Посконное рыло. Калашный ряд – что это такое? Отношение к калашникам на Руси

Калашный ряд

Жарг. лаг. Шутл.-одобр. Хорошее, удобное место в бараке. Бен, 55. /i> Первоначально – ряд лавок на рынках русских городов, где продавались калачи, т. е. особо вкусный и «деликатный» товар.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Калашный ряд" в других словарях:

    калашный ряд - кал ашный р яд (с сук онным р ылом в кал ашный р яд) … Русский орфографический словарь

    Намек на суконную сотню в Новгороде, на суконников и торговцев сукном Ср. Я человек бедный... кабы жениться, я... не прочь. Да... не с нашим рылом да в калачный ряд. Островский. Семейная картина. Ср. Не суйся, дурак, с суконным рылом в калачный… …

    Вести ряд. Ворон. Соблюдать заведённый порядок. СРНГ 35, 339. Водить красный ряд. Волог. Гулять в праздник рядами по деревне. СВГ 3, 121. В ряд. 1. Кар. Вовремя, своевременно. СРГК 5, 606. 2. с кем. Орл. Одинаково, наравне с кем л. СОГ 1989, 96.… … Большой словарь русских поговорок

    Ср. Отец девки порядком оборвал и сваху то, которая де суется с посконным рылом да в суконный ряд. Даль. Новые картины русского быта. 8. Январь. См. с суконным рылом да в калашный ряд. См. оборвать. См. где нам дуракам чай пить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    1) в древнерусских городах на территории торга размещение продавцов по видам товаров: мясной ряд, калашный ряд и т. п. 2) Протяжённая постройка для продажи и хранения товаров с аркадами или колонными галереями, где велась торговля. В Западной… … Энциклопедический словарь

    калачный - калачный. Произношение [калашный] устарело (сохраняется в поговорке: с суконным рылом в [калашный] ряд) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    1) в древнерусских городах на территории торга размещение продавцов по видам товаров: мясной ряд, калашный ряд и т. п2)] Протяженная постройка для продажи и хранения товаров с аркадами или колонными галереями, где велась торговля. В Зап. Европе … Большой Энциклопедический словарь

    - (иноск.) в строгом порядке, без уклонений (как держатся направления по натянутой струне) Ср. Чтобы все... по струнке у меня! Поведенц первый сорт! Беспорядков не потерплю! Тургенев. Петушков. 8. Майор Петушкову. Ср. Необходимость ходить в струне … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Ср. Не суйся, дурак, с суконным рылом в калачный ряд чай пить. Салтыков. Благонамеренные речи. 5. См. с суконным рылом да в калачный (калашный) ряд … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Все в струне (по струнке ходить) (иноск.) в строгом порядке, без уклонений (как держатся направления по натянутой струне) Ср. Чтобы все... по струнке у меня! Поведенц первый сорт! Беспорядков не потерплю! Тургенев. Петушков. 8. Майор Петушкову.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • , Штерн Борис. Борис Штерн родился 14 февраля 1947 года в Киеве. Но лучшие годы жизни он провел в Одессе. Там закончил университет, женился, начал писать. На Пролетарском бульваре (ныне снова Французском)…
  • Второе июля четвертого года. Новейшие материалы к биографии Антона П. Чехова , Борис Штерн. Борис Штерн родился 14 февраля 1947 года в Киеве. Но лучшие годы жизни он провел в Одессе. Там закончил университет, женился, начал писать. На Пролетарском бульваре (ныне снова Французском)…

Нам часто приходится слышать поговорку, которая говорит о том, что некто лезет со свиным рылом в калашный ряд. Обычно эту пренебрежительную фразу толкуют в том смысле, что люди более низкого статуса пытаются проникнуть в какое-то место, где им не положено быть, достичь состояния, которое им не подобает по внешности, способностям или другому критерию. Но почему пословица именно такова? Что означает «калашный ряд»? Какова история этого устойчивого фразеологизма в русском языке? Попробуем в этом разобраться.

Особенности русской торговли в эпоху Ивана Грозного

В Москве рынки в те далекие времена были разделены на своего рода цехи. Они назывались рядами. Это были сектора, в которых продавали товары определенного типа. Например, был так называемый Вшивый ряд. Там торговали всякой бывшей в употреблении продукцией или старьем. Сейчас бы сказали более политкорректно - «секонд-хендом». Поскольку вещи эти были не слишком чистые и даже старые, а иногда и просто тряпки, то и название было соответствующим. Был мясной, овощной ряд. Согласно строгим правилам того времени, продавцы должны были торговать своими продуктами на выделенных для этого местам. Они представляли собой вытянутые постройки, часто снабженные галереями или аркадами, чтобы защитить в плохую погоду от дождя или снега. Самым же престижным сектором в Москве был «калашный ряд». Значение этого названия расшифровывается легко. Речь идет о пекарях и торговцах калачами, то есть свежевыпеченной сдобой, которой любили полакомиться богатые и знатные люди.

Почему именно «калашный ряд»?

В эпоху Ивана Грозного пекари, которые обслуживали дворцовую элиту, жили в специальном районе. Он назывался слободой калашников (то есть тех, кто делает калачи). Там готовили выпечку для потребностей Опричного двора. В XVII веке появился переулок, который тоже носил название «Калашный». Его именовали так потому, что он находился неподалеку от района, где жили царские пекари, хотя представлял в те годы обычную немощеную улицу с деревянными домами. С тех пор «калашный ряд» стал символом, как сказали бы сейчас, чего-то элитного, эксклюзивного, предназначенного для лиц с особым статусом. Тем более, что калачи часто играли роль обрядового хлеба. В некоторых местностях их преподносили дорогим гостям и на свадьбы молодым вместо караваев.

Престиж профессии

Но что же это за свиньи такие, которых не пускали, как гласит поговорка, «в калашный ряд»? На самом деле мы столкнулись с осовремененным истолкованием пословицы. В свое время она звучала иначе. Говорилось: «не суйтесь с мякинным рылом». Почему? Дело в том, что рылом в те времена называли не свиной пятачок, а грубое лицо простолюдина, часто бедного человека. Были и другие слова, характеризующие грубые физиономии. Например, «кувшинное рыло». Калашники очень переживали по поводу престижности своей профессии и не подпускали близко к себе людей, торговавших хлебом низкого качества. А те часто дешево продавали изделия из мякины - то есть продукта, изготовлявшегося из отходов обмолота зерна. Вот их-то в калашный ряд и не пускали. В том числе и для того, чтобы не «уронить марку» качества изделий. Ведь низкопробная выпечка не должна была даже рядом лежать с пищей для благородных.

Употребление в арго и литературе

Поскольку поговорка ведет свое начало из средневековья, то значит, «калашный ряд» сам по себе уже через несколько столетий стал постепенно означать некое «теплое местечко», куда могут войти избранные. Недаром даже в лагерный и тюремный жаргон проник этот фразеологизм. Например, заключенные называют так хорошее и удобное место в бараке. Но крылатой фразой не брезговали и известные писатели. В разных вариантах она приводится и у Антона Павловича Чехова в «Вишневом саду», и у Салтыкова-Щедрина, и у Зощенко.

Однако не только торговцы калачами относились таким образом к продавцам товаров для народа и бедных. Если мы откроем толковый словарь Даля, то увидим, что существовали похожие поговорки и для других профессий. Просто сейчас они вышли из употребления. Например, эта: «Не суйся с посконным рылом в суконный ряд». Так, ткачей, которые шили крестьянские рубахи из грубого полотна, не пускали продавать их в престижные места, где торговали хорошо выделанными шерстяными тканями. Их называли сукном, а покупателями были богачи и аристократы. То есть в любой торговой профессии того времени была особая кастовость, которая резко отделяла простых людей от «благородных». Поговорка в этом варианте была расхожа в Новгороде, где продавцы шерстяных тканей представляли собой так называемую «суконную сотню». Еще одним синонимом пословицы является фраза «каждый сверчок должен знать свой шесток». В других языках тоже мы видим подобные поговорки, указывающие на то, что не стоит лезть не в свое дело. Вспомним хотя бы знаменитые слова, популярные у древних римлян - "Что дано делать Юпитеру, то не позволено быку". В украинском языке то же говорится о возможностях Ивана и пана, а в белорусском - о жабе, которая не должна соваться туда, где куют коней.

Нам часто приходится слышать поговорку, которая говорит о том, что некто лезет со свиным рылом в калашный ряд. Обычно эту пренебрежительную фразу толкуют в том смысле, что люди более низкого статуса пытаются проникнуть в какое-то место, где им не положено быть, достичь состояния, которое им не подобает по внешности, способностям или другому критерию.

Но почему пословица именно такова? Что означает «калашный ряд»? Какова история этого устойчивого фразеологизма в русском языке? Попробуем в этом разобраться.

Особенности русской торговли в эпоху Ивана Грозного

В Москве рынки в те далекие времена были разделены на своего рода цехи. Они назывались рядами. Это были сектора, в которых продавали товары определенного типа. Например, был так называемый Вшивый ряд.

Там торговали всякой бывшей в употреблении продукцией или старьем. Сейчас бы сказали более политкорректно - «секонд-хендом». Поскольку вещи эти были не слишком чистые и даже старые, а иногда и просто тряпки, то и название было соответствующим. Был мясной, овощной ряд. Согласно строгим правилам того времени, продавцы должны были торговать своими продуктами на выделенных для этого местам. Они представляли собой вытянутые постройки, часто снабженные галереями или аркадами, чтобы защитить в плохую погоду от дождя или снега. Самым же престижным сектором в Москве был «калашный ряд».

Значение этого названия расшифровывается легко. Речь идет о пекарях и торговцах калачами, то есть свежевыпеченной сдобой, которой любили полакомиться богатые и знатные люди.

Почему именно «калашный ряд»?

В эпоху Ивана Грозного пекари, которые обслуживали дворцовую элиту, жили в специальном районе. Он назывался слободой калашников (то есть тех, кто делает калачи). Там готовили выпечку для потребностей Опричного двора. В XVII веке появился переулок, который тоже носил название «Калашный». Его именовали так потому, что он находился неподалеку от района, где жили царские пекари, хотя представлял в те годы обычную немощеную улицу с деревянными домами. С тех пор «калашный ряд» стал символом, как сказали бы сейчас, чего-то элитного, эксклюзивного, предназначенного для лиц с особым статусом.

Тем более, что калачи часто играли роль обрядового хлеба. В некоторых местностях их преподносили дорогим гостям и на свадьбы молодым вместо караваев.

Престиж профессии

Но что же это за свиньи такие, которых не пускали, как гласит поговорка, «в калашный ряд»? На самом деле мы столкнулись с осовремененным истолкованием пословицы. В свое время она звучала иначе. Говорилось: «не суйтесь с мякинным рылом». Почему?

Дело в том, что рылом в те времена называли не свиной пятачок, а грубое лицо простолюдина, часто бедного человека. Были и другие слова, характеризующие грубые физиономии. Например, «кувшинное рыло».

Калашники очень переживали по поводу престижности своей профессии и не подпускали близко к себе людей, торговавших хлебом низкого качества. А те часто дешево продавали изделия из мякины - то есть продукта, изготовлявшегося из отходов обмолота зерна. Вот их-то в калашный ряд и не пускали. В том числе и для того, чтобы не «уронить марку» качества изделий. Ведь низкопробная выпечка не должна была даже рядом лежать с пищей для благородных.

Употребление в арго и литературе

Поскольку поговорка ведет свое начало из средневековья, то значит, «калашный ряд» сам по себе уже через несколько столетий стал постепенно означать некое «теплое местечко», куда могут войти избранные. Недаром даже в лагерный и тюремный жаргон проник этот фразеологизм. Например, заключенные называют так хорошее и удобное место в бараке. Но крылатой фразой не брезговали и известные писатели. В разных вариантах она приводится и у Антона Павловича Чехова в «Вишневом саду», и у Салтыкова-Щедрина, и у Зощенко.

Похожие пословицы

Однако не только торговцы калачами относились таким образом к продавцам товаров для народа и бедных. Если мы откроем толковый словарь Даля, то увидим, что существовали похожие поговорки и для других профессий. Просто сейчас они вышли из употребления.

Например, эта: «Не суйся с посконным рылом в суконный ряд». Так, ткачей, которые шили крестьянские рубахи из грубого полотна, не пускали продавать их в престижные места, где торговали хорошо выделанными шерстяными тканями. Их называли сукном, а покупателями были богачи и аристократы. То есть в любой торговой профессии того времени была особая кастовость, которая резко отделяла простых людей от «благородных».

Поговорка в этом варианте была расхожа в Новгороде, где продавцы шерстяных тканей представляли собой так называемую «суконную сотню». Еще одним синонимом пословицы является фраза «каждый сверчок должен знать свой шесток». В других языках тоже мы видим подобные поговорки, указывающие на то, что не стоит лезть не в свое дело.

Вспомним хотя бы знаменитые слова, популярные у древних римлян - "Что дано делать Юпитеру, то не позволено быку". В украинском языке то же говорится о возможностях Ивана и пана, а в белорусском - о жабе, которая не должна соваться туда, где куют коней.

Калашный ряд – это место в торговых рядах , в котором пекари-калачники представляли свои изделия. В XVIII веке он был официально учрежден указом государя. Но и до этого местные жители знали, куда идти за лучшим хлебом.

Улица на тот момент, конечно, была немощёной. Строения – деревянными. К сожалению, после пожара 1812 года из них ни одно не сохранилось. Но до страшного нашествия французов все знали, куда идти за калачами.

Калачи считались лакомством. Делались они из белой муки нескольких сортов. Ничего особенного в составе калача не было. Вода, мука, соль и хмель. Для выпечки использовали пшеничную муку, которую считали «чистой».

Но готовится калач на ржаной закваске. В отличие от своего татарского собрата. По крайней мере, историки уверены, что калач был заимствован у татар в XIV веке. Если это так, то. Возможно, слово «калач», и правда, берет свое начало в татарском языке.

Там это созвучие переводится как «будь голоден». Можно предположить, что перед тем, как есть калач, советовали не перебивать аппетит. Но это не точно.

Второй вариант перевода – с древнерусского. Коло – тот же корень, что у слова «колесо». Круглый. Первые хлеба, действительно, делались по форме круга – солнца.

Классический калач уже отошел от этого стандарта. Да и буквы «о» из него исчезла. К моменту, когда в граде Москве появился Калашный ряд, его называли не иначе, чем «калач».

Особенности приготовления калачей

По свидетельствам тех, кому удалось попробовать «калач», хлеб этот был очень кислым . Квашню или закваску меняли очень редко. Она была капризной, и женщины семейства ухаживали за ней с особым пристрастием. С хорошей квашнёй хлеб удавалось выпекать дважды в неделю.

Работа по выпечке кулича была трудоёмкой. Редкие умельцы могли работать так, чтобы тесто всегда было пышно, а калачи удавались одинаково румяными. Женщин к тесту подпускали неохотно.

Особенно только что родивших и тех, у кого была менструация. Неизвестно, какие гормоны выделяет их тело, но, если женщины в этот период подходят к тесту, оно опадает.

Форма калача тоже имела свою особенность. Это своеобразная булка с приделанной к нему ручкой . Ручка делалась для того, чтобы калач можно было брать грязным руками. Съев булку, ручку отдавали животным, нищим или выбрасывали.

Помните выражение «дойти до ручки »? Тут имеется в виду именно ручка калача. Если человек «дошел до ручки», то есть, вынужден съесть ручку калача, значит, дела его, действительно, плохи.

Отношение к калашникам на Руси

Калашники или калачники очень уважались на Руси. Только они могли сделать хлеб такого качества, что царь и сам им не брезговал, и бояр своих одаривал по большим праздникам.

Между Никитским бульваром и Малым Кисловским переулком до сих пор располагается Калашный переулок – тут жили пекари, поставлявшие на царский стол и прилавки калашного ряда хлеб высшего качества.

Самыми лучшим калачниками считались Московские. В Москве у них даже была своя Калашная слобода – район, где селились люди только этой профессии. Впрочем, и в других городах искусство выпекания хлеба было налажено ничуть не хуже. Своими калачами славились Коломна, Муромск, Саратов,

Калашный ряд считался элитным местом. Шутка ли? Тут продавали тот самый хлеб, который поставлялся на стол царя, а позже – императора Руси. Все мы помним поговорку «Со свиным рылом в калашный ряд». Учитывая то, что слово «рыло» в тот период истории использовали, когда хотели рассказать о том, что это «неприятное лицо»….

В этом случает «свиное рыло» можно интерпретировать, как неприятного человека, который вломился в уважаемый торговый ряд пекарей высшего порядка. Хотя, возможно, поговорка доносит до нас только то, что мясные продукты в рядах калашников были неуместны.

Кстати, та же пословица могла выглядеть иначе. «С мякинным рылом (да) в калашный ряд!» Этот вариант уже гораздо более жесток и правдив.

Мякину делали на основе обмолота от семян злаковых. В ход шла мука из ячменя, гречихи, проса и даже гороха. Изделия из этих продуктов были не так вкусны, не так красивы и не так дороги. Поэтому приносить изделие из мякины в калашный ряд считалось непристойным.

Калачами не только одаривали. Они считались фаст-фудом того времени . Так, например, когда русская армия преследовала французскую в войне 1812 года, военная кухня непременно имела при себе запас калачей. Большей частью они были заморожены, и размораживались посредством теплых полотенец.

Калачи были не только трудоемки в производстве, но и дороги. Именно поэтому их нельзя сейчас встретить в точках фаст-фуда. Их состав невозможно удешевить, процесс приготовления трудоемок.

Именно поэтому калач, который когда-то служил обедом, например, извозчику, безвозвратно ушёл в прошлое. Впрочем, чтобы купить себе калач в калашном ряду, нужно было еще его заслужить.

«Кяхтинский чай да муромский калач – полдничает богач», говорили в народе. “Ну, Левочка, цельного калача с маслом за кофеем я никогда не съедал. Это ты на меня уже наклепал!» – спорил с Львом Николаевичем старинный его друг Толстым Василий Иванович Перфильев.

Можно сделать вывод, что калашный ряд был территорией особых покупателей. И соваться туда со «свиным» или даже «мякинным» рылом, действительно, не стоило.

Наша речь изобилует пословицами и поговорками. Именно тем она и хороша, тем и люба нам, русичам. И многие крылатые выражения достались нам от далёких предков. Поэтому даже употребляя какую-то фразу, не каждый понимает дословное её значение. Что, например, означает словосочетание «калашный ряд» в известной поговорке? Не зная смысла даже одного слова, трудно понять значение всего фразеологизма.

Историческая справка

Всем известно, что в древности продукты и другие товары люди приобретали не в магазинах и супермаркетах, а на рынке. И для удобства продавцы вставали каждый на свою «улицу» - то есть в свой ряд.

Были ряды мясные, суконные, медовые, рыбные, книжные. Интересное название носила торговля предметами женского туалета - щепетильные товары. А были даже вшивые ряды! Конечно, там не продавали вшей как таковых, но притащить их оттуда было делом обычным. Ведь бойко и весело в этих рядах торговали старыми, ношеными вещами. И покупатели были люди малообеспеченные, не всегда имеющие возможность соблюдать должную гигиену.

А вот в калашный ряд вставали только продавцы хлеба. Причём не обычного ржаного, который мог позволить себе любой покупатель средней руки, а калачей, которые предназначались лишь для обеспеченных людей. Ведь их пекли из пшеницы самого высокого сорта, лучшего помола. Да и тесто для них требовало особого рецепта приготовления. Его пекари перед выпечкой долго мяли, тёрли, поэтому и калачи получались пышные да высокие.

Хлеб - не просто еда, это символ труда!

Именно из-за того, что столько заботы и сил вкладывалось в создание калача, люди издавна относились к хлебу с уважением. Существует и по сей день у славян ритуал встречать желанных гостей хлебом-солью. Да и сами калачи имели вид праздничный, нарядный. Зачастую такой каравай ставили в центр стола на великое торжество - как сейчас торты.

Конечно, торговцы калачами очень берегли свой товар. Ведь хлеб чрезвычайно легко перенимает любые запахи. И подальше от мясных да рыбных лавок располагался калашный ряд. Значение этого словосочетания из-за такого почитания хлеба стало подразумевать что-то благородное, далёкое от будничной покупки обывателя средней руки.

Каково значение словосочетания «свиное рыло»?

Ясно, что означает оно что-то не очень красивое и лицеприятное. Толковый словарь даёт такое пояснение этим словам. Рылом называют переднюю часть морды некоторых животных и рыб. В словосочетании присутствует уточнение, что эта часть тела принадлежит именно свинье.

В данном контексте считается верным понимать под «свиным рылом» субпродукты. Обычно они торгуются параллельно с мясом. Посему считается, что пословица «В калашный ряд со свиным рылом не лезь!» имеет смысл указания: каждому товару - своё место на рынке. Доказательством тому служат и другие, синонимические этой крылатые фразы. Они гласят: «С суконным (или мякинным) рылом в калашный ряд не лезь!»

Переносное значение выражения означает, что каждый человек должен знать своё место; сапоги тачать должен сапожник, а пироги стряпать пирожник; кухарка будет командовать на кухне, а управлять государством люди, специально этому обученные, и так далее.

Свиное рыло для того и создано, чтобы грядки рыло…

Но зачастую люди видоизменяют пословицу «Не лезь со свиным рылом в калашный ряд!» на свой лад. Они придают совсем иной смысл первой её части. Ведь в подсознании большинства людей свинья - животное грязное, глупое, злое, некрасивое. И «свиное рыло» трактуется как человек недостойный, низкого происхождения. Даже сама поговорка часто употребляется в изменённом виде. «Куда ты со своим свиным рылом - да в калашный ряд?»

Конечно, общий смысл остаётся тем же: каждый должен занимать своё место в жизни. Но в данном контексте он более субъективен, направлен на конкретного человека. И довольно унизителен.

Пример использования фразеологизма в литературе - миниатюра

Как так получилось, что музыкант вдруг стал бомжом, маргиналом, отбросом общества? Да вот так и получилось… Как в знаменитой трагедии Шекспира «Король Лир».

Дочка попросила выписаться из квартиры, прописаться у них с мужем, а жильё продать. Это будет, как она говорила, «стартовый капитал». Любящий отец поверил дочери и сделал всё, как она просила. И вот теперь результат: он на улице, без крова, без денег, дочь умудрилась даже пенсию оформить таким образом, чтобы она приходила на карточку, с которой она благополучно всё забирает. Бывший музыкант пытался обратиться в пенсионный фонд, но без документов с ним никто и разговаривать не стал.

Собственно, его и внутрь помещения не пустили. Так и сказали: «И нечего тебе со свиным рылом в калашный ряд соваться! На помойке твоё место, бомж немытый…»

А недавно кто-то выбросил старое пианино… Музыкант осторожно подкрался к нему, поднял крышку и нежно прикоснулся к клавишам. Чувство, давно забытое, накрыло его с головой! И он заиграл… Это было настоящее счастье.

Как появилась эта женщина, музыкант не заметил. Но когда пьеса закончилась, она положила ему на плечо руку, улыбнулась ласково и доверчиво и сказала: "Хорошо играешь! А теперь пошли... домой!" И это было продолжением счастья!

Что еще почитать