Нормативное регулирование международных перевозок воздушным транспортом. Международные воздушные перевозки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГА»

РЕФЕРАТ

по дисциплине Воздушные перевозки

на тему: «Государственное регулирование воздушных перевозок»

Выполнил: студент 113гр.

Беланов П.П.

Проверила: Тешева П.Д.

1. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки авиакомпаний РФ

2. Договор на воздушную перевозку пассажира

1. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки авиакомпаний РФ

1. Внутренние и международные воздушные перевозки гражданской авиации регламентируются Законодательством страны пребывания перевозчика.

2. В Российском законодательстве основным документом, регламентирующим деятельность гражданской авиации и авиакомпаний, является Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 года №60 ФЗ, который является Федеральным Законом, утвержденным Президентом РФ.

Воздушный кодекс разработан на основе Законодательства РФ и Международного Воздушного права; он устанавливает правовые, организационные и экономические основы использования воздушного пространства РФ.

Воздушный кодекс регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе осуществления авиаперевозок. В частности, в главе ІІ «Государственное регулирование использования воздушного пространства»:

В статье 12 - «Государственное регулирование использования воздушного пространства», сказано, что государственное регулирование в области гражданской авиации осуществляет специально уполномоченный орган. В настоящее время это Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ), созданная в структуре Минтранса на базе Государственной Службы Гражданской Авиации (ГСГА). ФАВТ осуществляет государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов;

В статье 13 - «Государственные приоритеты в использовании воздушного транспорта», сказано, что все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование. Однако при возникновении потребности в использовании воздушного транспорта одновременно двумя и более пользователями право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с «государственными приоритетами».

Под 8-м пунктом статье 13 о приоритетах идет пункт «Осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа»; под 11-м пунктом «Осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты «. Такое положение приоритетов говорит о важности рассматриваемых пунктов, о жизненной необходимости обращения большого внимания на изучение и выполнение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Глава ІX «Авиационные предприятия» содержит статью 64 «Тарифы и сборы в области ГА и правила продажи перевозочных документов». Эта статья определяет правила формирования тарифов и сборов в области ГА, а так же правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. Статья 65 «Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей» посвящена контролю за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и индивидуальных иностранных предпринимателей. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства РФ и международных договоров РФ, а так же требований соответствующих сертификатов и лицензий. В случае несоблюдения установленных законодательством норм и правил предусмотрены меры воздействия вплоть до лишения разрешения, сертификата, лицензии, приостановления или ограничения действия этих документов и наложения штрафа в порядке, установленном законодательством РФ.

Глава XV - «Воздушные перевозки» содержит статьи, которые посвящены основным понятиям, используемым при выполнении воздушной перевозки. Здесь введены понятия перевозчика, воздушной перевозки, договора воздушной перевозки пассажира, груза, почты, перевозочных документов. Кроме того, здесь содержатся статьи, касающиеся прекращения воздушной перевозки, как по инициативе пассажира, так и по инициативе пассажира, так и по инициативе перевозчика.

Внутренняя воздушная перевозка - перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок находятся на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка - перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения или пункт пересадки находятся на территории разных государств.

Глава XVII посвящена ответственности перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя в случае возникновения претензий. Здесь раскрыты общие принципы ответственности, ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровья пассажира, утрату, недостачу или повреждение багажа, груза, и вещей, находящихся при пассажире, а также определены порядок предъявления требований в случае возникновения претензий, срок предъявления претензий и начало течения срока исковой давности.

3. Контроль над соблюдением на территории РФ Воздушного кодекса, национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в отрасли гражданской авиации, а также защиту интересов РФ при взаимодействии с полномочными органами других стран и международными организациями осуществляет в качестве государственного полномочного органа гражданской авиации России.

Основными документами ФАВТ, регулирующими деятельность авиакомпании в части перевозок, являются:

· положения и инструкции по сертификации и лицензированию деятельности авиакомпаний;

· нормативно - правовая база форм и методов управления;

· нормативно - правовая база экономической, инвестиционной, тарифной, кадровой и социальной политики;

· положения по развитию международного сотрудничества и внешне

· экономических связей РФ с межгосударственными организациями в

· области ГА;

· положения по использованию воздушного пространства и организации

· воздушного движения;

· обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами

· федеральные авиационные правила, руководства, положения, стандарты,

· нормы и другие нормативные документы.

ФАВТ координирует деятельность авиапредприятий, авиакомпаний и аэропортов независимо от их форм собственности.

Деятельность авиакомпании и соответственно все разрабатываемые ею нормативные и руководящие документы должны быть согласованы и отвечать предъявляемым к ним требованиям со стороны ФАВТ.

4. Для установления единых для всех государств правил, касающихся регулирования вопросов международных воздушных сообщений, перевозок пассажиров и грузов уже в 1929 г. государства сочли необходимым разработать и заключить «Варшавскую Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Основной целью Конвенции является регулирование условий международных воздушных перевозок в отношении документов, употребляемых для этих перевозок, и ответственности перевозчика. Варшавская конвенция с поправками Гаагского протокола 1955г, установила перечень и формы единообразных документов, используемых в международных воздушных перевозках (пассажирский билет, багажная квитанция, грузовая накладная, квитанция сверхнормативного багажа, багажная и грузовая бирки и др.) , закрепила общие правила перевозки пассажиров и грузов на международных линиях, урегулировала вопросы ответственности перевозчика перед пассажирами грузоотправителями и грузополучателями.

5. В 1944 г. на конференции в Чикаго была учреждена Международная организация гражданской авиации - ИКАО, основное назначение которой состоит в том, «чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и надлежащим образом и чтобы международные воздушно-транспортные сообщения могли устанавливаться на основе равных возможностей и осуществляться надежно и экономично». На ИКАО возложены задачи координации действий государств при эксплуатации международных воздушных линий, содействия развитию воздушного транспорта и обеспечения безопасности международных полетов.

Деятельность ИКАО развивается в трех основных областях: технической, экономической и правовой.

В технической области эта деятельность осуществляется по линии разработки и принятия единых международных стандартов и рекомендаций, направленных на обеспечение наибольшего единообразия правил в области международной аэронавигации.

Деятельность ИКАО в экономической области осуществляется, главным образом, по линии сбора статистических данных о перевозках, их объеме, а также разработке мер по упрощению и сокращению времени на выполнение административных формальностей при международных воздушных перевозках.

В юридической области деятельность ИКАО заключается во внесении поправок к Чикагской конвенции, разработке новых конвенций по международному воздушному праву, анализе судебных решений государств, арбитраже и т.п.

6. В рамках ИКАО в декабре 1970г. в Гааге была проведена международная дипломатическая конференция, на которой рассматривались вопросы безопасности воздушного движения, связанные с участившимися случаями попыток захвата и угона ВС. На конференции была выработана Конвенция о борьбе с незаконным захватом ВС, основная цель которой обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незаконном захвате ВС.

7. Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные осуществляются в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты за плату, т.е. носят коммерческий характер.

Основными документами, регулирующими коммерческую политику воздушного транспорта, являются тарифы и правила их применения, которые устанавливаются Международной авиатранспортной ассоциацией ИАТА. Эта международная организация объединяет авиакомпании всего мира.

Для осуществления международных авиаперевозок между отдельными авиакомпаниями заключаются двухсторонние соглашения о воздушных сообщениях, которые предусматривают взаимное согласование тарифов за авиаперевозки. В этих соглашениях предусматриваются санкции за нарушение условий эксплуатации международных воздушных линий, чаще всего такие санкции применяются за нарушение тарифов на авиаперевозку.

8. На основе указанных выше международных и российских документов в авиакомпании разработана и введена в действие собственная нормативная база по воздушным перевозкам и наземному обслуживанию пассажиров.

Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность СОПП аэропорта (авиакомпании) при производстве воздушных перевозок пассажиров и багажа и взаимоотношения (права и обязанности) аэропорта (авиакомпании) и клиентов, являются «Правила перевозки пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании)» и «Технология наземного обслуживания пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании)» и др.

Процесс регулирования перевозок и реализации услуг на воздушном транспорте сложен и многообразен. Он осуществляется с использованием многих механизмов государственного регулирования авиатранспортной деятельности в Российской Федерации. Важнейшим элементом в этом процессе являются нормы воздушного права.

2. Договор на воздушную перевозку пассажира

При авиаперевозке между пассажиром и перевозчиком заключается договор на воздушную перевозку.

Под договором подразумеваются определенные права, обязанности, ответственность сторон. Договор на перевозку может быть:

1. Двухсторонний (перевозчик - пассажир).

2. Многосторонний (много перевозчиков или группа пассажиров, организация, учреждение).

Основные права, обязанности, ответственность сторон указаны в ВК РФ (Федеральный закон №60 от 19.03.1997г.).

В главе XV «Воздушные перевозки» ст.103 п.1, сказано: «По договору воздушной перевозки пассажира, перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушной перевозки. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа».

Все права и обязанности, вытекающие из договора воздушной перевозки пассажира, регулируются:

· Положениями действующих многосторонних и двусторонних международных договоров РФ;

· Воздушным кодексом и другими законодательными актами РФ;

· Соглашениями, одной из сторон которых является авиакомпания.

Перевозки пассажиров подчиняются требованиям соответствующих законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются такие перевозки. Если какие либо положения, указанные в билете, противоречат вышеперечисленным требованиям, предписаниям и правилам, то они не могут оставаться в силе и считаться частью договора воздушной перевозки.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым перевозчиком либо его агентами.

Агент перевозчика - это лицо (организация), уполномоченное действовать за перевозчика, либо за другое лицо (организацию), а также от их имени.

При перевозке пассажира, перевозочными документами, удостоверяющими заключение договора на перевозку, являются:

· На перевозку пассажира - билет;

· На перевозку багажа - багажная квитанция;

· На перевозку несопровождаемого багажа, в качестве груза - авиагрузовая накладная.

По внутренним воздушным линиям, как и по международным, пассажир может следовать самыми разнообразными маршрутами, например, перевозка «туда» - это перевозка в одном направлении между пунктом отправления и пунктом назначения. При такой перевозке возможны следующие варианты:

А) между пунктом отправления и назначения нет посадки ВС в промежуточном аэропорту;

Б) между пунктом отправления и назначения есть посадки ВС в промежуточном аэропорту;

В) пассажир следует в пункт назначения с пересадкой (пересадками) или остановками в пути, меняя рейсы и авиаперевозчиков.

Перевозка «туда» и «обратно» может рассматриваться как два отдельных договора или может считаться связанной, если применялся сквозной тариф.

Перевозка пассажиров и багажа, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе, по дополнительному) рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того имели ли место пересадки или перерыв в перевозке.

На основе ВК разрабатываются все основные правила перевозки на воздушном транспорте, руководства, указания, требования и т.д., на территории РФ, не зависимо от формы собственности.

Правила регулируют перевозку пассажиров, багажа и грузов, осуществляемую авиационными предприятиями в пределах территории России.

Правила определяют обязанности, права и ответственность авиационных предприятий, а так же других предприятий, учреждений, организаций и граждан, пользующихся воздушным пространством, и являются для них обязательными.

В ст.102 ВК РФ «Выполнение правил воздушных перевозок» сказано:

1.Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые Федеральными авиационными правилами.

2.Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

3.Правила воздушных перевозок почты должны быть согласованы со специально уполномоченными органами в области почтовой связи.

Регулярные перевозки пассажиров, багажа и грузов выполняются по воздушным линиям в соответствии с установленным расписанием по маршруту, соответствующему оплаченному тарифу за перевозку. Согласно правилам перевозки пассажиров, установленных на воздушном транспорте РФ, авиакомпания - перевозчик имеет следующие права:

1) без предупреждения отменить, задержать или перенести на другое время вылет ВС, изменить предусмотренный расписанием маршрут перевозки, а также изменить пункт посадки, если такие действия будут необходимы:

· вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных метеорологических условий в аэропорту отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других явлений, влияющих на безопасность полета;

· для выполнения требований государственных органов.

2) заменить ВС одного типа другим;

3) временно прекратить или ограничить продажу билетов «туда» и «обратно», о чем обязан объявить в соответствующих агентствах и аэропортах;

4) отказать в перевозке (как первоначальной, так и последующей), аннулировать произведенное для пассажира бронирование или снять любого пассажира или его багаж с борта ВС по соображениям безопасности. Исходя из мер обоснованной предосторожности, авиаперевозчик решает, что такое действие необходимо при следующих обстоятельствах:

а) соблюдение, каких - либо действующих законов, правил или предписаний какого-либо государства или страны, из которой, в которую или над которой выполняется полет;

б) поведение, возраст, психическое или физическое состояние пассажира таковы, что:

Требуют специальной помощи со стороны перевозчика, которую он не в состоянии обеспечить;

Причиняют неудобства или делают его самого нежелательным для других пассажиров;

Связаны с какой-либо опасностью, риском для него самого или для других лиц и имущества.

в) пассажир не соблюдал разумные указания перевозчика по гарантированному обеспечению безопасности, эффективной и комфортной перевозки для всех пассажиров или связанные с должностными обязанностями по отношению к другим пассажирам;

г) пассажир охарактеризовал себя так, что появилось сомнение относительно безопасности перевозки такой персоны;

е) не были, оплачены действующий тариф, какие-либо сборы, налоги, подлежащие уплате, или не соблюдены договоренности о кредите между перевозчиком и пассажиром (или лицом, оплачивающим билет);

ж) проездные документы пассажира (паспорт, идентификационная карточка, сертификат, удостоверение и т.д.) оформлены неправильно;

з) пассажир может иметь намерение предпринять попытку въезда в страну, через которую он следует транзитом, не имея необходимых для въезда действительных документов;

и) пассажир уничтожил свои документы во время полета;

к) билет, представленный пассажиром:

Является не действительным для перевозки;

Не валидирован надлежащим образом;

Приобретен незаконным путем или куплен с рук, а не у перевозчика, выдающего перевозочные документы, или его уполномоченного агента

Заявлен как утерянный, украденный, мошеннический или подозрительный по какой-либо причине;

Является фальшивым билетом;

Содержит хотя бы один полетный купон, данные которого были изменены кем-либо, кроме перевозчика или его уполномоченного агента или повреждены;

Во всех случаях перевозчик оставляет за собой право изъявить и задержать билет для проведения расследования.

л) лицо, предъявляющее билет, не может доказать, что оно является лицом, указанным в графе «Фамилия пассажира», и перевозчик сохраняет за собой право изъять и задержать такой билет для проведения расследований.

При этом перевозчиком составляются акты по установленной форме.

Перевозчик имеет право в любое время заменить место, предоставляемое пассажиру в салоне ВС, другим, равным по стоимости местом, если это необходимо в целях обеспечения безопасности полета.

Перевозчик несет ответственность перед пассажиром:

За утрату или недостачу багажа, если будет доказано, что все меры по сохранности были приняты.

В случае утери, повреждения багажа и груза получатель имеет право до его получения потребовать определения степени поврежденности груза и составления коммерческого акта, а необходимых случаях - и проведения экспертизы.

Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течении 6-ти месяцев; претензии об уплате штрафа - в течение 45-ти дней.

Если пассажиру отказано в перевозке, или он не допущен на ВС, или снят с ВС по причинам, указанным выше, он имеет право только на возврат сумм за неиспользованный билет или его часть в соответствии с правилами применения тарифов.

Если установленные в целях обеспечения безопасности полетов ограничения по допустимой коммерческой загрузке ВС превышены, перевозчик имеет право по своему усмотрению решить, кто из пассажиров и какой багаж не подлежит перевозке на данном ВС.

Перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров ВС, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении ВС и предоставляемых услугах.

Пассажир ВС имеет право:

1. Проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

2. Бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа ВС и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира.

3. Бесплатного, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2-х лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а так же дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся с предоставлением им отдельных мест.

4. Бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а так же местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке ВС при отправке и (или) в полете.

Порядок предоставления пассажирам ВС услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА.

Ответственность при перевозке пассажиров и багажа определяется:

· Законодательными актами РФ;

· Воздушным кодексом РФ;

· Варшавской Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок и Гаагским протоколом о поправках к Конвенции;

· Международными договорами воздушных перевозок;

· Соглашениями между авиакомпаниями (аэропортами, перевозчиками, агентами по обслуживанию ВС и пассажиров);

Перевозчик несет ответственность за ущерб, возникший вследствие смерти или повреждения здоровья Пассажира с момента входа Пассажира на перрон аэропорта для посадки в воздушное судно и до момента, когда пассажир покинул перрон под наблюдением уполномоченных лиц Перевозчика, если иное не предусмотрено договором или соглашением об ответственности между перевозчиками.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи Получателю, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения ущерба, либо, что такие меры невозможно было принять, независимо от того, где это произошло - на земле или борту воздушного судна.

До тех пор, пока Перевозчик не докажет иное, предполагается, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли при перевозке.

Перевозчик несет ответственность за прямой ущерб, причиненный Пассажиру вследствие задержки в его доставке и доставке его багажа в конечный пункт назначения, по причине непредставления подтвержденного забронированного на рейс авиакомпании места в самолете, за исключением случаев, связанных с заменой самолета по причине форс-мажорных обстоятельств или требования государственных органов.

ПРЕДЕЛЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.Ответственность Перевозчик за перевозки, осуществляемые авиакомпанией на территории РФ, регулируются действующими на территории РФ законодательными и подзаконными актами, а также правилами перевозки пассажиров и багажа авиакомпании.

2.За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находившихся при Пассажире, Перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

· За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке с объявленной ценностью, в размере объявленной ценности (за воздушную перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата);

· За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке без объявленной ценности, в размере их стоимости, но не более чем в размере 2-х, установленных Федеральным законом, минимальных размеров оплаты труда за 1 кг веса багажа;

· За утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, в размере их стоимости, а в случае невозможности её установления, в размере не более чем 10-ти, установленных Федеральным законом, минимальных размеров оплаты труда.

3.за утрату, недостачу или повреждение ручной клади и другого имущества Пассажира Перевозчик несет ответственность только в том случае, если доказано, что ущерб нанесен по вине Перевозчика.

ПРЕДЕЛЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ.

1.При международной перевозке, как она определена по Варшавской Конвенции, ответственность Перевозчика за каждого Пассажира ограничена суммой 10000 долларов США, а при перевозке, как она определена по Варшавской Конвенции измененной Гаагским протоколом, ответственность Перевозчика ограничена суммой 20000 долларов США.

2. При перевозках между пунктами США ответственность авиакомпаний или перевозчиков, являющихся участниками специальных договоров, за каждого Пассажира в большинстве случаев ограничивается доказанным ущербом, но не превышает 75000 долларов США в отношении каждого пассажира и ответственность в указанных пределах наступает независимо от наличия вины перевозчика.

Перечень наименований перевозчиков - участников таких специальных договоров имеется во всех агентствах по продаже билетов этих перевозчиков.

3.Ответственность за утрату, повреждение и убытки, вызванные задержкой доставки багажа для большинства международных перевозок (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой 20 долларов США за кг зарегистрированного багажа ограниченной суммой 400 долларов США за ручную кладь в отношении каждого Пассажира.

При воздушной перевозке между пунктами на территории США федеральные правила требуют, чтобы ответственность перевозчика за ручную кладь составляла не менее 1250 долларов США для одного Пассажира.

УСЛОВИЯ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА.

1.Перевозчик не несет ответственности и не возмещает убытки за ущерб, возникший прямо или косвенно из-за соблюдения им законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов и настоящих правил, или из-за не соблюдения их Пассажиром.

2. Перевозчик не несет ответственности за ущерб, возникший не по вине Перевозчика или какой-либо неподконтрольной ему причине (в том числе: стихийное бедствие, погодные условия, акт незаконного вмешательства, требования государственных органов и т.д.).

3.Перевозчик не несет ответственности, если смерть или повреждение здоровья Пассажира явилась результатом состояния его здоровья.

4. Перевозчик не несет ответственности перед Пассажиром по иску, предъявленному ему лицом или от его имени в отношении лица, которое намеренно нанесло ущерб, приведший к смертельному исходу, ранению, телесному повреждению Пассажира или повреждению его багажа при перевозке.

5.Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которых он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие:

· вины лица, сдавшего или получившего багаж;

· естественных свойств перевозимых предметов;

· недостатков упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого багажа;

· особых свойств находящихся в багаже предметов или веществ, требующих специальных условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении.

6. Перевозчик не несет ответственности:

· За недостачу массы перевозимого багажа в случае прибытия и сдачи его Пассажиру в исправной упаковке, без следов хищения и повреждения, если Пассажир не докажет, что недостача багажа имела место и произошла по вине Перевозчика;

· За задержку в доставке багажа из-за обстоятельств, не зависящих от Перевозчика, в частности, вследствие неблагоприятных метеорологических условий, стихийное бедствие, вмешательства в перевозимый процесс не уполномоченных на это лиц и др.

· За повреждение хрупких и непрочных вещей, за деньги, ювелирные изделия, драгоценные металлы, изделия из серебра, ценные и деловые бумаг, медикаменты, ключи, паспорта, удостоверения и другие вещи, которые не принимаются в качестве зарегистрированного багажа вне зависимости от того, знает Перевозчик о наличии этих вещей в багаже или нет.

Требования Европейского Союза к авиаперевозчикам по выплате компенсаций пассажирам в случае отказа в посадке на борт, а также отмены или задержке рейса.

С 17 февраля 2005 года вступили в силу новые требования Европейского Союза к авиаперевозчикам по выплате компенсаций пассажирам в случае отказа в посадке на борт, а также отмены или задержке рейса (Постановление (ЕС)№261/2004 Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 11 февраля 2004г.).

Данное Постановление применяется в отношении пассажиров:

Вылетающих из аэропорта, находившегося на территории государства члена ЕС (т.о., положения Постановления могут применяться к российским авиакомпаниям, выполняющим рейсы в/из государств-членов ЕС);

Вылетающих из аэропорта, расположенного на территории государства, не являющегося членом ЕС, в аэропорт, расположенный на территории государства-члена ЕС (если сторона-оператор по данному рейсу - авиаперевозчик ЕС).

Постановлением вводятся следующие требования к авиаперевозчикам в отношении пассажиров, претерпевающих неудобства в связи с отказом в посадку на борт, а также отменой или задержкой рейса:

Перевозчик проинформировал пассажиров об отмене рейсе более чем за 2 недели до даты вылета;

Перевозчик проинформировал пассажиров об отмене рейса в период с 14 до 7 дней до даты вылета и предложил пассажирам другой рейс, предполагающий вылет не более чем за 2 часа до времени вылета, предусмотренного расписанием для отмененного рейса, и достижение пункта назначения менее чем на 4 часа позже времени прилета отмененного рейса;

Перевозчик проинформировал пассажиров об отмене рейса за 7 дней до даты вылета и предложил пассажирам другой рейс, предполагающий вылет не более чем за час до времени вылета, предусмотренного расписанием для отмененного рейса, и достижение пункта назначения менее чем на 2 часа позже времени прилета отмененного рейса.

При задержке вылета более чем на 5 часов перевозчик предоставляет пассажиру право на возмещение или альтернативный рейс (на выбор):

Возмещение за весь маршрут, выплаченное в течение 7 дней;

При первой возможности - обеспечение обратным рейсом в начальный пункт вылета.

Таким образом, у перевозчика возникают следующие обязанности в случае:

1. Отказа в посадке на борт (против воли пассажира):

· Обязанность по выплате компенсации;

· Обязанность по выплате возмещения или предоставление альтернативного рейса. В зависимости от выбора пассажира у перевозчика возникает либо обязанность по выплате возмещения (стоимость билета, включая стоимость билетов по всему маршруту, планируемому к осуществлению или уже осуществленному) и при первой возможности обеспечение обратным рейсом в начальный пункт вылета, либо предложение альтернативного маршрута в пункт назначения при первой же возможности, либо предложение альтернативного маршрута в пункт назначения другим рейсом в зависимости от загруженности самолетов;

· Обязанность предоставления дополнительных услуг (питание, размещение, связь)

2. Отмены рейса:

o Обязанность при выплате возмещения или предоставление альтернативного рейса;

o Обязанность по выплате компенсации при невыполнении перевозчиком вышеуказанных условий (*).

3. Задержка рейса:

o Обязанность предоставления дополнительных услуг (питание, размещение, связь);

o При задержке рейса более чем на 5 часов у перевозчика возникает обязанность по выплате возмещения или предоставлению альтернативного рейса.

В зависимости от длительности несостоявшегося или задержанного рейса Постановлением Европейского Союза дифференцируется размер компенсационных выплат, а также предоставление дополнительных услуг (питание, размещение, связь) в случае задержки рейса.

В связи с тем, что в настоящее время пассажиры не проинформированы о своих правах, возникающих в случае отказа в посадке на борт, а также отмены или задержки рейса, Постановление ЕС предусматривает обязанность авиаперевозчика информировать пассажиров об их правах следующими способами:

1. Предоставить пассажирам наглядную информацию о том, что в случае отказа в посадке на борт, а также отмены или задержки рейса более чем на 2 часа, информация о правах пассажиров может быть получена в письменном виде на пункте регистрации или в зоне выхода на посадку (зона специального таможенного контроля);

2. Обеспечить каждого пассажира, претерпевающего неудобства в связи с отказом в посадке на борт, отменой или задержкой рейса, письменным извещением относительно правил выплаты компенсации и предоставления дополнительных услуг (питание, размещение, связь) в соответствии с Постановлением.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАССАЖИРА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ.

1.Если Перевозчик понес ущерб по вине Пассажира, то Пассажир несет материальную ответственность в пределах причиненного ущерба и доказанной упущенной выгоды.

2. Пассажир несет ответственность за невыполнение:

· Правил перевозки (фотографирование, киносъемку и пользование средствами радиосвязи);

· Правил по обеспечению пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических;

· Правил перевозки опасных веществ или предметов;

· Правил безопасности полета (попытка открыть дверь, люк самолета, отказ от пристегивания ремнем безопасности, курение и т.д.)

3. Пассажир несет ответственность за нарушение общественного порядка в аэровокзалах и городских агентствах, аэропортах, на аэродромах и воздушных судах, в том числе несет ответственность за противоправные действия относительно других Пассажиров и персонала Перевозчика.

4.Пределы административной и уголовной ответственности устанавливаются в соответствии с законодательством РФ или законодательством страны пребывания.

международный воздушный перевозка пассажир

Литература

3. www.icao .ru.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Транспорт как одна из важнейших отраслей хозяйства, его функции и значение. Мероприятия, обеспечивающие безопасную перевозку грузов и пассажиров на заданном маршруте. Система разрешительных документов, правила перевозки разновидностей грузов и пассажиров.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2010

    Договор перевозки пассажиров и багажа. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Обязанности и ответственность сторон.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2009

    Законодательные и нормативные документы, регламентирующие тарифы на внутренних и международных перевозках авиакомпаний. Договор на воздушную перевозку пассажира, права, обязанности и ответственность сторон. Перевозочные документы, багажная квитанция.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2010

    Расчет технико-эксплуатационных и экономических показателей работы подвижного состава на маршрутах. Определение себестоимости перевозок и плату за перевозку грузов. Путевая документация на перевозку груза. Составление калькуляции автомобильных перевозок.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Взаимоотношения грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки. Заключение договора перевозки грузов. Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку. Обязанности перевозчиков. Правовое положение соперевозчиков.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2008

    Государственное регулирование в области гражданской авиации. Лицензирование и сертификация аэропортовой деятельности, классификация нормативных документов по ее организации. Метеорологическое обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов, почты.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2015

    Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа в международном железнодорожном сообщении. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров. Организация перевозок грузов. Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2008

    В авиации вес и размеры багажа ограничиваются в зависимости от вида самолета и класса обслуживания. Правила перевозки багажа. Коллизии с багажом пассажиров. Подноска и транспортировка багажа. Предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом.

    реферат , добавлен 04.04.2008

    Перевозка грузов авиатранспортом. Предметы, запрещённые к перевозке. Регистрация и получение, задержка и утеря багажа. Перевозка отдельных групп предметов и вещей. Правила перевозки багажа различных авиакомпаний по весовой и количественной концепции.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Современные технологии регистрации пассажиров и багажа на внутренних и международных линиях. Особенности обслуживание VIP пассажиров. Обслуживание и новые технологии на борту воздушного судна. Организация и оформление приема, перевозки и выдачи багажа.

1. Международное воздушное сообщение складывается из двух разных по своему содержанию сфер, и обе они регулируются международными соглашениями.
Одна сфера составляет отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и общих вопросов организации международных полетов воздушных судов, а также деятельности Международной организации гражданской авиации, которая является специализированным учреждением ООН. Эти общие вопросы международного воздушного сообщения получили свое решение в рамках Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Она создает правовую базу для соглашений об установлении сообщения между конкретными государствами. Межправительственные соглашения об установлении воздушного сообщения, в свою очередь, исходя из принципа суверенитета государств в отношении своей территории и воздушного пространства, определяют авиационные предприятия, которые могут осуществлять перевозки, их коммерческие права и обязанности, устанавливают воздушные линии, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, регламентируют тарифы на перевозки, порядок расследования происшествий, таможенные, налоговые и иные условия воздушного сообщения.
Другая сфера составляет отношения между авиационными предприятиями (перевозчиками) и их клиентурой, связанные с . Имеющиеся в этой области соглашения являются многосторонними и носят глобальный характер. Они содержат унифицированные гражданско-правовые нормы об условиях договора международной перевозки, в рамках которого достигается цель транспортных операций - перемещение грузов и пассажиров к месту назначения. Эти отношения являются предметом регулирования международного частного права и соответственно предметом настоящей работы.
2. Правовой режим международных воздушных перевозок пассажиров и грузов во всех регионах мира преимущественно определяется международными соглашениями. Международные договоры Российской Федерации, как известно, являются составной частью ее правовой системы. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ, ст. 3 Воздушного кодекса РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора.
Правовое регулирование международных воздушных перевозок всегда отличалось чрезвычайно высокой степенью универсальности в силу числа государств - участников международных договоров, имеющихся в этой области. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.), насчитывает более 100 участников, включая Россию.

Число участников вступившей в силу Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция 1999 г.), призванной заменить Конвенцию Варшавскую, стремительно растет и уже составляет более 80. Российскому законодателю в самое ближайшее время предстоит окончательно определить свою позицию в отношении нового международного документа.

Таким образом, в настоящий момент в мире действуют два принципиально разных правовых режима международных воздушных перевозок. Перевозки между странами - участницами Монреальской конвенции, которыми является подавляющее большинство ведущих государств, уже регулируются положениями этой новой Конвенции. Вопрос о присоединении большинства оставшихся государств к Монреальской конвенции фактически предрешен, поскольку от этого зависит возможность полноценной работы национальных перевозчиков этих стран на мировом рынке авиатранспортных услуг. Тем не менее Варшавская конвенция и все документы, дополняющие ее (так называемая Варшавская система), продолжают действовать при перевозках между странами, участвующими в них. Вполне возможно, что даже спустя многие годы вопрос о применении документов Варшавской системы будет иметь практическое значение при перевозках между отдельными странами, не пожелавшими присоединиться к Монреальской конвенции.
3. Варшавская система - это сложная система документов, состоящая из самой Варшавской конвенции 1929 г., серии нижеследующих протоколов и одной дополнительной конвенции:
- Гаагский протокол 1955 г., изменяющий Варшавскую конвенцию;
- Гвадалахарская конвенция 1961 г. о перевозках, осуществляемых лицом иным, чем перевозчик по договору;
- Монреальский дополнительный протокол 1975 г. N 1, изменяющий Варшавскую конвенцию;
- Монреальский дополнительный протокол 1975 г. N 2, изменяющий Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г.;
- Монреальский дополнительный протокол 1975 г. N 4, изменяющий в отношении грузовых перевозок Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г.

Причем участие государства в одном из этих документов не всегда означает его участие в других. Россия, например, участвует только в Варшавской конвенции 1929 г., Гаагском протоколе 1955 г., а также в Гвадалахарской конвенции. Выше перечислены только действующие документы. Кроме них имеются протоколы, не вступившие в силу: Гватемальский протокол 1971 г., изменяющий Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г., и Монреальский дополнительный протокол 1975 г. N 2, изменяющий Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г. и Гватемальским протоколом 1971 г.

Основной причиной внесения изменений в Варшавскую конвенцию стала необходимость повышения ответственности воздушного перевозчика, что было связано с повышением безопасности полетов, укреплением экономического положения авиакомпаний и ростом стоимости жизни. Усилия ведущих стран Запада в этом направлении наталкивались на сопротивление поддерживаемых государствами социалистического лагеря экономически слаборазвитых стран, осуществлявших политику протекционизма в отношении своих национальных авиакомпаний.
Если быть очень кратким, то суть изменений состоит в следующем. Гаагский протокол 1955 г. повысил установленный Варшавской конвенцией предел ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажира в два раза. Не вступивший в силу Гватемальский протокол 1971 г. увеличил его еще в шесть раз и установил объективную ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и несохранность багажа, предусмотрев единый предел ответственности за несохранность и просрочку доставки багажа и ручной клади. Поскольку Гватемальский протокол не касался перевозки грузов, в 1975 г. был подписан Монреальский протокол N 4, где ответственность перевозчика за несохранность стала также объективной. Остальные три Монреальских протокола переводят суммы пределов, установленные Варшавской конвенцией и последующими протоколами, из золотых франков в единицы специальных прав заимствования Международного валютного фонда. Гвадалахарская конвенция 1961 г. прежде всего дала возможность перевозчику, который не заключил договор перевозки, но фактически ее осуществляет, ссылаться на условия и ограничения ответственности, установленные документами Варшавской системы.
Существуют также глобальные и региональные соглашения между авиаперевозчиками, которые не являются международными договорами, но оказывают решающее влияние на формирование условий международных авиаперевозок. В результате создается множество вариантов их правовых режимов.
Наиболее известны: Монреальское соглашение между авиаперевозчиками 1996 г., Соглашение ИАТА об ответственности при перевозке пассажиров и Соглашение о мерах по реализации соглашения перевозчиков ИАТА об ответственности при перевозке пассажиров, открытые для подписания авиакомпаниями соответственно в 1995 г. и 1996 г.

Варшавская конвенция составлена на французском языке (ст. 30), Гаагский протокол, кроме того, - на английском и испанском при сохранении преимущества за текстом на французском языке. Монреальский протокол N 4 имеет четыре аутентичных текста: английский, испанский, русский и французский. Протоколы предусматривают, что в случае разногласий текст, составленный на французском языке, остается основным. Судебная практика показывает, что английский текст документов Варшавской системы содержит некоторые отклонения от французского, в связи с чем весьма важен вопрос о методах и пределах толкования этих международных соглашений. Варшавской конвенцией был установлен своеобразный, но оправданный на заре развития воздушного транспорта протекционизм в отношении авиакомпаний, осуществляющих международные воздушные перевозки. Он выражался прежде всего в невысоком уровне ответственности авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира.

4. Главная причина появления Монреальской конвенции состоит в том, что в конце прошлого столетия концепция ответственности авиаперевозчика, закрепленная Варшавской конвенцией 80 лет назад, перестала отвечать уровню развития и надежности международного воздушного транспорта. С его укреплением сместились приоритеты в регулировании ответственности авиаперевозчика в сторону обеспечения твердых гарантий наиболее полного возмещения вреда потерпевшим при авиационных происшествиях, что и привело к возникновению нового правового режима международных воздушных перевозок, предлагаемого Монреальской конвенцией.
Одним из существенных преимуществ Монреальской конвенции 1999 г. является то, что она в едином тексте решает основные назревшие вопросы в области правового регулирования международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, отвечая различным интересам, сталкивающимся в этой области.
В отличие от документов Варшавской системы Монреальская конвенция совершена на русском, английском, арабском, испанском, китайском и французском языках, причем все тексты являются аутентичными.
5. Конвенции определяют наиболее важные правила международных воздушных перевозок, касающиеся заключения договора перевозки, некоторых его условий и, главное, ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, багажу, грузу и просрочку в их доставке. Нормы международных конвенций о воздушных перевозках, как и нормы внутреннего транспортного законодательства государств, преимущественно носят императивный характер. Это объясняется необходимостью единообразной защиты интересов огромного числа потребителей услуг, оказываемых транспортными организациями, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности.

6. Сфера применения Варшавской конвенции в основном определена ее гл. 1 "Предмет - определения", а Монреальской конвенции - гл. 1 "Общие положения". Согласно ст. 1 Монреальской и Варшавской конвенций они применяются при всякой международной перевозке, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Международные соглашения по воздушному транспорту, российское (ст. 101 ВК РФ) и зарубежное законодательство исходят из единообразного понимания международной воздушной перевозки. Таковой является перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств или на территории одного государства, если договором перевозки предусмотрен пункт посадки (остановка) на территории любого иностранного государства. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается обеими Конвенциями как международная. К такой перевозке Конвенции не применяются.
В связи с этим представляется некорректной аргументация ВС РФ, сославшегося в решении от 23 августа 2005 г. N ГКПИ05-732 на положение ст. 3 Варшавской конвенции в обоснование признания недействующим пункта 3.1.1 Правил внутренних перевозок (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 10). Определением Кассационной коллегии ВС РФ от 17 ноября 2005 г. N КАС05-500 данное решение оставлено без изменения. Представляется, что если истолковывать ч. 4 ст. 15 Конституции РФ так, как это сделал ВС РФ в данном деле, то международные транспортные конвенции должны распространяться на все внутренние перевозки, что вступает в явное противоречие с их режимом, установленным транспортными уставами и кодексами. Подробнее о существе самого судебного дела см. разделы 3.3.5 и 3.3.2.

С другой стороны, как Варшавская, так и Монреальская конвенция содержат уточнения, связанные с тем, что в некоторых случаях под действие международных конвенций может подпадать и перевозка в пределах одного государства. Согласно этим уточнениям, даже если имеется "перерыв в перевозке или перегрузка" или если один из нескольких последовательных перевозчиков выполняет перевозку в пределах своего государства, каждая Конвенция применяется к такой перевозке, и последняя считается международной при условии, что вся перевозка рассматривается сторонами договора как единая операция. Это означает, что если груз был принят к перевозке воздушным перевозчиком, например, в Лондоне с указанием в накладной в качестве пункта назначения Новосибирска, то перевозка груза внутренним рейсом между Москвой и Новосибирском также считается международной и подпадает под действие Конвенций. Данное правило действует не только тогда, когда перевозка осуществляется по одной накладной, но даже и в том случае, если в Москве накладная переоформляется с составлением перевозочного документа внутренней формы или груз передается на рейс другого воздушного перевозчика.
Ни одна из Конвенций не распространяется на воздушные перевозки между государствами, если хотя бы одно из них в соответствующей Конвенции не участвует. Что касается документов Варшавской системы, то участие государства, например, в Гаагском протоколе означает его участие в Варшавской конвенции, измененной Гаагским протоколом, но не приводит к его участию в самой Варшавской конвенции (п. 2 ст. XXI и ст. XXIII Гаагского протокола). Из этого вытекает, что перевозка между страной - участницей только Варшавской конвенции и государством - участником только Гаагского протокола выводится из-под действия обоих этих документов. Объективно все такие перевозки остаются международными, но регулируются положениями применимого к ним внутреннего, национального права.
Наличие двух разных правовых режимов международных воздушных перевозок, установленных документами Варшавской системы, с одной стороны, и Монреальской конвенцией - с другой, порождает вопрос о разграничении их действия. Этот вопрос решается ст. 55 Монреальской конвенции с позиции того, что присоединение государства к ней не должно разрушать режим Варшавской системы и создавать вакуум в отношении международно-правового регулирования перевозок, осуществляемых между этим государством и государством, не ставшим пока участником новой Конвенции и сохраняющим свое участие в документах Варшавской конвенции 1929 г. Присоединение государства к Монреальской конвенции не обусловлено требованием о денонсации этим государством Варшавской конвенции и не означает автоматического выхода такого государства из числа ее участников. Статья 55 (п. 1) Монреальской конвенции предусматривает ее преимущественную силу в отношении перевозок между государствами, участвующими в ней, перед положениями Варшавской системы. Это правило в условиях, приведенных в предыдущем абзаце, применяется и к внутренней перевозке в пределах территории любого отдельного государства - участника Монреальской конвенции (п. 2 ст. 55). Правила же Варшавской системы остаются в силе в отношении перевозок между этими государствами и государствами, не участвующими в новой Конвенции и сохраняющими свое участие в документах Варшавской системы.
Из смысла гл. II обеих Конвенций вытекает, что для осуществления международной воздушной перевозки необходимо соглашение перевозчика с пассажиром или грузоотправителем. Отсутствие соглашения о перевозке исключает возможность применения не только Конвенций, но, как правило, и положений внутреннего транспортного законодательства, ограничивающего ответственность перевозчика. Конвенции, например, не должны применяться в случае причинения вреда жизни и здоровью лицам и имуществу, если установлено, что они попали на борт воздушного судна без согласия перевозчика. В таких ситуациях ответственность транспортной организации возникает не из договора, а подчинена общим нормам внутреннего законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда.
Варшавская и Монреальская конвенции, согласно п. 1 ст. 1, применяются при всякой международной перевозке, осуществляемой за плату. Они применяются также к бесплатным перевозкам, однако при условии, что такие перевозки осуществляются предприятием воздушных перевозок (по ст. 1 Монреальской конвенции - "авиатранспортным предприятием"). Поэтому, если бесплатная перевозка осуществляется лицом, не имеющим, согласно применимому закону, статуса авиатранспортного предприятия (например, перелет с другом на его частном самолете), она не должна подпадать под действие Конвенции.
Документы Варшавской системы и Монреальская конвенция применяются к перевозкам, осуществляемым государством либо другими юридическими лицами публичного права (на коммерческой основе или бесплатно). Однако Гаагский протокол (ст. XXVI), Монреальские протоколы допускают возможность государства-участника заявить о том, что Варшавская конвенция, измененная каждым из них, не будет распространяться на перевозки, осуществляемые для военных властей соответствующего государства, при условии, что такие перевозки осуществляются на воздушных судах, зарегистрированных в этом государстве и полностью зафрахтованных такими властями. Ни СССР, ни Россия таких оговорок не делали.
Монреальская конвенция (ст. 57) помимо этого предусматривает возможность государства-участника сделать оговорку о нераспространении Конвенции на международные перевозки, выполняемые этим государством не только в военных, но и в других некоммерческих целях в связи с осуществлением им своих суверенных функций. Такой возможностью при ратификации Монреальской конвенции воспользовались, например, США, Канада и ряд других государств.
Варшавская конвенция не применяется к перевозкам, осуществляемым в качестве пробных полетов перевозчиков в целях установления регулярных воздушных линий, а также к перевозкам, осуществляемым при исключительных обстоятельствах вне всяких обычных воздушно-транспортных операций (ст. 34). Последующие же протоколы к Конвенции, а также Монреальская конвенция (ст. 51) перевозки при исключительных обстоятельствах вне рамок обычных операций по эксплуатации воздушного транспорта подчиняют своим правилам. Исключение составляют положения о перевозочных документах, которые в указанных чрезвычайных обстоятельствах могут не соблюдаться.
Обе Конвенции применяются только в отношении перевозок пассажиров, багажа и груза (ст. 1 Конвенций). Они не регулируют воздушную перевозку почты. Согласно п. п. 2 и 3 ст. 2 Монреальской конвенции при перевозке почтовых отправлений перевозчик несет ответственность только перед соответствующей почтовой администрацией в соответствии с правилами, применяемыми к отношениям между перевозчиками и почтовыми администрациями. В остальном положения настоящей Монреальской конвенции не применяются к перевозке почтовых отправлений.

6.1.4. Международное регулирование воздушных перевозок

Полеты над своей территорией осуществляются в соответствии с национальными законами и правами, полеты над чужой территорией и открытым морем - в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями между заинтересованными государствами. Регулированием воздушных перевозок занимаются и различные международные организации.

Основными международными конвенциями, регулирующими воздушные перевозки являются:

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Применяется в регулярных воздушных сообщениях.

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.). Вступила в силу 4 апреля 1947 г., после того как ее ратифицировали 26 государств. Чикагская конвенция учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (Гвадалахарская конвенция 1961 г.). Регламентирует перевозки на арендованных воздушных судах, а также другие случаи, когда фактический и договорный перевозчики не совпадают, и распространяет на такие перевозки принципы ограниченной ответственности, установленные Варшавской конвенцией.

Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Римская конвенция 1952 г.). Регулирует вопросы ответственности за вред, причиненный воздушным судном или предметами, упавшими с него, определяет пределы такой ответственности в зависимости от максимального взлетного веса воздушного судна.

Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токийская конвенция 1963 г.).

Конвенция о международном признании прав на воздушные суда, наложение ареста и принудительной продажи воздушного судна во исполнение решения суда.

Другими многосторонними соглашениями в области международных воздушных сообщений являются Соглашение о транзите по международным воздушным линиям и Соглашение о международном воздушном транспорте. Оба соглашения, по которым государства на взаимной основе предоставляют друг другу права регулярных полетов гражданских самолетов через свое воздушное пространство, подписаны в Чикаго в 1944 г.

Государства, не подписавшие этих соглашений, предоставляют друг другу права на выполнение регулярных полетов на двусторонней основе.

Основным документом, регулирующим использование международного и национального воздушного пространства, является Конвенция о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 7 декабря 1944 г.). Конвенция установила общие правила деятельности гражданской авиации при осуществлении международных сообщений; категории международных полетов (регулярные и нерегулярные); определила понятие международных рейсов и воздушных трасс. Регулярные полеты воздушных судов, совершающих международные рейсы, осуществляются по воздушным трассам, прохождение которых оговаривается в международных соглашениях о воздушном сообщении. Главная цель Чикагской конвенции – правовое регулирование международных воздушных сообщений и коммерческой деятельности. В Конвенции закреплен перечень коммерческих свобод воздуха. На основе Конвенции создана Международная организации гражданской авиации (ИКАО). В рамках ИКАО разрабатываются международные авиационные регламенты.

Международные воздушные перевозки грузов – перевозки, при которых место отправления и место назначения расположены или на территории двух государств, или на территории одного государства, но предусмотрены остановки на территории другого государства. Основные формы организации перевозки грузов воздушным транспортом:

– смешанные грузовые (пассажирско‑грузовые) перевозки;

– специальные грузовые (отдельные грузовые) перевозки.

Смешанные грузовые (пассажирско‑грузовые) перевозки делятся на перевозки грузов в специальных грузовых отсеках пассажирских самолетов и перевозки грузов в конвертируемых грузопассажирских самолетах. В грузовых отсеках пассажирских самолетов перевозятся наиболее срочные и ценные грузы.

Перевозки грузов на специально оборудованных самолетах осуществляются регулярными и чартерными грузовыми рейсами. Регулярные рейсы – это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. Перевозки грузов регулярными грузовыми рейсами осуществляются по специальным грузовым авиалиниям. Перевозки по грузовым авиалиниям регулируются межправительственными соглашениями о воздушном сообщении и коммерческими соглашениями между авиакомпаниями, эксплуатирующими договорные авиалинии. Чартерные рейсы – это рейсы, выполняемые для перевозки грузов в соответствии со специальным контрактом между перевозчиком и заказчиком. Каждый чартерный рейс выполняется по особому разрешению компетентных властей соответствующей страны. Чартерные авиаперевозки вошли в практику мировых авиакомпаний в начале 60‑х гг. XX в.

В соответствии с условиями контракта заказчик фрахтует вместимость самолета на определенных участках перевозки и на определенных условиях. Контракт может быть заключен как на отдельные рейсы (разовая перевозка грузов), так и на серию рейсов для целевой перевозки («чартерная цепочка»). Контрактом может предусматриваться и таймчартер.

Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (г. Варшава, 12 октября 1929 г.) (далее – Варшавская конвенция 1929 г.), – основа правовой регламентации международных воздушных перевозок. Соглашения, дополняющие Варшавскую конвенцию: Гаагский протокол (1955 г.) (считается неотъемлемой частью Варшавской конвенции), Гватемальский протокол о внесении изменений в Варшавскую конвенцию (1971 г.), Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1961 г.), Монреальский протокол (1975 г.), Монреальское временное соглашение авиакомпаний (1966 г.), Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (г. Монреаль, 28 мая 1999 г.). Нормы этих соглашений в целом составляют Варшавскую систему регулирования воздушных перевозок.

Варшавская конвенция 1929 г. – первостепенный международно‑правовой источник права международных воздушных перевозок. Международная воздушная перевозка – это перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Сфера применения Варшавской конвенции: перевозки грузов, пассажиров, багажа, комбинированные перевозки. Конвенция не распространяется на воздушные перевозки между государствами‑участниками и государствами, в ней не участвующими; не применяется к перевозкам почты. Документ, удостоверяющий заключение договора перевозки, – авиационная накладная, введенная Варшавской конвенцией.

Действие Варшавской конвенции распространяется на воздушные перевозки:

– место отправления и место назначения которых независимо от перерыва в перевозке расположены на территории двух государств – участников Конвенции;

– место отправления и место назначения которых находятся на территории одного государства – участника Конвенции, но остановка предусмотрена на территории другого государства, возможно, и не участвующего в Конвенции.

В международном воздушном сообщении используются перевозки, выполняемые последовательно несколькими перевозчиками. С точки зрения Варшавской конвенции такая перевозка рассматривается как единая, независимо от того, как она оформлена – одним или несколькими договорами. При смешанных перевозках положения Варшавской конвенции должны применяться только к воздушной части перевозки. По соглашению сторон в воздушно‑перевозочный документ можно включить условия, относящиеся к иным видам перевозок.

Варшавская конвенция устанавливает правило множественности юрисдикций (альтернативную международную подсудность): иск может быть подан по выбору истца в компетентный суд любого государства‑участника; в суд по месту жительства перевозчика; по месту нахождения главного управления его предприятия; по месту нахождения конторы, заключившей договор перевозки; в суд места назначения. Эта норма имеет императивный характер – недействительны все соглашения, изменяющие установленные в Конвенции правила о подсудности.

В силу специального соглашения между перевозчиком и пассажиром может быть повышен предельный размер ответственности перевозчика; при перевозках грузов может быть заключено арбитражное соглашение в пределах установленной Конвенцией территориальной компетенции судов. Гватемальский протокол 1971 г. дополняет правила подсудности для пассажирских воздушных судов: иск может быть предъявлен по месту жительства пассажира, если перевозчик имеет там свое учреждение.

Гватемальский протокол (1971 г.) устанавливает: воздушный перевозчик несет ответственность независимо от вины (ответственность исключается, если вред вызван состоянием здоровья пассажира или его виной); повышен предел ответственности перевозчика в шесть раз по сравнению с Гаагским протоколом (1955 г.). В национальном законодательстве может быть установлено дополнительное возмещение ущерба пассажирам при причинении вреда их здоровью. Гватемальский протокол изменил положения Варшавской конвенции о пассажирском билете и условиях перевозки багажа. Монреальское соглашение (1999 г.) уточняет понятие воздушных перевозок и устанавливает пределы ответственности перевозчика в СПЗ (специальные права заимствования).

Выполнение регулярных рейсов на международных воздушных линиях может осуществляться на основе межправительственных соглашений о воздушном сообщении. В целях удобства классификации договорные линии принято делить на «свободы воздуха». Свобода воздуха заключается в праве:

– осуществлять транзитный пролет без посадки на территории государства, предоставляющего это право;

– осуществлять пролет через иностранную территорию с посадкой на этой территории с некоммерческими целями (для заправки топливом, ремонта, технического обслуживания и т. п.) без права выгружать или брать на борт пассажиров, почту, грузы;

– высаживать на иностранной территории пассажиров и выгружать почту и груз, взятые на борт воздушного судна на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

– принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию государства, чью национальную принадлежность имеет воздушное судно, а также адресуемые туда же почту и груз;

– принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же почту и груз и право высаживать пассажиров и выгружать почту и груз, следующие с любой такой территории;

– осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между третьими странами через свою территорию;

– осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между третьими странами, минуя территорию государства, чью национальную принадлежность имеет воздушное судно.

Специфика воздушного сообщения порождает сложности в определении применимого права и установлении юрисдикции. В основном эти вопросы регулируются посредством унифицированных материальных норм международных конвенций. Однако нередки случаи и возникновения коллизионного вопроса:

– когда перевозка связана с государством, не участвующим в Варшавской конвенции 1929 г.;

– если возникают вопросы, не урегулированные в Варшавской конвенционной системе;

– если условия перевозки, установленные авиакомпанией, не соответствуют национальному праву.

Национальное законодательство большинства государств не содержит специальных коллизионных привязок для воздушного сообщения, поэтому применяются общие коллизионные начала: закона перевозчика, закона суда, закона флага. Закон перевозчика в праве международных воздушных перевозок понимается традиционно – это право, с которым воздушное сообщение имеет наиболее тесную связь (место нахождения той стороны, чье исполнение характеризует договор перевозки). Закон места заключения договора понимается как право страны, где был начат первый участок полета. На правовое регулирование воздушных перевозок оказало большое влияние морское право – применяются закон флага воздушного судна и закон государства его регистрации.

В отдельных национальных кодификациях МЧП закреплено специальное коллизионное регулирование статуса воздушных судов, вещных прав на воздушные суда и договоров воздушной перевозки (ст. 139–144 Закона Румынии о МЧП). Положения национального закона, касающиеся маршрутов полетов и их безопасности в воздушном пространстве данного государства, применяются ко всем воздушным судам независимо от их регистрационного статуса, к экипажу и пассажирам, находящимся на борту.

Закон государства места регистрации воздушного судна применяется к юридическим фактам и действиям, совершенным на его борту, если в силу своего характера они регулируются законом места их совершения. Закон государства места регистрации воздушного судна регулирует:

– полномочия, компетенцию и обязанности командира воздушного судна;

– договор найма экипажа судна, если стороны не избрали другой закон;

В отличие от других видов транспорта в перевозках на воздушном транспорте первое место занимают пассажиры. Воздушный транспорт широко используется для перевозки срочных, скоропортящихся ценных и других грузов, багажа и почты.

Перед другими видами транспорта авиационный имеет определенные преимущества. К наиболее важным из них относятся: высокая скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям.

Международные воздушные перевозки регламентируются в основном Конвенцией о Международной гражданской авиации 1944 г., Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция), двусторонними договорами РФ и национальным законодательством государств.

Согласно ст. 6 Конвенции 1944 г. никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию государств-участников, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Конвенция 1944 г. выделяет следующие виды воздушных сообщений: регулярные, нерегулярные, каботажные. Для регулярных сообщений установлен разрешительный порядок. Нерегулярные полеты с коммерческими целями также носят разрешительный характер. Каботажные перевозки осуществляются в пределах территории государства.

Конвенция 1944 г. не препятствует двум или более государствам учреждать авиатранспортные организации совместной эксплуатации или международные эксплуатационные агентства и объединять в пул их воздушные сообщения на любых маршрутах и в любых районах (ст. 77). Правовые условия международных перевозок грузов и пассажиров определяются Варшавской конвенцией 1929 г. (дополнена Гаагским протоколом 1955 г.).

Договор перевозки оформляется для пассажиров составлением проездного билета, багажа - багажной квитанции, груза - авиагрузовой накладной. Каждая накладная должна быть исполнена в трех оригинальных экземплярах и вручаться вместе с грузом. Первый экземпляр предназначен для перевозчика и подписывается грузоотправителем, второй предназначен для грузополучателя, подписывается грузоотправителем и сопровождает груз, а третий подписывается перевозчиком и вручается грузоотправителю после приемки груза для перевозки.

В авиагрузовой накладной должны быть включены следующие данные: место и дата составления авиадокумента; место отправки и доставки; согласованные места остановок; фамилия и адрес грузоотправителя; фамилия и адрес первого перевозчика; фамилия и адрес грузополучателя; характер груза; количество мест, метод упаковки, особенности маркировки или номеров на местах; вес, количество, объем и размеры товара; заявление о том, что перевозка осуществляется по правилам, относящимся к ответственности, установленной Конвенцией 1929 г.

Если иное не установлено в авиагрузовой накладной, грузоотправитель и грузополучатель имеют следующие права: грузоотправитель может распорядиться грузом до его доставки грузополучателю, если предъявит свою копию авианакладной перевозчику и уплатит все соответствующие расходы; может обеспечить от своего имени права, даже если он действует в интересах другого лица, при условии выполнения всех обязательств по договору перевозки; грузополучатель вправе требовать, чтобы перевозчик передал товары и авиагрузовую накладную по прибытии их к месту назначения и выплате соответствующих сборов, а также выполнении других условий, указанных в накладной; принудительно осуществить права от своего имени, даже действуя в интересах другого лица, при условии выполнения всех обязательств грузоотправителем по договору перевозки.

Для большинства международных перевозок (включая отрезки международной перевозки) ответственность за утрату, повреждение или задержку багажа ограничивается суммой приблизительно 9,07 долл. США за фунт (20 долл. США за 1 кг) зарегистрированного багажа и 400 долл. США за незарегистрированный багаж каждого пассажира.

Повышенная ценность багажа может быть заявлена на определенные виды предметов (например, хрупкие, ценные и скоропортящиеся предметы).

В мае 1999 г. принята Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Конвенция вступит в силу, когда 30 государств ратифицируют ее. В ней уточнены: понятие воздушных перевозок, обязанности сторон, пределы ответственности в СПЗ, юрисдикция по разрешению споров и т. д. Монреальская конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятиям. В соответствии со ст. 1 Конвенции международной перевозкой называется всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника.

При перевозке груза выдается авиагрузовая накладная. Вместо авиагрузовой накладной могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке (например, квитанция на груз).

Согласно ст. 18 Конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения груза, только при условии, что событие, ставшее причиной такого вреда, произошло во время воздушной перевозки. Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза.

В случае вреда, причиненного при перевозке лиц в результате задержки при воздушной перевозке пассажиров, ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой 4150 единиц СПЗ.

При перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 единиц СПЗ в отношении каждого пассажира. При перевозке груза ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 17 единиц СПЗ за килограмм.

Вопросам международных воздушных перевозок посвящена гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 г. (ВК РФ). Согласно ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.

Международной воздушной перевозкой считается воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: а) соответственно на территориях двух государств; б) на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку.

Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной.

В ст. 107 ВК РФ подробно перечисляются основания прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира и договора воздушной перегрузки груза. В частности, эти договоры могут быть прекращены в случае нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита. Основанием для прекращения договорной воздушной перевозки пассажира является наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

В свою очередь, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до отправки воздушного судна.

Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, груза или почты,

В случае нарушения договора воздушной перевозки по требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Последним удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.

В случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа и не позднее чем через 14 дней со дня получения груза.

В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение.

При утрате багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Вопросы регламентации международных воздушных перевозок также отражены в двусторонних договорах РФ. Например, в Соглашении между правительствами РФ и Киргизской Республики о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта 1996 г. указывается, что коммерческие вопросы, касающиеся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, груза и почты на договорных линиях, будут решаться по договоренности между назначенными авиапредприятиями и представляться на утверждение авиационных властей договаривающихся сторон. Тарифы на любой договорной линии должны устанавливаться на разумном уровне, с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль и тарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута.

Что еще почитать