Новый подход при чтении. Онлайн курс «Эффективное чтение» Зачем читать когда можно слушать

Ответ на этот вопрос прост. Если вы не гениальный ученый и не гениальный писатель, то эта статья для вас.

Развитие сети Интернет приучило нас обрабатывать быстро и поверхностно большие объемы информации. Зачастую мы «скользим» взглядом по тексту, выхватывая лишь основные идеи, считая, что постигаем истину. Потом приходится удивляться, что через некоторое время книга воспринимается как совершенно новый текст.

Читайте книгу несколько раз

Это не обязательно означает, что вы будете читать книгу от корки до корки три раза. Можно прочитать книгу один раз, но применить одновременно все три способа чтения, о которых речь пойдет ниже. Но это требует большого опыта и тщательной работы. Поэтому сначала следует разделять способы чтения и применять их отдельно при трех чтениях книги. Самое важное здесь – выбрать книги, которые действительно достойны такой работы с вашей стороны.

Применяйте различные способы чтения книг

Первый способ называется структурным (аналитическим). Этот способ предполагает движение читателя от целого к частному и состоит из нескольких этапов:

  • поиск главных слов в книге, их интерпретация в разных контекстах;
  • поиск самых важных предложений в тексте и их интерпретация;
  • выделить главные абзацы в книге, интерпретировать;
  • определение задач, которые автор решил и которые решить не получилось.

Второй способ носит название интерпретационный (синтетический). Этот способ (от частного к целому) предполагает выполнение следующих пунктов:

  • определить жанр книги, предмет о котором она повествует;
  • в чем заключен основной смысл книги;
  • разделить книгу на смысловые, а затем на структурные части;
  • основные проблемы, которые затрагивает автор. Получилось ли у него их решить?

И последний, третий способ – это критический способ (оценочный). Рецензирование книги, формирование критического мнения не будет вызывать затруднений, если качественно и глубоко проработаны первые два способа чтения. Иными словами, книгу сначала нужно действительно понять, а уж потом критиковать. Обычно критика предполагает ответы на следующие вопросы.

  • По каким вопросам автор недостаточно компетентен?
  • Где автор ошибается?
  • Возможно, в каких-то вопросах, автор не выдерживает верной логики?
  • Есть ли незавершенные, недостаточно полные высказывания, выводы, доказательства?

Читайте несколько книг по одной тематике

Например, вы изучаете жизнь какой-то страны. Наиболее полную картину вам даст только чтение нескольких книг по данной теме, так как не исключается необъективность автора, а также недостаточная осведомленность. Следует учитывать, что одна книга может оказать большое влияние на другую. Поэтому книги рекомендуется читать в хронологическом порядке и учитывать их взаимосвязи.

Возможно, выполнение этих пунктов покажется вам нереальным. Но ответьте на следующие вопросы. Какой человек будет вам наиболее интересен в беседе? Какой человек сможет добиться успеха? Поверхностный, который может судить о вещах, слегка окинув их взглядом, и весь вывод его будет состоять из двух предложений, которые не содержат никакого анализа? Или человек глубокий, способный на разносторонний анализ, понимающий взаимосвязи различных явлений, не торопящийся сделать вывод по первому впечатлению, стремящийся хорошо разобраться в вопросе и затем принимать решения? Какой тип из двух вышеперечисленных вы воспитываете в себе своим способом чтения?

Любая деятельность, какой бы вы не занимались, требует . И этому процессу вы сможете научиться, читая книги по методике, приведенной в статье. Привычка к серьезной и глубокой проработке различных вопросов поможет построить прочный фундамент для успешного жизненного пути.

О пользе чтения известно всем. Чем больше мы читаем, тем больше расширяем запас слов, эрудицию, укрепляем навыки письма и способность правильно говорить. И нет предела совершенству. Книга «Одна привычка в неделю» даст советы о том, как читать эффективнее.

Поставьте перед собой цель

Поставьте себе цель прочесть определенное количество книг за конкретный отрезок времени. Например, две книги в месяц или двадцать четыре за год. Какой бы ни была ваша цель в количественном выражении, она должна быть реалистичной, чтобы вы не утратили радость чтения. Вы должны хотеть читать, а не испытывать страх перед чтением. Можно создать дневник и фиксировать в нем прочтение каждой книги и мысли, которые у вас при этом возникли. Ведение записей создаст у вас ощущение законченности от чтения.

Правильно планируйте время для чтения

Определите для себя наиболее подходящую часть дня, когда вы можете посвятить чтению хотя бы 20 минут. Чем больше времени вы сможете уделить чтению, тем лучше для вас. Чтение перед сном обычно снимает напряжение дня и способствует нервной разгрузке.

Путь к успеху: читайте минимум по 20 минут в день

Держите книги поблизости

Чтобы развивать в себе привычку к постоянному чтению, следует всегда держать книги возле себя. Носите их в сумке или портфеле. Держите в машине. Если у вас есть 5–10 минут свободного времени (хоть в приемной у врача), вы можете посвятить его чтению. Довольно часто в таких ситуация выручает электронная книга или соответствующее приложение на смартфоне.

Развивайте ваши литературные вкусы

Если читаете исключительно деловую литературу, то познакомьтесь с новинками жанра фикшн. Вы не только познакомитесь с новыми идеями, информацией и литературными стилями, но и, возможно, найдете для себя новые интересы.

Будьте открыты к новым литературным приключениям.

Также изучайте других людей. Это даст вам идеи для более продуктивного чтения, а также поможет отыскать интересные книги.

Вступите в книжный клуб

Почему бы вам не вступить в или не создать собственный? Принадлежность к клубу позволит вам развиваться интеллектуально, поскольку на его заседаниях вы будете участвовать в обсуждении интересных и незнакомых произведений. Это станет для вас дополнительной мотивацией к эффективному чтению.

Повысить эффективность чтения книг помогут маленькие хитрости. Их можно применять в отношении любых произведений, хотя в большей степени они ориентированы на освоение деловой литературы. Некоторые из них могут пригодиться и в работе с документами.

Умные мысли имеют свойство быстро улетучиваться. А в голове, как мы помним, сложно одновременно удерживать больше 7+2 единиц информации. Поэтому при чтении нужно отмечать важные фрагменты, чтобы не забыть о них и не тратить в дальнейшем по десять минут на их поиски . Всегда носите в одном портфеле с книгой карандаш и ластик: читая, подчеркивайте важные мысли, делайте пометки на полях (восклицательные знаки, вопросительные знаки, одному вам понятные «закорючки»). Записывайте свои мысли на тему прочитанного, связывайте факты, указывая источники, и так далее и тому подобное.
Чтобы отмеченные места можно было оперативно отыскать, обзаведитесь индексационными наклейками (например, Postit.Index) - их можно клеить прямо на страницы без ущерба для книги или журнала. Края одной наклейки могут выступать за страницу, а вторая закладка может быть наклеена внутри книги на нужном фрагменте. На таких закладках можно писать гелевой ручкой, кроме того, они часто продаются наборами, содержащими образцы четырех цветов. С помощью такого комплекта можно особенно эффективно размечать читаемые книги. Альтернатива такому решению - скрепки, в том числе и цветные. А раз на скрепках ничего не напишешь, можно выработать для себя систему - установка скрепки на одну из трех сторон страницы будет означать разные степени важности информации (это применимо и для цветных наклеекзакладок).
Если же под рукой нет никаких средств разметки, то можно просто загибать страницы, причем тоже руководствуясь условной системой приоритетов. Например, загиб верхнего угла, нижнего угла, маленький загиб или залом половины листа - все это может кодировать какиелибо условные сигналы («дочитал до этого места», «важный фрагмент», «выписать/отксерить», «пересмотреть по завершении чтения» и т.д.). Размечайте и индексируйте книги и любые печатные материалы - тогда повторный поиск заинтересовавшей вас информации не будет занимать много времени и чтение станет более эффективным.
Все мы живем в нескольких «параллельных мирах» - это работа, хобби, семья, учеба и т. д. Неудивительно, что и наши интересы сильно расслоены. Даже частный набор профессиональной литературы может содержать, казалось бы, «несовместимые» книги. Разнообразие тем не менее полезно, хотя бы для расширения кругозора. Чтобы создать предпосылки для разнообразного чтения, необходимо предоставить себе право выбора. Поэтому не ругайте себя, когда понимаете, что читаете далеко не все, что покупаете, и многое откладываете с мыслью «надо посмотреть».
По опыту многих активно читающих людей, для эффективного самообразования необходимо покупать в трипять раз больше литературы, чем будет в итоге прочитано . В параллельном чтении должно находиться несколько книг, чтобы можно было переключаться с одной на другую в зависимости от настроения и потребностей. Так что, не смущаясь, покупайте книги «с запасом» и создавайте себе таким образом поле для выбора и сравнения.
В наборе читаемой литературы должны быть и книги по «вашей» теме, и труды из смежных или совсем незнакомых отраслей. Первые будут расширять ваш словарный актив (набор постоянно используемых профессиональных терминов), вторые позволят увеличивать тезаурус (набор известных вам терминов, словарный пассив).
Дополнительное и познавательное чтение расширяет картину мира, позволяет выстраивать ассоциации и увязывать собственные знания с современным фондом знаний в отрасли или в деловом сообществе в целом. К настоящему профессионалу всегда предъявляется требование «знать все о немногом и понемногу обо всем». Не забывайте о второй части этого требования, не становитесь очень узкопрофильным специалистом и постоянно расширяйте круг общих знаний.
Чтение должно быть занятием регулярным, а не спорадическим , поэтому возьмите себе за правило: «одна неделя - одна прочитанная книга». Понятно, что при параллельном чтении нескольких книг это невыполнимо. Понятно также, что, читая увесистый фолиант, не всегда можно найти на неделе время «упереться и осилить». Это не жесткое требование, за нарушение которого вы должны самого себя покарать. Это - намерение, которое будет подталкивать вас к обновлению набора читаемой в данный момент литературы. На место одних изданий будут приходить другие, замещая прочитанные произведения или вытесняя те, что оказались неактуальными.
Разделяйте книги на те, что требуют серьезного, вдумчивого чтения, и на те, что можно «пробежать глазами» в транспорте или в очереди. Даже деловые книги пишутся поразному. Одни - фрагментированные, сжатые и компактные - не требуют полного погружения, их можно постоянно носить с собой, заполняя чтением незапланированные паузы. Другие - глубокие и сложные - требуют погружения в текст и интеллектуальных усилий. Такие вещи лучше читать в домашней обстановке, на выходных или перед сном, или в специально отведенное время, когда не отвлекают телефонные звонки. Но конкретное решение - дело индивидуальное: ктото любит читать «Евгения Онегина» в тесном вагоне метро, а «Маркетинг» Филипа Котлера изучать на сон грядущий, ктото - наоборот.
Коллективное обсуждение прочитанного часто повышает ценность изучаемых мыслей и решений . Если у вас есть круг читающих друзей со схожими интересами, вам повезло. Рекомендуйте им только что прочитанные труды, отдавайте им книги (если не собираетесь тут же их перечитывать), просите также рекомендаций и пояснений, почему именно это нужно читать. Ктото уже потратил свое время на оценку книги, вы можете на этом сэкономить, и наоборот - экономьте время своих друзей. Можно завести интернетблог и писать в нем отзывы о прочитанных произведениях. Объединившись в сообщество с другими друзьямиблогерами, можно организовать таким образом виртуальный читальный клуб.
Если же вы знаете, что ваши друзья или партнеры перегружены делами, и если вы не стеснены в средствах, то наиболее интересные прочитанные книги по бизнестематике можно покупать в нескольких экземплярах и поручать секретарю разослать их по указанным адресам. Такому подарку, даже если для него нет формального повода, наверняка будут рады. А если сопроводить его комментарием типа «Мне прочитанные мысли показалось очень интересными, был бы рад обсудить их тобой» - то продемонстрированная вами искренняя заинтересованность в общении сделает ваш подарок приятным вдвойне.

Многие люди, читая очередную книгу, видят только поверхность произведения, а самое важное, что хотел донести автор, оставляют незамеченным. В скрытом смысле и разнообразных символах скрываются настоящая красота и ценность романа. Если вы увлекаетесь чтением, то это похвально и хорошо. Но делать это правильно – еще лучше. Ознакомьтесь с советами, представленными ниже, и у вас все получится. Уже через несколько недель вы будете настоящим мастером, так как научиться правильно читать книги не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Прежде чем перейти к советам, как научиться чтению, нужно уделить немного внимания способам это делать. Их выделено 4 вида. Все они были описаны М. Адлером в 1940 году в его научно-исследовательском труде. Он выделил следующие способы:

  1. Элементарный.
    Простейший способ, подразумевающий использование тех навыков, которые приобретаются на школьных уроках. С его помощью человек просто читает текст, понимает смысл, прослеживает определенный сюжет.
  2. Инспекционный.
    Такой способ еще называют «поперек листа». Следуя ему, читатель сначала смотрит в начало листа, а потом переходит к концу, при этом быстро старается «вырвать» главные моменты, поняв смысл. Такой вариант крайне полезен и часто используется в условиях нехватки времени при работе с большим количество материала учебного или рабочего характера.
  3. Аналитический.
    При аналитическом способе необходимо погружаться в текст, отчего получается действительно эффективное чтение книг. Медленное внимательное продвижение по странице, отдельные письменные заметки, поиск объяснения непонятых слов, использование ссылок автора – это главные составляющие аналитического способа. Его целью становится стопроцентное понимание прочитанного с полным усвоением всех авторских мыслей.
  4. Исследовательский.
    Популярный среди писателей и работников творческой или научной сферы способ. Он требует чтения сразу нескольких книг одной темы для подтверждения или опровержения каких-либо теорий. Этот вариант плохо подходит для художественной литературы, если рассматривать ее в плане получения удовольствия, а не работы.

Для обычного человека, желающего найти ответ на вопрос о том, как эффективно читать книги, наиболее выгодными будут 2 или 3 способ. Они позволят получить как удовольствие, так и усвоить важную информацию. Однако рассматривать их подробно нет смысла, так как нужно правильно читать в целом, а не загонять себя в рамки одного способа. Перейдем к советам.

Имейте цель

Никогда не читайте без цели, как это делает большинство людей. Не нужно пытаться забить свободное время поверхностным чтением, надеясь на получение туманной пользы. Старайтесь сначала ставить цель, чтобы решить определенную проблему или найти ответ на вопрос. Если дело касается научной литературы, то заранее решите, что именно нужно в ней узнать.

Перечитывайте

Нет никаких гарантий, что после первого чтения будет усвоен весь текст. Часто случается такое, что при втором или третьем чтении люди открывают для себя новые частички сюжета, а у романа прорисовывается совершенно иной смысл. Особенно актуален этот совет для работы с научными работами, пусть даже в виде популяризированной литературы. Не бойтесь тренироваться и повторять, иначе как еще научиться чему-то, если не прорабатывать материал.

Пробуйте разные способы чтения

Способы, описанные в начале статьи, появились там не просто так. Несмотря на большое количество советов, которые научат, как правильно читать книги, следует использовать описанные способы. Как было сказано выше, эффективны для среднестатистического человека инспекционный или аналитический. Попробовав каждый из них, нужно выбрать один, постараться отточить его, а потом повторить со вторым. Можно чередовать или даже применять на одном романе, что очень эффективно.

Берите сразу несколько книг

Этот совет затрагивает только тот случай, когда необходимо работать с серьезной литературой, не относящейся к художественной. Например, при изучении традиций страны. Нужно использовать много книг, чтобы получить полное представление об изучаемом вопросе, исключить риск получения ложной или неправильно истолкованной информации. Также не забывайте сравнивать прочитанное с уже имеющимися знаниями. А если работа представлена в нескольких частях, то читать их следует строго в хронологическом порядке.

Ищите информацию

Если в процессе чтения вы столкнулись с необычным словом, описанием интересного события или предмета, то не следует пропускать это, так как надо читать с пониманием. Воспользуйтесь современными технологиями и найдите необходимую информацию. Во-первых, это расширит ваши знания. Во-вторых, позволит намного лучше понять читаемое.

Делайте заметки

Всегда держите при себе карандаш, а также несколько маленьких закладок или блокнот. Важно выделять значимые моменты, чтобы потом можно было кратко просмотреть их и вспомнить или увидеть то, что раньше казалось скрытым. Особенно, это касается учебной или рабочей литературы, так как научиться чему-то серьезному без заметок не удастся никогда. В процессе знакомства с художественным произведением можно также делать записи в блокнот о своих мыслях по поводу дальнейшего развития сюжета.

Сосредоточьтесь

Некоторые люди читают даже 5 часов в день, но при этом постоянно теряют фокус, уходя в себя, у них появляются отстраненные мысли. Так как нужно правильно читать, чтобы не терять время впустую, таких моментов быть в вашей жизни не должно. Постарайтесь не отвлекаться и проникнуться произведением. Если при всех усилиях сосредоточиться, уютной обстановке, хорошем самочувствии такая проблема остается, то это говорит об отсутствии цели, о которой упоминалось в первом совете. Попробуйте спросить себя: «Зачем я этим занимаюсь?».

Читатель порой ищет соответствия и невольно сопоставляет окружение в романе реальному миру. Сравнивая, он отдаляется от цели. Придерживайтесь взгляда героя, ищите правильную точку, с которой будет идти весь процесс знакомства с романом. Это позволит оказаться в описываемом мире, что сыграет вам на руку.

Помните о подтексте

Современные читатели действительно не знают, как правильно читать книги. Доказательством является факт, что большинство воспринимают романы и все описываемое в них буквально. Важно всегда помнить о подтексте, оставленным автором. Это может перевернуть преставление о сюжете, а также откроет новые грани и скрытый смысл, не замеченный ранее.

Подтекст бывает скрыт в следующем:

  • погода, время года – погодные условия часто выражают чувства героев, а времена года могут иметь огромный символ цели написания романа или частично выражать скрытый смысл;
  • действия героев – автор может таким образом показывать настоящий мир, проводя параллель, к примеру, с политикой;
  • насилие – во многих произведениях несет общественный или культурный смысл;
  • география – она может выступать в своеобразной роли, раскрывая целую отдельную тему, обозначая символ, или показывать влияние окружения на персонажей;
  • спасение героя – многие авторы показывают перерождение героя или резкое изменение его взглядов путем спасения от смерти, например, падение в реку и спасение, а иногда героя убивают, что тоже говорит о многом;
  • клеймо персонажей – физическими недостатками могут выражать символы людских нравственных или психологических проблем.

Всегда пытайтесь увидеть подтекст.

Уберите сюжет на второй план

Все известные писатели пишут не ради развлечения читателей, а для донесения какой-либо мысли. Сюжет здесь играет далеко не главную роль – он выступает, как средство, а не самоцель. Именно поэтому некоторые произведения вообще не имеют внятного сюжета, но содержат много полезных мыслей. То же касается героев – они являются средством выражения мысли. Читайте для понимания мысли автора, а не знания сюжета. Это важнейший момент в вопросе того, как научиться правильному чтению.

Ознакомьтесь с книгой заранее

Задаваясь вопросом о том, как читать эффективно, начните это делать уже с обложки. Перед первым прочтением постарайтесь максимально близко познакомиться с книгой. Попробуйте вникнуть в название, не скрыто ли в нем что-то важное. Изучите обложку, т.к. изображения могут многое сказать о смысле романа. Обратите внимание на названия глав, прочтите первые страницы – это поможет не только определить, насколько сложно и интересно написан текст, но также узнать о самом главном посыле автора. О нем (об авторе), тоже следует немного почитать, если есть такая возможность, ознакомиться с другими работами. Не будет лишним прочтение нескольких отзывов о произведении.

Подводите итоги, анализируйте

После прочтения дайте себе немного времени, чтобы прочитанное уложилось по полочкам в голове. Затем составьте своеобразный отчет, в котором будет описано самое важное:

  • О чем вы прочитали?
  • Что произошло? Каковы причины?
  • Поучительны ли и интересны описанные события?
  • Согласны ли вы с автором?
  • Какие выводы можно сделать?

Такой подход позволит получить максимум от книги, что и является целью того, как научиться наиболее эффективному чтению. Дополнительно можно писать свои личные рецензии на прочитанное или обсуждать все с друзьями.

Бросайте неподходящую литературу

Не нужно пытаться через силу осилить плохую литературу, думая, как бы научиться и прочитать ее с большей эффективностью. Строго отсеивайте бесполезные произведения, которые не можете осилить. Они не подарят чувства удовольствия, не помогут развитию эффективности, а оттолкнут вас назад.

Выделяйте больше времени

Учиться нужно регулярно, а не раз в месяц – это вы, скорее всего, и так знали. Обучение эффективности читательских способностей не является исключением. Нужно выделять достаточное количество времени хотя бы раз в пару дней. Будет достаточно и одного часа, но при условии правильного подхода и использования советов.

Смешивайте жанры

Имея жанровых фаворитов, не стоит углубляться исключительно в их представителей. Перенасыщение любым жанром не приносит пользы, тем более, если есть желание добиться такой цели, как научиться читать с эффективностью. Меняйте жанры, переходя от одного к другому, с каждым романом. Это не только ускорит обучение, но и расширит кругозор.

Резюме

Навыки эффективного чтения –полезная вещь для человека, научиться которой обязан каждый, кто хочет получить пользу из книг и добиться успеха. Если следовать описанным советам, то результат придет уже через несколько недель тренировок. Главное, не забывать о регулярности и качестве.

Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

1. Конспектирование

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.

2. Составление аннотации

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

Структура аннотации:

2. Тема статьи (книги).

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

– " – дается анализ (характеристика, описание); -" – приводятся результаты;

– " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

– " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

4. Адресат.

предназначена для специалистов в области …;

Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

3. Составление реферата

Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

Структура монографического реферата

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

3. Композиция.

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

– " – включает в себя …;

– " – содержит … и т. п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

– " – отмечается, что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

6. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

– " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

В качестве примера приведем реферат статьи.

ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)

Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. № 8.

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Что еще почитать