.

      Заказчик не смог подтвердить, что другой способ описания объекта невозможен. Поэтому суд стал на сторону поставщика и признал требования избыточными.

    Во избежание конфликтных ситуаций заказчик должен внимательно составлять техническое задание. При крайней необходимости он имеет возможность привлечь к этому процессу профессионалов.

    Как писать наименования продуктов питания фз 44

    Обращать особе внимание следует на указание маркировок на товары, в которых могут быть зашифрованы конкретные характеристики.

    • Под составленное описание товара должно подходить как минимум две модели различных производителей. Иногда заказчики так увлекаются расписыванием характеристик, что в итоге ни одно из ныне производящихся изделий не подходит под описание.
    • Прописывать нужно только те параметры, которые можно проверить без организации лабораторных исследований или привлечения специализированного оборудования.
    • 4.Если товар должен отвечать требованиям ГОСТ, то достаточно просто указать его номер. Текст самого документа прописывать не нужно.
    • Откажитесь от формулировок: «не хуже», «или лучше» и так далее, так как они носят субъективный характер.
    • Следите за правильностью указания единиц измерения.

    ПЕРЕЧЕНЬ

    1. При осуществлении закупок, в частности, продуктов питания, рекомендуется отдавать предпочтение конкурентным способам, сокращая при этом количество закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – поставщик), тем самым соблюдая регламентированные Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) принципы обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок, а также эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    В данном контексте следует обратить внимание на возможность проведения такого способа закупки, как конкурс с ограниченным участием. Данная процедура предусматривает возможность гарантированно определить необходимую квалификацию поставщика путем установления к нему дополнительных требований.

    Дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, указанных в пункте 6 приложения № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», в случае если начальная (максимальная) цена заключаемого контракта превышает 500 тыс. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс.

    2. В случае обоснованной необходимости осуществления закупок у единственного поставщика на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93
    Закона № 44-ФЗ следует обращать внимание на установленные ограничения:

    закупка товаров не должна превышать ста тысяч рублей (при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не может составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (пункт 4));

    закупка товаров, осуществляемая, в частности, государственной или муниципальной образовательной организацией, не должна превышать четырехсот тысяч рублей (при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить таким способом, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей (пункт 5)).

    3. В целях определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (т.е. вне зависимости от способа определения поставщика), необходимо руководствоваться нормами статьи 22 Закона № 44-ФЗ, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», ориентируясь, прежде всего, на цены региональных товаропроизводителей.

    При подготовке запроса о предоставлении ценового предложения заказчику следует изучить рынок предложений конкретной продукции в своем территориальном секторе. Критериями отбора поставщиков, которым заказчик планирует направить запрос о предоставлении ценового предложения, должны быть опыт поставки подобной продукции в бюджетные учреждения, срок работы на рынке, добросовестность исполнения своих обязательств.

    4. При формировании объекта закупки, принимая во внимание принцип открытости и прозрачности, обозначенный статьей 7 Закона № 44-ФЗ, в целях идентификации потенциальными участниками закупки посредством официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» конкретного вида закупаемых товаров, наименование объекта закупки (предмета контракта) необходимо излагать четко, не допуская двусмысленных толкований, а также с уточнением закупаемых продуктов питания, например: «Поставка продуктов питания (хлебобулочные изделия)», «Поставка продуктов питания (картофель, морковь)». Рекомендации по корректному формированию наименования объекта закупки (продуктов питания) содержатся в приложении № 1 к настоящим рекомендациям.

    Кроме того, формируя состав каждой закупки по номенклатуре и по количеству необходимо учитывать особенности функционирующего рынка, предусматривать возможность участия региональных товаропроизводителей, не нарушая при этом предусмотренный Законом № 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции, а также положения Федерального закона от 26 июля 2006 года
    № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

    Например, в отдельную закупку следует выделять:

    молочную продукцию;

    мясную продукцию;

    рыбную продукцию;

    хлеб и хлебобулочные изделия;

    овощи (с дополнительным делением в зависимости от места производства);

    фрукты (с дополнительным делением в зависимости от места производства);

    соки, воды и т.д.

    5. При описании объекта закупки необходимо соблюдать правила, установленные как статьей 33 Закона № 44-ФЗ, так и Законом № 135-ФЗ, запрещающие любые действия, приводящие к ограничению конкуренции при проведении процедур закупок. Примеры описаний объектов закупки (продуктов питания) приведены в приложении № 2 к настоящему документу.

    При установлении требования о соответствии характеристик товара, входящего в объект закупки, требованиям технических регламентов или государственных стандартов (далее – ГОСТ) целесообразно осуществлять проверку актуальности таких нормативных документов, а также конкретизировать требования к соответствию ГОСТ (т.е. указывать, какой именно параметр и в какой степени должен соответствовать тому или иному стандарту), исходя из потребностей заказчика. Например, согласно ГОСТ 31452-2012 «Сметана. Технические условия» для продукта установлены следующие показатели массовой доли жира: не менее 10,0%, 12,0%, 14,0%, 15,0%, 17,0% и так далее (до «не менее 42,0%»). Установление требования к данному показателю в формате «массовая доля жира в соответствии с ГОСТ 31452-2012» может ввести в заблуждение участников, поэтому установить данный показатель необходимо в соответствии с потребностями заказчика (например, «Массовая доля жира: не менее 15%»). Рекомендации по установлению в описании объекта закупки требований о соответствии закупаемых продуктов питания техническим регламентам,ГОСТ отражены в приложении № 3 к рекомендациям.

    В случае, если при составлении описания объекта закупки невозможно использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документация о закупке должна содержать обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

    6. При осуществлении закупок, в том числе продуктов питания, конкурентными способами необходимо соблюдать положения статей 28, 29 Закона № 44-ФЗ, закрепляющие обязанность заказчика предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов по утвержденным перечням товаров, работ, услуг.

    В частности, перечень товаров, работ, услуг, в соответствии с которым при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта», содержит следующую продукцию: сыр, творог, сметана, изделия колбасные, изделия хлебобулочные недлительного хранения и прочие. Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта», включает в себя соки из фруктов и овощей, изделия хлебобулочные недлительного хранения и прочие.

    Таким образом, например, при закупке соков надлежит установить преимущество организациям инвалидов, при закупке хлеба – одновременно организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.

    В целях надлежащей реализации указанных выше норм
    Закона № 44-ФЗ и обеспечения мер государственной поддержки обозначенным категориям поставщиков заказчики при закупке продукции, входящей в регламентированные перечни, обязаны закупать ее отдельно от других товаров.

    7. В целях достижения высокого экономического эффекта необходимо отметить целесообразность проведения совместных закупок на поставку продуктов питания.

    Проведение совместных определений поставщиков направлено не только на оптимизацию процедур закупок, но и на достижение максимальной экономии бюджетных средств посредством привлечения, в частности, поставщиков, способных значительно снижать стоимость продукции за счет увеличения объемов и оптимизации логистики.

    Возможность организации совместных конкурсов или аукционов предусмотрена статьей 25 Закона № 44-ФЗ в случае осуществления двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг. Организатором совместных процедур может выступать уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ либо один из заказчиков, если такому уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких совместных закупок. Необходимо отметить, что проведение совместных конкурсов или аукционов предполагает составление единого описания объекта закупки, соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.

    Что еще почитать