Сравнительная таблица моделей менеджмента японская американская российская. Модели менеджмента: особенности и основные черты американской, японской, европейской моделей менеджмента

В последние десятилетия слово «менеджмент» приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. Сейчас ведущими экономистами и политиками активно дискутируются возможности развития экономики России по принципу одной из западных моделей. Однако без учета нашего национального менталитета, исторически сложившихся отличий в теории и практике управления ни одну из мировых схем развития экономики и выхода из кризиса нельзя приложить к российским условиям. Рассмотрим некоторые особенности американской, японской и европейской моделей менеджмента.

Американский менеджмент.

Говоря об американском менеджменте, нельзя хотя бы вскользь не коснуться и истории менеджмента как науки вообще.

Научный менеджмент появился в США в конце XIX - начале XX в., и с тех пор эта страна по праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления появился 1881 г. Он был разработан Дж. Бартоном и вначале не нашел широкого практического применения. Лишь спустя 35 лет начал использоваться как учебная дисциплина. В 1886 году бизнесмен Г. Таун в своем докладе на собрании американского общества инже- неров-механиков впервые поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 году Л. Брандейс ввел в обиход понятие

«научное управление», а в 1911 г. в свет вышла работа Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления».

Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента, обусловленная самой историей образования Соединенных Штатов, объединение теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания.

Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность. Децентрализованная организационная структура управления способствует созданию среды, в которой каждый ее член принимает на себя ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию фирмы.

Несколько десятилетий назад такая функция, как организация производства, была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные преимущества больших компаний.

Исследуя опыт управления, американские социологи заключают, что экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту, так же как и капиталу. Менеджмент и капитал - вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки.

В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.

Существуют причины, по которым зарубежный опыт управления персоналом, как малой, так и крупной компании во многих аспектах существенно отличается от отечественного. Главная причина состоит в том, что в советское время никаких определенных пособий по данному вопросу не издавалось, тематика практически не прорабатывалась ни серьезными учеными, ни в околонаучных кругах. При отсутствии частной формы предпринимательства такой потребности просто не было, так как в государственном механизме отдельная личность серьезной роли не играла.

Как перенять зарубежный опыт?

Поэтому уже в современный период большинство российских предпринимателей и руководителей разного уровня вынуждены обращаться к иностранному опыту, так как отечественный не может помочь им в достаточной степени повысить эффективность работы персонала. Правильное применение некоторых приемов может повысить прибыль на значимые проценты, улучшить атмосферу в коллективе и добиться других полезных результатов.

Основные разновидности данных моделей

Существуют несколько различных моделей управления персоналом. Их обычно различают по географическо-национальному признаку: японская, европейская и модель, принятая в США. Мы постараемся подробно остановиться на каждой из них, выделив их плюсы и минусы.

Японская диагностическая модель управления персоналом

Данная модель имеет сразу несколько значимых плюсов, но еще и некоторые минусы. Они основываются на особенностях японской национальной и корпоративной культуры. В данной стране широко распространен пожизненный наем сотрудников, и большинство корпораций заинтересованы в том, чтобы их работники оставались в штате многие годы. Поэтому отношения между руководством и сотрудниками приобретают особый характер, имеющий много схожего как с традиционной семьей, где босс играет роль отца, так и с армией, в которой руководство уподобляется военным командирам. При этом управление персоналом в Японии подразумевает наличие корпоративной философии. Соответствие ее духу часто является даже более важным критерием при приеме на работу, чем профессиональные навыки сотрудника.

В классическом виде японская модель управления персоналом требует следовать нескольким организующим принципам. В первую очередь, это всеобщая ориентированность коллектива на удовлетворение потребностей клиента. Сотрудники должны иметь возможность постоянно генерировать идеи, продвигать инновации. Для этой цели необходимо, чтобы формальное расстояние между боссом и его подчиненными не было слишком велико. Начальник должен быть подобен первому среди равных. Обычно современные японские корпорации не имеют четких должностных инструкций, структурные подразделения носят и вовсе нестрогий характер.

Шеф компании должен быть подобен отцу, направляющему своих детей, но не принуждающему к выбору, если на то нет острой необходимости. Для японских компаний характерно желание ознакомить сотрудника со всей работой компании, для этого даже тех, кто должен в будущем занять руководящие посты, например, детей владельцев, продвигают обычно с самого низа, перекидывают из отдела в отдел, чтобы они поняли всю структуру работы фирмы.

В сфере юридических взаимоотношений с работниками японская модель имеет несколько особенностей. Это уже упоминавшийся выше пожизненный наем и увеличение заработной платы с течением времени, проведенного сотрудником в компании, то есть по выслуге лет, независимо от того, повышается ли он в должности. Внутри фирмы создается собственный рынок рабочей силы, позволяющий отправлять сотрудников в те отделы, с чьей работой они лучше справятся, а также внутренние курсы повышения квалификации.

Для японской модели приоритет имеет социальное развитие компании, поддержание корпоративной лояльности сотрудников на долгие годы. Именно поэтому она привлекает многих руководителей по всему миру, заинтересованных в том, чтобы их сотрудники оставались с ними надолго.
Недостатком японской системы можно считать то, что она ориентирована на японское национальное мировоззрение и может оказаться не такой эффективной в нашей отечественной среде. Определенную неформальность общения могут воспринять как слабость руководства, а пожизненный контракт – как гарантию рабочего места вне зависимости от успехов. Тем не менее, меры по созданию единого корпоративного духа могут быть очень эффективными и значительно повысить уровень прибыли и солидарную ответственность.

Американская модель

Она тоже имеет свои характерные особенности. В первую очередь, ее отличает наличие большого количества различных пособий, учебников и так далее, то есть она более формализована.
В целом, американская модель является практически полной противоположностью уже рассмотренной нами японской, так как направлена на индивидуализм, а не поддержание коллективизма.Немалую роль играют национальные и культурные особенности жителей США.

Первое, что характерно отличает американскую модель от японской – это упор на значимость личности высшего руководства компании. Некоторые корпорации даже создают целые отделы, посвященные подбору и подготовке кадров для высших постов компании, индивидуальной работе с кандидатами. В результате уровень оторванности от рядового персонала руководства в классической компании американской модели очень высокий.

В американской модели развита идея индивидуальной ответственности, индивидуальных решений. Там часто используется негласное правило – кто идею выдвинул, тот ее и реализует, но в тоже время отвечает за нее. При этом разрабатываются цели, имеющие преимущественно количественное, а не качественное значение, да еще и на короткую перспективу.

Между сотрудниками поощряется соперничество, состязательность, особенно между отделами, отвечающими за разработку различных проектов.

В американской модели именно индивидуальные способности каждого сотрудника рассматриваются как основа для роста. Поэтому сотрудникам предоставляется некоторая доля свободы в принятии ими решений, но при этом, как уже говорилось выше, они лично несут полную ответственность за достигнутые результаты.

При приеме на работу роль играют не личные качества человека, а его профессиональные навыки и предыдущий опыт работы. При этом корпоративная лояльность, особенно для рядового состава и среднего звена, не считается чем-то строго обязательным, ей не уделяется пристального внимания.

Американское образование отличается узкой специализацией выпускников, что характерно для специалистов и при дальнейшей работе. Поэтому продвижение по должностям идет по практически строгой вертикали.

Финансист всегда работает финансистом, а менеджер по кадрам – менеджером по кадрам.

В результате специалистам, которые ощущают готовность к росту, часто приходится покидать свои компании, так как в них соответствующие вышестоящие должности заняты. Как следствие, американская модель управления персоналом характеризуется высокой текучкой кадров, большинство специалистов меняет компанию раз в несколько лет.

К минусам американской модели можно отнести текучку как управляющих, так и рядовых кадров, что мешает образованию единого корпоративного духа, неэффективную поддержку работы в команде, низкую лояльность к непосредственному руководству, так как такая модель подразумевает желание занять место начальника.

Европейская модель управления персоналом

Это последняя из трех крупных моделей. Одной из ее главных отличительных особенностей являются высокие социальные стандарты как цель при осуществлении работы с персоналом.

Согласно европейской диагностической модели управления персоналом, все участки производства должны быть укомплектованы по полному штату и именно такими работниками, чьи профессиональные и личные качества наиболее соответствуют данной службе.
Еще должны осуществляться мероприятия, направленные на повышение эффективности работы сотрудников, например, корпоративные праздники и коллективные игры, формирующие общий корпоративный дух.

В целом, европейская модель управления персоналом, как и работа компаний, подразумевает строгое структурирование должностных обязанностей, упор на кадровую политику, четкую организацию труда всех сотрудников компании. Периодически проводится оценка труда всех сотрудников, особенно занимающих руководящие посты, при этом результаты оценки не разглашаются. Такая практика, принятая во многих компаниях ФРГ, заставляет работников больше трудиться ради возможности продвижения, при этом всегда оставляя нотку сомнения в достигнутых результатах, что не позволяет им расслабиться.

Национальные модели менеджмента: американская, японская, европейская

Во второй половине ХХ века в связи с впечатляющими успехами в развитии японской экономики и утверждениями японских менеджеров, что они владеют «управленческим сверхоружием», менеджмент как наука стал учитывать национальные особенности и строить национальные модели менеджмента. В настоящее время различаются американская, европейская и японская модели. В связи с глобализацией в дальнейшем можно ожидать стирания граней между моделями, но пока эти грани существуют.

Современный американский менеджмент базируется на следующих исторически сложившихся условиях:

· Наличие развитого рынка продуктов и услуг, общества потребления

· Индустриальный способ производства. Ремесленное производство в США не имело глубоких корней

· Корпорация как основная форма предпринимательства (акционерные общества). Поэтому все усилия менеджмента сосредоточиваются на том, чтобы ублажить акционеров

· Индивидуализм как основа мировоззрения американца

Таланкина Е. Кто мы: индивидуалисты или коллективисты? // Наука и жизнь, №11, 2010.- с. 116-120

Коллективистская культура: Каждый человек - часть более широкого целого: семьи, коллектива, общества, народа. Все люди взаимозависимы. Самосознание строится на том, какую роль человек выполняет в группе. Русские: противоположность протестантской этике (соборность), низкая заинтересованность в личных достижениях, высокая ценность личностных взаимоотношений, ориентировка на групповые ценности. Самонадеянность - негативный оттенок. Взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимоконтроль.(Эго: «стучать» - это взаимоконтроль? Американцы с удовольствием доносят друг на друга, у нас это считается пороком. К вопросу об обратной связи. Стук в «Макдональдсе»). Интересы коллектива могут превосходить интересы личности. Коллектив - нечто постоянное, объединенное для долгосрочного сотрудничества единством духа и устремлений.

Русским присущ фатализм: влияние внешних обстоятельств, не подвластных индивидууму. Американец скажет: этого я добился, благодаря своим качествам. Русский скажет: это мне повезло (не повезло, климат плохой, правительство бестолковое, враги кругом и т.п.)

У русских:стремление одновременно выполнять несколько задач и уделять время творческим видам деятельности и личному общению. Большее значение придается духовному, а не материальному прогрессу. Жизнь настоящим, вытекающим из прошлого. Мудрость прошлых поколений - основа поведения.

Общение считается ценностью независимо от степени его информативности и полезности.

Отношение ко времени очень неаккуратное. «Выпьем чаю» - может затянуться на часы.

Ориентация на сотрудничество, на достижение успеха группы. Причем этот успех распространяется на каждого. Возможность членов группы пользоваться достижениями других членов группы.

Собственность - владение коллектива или группы. Игрушки в семье - общие. Такое же отношение к авторским правам. Легкомысленное отношение к частной собственности.

Склонность одеваться так, как подобает по общественному статусу. В хорошем костюме, с галстуком, гламурно, придавая одежде большое значение. Совсем на востоке - чтобы «блестело».

Коллективистская культура: четкая иерархия, основанная на статусе, возрасте, роли в семье. Роль главы предполагает контроль над распределением ролей в группе, а также за тем, чтобы все ее члены были ориентированы на успех коллектива, а не на собственный. Общественная система ценностей влияет на то, как принимаются решения в семье. За старшими закреплено право последнего слова в вопросах, где и чему будут учиться младшие, где и кем они будут работать и даже на ком жениться.

Индивидуалистская культура: Каждый человек представляет собой самодостаточное целое, отдельное от других. Самосознание строится на личных успехах. У американцев: вера в первостепенную значимость индивидуума, установка на самодостаточность и личная свобода. Самодостаточность, самонадеянность, самодисциплина. Team - команда, группа индивидов, объединившихся для достижения конкретной цели,строится на чисто прагматическом подходе. I («я») пишется всегда с большой буквы. Русские любят подчеркивать в этом контексте, что «я» - последняя буква в алфавите. Ответственность за принятие решения целиком лежит на индивиде. Человек понимает, что последствия - результат его собственных действий (исключая форс-мажор). Череда неудач делает человека в глазах окружающих лузером, неудачником. Однако это слово означает «проигравший», то есть тот, кто активно участвовал, но проиграл.

Идея постоянного стремления к прогрессу, к жизненным достижениям, продвижению в карьере, получению дополнительного образования, приобретению материальных благ. Человеческие отношения приносятся в жертву линейной организации времени (расписание, график, режим дня и т.п.). Ориентация на будущее (ипотека на 40-50 лет, ранние объявления о помолвке и рождении ребенка). Текущая деятельность - средство достижения будущих целей.

Семья американская: редки попытки повлиять на выбор профессии ребенка, он сам принимает решение. Ослабление внутрисемейных связей, осложнения между родителями и детьми, отсутствие обязательств перед родителями.

Общение не является ценностью.Talkischeap (разговорничегонестоит), Actionsspeaklouderthanwords (разговор горластее слов?).

Американские студенты сидят за индивидуальными партами, рассчитанными на одного студента. Американцы очень удивились, когда узнали, что в России студенты норовят сесть «кучно», а учебная мебель рассчитана как минимум на двоих.

Стремление ценить время. Выпить кофе - ровно столько по времени, чтобы выпить чашку кофе.

Жесткая конкуренция (вытекающая из стремления к прогрессу). Продвижение через конкуренцию, а не через сотрудничество. Конкуренция поощряется с младенчества.

Американцы не учатся в постоянных группах. Каждый сам за себя.

Частная собственность связана с правом на личное пространство, невмешательство в частную жизнь. Езда в тесном общественном транспорте, стояние в очереди - нарушения личного пространства.

Индивидуальность находит выражение в стиле одежды. Дресс-код вне работы (прилично-неприлично) не поощряется. Можно выйти из дома в магазин в пижаме.

По исследованиям одного из калифорнийских университетов в США 91% индивидуалистов, в среднем в мире 24%, в России - 39%.

Различия принципиальные:

· Русская фольклорная традиция: обязательно должен быть помощник (конек-горбунок, золотая рыбка, щука)

· Американская культура: образ героя-одиночки, который полагается только на самого себя.

Коллективизм и индивидуализм в разных культурах скорее сосуществуют, чем противоборствуют.

Концепции коллективизма-индивидуализма следует на практике рассматривать аккуратно, иначе они могут превратиться в стереотипы, что опасно.

Японский менеджмент в большей степени ориентируется на человеческий фактор, но при этом личность должна подчиняться коллективу и подчинять свои интересы интересам организации. Японцы выше других ставят социальные потребности и возможности их удовлетворения. Вознаграждение за труд они воспринимают с позиций удовлетворения социальных потребностей (принадлежность к социальной группе, место в группе, внимание и уважение окружающих).

Европейская модель менеджмента идеологически находится «посередине». Для этой модели характерно следование бюрократическим принципам, бюрократия в Европе достаточно сильна как ментальный принцип. Характерна также концепция «социального человека», социальной защищенности личности, учета ее интересов и ожиданий.

Управление осуществляется в определенном социальном контексте, непосредственно влияющем на его характер. Очевидно, что в национальных или континентальных культурах существуют различные подходы к менеджменту. Многие из американских и японских научных концепций весьма продуктивны..

Управленческие школы США и Японии являются в настоящие время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента.

Между ними имеются определенные сходства:

    они уделяют основное внимание активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, разукрупнению крупных предприятий;

    они ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия.

В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две модели имеют особенности, обусловленные спецификой их социально-экономического развития.

    Первое различие моделей заключается в установке общественного сознания. Основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма. То есть понимание того, что менеджеры являются, прежде всего, индивидуумами, имеющими определенные интересы и собственное мнение о личных потребностях.

    В США ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации. Для Японии же характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм. Менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В Японии личные заслуги работника полностью приписываются заслуге фирмы (хотя сейчас это положение меняется), чего не наблюдается в США.

Способы принятия решений в американской и японской модели управления организацией также различны:

    В США имеет место быть индивидуальный характер принятия решений. Он более быстрый. Японцы же привыкли решать вопросы коллегиально. Это уменьшает возможность ошибки, но занимает больше времени.

    В японских компаниях никому не придет в голову оспаривать решение начальника после того, как решение принято. Но до этого момента, в силу коллегиальности, руководители проводят совещания со своими подчиненными, на которых можно обсуждать предложение, критиковать. У японцев есть время и возможность убедить руководство в правильности или неправильности идеи. Но после того как решение принято, был ли ты за или против - должен исполнять это решение.

В крупных корпорациях с американским менеджментом корпоративная структура «выталкивает» наверх уникальных людей, готовых брать на себя ответственность и риск, так как не с кем совещаться. На каждом уровне последнее слово остается за ними. Даже не будучи гениями, они накапливают опыт принятия решений, так как окончательное решение всегда принимает руководитель.

Когда руководитель компании сам по себе слаб, тогда коллегиальность играет свою положительную роль, тогда можно надеяться на устойчивость системы. И структура японских корпораций устойчива. Причем устойчива она по отношению к личностным качествам каждого конкретного менеджера. Например, человек получил конкретную должность, которой он не совсем соответствует, и тогда коллегиальная система ему поможет. Дело даже не в нем самом - главное, что система выживет. К сожалению, в этом есть и отрицательный момент, так как много времени тратится на всевозможные совещания. Пока решение не станет всем очевидно, его будут «обсасывать». Это одна из причин, почему японцы так долго задерживаются на работе. Как известно, в Японии работают и по субботам, и даже по воскресеньям. Эффективность использования времени надо оценивать по результатам.

    Достижения оцениваются по индивидуальному (в США) или коллективному результату (в Японии).

    В американских компаниях ответственность за неудачи несет человек, который не справился с поставленной задачей. В японских же фирмах ответственность коллективная. Они никогда не позволят себе подвести группу, в противном случае они «потеряют лицо» перед своими коллегами.

    Что касается контроля, то в японских фирмах осуществляется также коллективный контроль и носит он неформальный характер. В Америке же руководитель лично контролирует действия подчиненных, и структура контроля строго формализована.

    Представитель компании GENERAL в России: «В русских компаниях часто совершают одну ошибку - не дают никаких полномочий своим сотрудникам, но пытаются с них строго спросить. В России это довольно распространено. А в Японии все, наоборот, там сотруднику даются большие полномочия, и, пока сотрудник все делает нормально, выполняет план, с него вообще нет никакого спроса. То есть он может делать все так, как считает нужным. Его начинают вызывать на ковер только тогда, когда начались проблемы с выполнением плана. И в этом случае спрашивают: «Что ты делаешь, как ты делаешь?» Такое вот принципиальное отличие».

    В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, существует жесткое разграничение обязанностей, жесткий job description. Шаг вправо, шаг влево руководством не приветствуется. И наоборот, если с тебя вдруг начнут требовать что-то сверх нормы, то ты можешь отказаться или просить пересмотра условий работы, чтобы официально это оформить.

    В Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. В японских компаниях подобная ситуация обыгрывается иначе. Может происходить мягкая трансформация, когда часть обязанностей у сотрудника забирается или, наоборот, что-то добавляется. Причем это не соотносится с окладом или с премиальными. Конечно, от твоих обязанностей и от того, как ты работаешь, зависит определенный уровень заработной платы, который соотносится и выравнивается по рынку.

    Отношения руководителя и подчиненного. В Японии они неформальные. В США имеют место быть формальные отношения с подчиненными. Если человек занимает какую-то должность, то он должен выполнять свои обязанности независимо от личностных качеств. Они исходят из того, что если начальник отдела, то это, прежде всего начальник отдела, а не Иван Иванович. Личные контакты не должны быть важны. И если придет новый начальник отдела, то он или она будет выполнять те же функции.

    Философия фирмы в США может претерпевать некие изменения после замены руководства. Это сопровождается сменой управленческих работников и рабочих. Также в кризисные ситуации американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать её более конкурентоспособной.

    В Японии со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма».

    Цели фирмы индивидуальны у различных компаний, но можно проследить общую тенденцию в Америке и в Японии. В США это рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков, в японской модели управления - обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.

    Наем и кадровая политика. В японской модели управления организацией широко используется труд выпускников вузов и школ, переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. В японских компаниях обучение оплачивается. Содержание работы меняется по мере перехода на выпуск новой продукции и применения новой технологии, поэтому переподготовка необходима. Вновь принимаемые на работу обычно прослушивают курс лекций и обучаются на рабочем месте. Важнейшая задача - привить философию корпорации и технические навыки. На разных предприятиях продолжительность обучения колеблется, но чаще всего составляет от трех до восьми месяцев.

    В Америке наем работников происходит на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.

    Относительно оплаты труда и продвижения по службе в рассматриваемых нами моделях разная политика у предприятий. В японской это конечно продвижение по службе с учетом выслуги лет и оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата). Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года - 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это позволяет фирме улучшить систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе.

    В США при найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Оплата труда и продвижение его по «карьерной» лестнице происходит в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника. В США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации). Поэтому трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда.

    Организация производства и труда. В Японии по этому вопросу действуют следующие принципы: основное внимание уделяется цеху - низовому звену производства; используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены, о чем уже упоминалось, работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз - «действуй по обстановке».

    В США - основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники действуют на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки оплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.

    В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы фондов для удовлетворения нужд работников и др.

    Стимулирование работников. В Японии при благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада). Осуществляются выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

    В Америке стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

    Финансовая политика. Часть прибыли отделения японской фирмы (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широко распространено привлечение заемных средств.

    В Америке администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций.

Каждая из рассмотренных нами моделей управления организацией имеет свои плюсы и свои минусы для той или иной культуры, той или иной страны. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

Заключение

1) Американский менеджмент внес значительный вклад в теорию и практику управления. Опыт управления и планирования в фирмах и корпорациях США с учетом конкретных условий и специфики может быть использован в крупных российских холдингах, корпорациях и акционерных обществах на практике.

2) Японская модель менеджмента также значительно повлияла на теорию и практику управления. Во-первых, это комплекс форм и методов управления персоналом, применяемый в ведущих японских компаниях и обеспечивающий повышенную отдачу наемного персонала. Это система найма, оплата труда, система и методы стимулирования, профессиональная подготовка и повышение квалификации; во-вторых, методология и практика принятия и реализации управленческих решений; в-третьих, система организационно-управленческих мероприятий, используемых для повышения производительности труда, эффективности производства и качества продукции. Японские менеджеры разработали специфический управленческий механизм, активнее использующий «человеческий фактор» в управлении, направляя на обеспечение максимизации прибыли скрытые творческие возможности работников.

3) В настоящее время формируется новая, российская модель управления экономикой и каждый ее успех или провал отзывается на уровне жизни населения. Формируются новые термины, новое понимание роли участвующих в управлении. Другими словами, начинает складываться облик современного предпринимателя - человека, который владеет собственностью, использует наемный труд, берет на себя функции стратегического управления с целью получения максимальной прибыли. Руководитель нового типа должен опираться на общечеловеческие этические ценности, владеть теорией, техникой и искусством воздействия на окружающих людей, быть открытым к инновациям, ко всему новому.

Список используемой литературы:

    Имаи М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Москва 2006.

    Курицын А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / Москва, 2001.

    Докучаев М.В. - ЭКО // Проблемы корпоративного управления в США, 2004 N1.

    Ключко В.Н. - Менеджмент в России и за рубежом // Корпоративное управление в Японии: особенности, модели и тенденции развития, 2006 N2.

    Юрлов С., Левицкий П., Брегадзе К. - Искусство управления // Семь «самураев», 2004 N4-5.

ТАБЛИЦА 1 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Критерий сравнения

Американская модель управления

Японская модель управления

Немецкая (европейская) модель управления

Государства, в которых используется модель

США, Великобритания

Япония

Германия, Нидерланды, Канада, Австралия, Франция, Бельгия

Общая характеристика

Значительное число индивидуальных акционеров, независимых, не связанных с деятельностью компании. Разработанная законодательная база определяет права и обязанности участников

Значительное количество банков и компаний в составе акционеров корпорации.

Участие банков в качестве долгосрочных акционеров и представители выбираются в состав совета директоров. Банковское финансирование предпочтительнее акционерного.

Ключевые участники

Управляющие, директоры, акционеры, биржи, правительство

Ключевой банк и финансово-промышленная сеть, правление, правительство

Банки, корпорации

Структура акционерной собственности

Институциональные инвесторы (США - 60 %, Великобритания - 65 %), индивидуальные инвесторы - 20 %

Страховые компании - 50%, иностранные инвесторы - 5 %, корпорации - 25 %.

Банки - 30 %, корпорации - 45%, пенсионные фонды - 3 %, индивидуальные акционеры - 4 %

Представительство в управлении (совет директоров)

Инсайдеры (лица, работающие в компании либо тесно с ней связанные)

Аутсайдеры (лица, напрямую не связанные с корпорацией)

Количество от 13 до 15 человек.

Полностью из внутренних участников. Государство может назвать своего представителя. Количество - до 50 человек.

Двухпалатный совет директоров: наблюдательный совет (представители рабочих и акционеров) и правление. Количество членов наблюдательного совета от 9 до 20 человек, устанавливается законодательно.

Требования к прозрачности информации

Квартальный отчет, годовой отчет, вклюяающие в себя информацию о директорах, количестве имеющихся у них акций, заработной плате, данные об акционерах, владеющих более 5 % акций, сведения и слияниях и поглощениях.

Полугодовой отчет, сообщающий информацию о структуре капитала, сленах совета директоров, сведения о предполагаемых слияниях, поправках в устав. Сообщается 10 крупнейших акционеров корпорации.

Полугодовой отчет с указанием структуры капитала, акционеров с 5 % акций и более, информация о возможных слияниях и поглощениях.

Решения, требующие одобрения акционеров

Избрание директоров, назначение аудиторов, выпуск акций, слияние, поглощение, поправки к уставу.

Выплата дивидендов, выборы своета директоров, внесение изменений в устав, слияния, поглощения.

Распределение дохода, ратификация решений наблюдательного совета и правления, выборы наблюдательного совета

Взаимоотношения и интересы участников

Акционеры могут осуществлять свое право голоса по почте или доверенности, не присутствуя на собрании акционеров.

Корпорации заинтересованы в долгосрочных и аффилированных акционерах. Ежегодные собрания акционеров носят формальный характер.

Большинство немецкий акции корпорации - акции на предъявителя. Банки с согласия акционеров распоряжаются голосами по своему усмотрению. Нет возмодности заочного голосования, обязательное присутствие акционера на собрании или передоверие этого права банку.

ТАБЛИЦА 2 - СРАВНЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ И ЯПОНСКОЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

1. Управленческие решения принимаются коллективно.

2. Коллективная ответственность.

3. Нестандартная, гибкая структура управления.

4. Неформальная организация контроля.

5. Коллективный контроль.

6. Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост.

7. Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль.

8. Ориентация действий на группу.

9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и коллективному результату.

10. Личные неформальные отношения с подчиненными.

11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы.

12. Подготовка руководителей универсального типа.

13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу.

14. Долгосрочная занятость руководителя в компании.

1. Индивидуальный характер принятия решений.

2. Индивидуальная ответственность.

3. Строго формализованная структура управления.

4. Четко формализованная процедура контроля.

5. Индивидуальный контроль

6. Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе.

7. Главное качество руководителя - профессионализм и инициатива.

8. Ориентация управления на отдельную личность.

9. Оценка управления по индивидуальному результату.

10. Формальные отношения с подчиненными.

11. Деловая карьера обусловлена личными результатами.

12. Узко специализированные руководители.

13. Оплата труда по индивидуальным достижениям.

14. Наем на работу на короткий период.

ТАБЛИЦА 3 Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их использование в различных культурах национальной экономики

Работа в группе как цель

Работа в группе как средство

Способ жизни

Путь к рационализации

Естественное поведение

Реализуемое поведение

Привычка

Сознательность

Эффективность

Производительность

Качество и/или способ делать лучше

Способ делать дешевле

государственный управление избирательный бюджетный

Все рассмотренные концепции в большей или меньшей степени реализуются в конкретных моделях управления. Основными из них после 1970-х гг. являются американская и японская модели. В 1981 г. У. Оучи предложил теорию Z, которая как бы дополняла идею МакГрегора относительно моделей Х и У. В теории Z Оучи пытался объединить американский и японский подходы к управлению и предложить лучшую модель управления любой организацией. Исходным пунктом концепции является положение о том, что человек - основа любой организации и от него в первую очередь зависит ее эффективность.

Истоки разнообразия моделей менеджмента лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.

Рассмотрим американскую, японскую и европейскую модели менеджмента.

В указанных моделях в первую очередь существуют различия в содержании и понимании основных функций менеджмента.

В американской школе менеджмента содержатся следующие функции:

  • 1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирование);
  • 2) организация (включая порядок использования власти, разрешение конфликтов);
  • 3) связующие процессы (включая, коммуникации и методы принятия решений);
  • 4) обеспечение эффективности деятельности организации (включая, управление трудовыми ресурсами, функционированием операционных производственных систем).

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла:

  • 1)планирование;
  • 2)организация работы;
  • 3)оперативное руководство;
  • 4)мотивация;
  • 5)координация;
  • 6) контроль.

В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде: 1)определение цели; 2)получение информации; 3)планирование; 4)принятие решений; 5)реализация; 6) контроль.

Если сопоставить представленные школы менеджмента, то обращают на себя внимание следующие особенности.

В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.

В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы активного персонала.

В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.

Сравнительный анализ американской, японской и европейской моделей менеджмента показывает, что они достаточно близки между собой. На современном этапе это во многом определяется стремительным развитием транснациональных корпораций, стирающих границы в движении не только товаров и капиталов, но и трудовых ресурсов, привносящих свою субкультуру в любое общество.

В историческом разрезе можно рассматривать американскую и японскую модели менеджмента как наиболее удаленные друг от друга, а европейскую -- как занимающую промежуточное положение. Сравнительная характеристика американской и японской школ менеджмента в части принципов управления, особенностей управления, моделей управления, организации рынка труда, систем оплаты труда, систем качества представлена соответственно в табл.

Говоря об организации управления в американских, западноевропейских (Германия, Франция, Великобритания, Финляндия), азиатских (японских, корейских, китайских, индийских) фирмах, необходимо отметить, что наиболее эффективным считается стиль управления, основанный на принятии групповых решений, поскольку предполагает:

Сравнение общих принципов промышленного управления

Принципы управления

Школа менеджмента

Управление материально-техническими ресурсами

Производство по принципу точно вовремя («канбан»), то есть поставка ресурсов ровно в том объёме, кот. необходим в дан. момент времени (то есть жесткая экономия на мат.-технич. запасах)

поставки крупных партии ресурсов с малой частотой (то есть меньшая требовательность к минимизации материально-технических запасов);

Контроль качества

комплексный контроль качества

концепция «делать с первого раза» -- комплексный контроль качества, включение ответственности за качество в каждую должностную

Комплексное профилактическое обслуживание оборудования

производственным персоналом

специальными ремонтно-профилактическими службами

Система принятия решений

право принимать решения предоставлено работникам, находящимся на ступень ниже, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью

Высокая степень централизации межфункциональных отношений при принятии решений

¦ участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений;

¦ соблюдение принципа единогласия в принятии решения;

¦ отсутствие четких должностных инструкции (предполагается, что содержание работы каждого работника может постоянно меняться, и сотрудники обязаны уметь выполнять любую работу в рамках своей компетенции);

¦ использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;

Сравнение особенностей управления

Особенности управления

Школа менеджмента

Средства достижения успеха

огромное значение придается средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата

значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств

Направленность действий

направленность на служение людям, обществу -- альтруизм, как возможность сделать себе имя

значим именно результат, героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств; даже в действиях, направ- ленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды

Решение проблем

поиск компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться «гармонии», постепенного сближения позиций друг друга

решение проблем в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем

Отношение к прибыли

мало заботятся о быстрой прибыли, как стратеги смотрят на дальнюю перспективу

компания каждые три месяца вынуждена доказывать, что она прибыльна, иначе служащие окажутся без работы

Связь с предприятием

высокая - отношениями преданности и взаимной ответственности, пожизненный найм

низкая -- отсутствие оттонировочные пленки купить

Критерии

Японская модель

Модель США

1. Характер принятия управленческих решений

Принятие решений по принципу консенсуса

Индивидуальный характер принятия решений

2. Ответственность

Коллективная

Индивидуальная

3. Структура управления

Нестандартная, гибкая

Сурово формализованная

4. Характер контроля

Коллективный

Индивидуальный контроль руководителя

5. Организация контроля

Мягкий неформализованный контроль

Четко формализованная жесткая процедура контроля

6. Оценка результатов деятельности руководителя

Замедленные оценка работы работников и служебный рост

Быстрая оценка результата и ускоренное продвижение по службе

7. Оценка качеств руководителя

Умение осуществлять координацию действий и контролировать

Профессионализм и инициатива

Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку

Ориентация управления на отдельное лицо, внимание к человеку как к исполнителю

9. Оценка результатов деятельности персонала

Достижение коллективного результата

Достижение индивидуального результата

10. Отношения с подчиненными

Личные неформальные отношения

Формальные отношения

11. Карьера

Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к фирмы

Деловая карьера предопределяется личными достижениями

12. Подготовка руководителей

Подготовка универсальных руководителей

Подготовка узкоспециализированых руководителей

13. Оплата труда

Оплата труда за показателями работы группы, стажем

Оплата труда за индивидуальными достижениями

14. Срок занятости на фирме

Долгосрочная занятость руководителя на фирме, пожизненный наем

Занятость на контрактной, договорной основе, краткосрочный наем

15. Общий принцип управления

“ Снизу-Кверху”

“ Сверху-Книзу”

16. Штатное расписание

Отсутствие четко определенных должностей и задач внутри организации

Функциональная подчиненность и четкие границы полномочий

17. Повышение квалификации

Без отрыва от производства (на рабочем месте)

Отделено, за специальными программами подготовки

Нужно подчеркнуть, что сегодня происходит взаимное обогащение подходов (моделей) в менеджменте. Многое по японскому опыту управления используется, например, в США и Западной Европе. Примером может быть теория Z, сформулированная известным профессором Высшей школы управления при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США) Вильямом Оучи. Отличия в практике менеджмента в разных странах становятся менее очевидными.

Что еще почитать