Транспортировка роль в цепях поставок. Транспортировка и ее роль в цепях поставок

1.1 Логистическая система предприятия.

Существует несколько (или несколько десятков) определений логистики, которых придерживаются те или иные специалисты в этой области. В большинстве определений логистики содержатся такие понятия, как управление, потоки материалов, информации и финансов, движение продукции от изготовителя до конечного потребителя, оценка затрат на продвижение товара. Т.е. под логистикой обычно принято понимать управление материальными (или сервисными) и связанными ними информационными и финансовыми потоками с целью снижения общих затрат на продвижение товара (или услуг) от производителя к конечному потребителю.

Материальный поток составляют ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, сборочные единицы, топливо, запасные части и т.д.), незавершенное производство и готовая продукция. В последнее время разрабатываются логистические технологии пассажирских перевозок, поэтому под материальными потоками можно понимать также перемещение людей транспортными средствами в различных ситуациях.

Роль потоков информации и финансовых средств в логистике можно понимать двояко. С одной стороны их можно считать объектом управленческих воздействий. С другой стороны, это средства управления материальными потоками: управленческое решение передается по информационным каналам и по своей сути является информацией для исполнителей, а привлечение финансовых средств необходимо для реализации управленческого решения.

Логистика представляет собой конкретизацию системного подхода применительно к управлению потоковыми процессами.

Различают логистические системы двух уровней: микро - и макрологистические. Под микрологистическими системами понимают внутрипроизводственные системы, а также системы, замкнутые в пределах технологического цикла изготовления какого-либо товара.

Макрологистическими являются системы, функционирующие в пределах региона (города, района, области) или группы предприятий, имеющих один объект деятельности либо близкие функции (строительные предприятия и др.)

Центральным понятием логистического подхода является понятие логистической цепи, которое объединяет такие понятия, как: цепь поставок; логистический процесс; логистический канал; цепочка ценностей; цепочка спроса.

При изготовлении любого товара обычно реализуется несколько логистических цепей. (Например, чтобы изготовить автомобиль, надо поставлять на завод листовой металл, полимерные металлы, электрооборудование и т.д . Для каждого компонента нужна своя логистическая цепь поставок )

Основной источник получения экономического эффекта логистики - это сокращение времени движения товара по логистической цепи. В первую очередь необходимо исключать непроизводительные затраты времени: пролеживание товара на складе, простои транспортных средств и погрузочно-разгрузочной техники, потери времени персоналом и другие.

Цель логистики заключается в оптимизации затрат в звеньях логистической цепи с целью уменьшения общих издержек. Постановка в качестве цели оптимизации затрат не обязательно означает их минимизацию. Уровень затрат должен быть таков, чтобы обеспечить доставку объекта перемещения с соблюдением всех параметров доставки и требуемым уровнем качества. (Эти параметры различаются в зависимости от объекта: завоз песка на кирпичный завод оценивается одними показателями, а перевозка пострадавшего в результате ДТП в больницу скорой помощи совершенно другими. )

Применительно к доставке товаров можно утверждать, что ключевую роль в управлении материальными потоками играют транспортные и экспедиционные предприятия общего пользования, предприятия оптовой торговли и коммерческо-посреднические организации, оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров, и предприятия-изготовители.

Логистическую систему предприятия образуют подсистема физического обеспечения потока сырья от поставщиков к производителю и подсистема физического распределения готовой продукции от производителя к потребителю. Она функционирует циклически по схеме «поступление заказа - снабжение - производство - транспортирование - распределение - доставка заказа».

Управление заказами (обработка заказов) - это деятельность в период между моментом получения заказа и до момента передачи складу указания отгрузить готовый продукт потребителю.

Важное место в системе управления заказами занимает экспедитор. Он, как участник системы выполнения заказов, определяет условия поставки, содействует выполнению таможенных процедур, обеспечивает проведение расчетов за доставку, оформляет перевозочные документы, организует погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы.

Процесс доставки товара может быть очень сложен и тогда требуется выделение в отдельную сферу задач его координации. Функции логистического провайдера (координатора действий участников процесса доставки) могут выполнять экспедиторские предприятия, склады, являющиеся самостоятельными субъектами экономической деятельности, информационно-посреднические фирмы, располагающие банком данных.

Цикл заказа включает в себя операции, выполняемые в период от момента получения заказа до момента получения потребителем заказанного продукта. Под заказом понимается как собственно заказа, так и документ, в котором содержатся пожелания потребителя.

В общем случае цикл заказа состоит из этапов: планирование заказов; передача заказа; обработка заказа; подбор и комплектация заказа; доставка заказа.

Взаимодействие транспорта и конечных пунктов материального потока чаще всего представляет собой основную проблему повышения эффективности управления движением товара. Организационные и технологические аспекты этой проблемы обычно усугубляются, если транспортные услуги оказывает перевозчик, являющийся самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности. В этом случае необходимо регулирование договорных отношений грузовладельца (заказчик транспортных услуг) и перевозчика.

На практике логистика часто выливается в работу транспорта и склада и организацию их взаимодействия. Это объясняется следующим:

1. взаимодействие транспорта и склада присутствует во всех логистических системах, причем многократно на протяжении всей цепи поставок: это как бы логистический модуль;

2. чаще всего при взаимодействии транспорта и склада возникают значительные потери в скорости движения материального потока;

3. транспортно-логистические центры обычно обеспечивают именно складскую грузопереработку и транспортировку груза потребителям.

Однако логистика не исчерпывается только транспортом и складом. Она включает в себя планирование поставок, закупки, управление запасами, складскую переработку, взаимодействие транспорта и склада, транспортировку; далее все это повторяется, пока товар не дойдет от поставщика до конечного потребителя.

1.2. Звенья цепи поставок.

Основными звеньями цепи поставок являются транспорт и склад. Эти два звена взаимосвязаны не только потому, что загрузка транспорта и прием доставленного товара осуществляется на складе, но и в более широком смысле. Развитие системы периферийных складов позволяет приблизить их к потребителям, а это уменьшает транспортные издержки на доставку товара конечным получателям. Однако складские издержки при этом возрастают. Решение следует принимать на основе сопоставления всех издержек и получаемой экономии затрат.

Снабжение производственных предприятий может быть реализовано различными способами: оплатой за приобретаемые материалы и комплектующие безналичным перечислением денежных средств или передачей наличных средств, путем финансовой аренды (лизинга). Материальные ресурсы могут арендоваться (например, транспортное или технологическое оборудование). Возможен также бартер или безвозмездная передача.

Снабженческие операции выполняются в последовательности:

Выбор поставщиков;

Проведение переговоров об условиях поставки;

Заключение договора; приемка товаров от поставщика;

Транспортно-складские работы

Организационно функции снабжения осуществляются в зависимости от существующей организационной структуры предприятия либо одним, либо несколькими подразделениями предприятия. В составе предприятия может выделяться, например, отдел снабжения и транспорта либо раздельно, отдел транспорта и отдел снабжения.

При решении задач снабжения предприятия выполняется ряд основных процедур:

Анализ потребности предприятия в материальных ресурсах, определение требований к ним;

Решение проблемы «производить или закупать»;

Исследование рынка закупок и выбор поставщика;

Расчет бюджета закупок;

Осуществление закупок и контроль поставок оптимизация запасов закупаемой продукции;

Оптимизация операционных логистических затрат.

Производственная логистика рассматривает управление материальными потоками внутри предприятия. (Это может быть производственное предприятие, изготавливающее какую-либо продукцию и реализующее ее на потребительском рынке, либо предприятие, оказывающее материальные услуги (хранение, фасовка, комплектация, упаковка и т.д.). С этой точки зрения промышленное предприятие, например, вагоностроительный завод, и склад являются аналогичными. )

Внутрипроизводственные логистические системы являются элементом макрологистических систем, поскольку именно за пределами предприятия находятся источники снабжения ресурсами. Точно также потребительские рынки, на которых реализуется продукция предприятия, также находятся за его пределами.

Система производственной логистики объединяет микрологистические подсистемы предприятия, обеспечивающие закупку, управление запасами, складскую переработку, транспортировку, информационный обмен и сбыт готовой продукции.

Важными результатами производственной логистики являются снижение времени выполнения основных и транспортно-складских операций, обеспечение качества выпускаемой продукции, сокращение внутризаводских перевозок.

Основными системами управления материальными потоками во внутрипроизводственной логистической системе являются «толкающая» логистика (система МРП (Material Requirements Planning - планирование потребности в материалах) в различных модификациях) и «тянущая» логистика (система Канбан), в которой осуществляется принцип JIT («точно вовремя»).

«Толкающая» система организации производства управляется централизованно и организуется по заранее составленному производственному графику. Она требует создания промежуточных (буферных) запасов между технологическими стадиями производственного процесса. Преимуществом «толкающей» системы является максимальная загрузка производственных мощностей. При этой системе предпочтение отдается высокопроизводительному специализированному оборудованию; план является в буквальном смысле слова законом жизни предприятия; Для обеспечения непрерывности производства используются производственные склады, на которых хранятся буферные запасы сырья и полуфабрикатов; а также запасы готовой продукции и др.

Для «тянущей» системы характерны ориентация производства на изменение спроса, для чего используется универсальное переналаживаемое оборудование; обеспечение прибытия всех материалов к месту и времени их потребления, без промежуточного складирования; замена запасов информацией о месте и времени быстрого приобретения необходимых материалов; замена политики продажи произведенных изделий политикой производства продаваемых товаров; доведение оптимального размера партии изделий до предельно возможного минимума.

В системе обеспечения покупательского спроса склады используются для хранения товаров в ожидании покупателей. Склад может находиться в любом звене логистической цепи: в начале, в конце или в промежуточном звене.

На складах выполняются операции по подготовке товаров к движению по логистической цепи. Товарный склад осуществляет хранение товаров в качестве предпринимательской деятельности и оказывает связанные с хранением услуги.

Задачами складского обеспечения логистики являются:

Организация приемки, размещения, хранения, подготовки к потреблению и отпуска товаров;

Оптимизация технического и технологического оснащения процессов складской переработки;

Информационное обеспечение складских технологических процессов;

Определение оптимального количества и размещения складов в системе распределения товара;

Выбор между организацией собственного склада и использованием складов общего назначения.

Склады классифицируются в зависимости от функционального назначения, от организационной формы управления складом, от характера хранения, от степени механизации и автоматизации, в зависимости от режимов хранения, в зависимости от этажности зависимости и в зависимости от имеющейся транспортной инфраструктуры. По этим признакам различают: производственные и товарные склады; общего пользования, совместного пользования и индивидуальные склады; сортировочные и др.

Товарные склады подразделяют на общетоварные склады (для товаров, не требующих регулируемых режимов хранения); на специализированные склады (для одной выделенной группы товаров) и универсальные склады.

1.3. Роль транспорта в цепи поставок товара.

Транспортное обеспечение логистики решает задачи, связанные с перемещением грузов различными транспортными средствами.

Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными факторами:

1. Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек.

2. Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний - заказчиков транспортных услуг.

При организации логистической цепи движения товара надо учитывать несовпадение интересов грузовладельца и перевозчика. (Например, перевозчик заинтересован в максимально высоком из возможных тарифов за транспортные услуги, тогда как владелец товара и заказчик транспортных услуг стремится эту сумму минимизировать. Грузовладельца привлекает возможность отправить груз в возможно более короткое время с момента получения заказа, тогда как перевозчик заинтересован в некотором временном лаге от момента приема заказа до момента подачи транспорта. Грузовладелец заинтересован в максимальном сокращении времени транспортировки, тогда как перевозчик должен учитывать состояние дороги, динамические качества транспортного средства, требования режима труда и отдыха персонала и заинтересован в наличии некоторого резерва, чтобы можно было смягчить влияние различных случайных факторов )

Роль транспорта в повышении экономической эффективности основной деятельности компаний-грузовладельцев наглядно проявляется в применении технологии «точно вовремя» (Just in time). При доставке требуемых грузов в заранее установленные сроки не требуется содержание складского хозяйства (это экономит затраты на использование земельных площадей, строительство зданий, оплату персонала, приобретение технологического оборудования) и ускоряется оборачиваемость капитала.

Вместе с тем работа по жесткому расписанию увеличивает нагрузку на управленческий аппарат по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. В случае непредвиденных сбоев в нарушении графика перевозок участники несут значительные финансовые потери. Если грузоотправитель не успел подготовить груз к перевозке в оговоренное время, то он все равно оплачивает использование транспорта, как если бы перевозка состоялась.

В первую очередь принципы логистики применены при перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и других) на технологических маршрутах между отправителями и получателями. Для таких перевозок выделяются специальные магистральные пути железнодорожного транспорта. Грузы перевозятся по жесткому расписанию, что делает ненужным создание у потребителей запасов сырья и топлива.

В результате сокращаются размеры омертвленного капитала в запасах, снижается потребность в складских помещениях, ликвидируется перевалка грузов. ()

Чем значительнее номенклатура грузов, чем шире география распределения и чем больше количество потребителей, тем сложнее организовать единый технологический процесс доставки товара потребителям и тем выше эффект от разработки и внедрения логистических технологий. Усложнение технологий доставки происходит за счет операций контейнеризации, пакетирования, формирования грузовых единиц. Усложняются операции планирования маршрутов, выбора транспортных средств, учета, контроля и анализа.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

Транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузам на коммерческой основе;

Транспорт, принадлежащий владельцам грузам и обеспечивающий их потребности в перевозках.

К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят:

Выбор транспортно-технологической схемы доставки;

Выбор перевозчика, включающий в себя определения вида транспорта, оператора перевозки (транспортно-экспедиционного предприятия) и типа транспортного средства;

Согласование транспортного процесса с работой склада;

Размещения грузов внутри транспортного средства;

Маршрутизации перевозок и контроля движения груза в пути;

Обеспечения сохранности груза во время перемещения;

Совместное планирование различных видов транспорта в случае мультимодальных перевозок;

Решение этих задач является предметом деятельности менеджеров по логистике.

Компании - владельцы груза используют в своей деятельности два основных способа перевозок:

Мультимодальный (перевозка грузов последовательно двумя или более видами транспорта);

Унимодальный (перевозка грузов только одним видом транспорта).

Терминологию в области транспортировки грузов в настоящее время нельзя считать полностью устоявшейся. Для перевозок несколькими видами транспорта используют также термины:

Интермодальная перевозка (грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом, называемым оператором перевозки; грузовая единица при этом не подлежит переформированию);

Смешанная перевозка (перевозка не более, чем двумя видами транспорта);

Комбинированная перевозка (перевозка двумя или несколькими видами транспорта с обязательным участием автомобильного, который подвозит груз на максимально короткое расстояние к магистральному виду транспорта).

По другому определению, под комбинированной перевозкой понимается, в отличие от смешанной, перевозка с участием более, чем двух видов транспорта.

Смешанные перевозки (перевозки не более, чем двумя видами транспорта) различают двух видов:

Раздельные (перевозка производится по нескольким транспортным документам);

Прямые (грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, который действует от своего имени и от имени перевозчика другим видом транспорта).

Преимуществом мультимодальных перевозок является удешевление доставки при использовании видов транспорта, имеющих низкую себестоимость перевозок и невысокие транспортные тарифы.

Преимуществом унимодальных перевозок является высокая скорость доставки, отсутствие перегрузочных операций и простота в организации,

1.4. Показатели качества транспортных услуг.

Качество транспортных услуг – основные группы показателей. Повышение уровня требований, которые предъявляют клиенты транспорта в современных цепях поставок, и рост конкуренции транспортных операторов выдвинули па первый план фактор качества транспортного обслуживания. Он особенно важен в логистике потребительских товаров и высокотехнологичной продукции, где доля транспортных издержек не превышает 7-10% конечной цепы товара и потребитель готов дополнительно платить транспортному оператору за «совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя» – именно так определяется понятие качества услуги российским стандартом (ГОСТ Р 50691–94. Модель обеспечения качества услуг. М., 1994.).

Несмотря на растущее внимание, уделяемое вопросам качества услуг в теоретических исследованиях, единой общепринятой системы показателей качества транспортного обслуживания не существует. Это связано с исключительным разнообразием условий, в которых приходится действовать транспортным операторам и потребителям их услуг. Набор показателей качества и их относительная значимость могут изменяться даже для одного и того же клиента в зависимости от вида перевозимых товаров.

Большинство применяемых на практике показателей, характеризующих качество транспортных услуг, может быть отнесено к одной из трех групп:

1) временные показатели;

2) показатели надежности;

3) показатели гибкости.

Временные показатели. Данная группа показателей характеризует способность оператора отвечать требованиям, связанным с временными аспектами транспортного обслуживания. К ней, в частности, относятся:

1. скорость доставки груза. Вопреки распространенному мнению, максимально возможная скорость доставки не является в современной логистике главным временным требованием, однако существуют группы товаров, для которых оно актуально. К ним относятся:

а) товары, для которых время транспортировки сопоставимо со временем жизненного цикла: цветы, охлажденные продукты питания, некоторые биологические препараты и медикаменты и т.д.;

б) товары, которые должны как можно быстрее появиться на рынке, чтобы ликвидировать возникший дефицит. Такие ситуации возникают, например, накануне праздников, когда некоторые торговые сети, недооценив уровень спроса, стремятся компенсировать недостающее предложение переключением поставки товаров с морского транспорта на воздушный;

в) наиболее дорогие потребительские товары (в первую очередь бытовая электроника), для которых длительный срок транспортировки требует слишком большого объема оборотных средств;

г) оборудование и запасные части, необходимые для срочного устранения аварий па производствах, простой которых приносит значительные убытки;

2. определенное время подачи транспортных средств под погрузку («окно подачи»). Для многих клиентов данное требование определяется стремлением сократить время между возникновением потребности в перевозке и ее выполнением. В ряде случаев «окно подачи» связано с технологией работы грузоотправителя – например, если развоз со склада выполняется в течение определенного временного интервала;

3. определенное время доставки конечному получателю («окно доставки»). В современной логистике это требование к транспортным системам является одним из наиболее значимых. Нежелательно не только опоздание, но и слишком ранняя доставка, которая может создать у получателя проблему дефицита складских площадей. Гарантированная точность доставки позволяет клиенту с высокой надежностью планировать поставки в производственных и распределительных цепях, снижая, таким образом, уровень запасов и издержек;

4. частота отправлений характеризует качество линейных сервисов. Принято считать, что в современных цепях поставок услуги линии могут быть востребованы при условии выполнения, как минимум, одного отправления в неделю. Большее число отправлений приветствуется пользователями, поскольку позволяет им более гибко адаптироваться к потребностям рынка и возможностям производства. Вместе с тем увеличение частоты сервисов повышает издержки оператора и может привести к потере рентабельности линии.

Показатели надежности. Под надежностью понимается способность транспортной системы обеспечивать заявленные характеристики функционирования. Надежность может оцениваться следующими показателями:

1. пунктуальность характеризует надежность обеспечения временных характеристик обслуживания. Пунктуальность измеряется процентом поддержания временных характеристик в пределах заявленного или согласованного с клиентом интервала (например, процент своевременно выполненных подач, доставок и т.д.). Дополнительно может оцениваться и такая величина, как среднее время задержки. (Например, если у двух операторов показатель доставок в согласованное время одинаков, то преимущество на рынке получит гот из них, у которого среднее время задержки при этом будет меньшим );

2. сохранность грузов может измеряться долей товаров (измеряемой в объемном, стоимостном выражении или в количестве грузовых мест), доставленных без повреждений. Дополнительным показателем может быть средний размер ущерба в расчете на единицу веса или на единицу стоимости, наносимого перевозимым товарам.

3. Показатели гибкости. Под гибкостью сервиса подразумевается способность транспортной системы приспосабливаться к изменению условий обслуживания. Показатели гибкости в наименьшей степени поддаются измерению, однако качественно можно достаточно надежно оценить особенности обслуживания, характерные для того или иного транспортного оператора, в частности:

Ускорение или задержка доставки по просьбе клиента;

Переадресация груза;

Предоставление дополнительных провозных возможностей сверх заранее согласованного объема;

Успешное завершение доставки при непредвиденном изменении условий транспортировки (дорожные заторы, неблагоприятная погода) и т.п.

Инструменты управления качеством транспортного обслуживания. Несмотря на многообразие услуг транспорта и условий их предоставления, существуют прикладные инструменты управления качеством. Наиболее распространенными являются система стандартов ISO серии 9000 и рыночные стандарты качества транспортного обслуживания.

Стандарты ISO серии 9000 представляют собой систему, которая обобщила многолетний мировой опыт и стала общепризнанной во всем мире основой достижения стабильного качества любым предприятием, независимо от вида его продукции или услуг. Эти стандарты приняты как национальные почти в 200 странах, в том числе и в России.

Система ISO 9000 включает следующие согласованные между собой документы (в скобках даны обозначения соответствующих российских стандартов):

1. ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008), который описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает соответствующую терминологию;

2. ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008), который устанавливает требования к системам менеджмента качества;

3. ISO 9004 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010), содержащий рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества;

4. ISO 19011 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003), в котором даны методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

В современных условиях добровольная сертификация компании па соответствие требованиям стандарта ISO 9001 часто является ключевым фактором успеха на многих рынках или даже выхода на них, подтверждая принадлежность компании к «цивилизованному» бизнесу. Вместе с тем необходимо учитывать, что стандарты системы ISO 9000 не являются стандартами качества услуг как таковых. Соответствие, например, требованиям ISO 9001 свидетельствует лишь о наличии у компании системы управления качеством и о проведении ее руководством и персоналом постоянной работы в этой области.

Рыночные стандарты качества. Наряду с системой ISO 9000 в странах с развитой рыночной экономики во всех отраслях, в том числе и на транспорте, получили широкое распространение рыночные стандарты качества услуг. Они относятся, как правило, к достаточно узким сегментам предпринимательской деятельности, где единообразие условий и большой накопленный рынком опыт позволяют сформировать устойчивую систему показателей и нормативы, определяющие уровень качества. Подобные стандарты разрабатываются участниками рынка в лице ассоциаций и союзов предпринимателей, часто – совместно с пользователями транспортных услуг. Не будучи обязательными для выполнения, рыночные стандарты качества устанавливают определенные точки отсчета как для самих транспортных операторов, которые могут ориентироваться в вопросах качества обслуживания на лидеров рынка, так и для потребителей, которые получают возможность сравнения операторов и запрашиваемых ими цен с учетом реально существующего на данном сегменте рынка качества сервиса. Процесс формирования подобных стандартов идет и в российском транспортном бизнесе.

Так, группой ведущих логистических компаний, действующих на российском рынке, совместно с отделением по логистике общественной организации «Деловая Россия» разработан приведенный ниже стандарт качества, устанавливающий требования к автомобильным помашинным грузовым перевозкам ()

Принятие заказа на перевозку:

По городу: до 15 ч на ночное время (после 00:00 следующего рабочего дня), до 16:00 на следующее утро (после 08:00 следующего рабочего дня);

Междугородная: за 24 ч до начала перевозки (если текущий день не рабочий – за 48 ч);

Международная: за 3 суток с уточнением за сутки до начала перевозки.

Подача автомобиля под загрузку:

По городу: в интервале от 10 мин до 0 мин от назначенного времени;

Междугородная: в интервале от 1 ч до 0 мин от назначенного времени;

Международная: в интервале от 2 ч до 0 мин от назначенного времени.

Прибытие автомобиля к месту разгрузки:

По городу: в интервале от 10 мин до 0 мин от назначенного времени, согласованного со сроком доставки по условиям договора;

Междугородная: в интервале от 1 ч до 0 мин от назначенного времени, согласованного со сроком доставки по условиям договора;

Международная: в интервале от 2 ч до 0 мин от назначенного времени, согласованного со сроком доставки по условиям договора.

Время допустимого простоя транспорта без штрафов (время на погрузку-выгрузку товара) для всех видов перевозок кроме внутригородских – 2 ч. Для международных перевозок – на погрузку и таможенное оформление (экспорт из РФ) 24 ч, на таможенное оформление (импорт) и выгрузку – 48 ч.

Предотвращение брака в перевозке по транспортным причинам:

Необходим соответствующий опыт перевозчика и наличие в транспортном средстве средств фиксации грузов (ремни, ушки в полуприцепе для фиксации ремней, надувные подушки, прокладочный материал);

Наличие страхового полиса с покрытием стоимости грузов не более 250 000 долл. за рейс (для перевозок внутри РФ) и на условиях CMR (для международных);

Число рейсов, в которых объем брака не превышает допустимые лимиты, – не менее 98% от общего количества рейсов.

Отсутствие недостач по транспортным причинам (ДТП, криминал): не менее чем в 99,5% от общего количества рейсов.

Возврат документов с подтверждением о доставке:

По городу: скан – в течение 24 ч от выгрузки, оригиналы – в течение 5 рабочих дней;

Междугородная: скан – до 48 ч, оригиналы – до 12 рабочих дней от даты выгрузки;

3) международная: скан – до 48 ч, оригиналы – до 15 рабочих дней от даты выгрузки.

Кроме того, обязательными условиями являются:

1) ведение «белого» бизнеса, отсутствие «серых» схем ухода от НДС, выплата заработной платы сотрудникам в полном объеме, отсутствие возможных налоговых претензий от работы с перевозчиком;

2) годовая выручка предприятия не менее 60 млн руб. в год, количество рейсов – не менее 2000 в год;

3) долгосрочный бизнес (более трех лет в качестве резидента РФ), регулярная налоговая отчетность;

4) для перевозок по РФ: не менее 80% перевозок осуществляются подвижным составом со сроком эксплуатации до 8 лет и экологическими нормативами не хуже ЕВРО-2, при этом 100% собственного парка также соответствует этим требованиям;

5) в случае перевозки опасных грузов – наличие в компании эксперта по перевозкам опасных грузов;

6) в случае необходимости перевозки дорогих или негабаритных грузов – иметь договор с лицензированной организацией, способной предоставить сопровождение или вооруженную охрану;

7) регулярный контроль подрядчиков собственной службой безопасности;

8) регулярные тренинги персонала по стандартам качества;

9) знание процедур приемки и сдачи груза в соответствии с требованиями клиента;

10) наличие TMS (Transport Management System) с возможностями измерения как упомянутых выше КПЭ (Ключевые показатели эффективности), так и дополнительных (пунктуальность, качество оборудования, качество выставления счетов и подтверждающих документов, наличие брака и недостач), хранения сопроводительной документации

1.5. Цена времени при транспортировке.

Время транспортировки и логистические издержки связаны между собой в нескольких аспектах.

Товары, находящиеся в движении, изымаются на время транспортировки из коммерческого оборота, что требует соответствующего увеличения оборотных средств бизнеса. Наряду с этим возможная задержка доставки против заранее спланированного срока заставляет создавать в цепи поставок страховые запасы. Чем выше ожидаемое среднее время задержки, тем больше размер таких запасов и соответствующие издержки. Эквивалентом создания страховых запасов является более ранняя отправка товаров, которая обеспечивает «буферное» время в цепи поставок.

Как показывает анализ ряда товарных рынков, издержки, связанные с мобилизацией дополнительных оборотных средств и созданием страховых запасов, при цене товара в пределах от 2 тыс. до 5 тыс. долл. за 1 т составляют от 0,75 до 2,5 долл. за 1 т в сутки.

Данная оценка подтверждается практикой перевозок на тех направлениях, где действуют конкурирующие транспортные сервисы с различной скоростью доставки. Разница в стоимости таких сервисов соответствует готовности грузовладельцев платить за ускорение доставки, т.е. отражает реальную рыночную «цену времени». Характерная разница в ставке тарифа для морских контейнерных линий составляет 20–30 долл. на TEU (Двадцатифу́товый эквивале́нт (TEU или teu от англ. twenty-foot equivalent unit) - условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Часто используется при описании вместимости контейнеровозов и контейнерных терминалов . Основана на объёме 20-футового (6,1 метров) интермодального ISO-контейнера - металлической коробки стандартного размера, которая может транспортироваться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским ) в расчете на одни сутки, что эквивалентно 2–3 долл. на тонну товара за сутки.

Эта величина составляет всего порядка 0,05% стоимости товара. Поэтому для основной части генеральных грузов максимально возможное ускорение доставки не является логистическим приоритетом.

Между тем для отдельных видов товаров цена времени гораздо выше. Так, некоторые компании, осуществляющие поставку одежды из стран Юго-Восточной Азии в Европу, направляют небольшую часть продукции объема воздушным транспортом для того, чтобы компенсировать всплески спроса, а также потери и порчу, возникающие при морской доставке основной массы товаров. Стоимость авиаперевозки составляет при этом порядка 2500 долл. за 1 т, а доставки морем – 180 долл. за 1 т. Время доставки сокращается на 20–25 дней, но «цена времени» при этом оказывается эквивалентной примерно 100 долл. на т товара за сутки.

Компания Hewlett-Packard, один из ведущих мировых производителей электроники, переключила доставку части своей продукции, производимой в КНР и адресованной в Западную Европу, с традиционного морского маршрута на железнодорожный, проходящий по территории Китая, Казахстана, России, Белоруссии, Польши и Германии. Причиной стало существенное снижение скорости морской перевозки, на которое пошло большинство океанских контейнерных линий в послекризисиый период для снижения издержек. В результате снижения скорости доставки объемы продукции компании, изымаемые из оборота, стали слишком велики, а реакция на изменения рыночного спроса – затруднительной. Железнодорожная доставка обходится компании на 25% дороже морской, однако срок транспортировки сокращается с пяти недель до трех.

Еще один аспект влияния фактора времени становится значимым, когда время задержки превышает допустимый предел и страховые запасы оказываются исчерпанными. В этом случае поставщики несут прямые и косвенные потери, обусловленные невыполнением договорных обязательств, потерей рыночной репутации и клиентуры. Контракты купли-продажи, как правило, предусматривают штрафные санкции при несоблюдении сроков поставки. В отдельных случаях – например, при транспортировке скоропортящихся товаров – задержка товара сверх определенного срока может стать причиной обоснованного отказа покупателя от приемки всей партии.

Характер и размеры предъявляемых продавцу санкций зависят от вида продукции, возможности восполнения недополученных товаров, размеров упущенной выгоды покупателя и ряда других факторов. Исследование, проведенное ведущим мировым контейнерным перевозчиком Maersk среди своих клиентов, показало, что около 70% товаров, доставляемых для розничной продажи, теряет 25% стоимости при задержке поставки на неделю. При средней стоимости груза в контейнере, эквивалентной 30 тыс. долл., цена недельной задержки составляет 7,5 тыс. долл. на один контейнер, что составляет около 100 долл. на 1 т груза за сутки. Если же в контейнере перевозятся товары бытовой электроники, то величина потерь оказывается больше в 40–50 раз!

Таким образом, на практике относительная значимость скорости транспортировки и пунктуальности доставки должна определяться для каждой цени поставок в зависимости от вида перевозимых товаров и характера взаимоотношений между участниками цепи.

Если выразить соответствующие издержки в денежном эквиваленте и сложить их со стоимостью транспортировки, то можно оценить «полную» стоимость транспортного обслуживания с учетом влияния фактора времени. Для этого может быть использована следующая зависимость:

C=D+Rx (74 5), (1.1)

где С – суммарные издержки, связанные с транспортировкой товара; D – стоимость перевозки; R – «цена времени» для данного типа товара; Т – среднее время доставки товара по маршруту; S – запас времени, который должен заложить при отправлении товара поставщик, чтобы обеспечить своевременную поставку.

Величина S зависит от пунктуальности работы транспортной системы и от заданной поставщиком допустимой вероятности срыва поставки. Ее можно рассчитать в предположении, что отклонение времени перевозки подчиняется закону нормального распределения.

Так, если поставщик желает, чтобы вероятность срыва поставки не превышала 2,2%, а среднеквадратическое отклонение времени транспортировки на данном маршруте составляет одни сутки, то необходимый запас времени должен составить двое суток (рис. 1.1) от допустимой вероятности срыва поставки

Рис. 1.1. Определение необходимого запаса времени в зависимости

1. Особенности различных видов трансп-ки, выбор способа трансп-ки, виды трансп. документов.

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги стран Европы и Америки начали увеличивать число услуг с учетом пожеланий клиентов. Так к примеру, разрабатывается и применяется новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов, предоставляются услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки. Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды. Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг. Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля (в виде эскалаторов) и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов. Воздушный транспорт - приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемых грузовладельцами. При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления - выбор вида или видов транспорта, выбор определённых транспортных средств конкретного вида (видов) транспорта, выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза. В целом на выбор способа транспортировки грузов влияет ряд объективных и субъективных условий, которые можно свести к нескольким основным позициям (табл. 8.3.).



Таблица 8.3. Основные условия выбора способа транспортировки

Условия выбора Содержание
Возможность Текущая - существующие виды ТС в данном территориальном образовании Перспективная (стратегическая) - будущее развитие транспортной сети в данном территор. образовании
Варианты Выбор трансп-ки ограничен по различ. причинам. Выбор трансп-ки практически неограничен
Принципы Сопоставимость показателей по различным видам транспорта Степень информационности транспортных услуг
Методы Полный учёт сопоставляемых показателей Ограниченный учёт сопоставляемых показателей
Показатели Количественные показатели по видам транспорта Качественные показатели по видам транспорта
Факторы Форма собственности транспортных средств Принятая система страхования грузов Варианты банковского обслуживания
Критерии Экономические (стоимостные) показатели Натуральные показатели Технико-эксплуатационные характеристики

2. Классификация грузов и способы их транспортировки .

Классификация грузов производится по следующим признакам: 1) по способу погрузки-выгрузки. Различают следующие виды грузов: а) штучные; б) навалочные; в) наливные грузы. К штучным грузам относятся промышленные и продовольственные товары в упакованном виде (мешках, ящиках, бочках и др.); грузы в кипах и тюках; изделия в незатаренном виде или без упаковки. Основными характеристиками штучных грузов являются: габаритные размеры; масса (вес); форма. Чистый вес груза называется нетто, вес с тарой - брутто. Навалочные грузы представляют собой грузы, погрузка-выгрузка, перевозка и хранение которых осуществляются навалом. Наливные грузы - это бестарные жидкие продукты, для перевозки которых применяются автомобили со специальными кузовами типа цистерн или другими устройствами, укрепленными в кузове; 2) по способам перевозки. Различают следующие виды грузов: а) универсальные; б) навалочные (сыпучие); в) навалочные прочие; г) наливные; д) специальные (специфические). К универсальным и навалочным прочим относятся грузы, которые могут перевозиться на обычных бортовых автомобилях. Для их перевозки, погрузки, выгрузки и складирования не требуется особых условий. Навалочные (сыпучие) грузы допускают погрузку и разгрузку навалом, и для их перевозки целесообразно применение автомобилей-самосвалов. К специальным грузам относят грузы, которые требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке; 3) по весу. Различают следующие виды грузов: а) легковесные (массой до 80 кг); б) обычные (весом до 250 кг для штучных грузов, весом до 500 кг - для грузов, загружаемых накатом);в) тяжеловесные (грузы весом более 500 кг); г) по размеру. Различают следующие виды грузов: габаритные (перевозка данных грузов осуществляется в автомобилях со стандартным кузовом); негабаритные (грузы, превышающие размером допускаемые дорожные габариты); 5) по степени опасности: а) класс «Взрывчатые вещества»; б) класс «Газы (сжатые, сжиженные или растворенные под давлением)»; в) класс «Легковоспламеняющиеся жидкости»; г) класс «Легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные к самовозгоранию, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой»; д) класс «Окисляющие вещества и органические перок-сиды»; е) класс «Ядовитые и инфекционные вещества»; ж) класс «Радиоактивные вещества»; з) класс «Коррозионные вещества»; и) класс «Прочие опасные вещества»; 6) по условиям хранения: а) подверженные воздействию атмосферных условий; б) не подверженные воздействию атмосферных условий; в) требующие специальных условий хранения. Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава и условия его эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки. Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, единой тарифной ставки фрахта, схема последовательного взаимодействия участников транспортного процесса. Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов: отправка крупных партий груза производится с завода – изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли – автомобильным. Интермодальная перевозка – перевозка грузов несколькими видами транспорта, осуществляемая под руководством одного оператора по одному транспортному документу с применением единой ставки фрахта.

В настоящее время транспортировка играет огромную роль в перевозке (перемещении) грузов и управлении товаропотоками в логистике. Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптималь­ными затратами. Значение транспортировки в логистике доста­точно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку со­ставляют от 20 до 70 % от общих затрат на логистику и могут дохо­дить до 300 % от себестоимости производства продукции по раз­личным отраслям и компаниям.

Очень важно в данном разделе более подробно рассмотреть задачи транспортных компаний и принципы организации перевозок грузов.

Основными задачами транспортных компаний при организации перевозок грузов являются:

1. Полное удовлетворение потребностей заказчиков в автоперевозках.

2. Обеспечение высокого уровня обслуживания заказчиков.

3. Выполнение существующих планов перевозок.

4. Эффективное использование транспортных средств, повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов.

5. Систематическое получение прибыли.

Система организации перевозок должна обеспечить выполнение следующих принципов:

Координацию работы всех подразделений и работников автотранспортного предприятия;

Оптимальную организацию движения;

Доставку грузов в кратчайшие сроки;

Эффективное использование подвижного состава автотранспорта;

Безопасность движения;

Рентабельность перевозок.

При организации перевозок конкретных грузов автотранспортными предприятиями проводится ряд мероприятий:

1. Составляется маршрут перевозок и схема маршрута с указанием опасных участков. Допустимая протяженность автомобильных маршрутов определяется исходя из соблюдения установленных законодательством Российской Федерации нормативов рабочего времени водителей с учетом расчетных нормативов скорости движения и технологии перевозок.

2. Выбирается тип и марка автотранспорта в зависимости от вида перевозок (без нарушения норм вместимости) с учетом дорожных и погодно-климатических условий. При перевозке масса и объем груза не должны превышать предельной вместимости транспортного средства, указанной в технической характеристике автомобиля данной марки.

3. Разрабатываются графики движения - на основе определения оптимальных значений скоростей движения автотранспорта на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Каждый водитель должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием перечня мест для остановок в пути на обед, отдых и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности.



4. Проводится инструктаж водителей транспортных средств:

Об особенностях маршрута;

Об обеспечении безопасности движения;

О правилах перевозки отдельных видов грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных и др.)

5. Назначается контрольное время возвращения автотранспорта, по истечении которого будут приниматься меры к установлению места нахождения автотранспорта.

6. Организуется контроль над соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автотранспорта, маршрутов движения. Контроль осуществляется над выполнением рейсов, предусмотренных графиками и планами перевозок, с целью последующего анализа причин возникших отклонений и корректировки графиков и планов (например изменения времени движения на маршруте, его участках).

Транспорт– это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров.

Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем. Транспортная логистика - это перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.

Основные факторы выделения транспорта в самостоятельную область применения логистики:

1) способность транспорта реализовать основную идею логистики, т. е. создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему «снабжение-производство-распределение-потребление»;

2) неизбежность решения целого ряда, сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;

3) высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50% в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;

4) высокая доля транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров (особенно для стран с большими расстояниями перевозок);

5) наличие большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.

К задачам распределения товаров относятся:

Складирование готовых к отправке продуктов;

Транспортировка готовых товаров в определенные пункты доставки.

Под транспортировкой понимается изменение местонахождения товаров с помощью транспортных средств.

Особенности различных видов транспорта.

Особенности ж/д транспорта:

1.Неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства

2. Возможность строительства железнодорожных путей сообщения практически на любой сухопутной территории страны

3. Высокая провозная и пропускная способность

4. Возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок



5. Возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток

6. Сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов

7. Доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования

8. Относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок

Особенности морского транспорта :

1.Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок

2.Пути сообщения не требуют затрат на сооружение или поддержание их в эксплуатационном состоянии

3.Неограниченная пропускная способность

4.Сравнительно малый расход топлива и энергии

5.При перевозках на большие расстояния более низкая себестоимость перевозок

Недостатки морского транспорта:

1.Зависимость от естественно-географических условий

2.Необходимость строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства

3.Ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Пути сообщения проходят на окраинах России

Особенности речного транспорта:

1.Большая провозная способность на глубоководных реках

2.Сравнительно невысокая себестоимость перевозок

Недостатки речного транспорта:

1.Извилистость пути и судового хода

2.Ограничение в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы

3.Удлинение маршрутов следования грузов

4.Небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров

Особенности автомобильного транспорта:

1.Большая маневренность и подвижность

2.Высокая скорость доставки грузов и пассажиров

3.В ряде случаев более короткий путь движения грузов и пассажиров

Недостатки автомобильного транспорта:

1.Сравнительно высокая стоимость перевозок

2.Относительно высокая стоимость материально-технической базы обслуживания

3.Недостаточная протяженность и плохое состояние имеющихся автомобильных дорог

Воздушный транспорт :

Основные преимущества – высокая скорость и возможность достижения отдаленных районов

Недостатки – высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий

Преимущества трубопроводного транспорта:

1.Возможность повсеместной прокладки труб и массовой перекачки нефти и нефтепродуктов

2.Меньшие расстояния перекачки, чем при транспортировании железнодорожным или речным транспортом

3.Низкая себестоимость транспортировки нефти

4.Обеспечение сохранности нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса

5.Полная автоматизация по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов

6.Исключение (при соответствующей изоляции) отрицательного воздействия на окружающую среду

Недостатки трубопроводного транспорта:

1.Узкая специализация

2.Необходимость наличия устойчивого и достаточного по величине потока грузов

Что еще почитать