Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в рф. Государственное регулирование сферы обращения и подотрасли общественного питания Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий

Государственное регулирование – совокупность принципов, методов воздействия государственных и местных органов власти на организацию и экономику торговли в целях решения задач экономического и социального развития страны и ее отдельных регионов.

Воздействие государства на сферу товарного обращения с целью сбалансирования спроса и предложения должны осуществляться в следующих направлениях:

    управление налоговой и денежно-кредитной политики;

    регулирование цен и тарифов на отдельные социально значимые товары и услуги;

    введение квот, лицензий, стандартов и технических условий к качеству товаров и услуг;

    установление социальных, гуманитарных и экологических норм;

    определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, представляемой в государственные органы;

    разработка системы программ и мероприятий для достижения определенных параметров экономики (например, программа поддержки малого бизнеса) и т.д.

Государственное регулирование основывается на двух группах методов:

а) прямых (законодательные акты, программы, субсидии, бюджетное финансирование, государственный заказ);

б) косвенных (налоговая, ценовая, финансовая, кредитная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.).

Задача государственных органов - последовательно и систематически в пределах своих полномочий в области проводить следующую работу:

о создавать условия для эффективной деятельности субъектов общественного питания;

о поддерживать инвестиционную деятельность, включая приобретение новой техники и оборудования, проведение научных исследований и внедрение их результатов, а также новых технологических процессов;

о привлекать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;

о обеспечивать реализацию программ демонополизации торговли;

о поддерживать и развивать предпринимательство;

о формировать стабилизационные фонды товаров;

о содействовать приватизации объектов торговли;

о способствовать освоению экономически малоэффективных торговых зон, расположенных в отдаленных местах проживания граждан, труднодоступных пунктах, приложения их труда, экологически неблагоприятных районах;

о создавать и развивать отраслевые и территориальные ассоциации, союзы торговых

организаций;

о стимулировать торговлю посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иных экономических мер в соответствии с законодательством.

Благодаря такой деятельности государственных органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на более высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.

Основными полномочиями местных исполнительных и распорядительных органон и области государственного регулирования торговли являются:

Разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

Принятие (в пределах их компетенции) нормативных правовых актом регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

Формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц и целях обеспечения бесперебойной торговли;

Осуществление государственного контроля в области торговли;

Применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядку установленных законодательными актами;

Иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственное регулирование осуществляется прямым и косвенным воздействием.

Прямое государственное регулирование основывается на разработке и принятии соответствующих законов, подзаконных и нормативных актов.

Косвенное государственное регулирование осуществляется посредством экономических регуляторов: планового регулирования, бюджетно-налоговой политики, денежно-кредитной политики, ценовой политики, политики доходов, системы социальных гарантий.

Отдельно стоящим методом государственного регулирования выступает лицензирование , которое является переходным от прямого государственного регулирования к косвенному.

Плановое регулирование . В связи с тем, что рынок обостряет проблему социального неравенства и не очень восприимчив к социальным программам, связанным с образованием, медицинским обслуживанием, с функционированием соответствующей инфраструктуры, возникает необходимость осуществления планирования, прогнозирования и управления со стороны государства. Цель этих мероприятий состоит в том, чтобы стимулировать развитие социальной инфраструктуры, разрабатывать и осуществлять целевые программы, имеющие общенациональное значение применительно ко всем отраслям экономики. Формами планового регулирования являются:

    прямое государственное управление предприятиями, находящимися в государственной собственности;

    формирование и реализация комплексных программ развития сферы обслуживания, имеющих региональное, межотраслевое и республиканское значение;

    установление общих правил экономической деятельности или экономического поведения предприятий в условиях рынка путем принятия соответствующих законодательных и нормативных актов;

    доведение до регионов экономических регуляторов хозяйственной деятельности, с учетом которых должны формироваться планы конкретных предприятий и организаций;

    информирование министерств и ведомств о результатах развития за прошлые периоды и доведение ориентирующих показателей на перспективу, не являющихся для них обязательными, но которые могут быть использованы при составлении соответствующих планов-прогнозов

Бюджетно-налоговая политика должна обеспечить условия для роста деловой активности предприятий, то есть устанавливаемые государством ставки налогов должны активизировать и стимулировать развитие предпринимательской деятельности. На стимулирование деятельности может также влиять система налоговых льгот и дотаций, хотя они являются не самыми оптимальными регуляторами.

Денежно-кредитная политика является также одним из методов регулирования и важнейшим условием стабилизации экономики. Она также определяет доступность кредитных ресурсов для всех структур.

Ценовая политика направлена на обеспечение спроса населения республики всеми необходимыми товарами и услугами. В целях недопущения роста уровня инфляции государственные органы регулируют цены на основные группы социально-значимых товаров.

Политика регулирования доходов должна обеспечить самостоятельность предприятиям, возможность работы на принципах хозяйственного расчета, но при соблюдении общенациональных интересов. Посредством ее проведения обеспечивается приоритетность развития тех или иных отраслей с задействованием политики ценообразования (для перераспределения доходов).

Политика социальных гарантий проявляется в обеспечении государством минимальных гарантий занятости, оплаты труда, социального обеспечения и страхования. Сегодня независимо от отрасли и предприятия, на котором работает человек, при полном отработанном месяце гарантировано получение им минимальной заработной платы.

Лицензирование отдельных видов деятельности.

Государственное регулирование общественного питания осуществляется путем выработки мер административного воздействия и контроля за соблюдением основных государственных требований к предмету осуществляемой деятельности. Административные методы – это действия исполнительной власти, рычагом управления которой являются законодательные и нормативные акты. Органы государственной власти осуществляют государственное регулирование по следующим направлениям:

Разрабатывают новые, принимают и совершенствуют имеющиеся нормативные и законодательные акты, регулирующие торговую деятельность;

Определяют основные направления торговой политики, решают вопросы защиты прав потребителей, осуществляют государственный контроль за качеством продукции О.П.

Отрабатывают системы сертификации и идентификации товаров потребительского назначения, и другое.

Деятельность любого предприятия общественного питания регламентируется нормативными документами, разработанными государственными структурами и утвержденными органами государственной власти.

В связи с переходом России на рыночные условия хозяйствования, разработаны и приняты нормативные документы: Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон «О защите прав потребителей», Закон «О стандартизации, сертификации, метрологии», Закон «О стандартизации продукции и услуг». Для регулирования отношений между посетителями и предприятием общественного питания разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.97. № 10-36 (с изменениями от 21.05.01г.) «Правила оказания услуг общественного питания». Разработаны государственные стандарты, такие как:

ГОСТ Р 50764-2008 «Услуги общественного питания. Общие требования»;

ГОСТ Р 50762-2007 «Общественное питаУслуги общественного питанияние. Классификация предприятий»;

ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению».

В них даны основные определения, сформулированы требования, которым должны соответствовать предприятия общественного питания.

Так, в соответствии с ГОСТ Р 50764-2009 услуга общественного питания – это результат деятельности предприятий и граждан - предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга. Процесс обслуживания – совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Качество услуг должно удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям потребителей. Услуги общественного питания должны отвечать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению и предоставляться потребителям в условиях, отвечающих требованиям действующих нормативных документов. В процессе обслуживания потребителей комплекс услуг должен соответствовать типу предприятия. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, как основа комфортности обслуживания. Предоставляемая услуга должна отвечать требованиям эстетичности, что характеризуется в комплексе архитектурно – планировочным решением торговых залов предприятия, условиями обслуживания, внешним видом официантов, оформлением и подачей кулинарной продукции и многим другим.

Контролирующими органами являются:

Управление внутренних дел МВД России, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Федеральная служба финансово – бюджетного надзора, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Центры санитарно – эпидемиологического надзора Минздравсоцразвития РФ, Управление противопожарной службы, .Федеральная служба по труду и занятости.

День 5. Организация работы производства на предприятиях общественного питания. Направления научно – технического прогресса. Рациональные формы организации производства

Научно –технический прогресс – это процесс непрерывного развития науки, создания и внедрения новой, более прогрессивной и высокоразвитой техники и технологии, научной организации труда и производства, экономичных видов сырья, материалов, энергии в интересах достижения наивысшего эффекта при наименьших затратах, облегчения и улучшения условий труда.

Задачи НТП в отрасли – повышение ее эффективности, совершенствование организации производства и управления предприятиями ОП. Основные направление НПТ:

Механизация процессов, применение современного оборудования;

Разработка прогрессивных технологий производства продукции;

Внедрение научной организации труда,

Обработка различных видов информации (автоматизация)

Рациональные формы организации производства:

Концентрация - сосредоточение средств производства, работников и самого процесса производства продукции на крупных предприятиях, в цехах или на производственных участках большой мощности.

Специализация – сосредоточение однородного производства на специализированных предприятиях, в цехах, на производственных участках, предназначенных для выпуска продукции определенного ассортимента.

Специализация может различаться: предметная и технологическая.

Предметная – организация питания отдельных контингентов питающихся школьники, рабочие вредных производства, диетическое питание, производство блюд национальной кухни, кулинарных изделий из одного вида сырья.

Технологическая – разделение процесса производства на две стадии – механическая обработки и выработка полуфабрикатов на заготовочных предприятиях; производство готовой продукции на доготовочных предприятиях.

Специализация предполагает установление прочных экономических связей между отдельными отраслями или предприятиями - кооперирование. Кооперирование может быть межотраслевое и внутриотраслевое.

День 6. Организация работы производства на предприятиях общественного питания. Основы организации складского хозяйства.

Своевременное снабжение предприятий питания товарами, сырьем, полуфабрикатами, предметами оснащения непосредственно влияет на конечный результат деятельности предприятия – его коммерческий успех.

Основные принципы снабжения – своевременность, ритмичность, бесперебойность и комплектность.

Снабжение должно быть технологичным (должны использоваться средства малой механизации, современные технологии доставки и пр).

Снабжение должно быть экономичным – оптимальные схемы товародвижения.

Снабжение должно быть оперативным (своевременным).

Виды снабжения:

Продовольственное – продукты, сырье. Объемы зависят от типа и класса предприятия, контингента потребителей, пропускной способности предприятия.

Материально – техническое снабжение призвано обеспечить все этапы хозяйственной деятельности предприятия необходимыми средствами труда и материалами.

Топливно – энергетическое снабжение должно обеспечить предприятия достаточными для хозяйственной деятельности объемами электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, твердого, жидкого и газообразного топлива.

Источники снабжения:

Пищевая промышленность, сельское хозяйство, оптово – посреднические структуры, оптовые и оптово – розничные склады.

По месту организации поставки могут быть централизованные и децентрализованные. По форме поставки они могут быть складские и транзитные. Если товар поступает непосредственно от производителя то это транзитная поставка.

День 7 и 8. Организация работы производства на предприятиях общественного питания. Организация производства на предприятиях питания. Организация работы заготовочных цехов

Заготовочные цехи

В заготовочных цехах производят механическую обработку мяса, рыбы, птицы, овощей и выработку полуфабрикатов для снабжения ими горячего цеха своего предприятий, а также доготовочных предприятий (филиалов), магазинов кулинарии, мелкорозничной сети.

На предприятиях со средней вместимостью залов обработку мяса, птицы и субпродуктов сосредоточивают в одном цехе, так же как и обработку всех овощей. На предприятиях с малой вместимостью залов (до 100 мест) организуют два цеха: мясо-рыбный и овощной.

При организации заготовочных цехов должны быть достигнуты На предприятиях, где мясные и рыбные полуфабрикаты приготовляют в одном цехе, организуют линии обработки мяса, птицы, субпродуктов, рыбы.

Режим работы заготовочных цехов от типа предприятия, объема производства и способа реализации полуфабрикатов. Заготовочные цехи, обслуживающие только свое предприятие, работают, как правило, в одну (дневную) смену. В вечернее время дежурный повар готовят порционные полуфабрикаты по заказам посетителей.

Овощной цех.

На предприятиях овощной цех располагают таким образом, чтобы он с одной стороны находился неподалеку от склада-овощехранилища, а с другой – имел удобное сообщение с холодным и горячим цехами. В этом случае создаются удобства для доставки в цех картофеля и овощей, а также технологическая цепочка: склад – овощной цех (предварительная обработка) – горячий цех (завершающая обработка).

Технологический процесс обработки овощей состоит из сортировки, мятья, очистки, дочистки после механической очистки, промывания, нарезки.

Оборудование для овощного цеха подбирают по Нормам оснащения в зависимости от типа и мощности предприятия. Основным оборудованием являются производственные столы, столы для дочистки картофеля, моечные ванны, подтоварники для овощей.

Рабочие места оснащаются инструментами, инвентарем для выполнения определенных операций.

В овощном цехе выделяют линию обработки картофеля и корнеплодов и линию обработки свежей капусты и других овощей и зелени. Оборудование ставится по ходу технологического процесса.

Работу овощного цеха организует заведующий производством.

Рыбный цех

В рыбных цехах выполняют следующие операции: оттаивание (дефростацию) мороженой рыбы или вымачивание соленой, очистку от чешуи, потрошение, промывание, изготовление полуфабрикатов

Мясной цех

На заготовочных предприятиях с каждым годом увеличивается выпуск полуфабрикатов. Многие рестораны, кафе и столовые снабжаются натуральными, панированными и рубленными мясными полуфабрикатами.

Для приготовления натуральных полуфабрикатов мясо нарезают на порционные куски без какой-либо дополнительной обработки. Панированные полуфабрикаты, в отличие от натуральных, после нарезки на порции слегка отбивают для разрыхления мяса и панируют в сухарях. Для приготовления рубленых полуфабрикатов используют мясной фарш, в который добавляют специи и хлеб.

На предприятиях, которые не снабжаются полуфабрикатами с заготовочных предприятий, организуют собственное из производство. С этой целью на участке обработки мяса устанавливают специальные резервуары, имеющие низкие бортики и облицовку в виде керамической плитки, трап, производственные столы, стул разрубочный, универсальный привод с о сменными механизмами (мясорубкой, косторезкой, рыхлителем, фаршемешалкой, размолочным механизмом). Используют также производственные столы для нарезки порционных и мелкокусочных полуфабрикатов.

Рабочие места в мясном цехе организуют для двух технологических линий:

обработки мяса крупного рогатого скота, поступающего в цех четвертинами или полутушами; свинины, поступающей полутушами или тушами; туш баранины и телятины;

обработки птицы, дичи и субпродуктов.


Субъектом государственного регулирования сферы общественного питания выступают государство, общественные организации, законодательные органы, объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере общественного питания на уровне субъектов хозяйствования в виде предприятий питания. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект. В свою очередь обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования. Система государственного регулирования сферы общественного питания имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи. Государственное регулирование проявляется с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил оказания услуг, лицензирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий питания, управление государственной собственностью, стратегическое планирование. Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов (замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе и др.).

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование. Правовые методы государственного регулирования общественного питания призваны обеспечить прочную правовую основу деятельности предприятий питания. Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих структуру органов государственного регулирования сферы услуг, правовое положение предприятий общественного питания, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров, правовую охрану собственности, порядок разрешения споров предприятий питания, правила оказания услуг, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной организации питания, и т. д.

Государственное регулирование предприятий питания основывается на положениях Конституции Российской Федерации – высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию общественного питания, должны соответствовать конституционным началам и принципам. Применительно к функционированию предприятий питания законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу общественного питания).

К законодательным актам общего регулирования следует отнести в первую очередь Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки. Специальное нормативно-правовое регулирование общественного питания содержится в указах президента РФ, постановлениях правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования общественного питания в определенной мере представлен законами Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 г.; от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»; от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.

Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы в сфере услуг. Он направлен на формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.

На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Следует отметить, что принятые федеральные законы и постановления нередко трудно внедрять в практику. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему.

Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности предприятий питания в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере. Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования. В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane –машина, означает систему, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального

дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.

Принципы механизма регулирования сферы общественного питания необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования общественного питания можно считать:

Формирование потребительского рынка;

Обеспечение устойчивости функционирования предприятий питания как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;

Изменение стратегии научно-технического, информационного развития;

Осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования.

Немаловажной общей функцией механизма регулирования является стратегическое планирование. Иногда экономисты называют ее планово-прогнозной. «Стратегическое планирование, – как отмечал экономист В. Леонтьев, – направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может

оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики».

Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Функции государственного регулирования сферы общественного питания тесно связаны с формами (инструментами) ее регулирования:

институциональной, программной, денежно-кредитной, налоговой, ценовой и др.

Интегрирующими регуляторами в общественном питании выступают договорные институты. Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой.

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития общественного питания, Комплексная программа научно-технического прогресса ЦЧЭР на 1991–2010 годы, программа приватизации и др. В государственном регулировании рыночной экономики наиболее важны два аспекта.

Первый аспект – регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Он осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект – это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок. В системе государственного регулирования общественного питания среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее

законов, принципов, методов. Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно-плановых методов к экономическим применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования сферы общественного питания.

Общие требования к предприятиям общественного питания регламентируются стандартом ГОСТ Р 50762-95.

На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

по экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

по противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

по электробезопасности - СНиП 11-4.

Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается: проведение погрузочно-разгрузочных работ; складирование тары; размещение контейнеров с мусором; сжигание мусора, порожней тары, отходов. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

Архитектурно - планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02. На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

Смотрите также

Эффективный менеджмент как основа успеха в деятельности фирмы
Реферат Курсовая работа на тему «бизнес-план как основа успеха в деятельности фирмы» представлена в объеме страниц. В работе рисунков, таблица, формул, приложений, использованных библ...

Стратегическое планирование деятельности турфирмы ЗАО "Жюль Верн"
Введение Стратегический менеджмент является итеративным, непрерывным процессом позиционирования фирмы в постоянно меняющемся конкурентном окружении. Управлять стратегически - зн...

Субъекты управления персоналом
Введение Актуальность темы исследования исходит из того, что категория «субъект управления персоналом» неоднозначна. Социальная система предприятия закономерно разделяется на две о...


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Институт развития дополнительного образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Заочный факультет «Социально-культурный сервис и туризм»

Кафедра «Сервис и туризм»

Тема: «Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в сфере туризма».

Дисциплина: «Правовое обеспечение СКСиТ».

Выполнила:

Студентка гр. СКС-81

Проверила:

Барнаул 2010

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предприятия общественного питания, их типы, особенности деятельности………………………………………………………………………4

1.1 Типы предприятий общественного питания………………………………...4

1.2 Особенности деятельности предприятий общественного питания………..5

2. правовое регулирование деятельности предприятий общественного питания…………………………………………………………………………….7

2.1 Организационная структура и функции участников сертификации услуг общественного питания…………………………………………………………..7

2.2 Обязательная сертификация услуг общественного питания………………9

2.3 Порядок проведения сертификации услуг…………………………………10

2.4 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами…………..14

2.5 Приостановление или аннулирование действия сертификата соответствия……………………………………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………….........17

Список литературы………………………………………………………............19


Целью данной работы является рассмотрение и анализ правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

Охарактеризовать предприятия общественного питания, рассмотреть особенности государственного регулирования деятельности предприятия общественного питания;

Провести анализ правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.

Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом .

Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы. Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.


Предприятия общественного питания могут классифицироваться по разным критериям . По производственно-торговому признаку (с учетом выполнения функций по приготовлению и реализации пищи) предприятия общественного питания делятся на: заготовочные и доготовочные.

Заготовочные предприятия - механизированные предприятия, предназначенные для централизованного выпуска полуфабрикатов, а также кулинарных и мучных кондитерских изделий. Это фабрики кулинарных изделий и полуфабрикатов, специализированные цехи по производству полуфабрикатов, кулинарные фабрики, фабрики-кухни, фабрики быстрозамороженных блюд и другие. Эти предприятия оснащены современным высокопроизводительным оборудованием - поточно-механизированными и автоматизированными линиями, автоматами. Из заготовочных предприятий полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, быстрозамороженные блюда поступают на предприятия доготовочные.

Доготовочные предприятия - небольшие предприятия, работающие на полуфабрикатах высокой степени готовности и готовых охлажденных блюдах, которые поступают из заготовочных предприятия общественного питания. К ним относят: столовые доготовочные и столовые раздаточные, вагоны рестораны, кафе, закусочные, буфеты и т.д.

Предприятия с полным циклом производства - осуществляют обработку сырья, выпускают полуфабрикаты и готовую продукцию, а затем сами реализуют ее в залах, буфетах, магазинах кулинарии.

В России классификация предприятий питания по типам выполняется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Учитываются также особенности интерьера, музыкального сопровождения, меблировки, столовой посуды и белья, приборов. К основным типам предприятий относят: ресторан, кафе, столовая, закусочная, буфет, бар и др.

Ресторан - считается наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд сложного приготовления. В ресторане высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. В ресторане потребителям предоставляют в основном обеды и ужины, а при обслуживании туристических групп может быть и полный рацион питания.

Рестораны размещают преимущественно на центральных, оживленных улицах, в аэропортах, на пристанях, теплоходах, морских судах, при гостиницах, мотелях, в центрах туризма и местах массового отдыха.

Кафе - предприятие общественного питания, предназначенное для производства и реализации блюд менее сложного приготовления в ограниченном ассортименте, а также разнообразных горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий, сладких блюд. В зависимости от ассортимента продукции кафе подразделяют на две группы: общего типа и специализированные (кафе - кондитерская, кафе - мороженное, детское, кафе национальной кухни и т.д.).

Столовая - наиболее распространенный тип предприятия общественного питания. Основное назначение - приготовление и реализация потребителям преимущественно продукции собственного производства.

Закусочная - предприятие быстрого обслуживания. Ассортимент закусочных - холодные и горячие блюда, сосиски, сардельки, пельмени, вареники, яичницы, а также напитки. Наиболее широко распространены специализированные закусочные: пельменная, вареничная, шашлычная, блинная, пирожковая, сосисочная, бутербродная и т.д. Закусочные имеют высокую пропускную способность и размещаются в оживленных местах, по пути движения туристских маршрутов.

Бар - специализированное предприятие быстрого обслуживания, предназначенное для реализации смешанных, натуральных и крепко-алкогольных напитков в широком ассортименте. В баре также реализуют блюда, закуски и кондитерские изделия. Назначение бара - предоставить возможность посетителям отдохнуть в уютной обстановке, послушать музыку, посмотреть выступление артистов или какое-то шоу. Бары в зависимости от ассортимента делят на пивные, винные, молочные, коктейль-холлы и коктейль-бары. Коктейль-холл отличается от коктейль-бара лишь большей вместимостью зала, а также более разнообразным оборудованием. Наиболее распространенные закуски в барах - сырные палочки, канапе, тарталетки, маслины, оливки, соленый миндаль, фисташки. Бары размещают в торговых центрах, при ресторанах, при крупных музеях и т.д.

В зависимости от метода обслуживания предприятия общественного питания подразделяют на обслуживание с помощью официантов, самообслуживание и предприятия смешанного обслуживания.

По ассортименту питания услуга общественного питания подразделяется на комплексное питание, питание по выбору, питание по предварительному заказу, в том числе по обслуживанию приемов, юбилеев, банкетов и других мероприятий.

Кроме того предприятия питания специализируются на национальных блюдах (европейская, корейская, китайская, грузинская, еврейская и другие кухни). Предприятия классифицируются также по числу посадочных мест, режиму работы - круглосуточные, с ограничением по времени.

1.2 Особенности деятельности предприятий общественного питания

В предприятии общественного питания должны быть следующие документы:

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица или устав предприятия;

Документы, подтверждающие принадлежность торгового объекта юридическому или физическому лицу (договор аренды, субаренды, свидетельство о праве собственности, технический паспорт);

Свидетельство об уплате единого налога на вменённый доход или временный патент на право торговли;

При реализации алкогольной продукции - лицензия на розничную торговлю алкогольной продукцией, свидетельство об уплате лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями; документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации: копия справки к товарно-транспортной накладной или копия справки к грузовой таможенной декларации для импортной продукции, заверенные оригиналом оттиска печати розничного торгового предприятия и оригиналом оттиска печати предыдущего собственника товара, имеющего соответственно лицензию на оптовую торговлю алкогольной продукцией; копии лицензий оптовых поставщиков; на каждой единице алкогольной продукции должны быть акцизные или специальные марки;

Документы, подтверждающие сертификацию товаров и услуг;

Товарно-транспортные накладные на все товары;

Свидетельства о метрологической поверке весоизмерительного оборудования; мерных сосудов;

Санитарные книжки для работников;

Трудовые соглашения или договоры о найме работников предприятия;

Ассортиментный перечень производимой продукции.

В предприятии общественного питания должна быть размещена в удобных для ознакомления местах следующая информация для потребителей :

Информация на вывеске о фирменном наименовании организации, её юридическом адресе, типе, классе, режиме работы предприятия;

Для индивидуального предпринимателя – информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

Информация об услугах: перечень услуг и условия их оказания; цены и условия оплаты услуг; фирменное наименование предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объёме) порций готовых блюд продукции общественного питания; ёмкости бутылки и объёме порций алкогольных напитков; обозначения нормативных документов, требованиям которых должна соответствовать продукция и услуга; сведения о сертификации услуг;

Правила оказания услуг общественного питания в доступной и наглядной форме;

Текст Закона РФ «О защите прав потребителей»;

При реализации алкогольной продукции – информация с указанием номера лицензии на торговлю алкогольной продукцией, срока её действия и органа, выдавшего её; правила продажи алкогольной продукции, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 г. №987 (в редакции постановления Правительства РФ от 13.10.99 г. №1150), Закон РФ № 171 от 23.11.99 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Закона РФ № 18-ФЗ от 9.01.1999 года) .

О внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;

Адреса и телефоны вышестоящей организации (владельца предприятия), управления потребительского рынка и услуг, отдела по защите прав потребителей.

Книга отзывов и предложений

Исполнитель обязан оказать потребителю услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа в согласованные с потребителем сроки.

Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем. Исполнитель обязан выдать потребителю документ, подтверждающий их оплату – кассовый чек, счет.

Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объёма (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания.

К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку и профилактические медосмотры в соответствии с требованиями нормативных документов.

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа, при обнаружении недостатков потребитель вправе требовать по своему выбору:

Назначить новый срок исполнения услуги;

Потребовать уменьшения цены за услугу;

Потребовать безвозмездного устранения недостатков;

Отказаться от услуги;

Полного возмещения убытков.

Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесённых расходов.

К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Организационную структуру Системы сертификации услуг общественного питания (далее - Система) образуют:

Национальный орган по сертификации - Госстандарт России (Управление стандартизации и сертификации в сфере услуг);

Центральный орган Системы сертификации услуг общественного питания (ЦОС) - Роскомторг;

Методический центр Системы - Всероссийский институт питания (ВИП);

Совет Системы по сертификации;

Органы по сертификации услуг общественного питания;

Испытательные лаборатории;

Исполнители услуг.

Национальный орган по сертификации - Госстандарт России проводит аккредитацию органов по сертификации и осуществляет государственный надзор за соблюдением правил проведения сертификации и сертифицированными услугами.

При Госстандарте России функционирует Центральная апелляционная комиссия.

Центральный орган Системы сертификации услуг общественного питания - Роскомторг осуществляет:

Участие в формировании сети органов по сертификации и координацию их деятельности;

Развитие и совершенствование Системы;

Сбор, обобщение, анализ и представление в Госстандарт России информации о деятельности органов по сертификации услуг общественного питания;

Разработку, рассмотрение методических документов по сертификации и их утверждение;

Обобщение предложений по номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации;

Информирование общественности о результатах сертификации услуг;

Участие в аккредитации органов по сертификации услуг;

Участие в работе по совершенствованию фонда нормативных документов, взаимодействуя с ТК 347 "Услуги торговли и общественного питания";

Рассмотрение апелляций по поводу неправильных действий органов по сертификации и испытательных лабораторий;

Ведение секретариата Совета Системы по сертификации;

Разработку программ по подготовке экспертов по сертификации услуг общественного питания и организацию проведения совместно с Госстандартом России их обучения.

Методический центр Системы - Всероссийский институт питания осуществляет:

Разработку организационно-методических документов по сертификации;

Формирование, ведение и актуализацию фонда нормативных документов для сертификации;

Обеспечение нормативными и методическими документами участников системы сертификации на договорной основе;

Участие в разработке программ по подготовке экспертов по сертификации услуг общественного питания.

Совет Системы по сертификации создается при Центральном Органе Системы сертификации услуг общественного питания и осуществляет:

Выработку и проведение общей политики в области сертификации услуг общественного питания;

Разработку предложений по совершенствованию Системы;

Подготовку предложений по совершенствованию нормативных документов на услуги, методов проверки и испытаний при проведении сертификации;

Взаимодействие с другими Системами сертификации.

В состав Совета Системы по сертификации входят представители Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзора России, Российского общества потребителей, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных организаций.

Органы по сертификации и испытательной лаборатории выполняют функции, установленные основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р.

Для проведения работ по обязательной сертификации (в законодательно регулируемой сфере) в качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - организации), имущество которых в соответствии с законодательством является единым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий.

Не могут быть аккредитованы в качестве органов по проведению обязательной сертификации хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.

По решению Госстандарта России и по согласованию с Центральным органом Системы сертификации услуг общественного питания могут быть аккредитованы в качестве сертификационных центров, выполняющих функции испытательных лабораторий и органов по сертификации, акционерные общества, созданные на базе ведущих научно-исследовательских организаций, располагающих необходимой испытательной базой, высококвалифицированными кадрами, профессионально работающих в соответствующей области.

В соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг", "Правилами производства и реализации продукции (услуг) общественного питания", утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 332, Госстандартом России, Роскомторгом и Госкомсанэпиднадзором России услуги общественного питания внесены в "Номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации" (Протокол Госстандарта России от 22.03.95 N 6).

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты: ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению" и ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования".

Централизованно, на основе специально разработанной и согласованной с Роскомторгом программы, проводится подготовка экспертов по сертификации услуг общественного питания.

Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, Правилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания, утвержденных Постановлением N 332 Правительства Российской Федерации от 13.04.93 и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам.

При сертификации услуг общественного питания должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы, позволяющие:

Полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги, а также другим требованиям, которые в соответствии с законодательными актами должны подтверждаться при обязательной сертификации;

Провести идентификацию услуг, в т.ч. испытаний кулинарной продукции, проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам.

Органы по сертификации услуг проводят сертификацию услуг общественного питания в соответствии с областью аккредитации. Работа проводится экспертами Органа по сертификации или привлеченными экспертами из других организаций, аттестованными на право проведения работ по сертификации услуг общественного питания.

Сертификация услуг предприятий общественного питания иностранных фирм осуществляется по тем же правилам и процедурам, что и отечественных предприятий.

Подача и рассмотрение заявки.

Для проведения сертификации услуг общественного питания заявитель - юридическое лицо направляет заявку в орган по сертификации. При наличии у предприятия общественного питания филиалов, сертификации подлежат услуги, оказываемые каждым филиалом.

Заявитель дополнительно к заявке заполняет анкету - вопросник, перечень вопросов которой может уточняться по согласованию с заявителем.

Срок рассмотрения заявки и принятие решения о проведении (не проведении) сертификации не должен превышать одного месяца после ее получения Органом по сертификации.

Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуги.

Причиной отказа в рассмотрении заявки является наличие официальной информации от органов Госкомсанэпиднадзора России о несоответствии предприятия санитарным правилам и нормам.

Орган по сертификации при рассмотрении заявки на сертификацию услуги выполняет следующие функции:

Выбирает схему сертификации услуги;

Определяет наименование продукции, количество и порядок отбора образцов продукции, подлежащей испытаниям;

Определяет аккредитованную испытательную лабораторию, которая будет проводить испытания;

Запрашивает у заявителя, при необходимости, дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность производства и качества услуг, в т.ч. заключения Госсанэпидслужбы, Госторгинспекции, Госпожнадзора, данные о поставщиках сырья и материалов, ассортимент производимой продукции (согласованный с органами Санэпиднадзора) и др.

По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов Орган по сертификации принимает решение по заявке. Если решение по заявке принимается отрицательное, то Орган по сертификации аргументировано сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации услуги.

При положительном решении по заявке Орган по сертификации направляет заявителю решение.

Одновременно с положительным решением по заявке Орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение сертификации услуг, включая инспекционный контроль за сертифицируемыми услугами. К договору также прилагаются календарный план работ по этапам и калькуляция работ.

Работы Органа по сертификации по рассмотрению заявки включаются в договор.

После получения от заявителя подписанного договора Орган по сертификации приступает к сертификации услуг и испытаниям кулинарной продукции.

Проведение проверок и испытаний при сертификации.

Инспекционный контроль за сертифицированными услугами проводится Органом по сертификации с целью установления, что оказываемая услуга продолжает соответствовать требованиям, на которые она была сертифицирована.

Порядок проведения инспекционного контроля обусловливается принятой для данной услуги схемой сертификации.

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания - контроль качества кулинарной продукции.

Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие виды работ:

Сбор и анализ информации о сертифицированных услугах;

Разработка и утверждение программы инспекционного контроля;

Формирование группы для проведения инспекционной проверки;

Проведение инспекционной проверки;

Оформление результатов инспекционного контроля и принятие решений по результатам.

Инспекционный контроль предусматривает:

Проверку стабильности процесса предоставления услуг в соответствии со схемой выполненной сертификации;

Подтверждение того, что в процессе оказания услуги не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.

При необходимости для проведения Инспекционного контроля привлекаются представители Общества потребителей, Государственной торговой инспекции, Госкомсанэпиднадзора России.

Инспекционный контроль предусматривает проведение проверки услуг непосредственно на предприятии - заявителе. Оценка качества (испытаний) кулинарной продукции (отобранных проб) производится аккредитованной испытательной лабораторией.

Инспекционный контроль проводится по инициативе Органа по сертификации, за исключением случаев, когда предприятие - заявитель внес изменение в нормативную документацию или провел переоснащение. В этих случаях предприятие - заявитель заблаговременно извещает Орган по сертификации о необходимости проведения Инспекционного контроля, который должен быть проведен в обязательном порядке.

Периодичность определяется Органом по сертификации при сертификации услуги, не реже 1 раза в год.

Внеплановый Инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений государственных органов контроля (Госкомсанэпиднадзора, Минприроды России, Госстандарта РФ, Госторгинспекции и др.), независимых организаций (обществ потребителей и др.) об отрицательных результатах проверок сертифицированных услуг, жалоб и претензий потребителей к исполнению услуги.

Результаты Инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов проверки заявителя и испытаний образцов продукции и делается общее заключение о состоянии процесса оказания услуги и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации. Копии направляются предприятию - исполнителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о сохранении действия сертификата или проведения сертификации услуг вновь.

Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия (при этом он приостанавливает или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) по результатам Инспекционного контроля в случае:

Несоблюдения требований нормативных документов, контролируемых при сертификации услуг;

Изменения нормативного документа на услуги или метод испытаний;

Изменения процесса оказания сертифицируемой услуги и условий обслуживания, системы обеспечения качества, методов контроля и испытаний, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации;

Представления материалов от территориальных органов санэпиднадзора о нарушениях санитарных норм и правил.

Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с Органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок (испытаний) соответствие услуг нормативным документам.

Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится Органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей услуг, территориальных органов санэпиднадзора и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.

Решение об отмене действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях:

Недостатки невозможно устранить за приемлемое время;

Корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.

Отмена сертификата действует с момента исключения его из Реестра.

Повторная сертификация услуги, на которую был отменен сертификат, осуществляется по той же процедуре.

После выполнения корректирующих мероприятий Орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомление о снятии приостановления действия сертификата, запрета на применение знака соответствия, об отмене приостановления действий лицензии.


В заключении подведем основные итоги работы.

Данная работы была посвящена изучению, анализу организации структуры управления на предприятии.

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Общественное питание выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления. Деятельность предприятий общественного питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной торговли.

Выполнение функции реализации сближает предприятия общественного питания с предприятиями розничной торговли. Предприятия общественного питания, как и предприятия розничной торговли, реализуют продукцию населения в обмен на его денежные доходы. Общественное питание организационно входит в состав торговли. Его оборот составляет более 10% общего розничного товарооборота государственной и индивидуальной торговли страны. Однако по характеру реализации продукции предприятия общественного питания существенно отличаются от предприятий розничной торговли, так как они не только реализуют, но и организуют потребление готовых блюд и кулинарных изделий и предоставляют населению различные виды услуг.

Более двух третей реализуемой предприятиями общественного питания продукции является продукцией собственного производства, а в заводских и фабричных столовых удельный вес ее товарообороте достигает 80% и даже 90%.

До 90% труда, затрачиваемого в общественном питании, является производительным, то есть связанным с созданием новых потребительских стоимостей. Поэтому в классификации отраслей народного хозяйства общественное питание относится к сфере материального производства.

Основными задачами предприятий общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов населения, улучшения качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания.

Для успешного функционирования деятельность предприятий общественного питания должна соответствовать государственным стандартам.

В процессе написания работы были рассмотрены и изучены следующие вопросы:

Охарактеризованы предприятия общественного питания, рассмотрены особенности государственного регулирования деятельности предприятия общественного питания;

Проведен анализ правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.

Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения.

Таким образом, в данной работе были затронуты и детально проработаны все необходимые составляющие, проведен анализ правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.

Данная работа характеризуется достаточно глубоким изучением теоретических аспектов, обоснованным анализом правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.


1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997.

2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: «ДИС», НГАЭ и У, 1997 г.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. // Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997 г.

4. Басапов М.И. Анализ хозяйственной деятельности.-М.: Экономика, 1990 г.

5. Большаков С.В. Проблемы укрепления финансов предприятий // Финансы-1999.

6. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. - М.: Финансы и статистика, 1991 г.

7. Волков О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1997 г.

8. Гуляев В.Г. Организация бизнеса. - М.: Нолидж, 1996 г.

9. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. - Мн.: ООО «Новое знание», 1997 г.

10. Кадацкий В.Т. Затраты и прибыль. // Экономист. - 1995.

11. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО «Центр экономики и маркетинга», 1997 г.

12. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999 г.

13. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «Дис», 1997 г.

14. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. - М.: РМАТ, 1997 г.

15. Палли М. Справочник современного хозяина ресторана. 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе. - М.: ООО «Современный ресторан и розничные технологии», 1999 г.

16. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. М.: ИВУ «Маркетинг», 1996 г.

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2002 г.

18. Слепов В.А., Щеглова Н.В. Финансовая и ценовая адаптация российских предприятий к рыночной среде. // Финансы. - 1999.

19. Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. - М.: Высшая школа, 1990 г.

20. Федцов В.Г. Культура сервиса. - М.: «Издательство «ПРИОР», 1997 г.

21. Финансовое управление фирмой // Под ред. В. И. Терехина. - М.: Экономика, 1998 г.


Палли М. Справочник современного хозяина ресторана. 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе. – М.: ООО «Современный ресторан и розничные технологии», 1999 г. – 148 с.

Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. - М.: Высшая школа, 1990 г. – 385 с.

Ефимова О.П. Экономика общественного питания. – Мн.: ООО «Новое знание», 1997 г. – 304 с.

Федцов В.Г. Культура сервиса. – М.: «Издательство «ПРИОР», 1997 г. – 208 с.

Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. - М.: Высшая школа, 1990 г.

Сертификационная проверка - независимая проверка (анализ), позволяющая определить соответствие деятельности заявителя по оказанию услуги требованиям нормативных документов.

Что еще почитать