Пословица из слов грача увидел встречай весну. Увидел грача – весну встречай! Как объяснять смысл пословиц

Материал поможет уточнить и расширить знания о последовательности весенних изменений в природе, о весенних месяцах, народных приметах,закрепляет

навыки работы с мнемотаблицами, знакомит с авторской сказкой " Гитара и щука".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 95»

Увидел грача-

Весну встречай!

Методическая разработка по познавательному развитию

для старшего дошкольного возраста.

Составила:

Воспитатель ВКК

СМИРНОВА

Светлана Юрьевна

ЦЕЛЬ: уточнить и расширить знания детей о последовательности весенних

изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, появление насекомых, при-

лет птиц из теплых стран); о весенних месяцах, народных приметах; на осно-

ве знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные

психические процессы, умение выразительно передавать разнообразие весен-

ней природы в пластике движений, слов.

МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации «Зима», «Весна», мнемотаблицы «Весна» и для стихотворений «Март» В.Берестова и С. Маршака, «Картина ясна – пришла

весна» И.Пивоваровой; деревянные палочки(по 2 шт. каждому), магнитная

доска, буквы М,А,Р,Т; мягкая игрушка желтого цвета, шапочки-диадемы для

весенней импровизации (солнышко, ручейки, дождик, птицы, цветы)магни-

тофон, диск с пьесами П.И.Чайковского.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: заучивание стихотворений, пословиц, примет о

весне, марте, рассматривание иллюстраций, картин, слушание музыки на

весеннюю тему, инсценирование знакомых стихотворений о весне.

Последовательность действий.

1.Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в гости к такому времени года,

которое нравится всем. Оно приходит после зимы. Как оно называется?

Теперь солнышко будет чаще выглядывать и радовать нас. Давайте попривет-

ствуем друг друга и солнышко.

Вот как солнышко встает- выше, выше,выше.

(поднять руки вверх, потянуться.)

К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже.

(присели на корточки, руки опустить на пол.)

Хорошо, хорошо солнышко смеется,

А под солнышком всем нам весело живется.

(хлопать в ладоши, улыбаться.)

2. В. А чем же весна отличается от других времен года? Хотите встретиться с вес-

ной? Давайте сначала простимся с зимой.

Игра « Уходи, зима!»

На доске висит сюжетная картинка « Зима».

Дети хором повторяют слова:

Уходи скорей, зима!

Ведь весне прийти пора.

Перестань скорее злиться,

Мы устали холодиться.

Воспитатель незаметно меняет сюжетную картинку «Зима» на мнемотаблицу

«Весна».

3.Ознакомление с признаками весны по мнемотаблице.(Приложение №1)

В. предлагает детям вспомнить, как называются весенние месяцы и то, что они

в природе приходят в определенном порядке друг за другом. Месяц март назы-

вают «утро года». Почему? (ответы детей).

Встречу весны люди праздновали всегда. Собиралась весна в дорогу давно,так

приди скорей просили люди. Дети закликали весну, забравшись повыше или на

крышу. Но она приходит всегда тихо и незаметно.

4. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто так тихо ходит за окном?

Воспитатель читает стихотворение Г. Ладонщикова «Тихая весна»(см. Прил.№2)

5.В. Вот и к нам пришла долгожданная весна. Солнышко стало добрее и веселее.

Оно каждому дарит свой лучик. И мне подарило солнечного зайчика(мягкая иг-

рушка).

Проводится динамическая пауза с зайчиком «Весенние слова» (игрушка пере-

дается по кругу).

Голубое, чистое, ясное, безоблачное…-небо

Яркое, золотое, теплое, ласковое… - солнце

Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная… - капель

Холодный, светлый, погожий, весенний… - день

Первые, молодые, зеленые, клейкие… - листья

Белые, пушистые, кудрявые, плывущие по небу… - облака

6.Ребята, хотите узнать, как проснулась река от долгого зимнего сна?

7.В.обращает внимание детей на мнемотаблицу и выясняется, что пропало

слово –МАРТ. Создается проблемная ситуация: если не найдем МАРТ, то и

следующий весенний месяц АПРЕЛЬ не наступит, потому что в природе

существует порядок и действуют законы времени и природы.

Вопрос –что делать? Дети предлагают свои варианты. В результате обсуждения

сообща приходят к выводу, что будут стараться отвечать на вопросы о весне и

за правильные ответы получать пропавшие буквы (М, А, Р, Т).(см.Приложение 1)

8.Проводится словесная игра « Продолжай дальше»

Грач на горе – март на дворе.

Март неверен – то плачет, то смеется.

В марте и сзади и спереди – зима.

Придет март-капельник - и зима заплачет.

Весенний дождь – лишним не бывает.

В марте день с ночью меряется – равняется.

За правильные ответы дети получают букву Т.

9.В. Чтобы получить еще одну букву необходимо рассказать стихи о март с по-

Мощью мнемотаблиц (см. Приложение №4)

А) Как только снег исчез,

Пошли ребята в лес.

Март посылает всем привет,

А с ним подснежников букет! (В. Берестов.)

Б) Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи. (С.Я. Маршак).

Дети получают букву Р.

10.Педагог предлагает позвать на помощь дятла (звучит фонограмма со стуком

Дятла). Проводится ритмическая игра «Весенняя телеграмма» (с палочками).

И дети получают букву А.(см.Приложение №5)

11.В.рассказывает, что в марте оживляются звери и птицы. В конце марта приле-

тают грачи – вестники весны. В народе говорят: « Если грач на горе – то весна на

дворе. Подвижная игра « Перышко» (Дети передают перышко по кругу друг дру-

гу, называя слова-определения о весне:ранняя, долгожданная, птичья, милая, зеленая, светлая…)

В конце игры получают букву М и складывают слово «МАРТ».

С помощью педагога дети делают вывод, что проблему мы решили и значит ве-

сенние месяцы не нарушат законов природы: март, апрель, май.

12.Звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник», и дети выбрав шапочки-диадемы импровизируют движениями,пластикой, мимикой, создавая «Картину

о весне». На конец музыки все замирают и воспитатель делает фотоснимок и

поздравляет детей с приходом Весны.

Приложение.1.

№2. Тихая весна. Г.Ладонщиков.

Кто пришел так тихо-тихо? Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы, как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки, тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.

Это значит, это значит: тише всех пришла весна.

№3 Экологическая сказка « Гитара, Щука и Весна», Смирнова С.Ю.

В темной, холодной, большой реке жила - была громадная сильная Щука.

Она была хитра и прожорлива. Но однажды ее поймал Емеля, и Щука долго-

долго выполняла все его желания. Стоило ей услышать слова «по щучьему

веленью, по моему хотенью…», она становилась настоящей волшебницей. Но

однажды…Однажды Емеля исчез, и Щука заскучала…

И снова наступила долгая, холодная подводная зима. Все живое в реке

уснуло, зарывшись в глубокий ил. Спал Щукин друг Премудрый Пескарь, спала

знакомая Остроперка, заснула и подружка Золотая Рыбка. Так прошли три дол-

гих зимних месяца: декабрь, январь, февраль.

Отправляясь на охоту в один из мартовских дней, Щука увидела в знакомой

воде что-то непонятное и странное, большое и загадочное. Незнакомка медленно

проплыла мимо. У нее не было плавников, чешуи и даже хвоста. Но плыла она

гордо и независимо, а в темной воде поблескивало и переливалось ее необыч-

ное тело. Удивлению Щуки не было предела…

А была это обычная семиструнная Гитара, которую на зимней рыбалке уро-

нил в прорубь дед Щукарь. Но Щука не ведала об этом, и очень, очень хотела

пообщаться с Незнакомкой. Она подплыла поближе и неосторожно задела сво-

им острым, колючим плавником струны души Незнакомки. И вдруг… Вдруг они

запели, заиграли, полились мощной музыкой, растапливая и разбивая лед, про-

буждая спящее речное царство и приближая приход долгожданной Весны.

Так неожиданно, необычно и красиво обыкновенная Гитара и волшебница

Щука разбудили Весну в реке.

№4

№5. Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма», В.Суслов.

Дятел сел на толстый сук – тук да тук.

Всем друзьям своим на юг – тук да тук.

Телеграммы срочно шлет – туки-туки – тук,

Что растаял снег вокруг – туки- тук, туки-тук,

Что подснежники цветут – туки-тук, туки-тук.

Дятел зиму зимовал – тук да тук,

В жарких странах не бывал – тук да тук.

И понятно, почему – скучно дятлу одному.

Литература.

1.Горькова Л.Г, Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому

воспитанию дошкольников. М,2005.

2.Костюченко М.П. Окружающий мир. Волгоград,2013.

3.Куражева Н.Ю. и др. Цветик – семицветик. СПб,2012.

4.Современные технологии обучения дошкольников. Автор-составитель МихееваЕ.В.,Волгоград,2012.

5.Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! М,2002.


Цели:

  • формировать природоведческие представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • познакомить с особенностями перелетных птиц;
  • воспитать бережное отношение к птицам.

Задачи:

образовательные: дать учащимся знание об изменениях живой и неживой природы весной; познакомить со связью живой и неживой природы; познакомить учащихся с перелетными птицами, со строением частей тела птицы, с жизнью птиц.

развивающие: развивать речь, мышление, внимание, память, умение сравнивать живые организмы, развивать умение правильно и четко выражать свои мысли словесно, обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, формировать любознательность, способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, учить видеть красоту птиц, учить детей видеть взаимосвязь между элементами живой и неживой природы.

Оборудование: учебник З.А. Клепинина “Я и мир вокруг” 1–2 класс, рабочая тетрадь З.А. Клепинина “Я и мир вокруг”, 1–2 класс, иллюстрации цветов, птиц, ребусы, аудиозапись “Пение птиц”, чучело грача, книги о птицах, лесные знаки.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент.

Сегодня на уроке природоведения мы с вами познакомимся с очень интересной темой. Итак, начнем урок.

II. Повторение пройденного.

Ребята, кто мне может назвать, какое сейчас время года? (Весна)

Скажите, как же изменилась погода с приходом весны?

Что произошло со снегом? (Он стал таять)

А почему он стал таять? Назовите причину. А как вы думаете, что произошло с нашей землей? Она стала оттаивать? (Да, земля стала оттаивать)

Верно, ребята, наша земля стала оттаивать, т.к. тепло солнечных лучей стало согревать ее.

Скажите, какие изменения происходят с растениями весной? (Начинает расти трава и первые ранние цветы. На деревьях и кустарниках набухают почки)

А как называются такие цветы, которые начинают цвести раньше других цветов? (Раннецветущими)

А почему они начинают цвести первыми, с чем связаны такие изменения? (Становится тепло, появляется влага, т.к. снег начинает таять)

Правильно, кроме того, корни раннецветущих растений содержат питательные вещества, а тепло и влага помогает быстрому росту.

Повторим причины способствующие росту раннецветущих растений. (Тепло, появляется влага, корни содержат питательные вещества)

На прошлом уроке вы познакомились с раннецветущими растениями. На доске висят несколько видов растений. Вы должны определить, какое относится к раннецветущему.

  • Пролеска
  • Мать-и-мачеха
  • Гладиолус
  • Нарцисс
  • Георгин
  • Астра
  • Ромашка

Как нужно относиться к этим растениям?

Показ знаков об охране цветов.

С наступлением весны изменения происходят не только в неживой природе, но и в жизни растений. Оттаяла земля, и появляются первые цветы. Оказывается, что изменения в неживой природе и в жизни растений очень сильно влияют на жизнь животных весной. К нам возвращаются перелетные птицы: грач, скворец, жаворонок, ласточка, соловей, кукушка, дрозд и т.д.

А почему эти птицы называются перелетными?

Почему птицы прилетают к нам именно весной?

Отгадайте загадку:

По земле ползет шнурок
У него ни рук, ни ног. (Червяк)

Наша земля оттаивает и в ней появляется много червяков, которые будут служить пищей для птиц.

Скажите, а почему от нас улетают осенью птицы? Назовите причину отлета птиц. (Наступают холода, и заканчивается пища для птиц)

Итак, что способствует перелету птиц осенью и весной? (Появление пищи и тепла)

III. Постановка темы и ее объяснение.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из перелетных птиц, которая прилетает к нам первой. Отгадайте загадку:

Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… (Грач)

Недаром про нее говорят “Увидел грача- весну встречай”. Грачи – первые пернатые вестники весны. Есть у них и свой день – 17 марта, когда прилетают грачи. Такой день называется грачевник. Считается, что с прилетом грачей, у нас начинается весна. (Показ чучела грача)

Работа с учебником.

Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию грача. Как вы думаете, почему грач прилетает к нам первым? (Появилась пища).Что служит ему пищей? (Червяки). Но не только червяками питаются птицы, но и семена посева служат кормом для птиц.

Как вы думаете, на какую птицу похож грач? (На скворца)

А почему вы так решили? (Одинакового размера)

А чем они различаются? (Клюв у грача белый, а у скворца – желтый, окраской)

Рассмотрим иллюстрацию в учебнике. Обратите внимание на строение птицы – грача. Из каких частей состоит тело грача?

Птичье перо – чудо природы. Легкое и очень прочное. Как вы думаете, где располагаются самые большие перья? (На крыльях и хвосте)

Перья играют большую роль в жизни птиц. Как вы думаете почему? Перья не только согревают птиц, но служат перинкой на брюшке, одеялом на спине.

Обратите внимание и на ноги грача. Чем они отличаются от ног зверей? Для чего нужны ноги птице?

Ноги птицам нужны не только, чтобы ходить, но и для того, чтобы разгребать, защищаться, нападать. Так попугай лапкой подносит к клюву ягоду, ястреб в когтях несет добычу.

IV. Физминутка.

Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.

V. Работа с учебником и рабочей тетрадью.

На иллюстрации птицы в тетради учащиеся подписывают название птицы и определяют ее части тела.

Отгадывание ребуса с ключевым словом гнедо .

Давайте рассмотрим иллюстрацию гнезда в учебнике. Скажите, каким первым делом начинают заниматься птицы, после возвращения из далекого путешествия. (Строят гнезда)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите, гнездо какого размера строит грач, в каком месте? Почему он строит весной большое гнездо? Зачем? (Для выведения птенцов)

Гнездо – птичий дом. Каких только не бывает гнезд. Их лепят, плетут, складывают. А как вы думаете, из чего построено гнездо грача? (Из веток). Из чего еще можно построить гнездо? (Из мха, перьев, шерсти)

Когда грачи начинают строить гнезда, то между ними бывают ссоры из-за удобного места для гнезда или веток для строительства. Но в основном грач – миролюбивая и общительная птица. Наблюдались случаи, когда грачи коллективно строили гнездо запоздавшим со стройкой птицам. Грачи строят из сучьев и ветвей грубые гнезда. Иногда в грачевниках бывают сотни гнезд, как это показано на большом рисунке в учебнике. Вторым после грача прилетает скворец. Скворец же, подобрав скворечник, производит его чистку, выбрасывая прошлогоднее гнездо и мусор, а затем готовит новое. Носит туда мягкую подстилку. Синицы и скворцы селятся в домиках, сделанных для них человеком, а в лесу – в готовых дуплах. А вот жаворонки и соловьи вьют гнезда на земле. И все это делают птицы для того, чтобы вывести … (Потомство)

Но пора гнездования – трудное и опасное время для птиц. В эту пору птицы подвергаются опасности не только со стороны хищников, но и злых и неразумных людей.

Показ лесных знаков.

Самые лучшие певцы на земле – птицы. В роще – соловей, в поле – жаворонок, в лесу – певчий дрозд.

Послушайте, как поют певчий дрозд и жаворонок.

(Звучит музыкальное оформление )

Чем могут быть полезны птицы? (Уничтожению вредных насекомых)

Известно, что семья ласточек за лето уничтожает около одного миллиона вредителей (мошек и комаров). Грач, следуя за плугом, за день способен уничтожить до 8 тыс. опасных червей и гусениц. Таким образом, птицы приносят пользу: охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей. А чем еще могут быть полезны птицы? Они предсказывают погоду. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне. Соловей поет всю ночь – перед погожим днем. Если грачи кричат – будет дождь.

VI. Физминутка.

На озера сели птицы,
Сели птицы отдыхать
На озера сели птицы,
Волн высоких не видать.
Выйду я из чума:
Что так много шума?
На озерах птиц не счесть,
Негде солнцу в воду сесть.

VII. Закрепление. Работа с тетрадью.

Откройте тетрадь на странице 32. Узнаем, правильно ли поступили зверюшки. В чем они правы и неправы?

1 рисунок (нельзя стрелять из рогатки)

2 рисунок (можно фотографировать, но не пугать птиц)

3 рисунок (нельзя близко подходить к яйцам, чужой запах может спугнуть маму-птицу и она больше никогда не вернется к гнезду, а птенцы погибнут)

А как еще можно охранять грачей?

(Показ знаков)

Ответы детей: Строить скворечники. Подкармливать птиц. Не трогать яйца руками.

А сейчас напишите в тетради на стр. 32 два-три ответа. Как же можно охранять птиц?

VIII. Итог урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с изменениями в неживой и живой природе с наступлением весны.

В чем же причина прилета грача? (Стало теплее, есть пища для грача)

Какая птица прилетает к нам первой? (Грач)

Почему считают, что если увидел грача, значит весну встречай? (С прилета грача начинается весна. Грач – вестник весны)

Для чего строят гнезда грачи? (Для потомства)

Каким должно быть отношение к грачам? (Бережным)

Какие еще птицы прилетают к нам весной? (Жаворонок, скворец, ласточка)

А почему они называются перелетными? (Прилетают к нам из далеких стран)

Посмотрите на доску, здесь написаны слова: внимание, забота, злость, радость, озлобление . Какие чувства у вас вызвали наблюдения за грачами?

IX. Общий итог урока.

Выставка книг. Ребята на доске у вас представлены книги о птицах. Они очень интересны. Может быть, кто-нибудь из вас хочет рассказать о своей книге, которую принес на нашу выставку? Что в ней интересного можно узнать о птицах?


В музее «Новый Иерусалим» состоялся семейный экологический праздник «Грачи прилетели!»

В субботу 23 марта в парке музея «Новый Иерусалим» на поляне у крестьянской усадьбы прошла весенняя экологическая акция «Грачи прилетели!

Праздник Герасима Грачевника, как его называют в народе, совпадает с днём памяти Преподобного Герасима Иорданского. Уже третий год во второй половине марта в Новом Иерусалиме встречают птиц, вернувшихся в родные края после зимовки в дальних странах.

В этом году праздник состоялся, несмотря на то, что на дворе стояла не по-весеннему морозная погода. Ведь перелётные птицы в такую погоду ещё больше нуждаются в помощи – подкормке и обустройстве скворечников.

Главная цель праздника в Новом Иерусалиме – сколотить птичий домик, чтобы «проводникам весны» — грачам было, где поселиться. Для этого сотрудники музея подготовили достаточно комплектов для сборки скворечников. Оказывается, это не так просто – сделать домик, в котором поселятся птицы.

О важных характеристиках жилища для пернатых рассказывали на специализированном мастер-классе. Например, скворечник не должен быть струганным изнутри, обязательно шершавым. Его нельзя красить – птицы не признают и намека на запах краски, и ни за что не будут жить даже в самом красивом домике.

Но у людей, особенно тех, кто ценит и любит искусство, сотрудников и посетителей музеев, тягу к прекрасному не отнять. И выход был найден – музейщики подготовили специальные аппликации, которые можно размещать на скворечниках, не рискуя отпугнуть пернатых жильцов. На мастер-классе по украшению птичьих домиков участникам объясняли, как это делать правильно.

Изготовленные на празднике скворечники участвовали в конкурсе. По итогам призы и памятные подарки от музея достались самым «морозостойким» авторам птичьих домиков – к сожалению, многие не дождались подведения итогов и разбежались греться, унося скворечники с собой, чтобы установить в своем дворе или на даче.

Скворечники мастерили не только на поляне у избы, но и приносили с собой, заранее сделанные дома. В конкурсе они проходили по отдельной номинации. Особо были отмечены уникальные экспонаты – домик со спутниковой антенной или «коттедж», декорированный под швейцарское шале (автор – Степан Тарарыев 8 лет из Москвы). Несмотря на некоторые нарушения технологии, жюри особенно отметило эти скворечники, ведь они могут служить настоящим украшением! Степан подарил свой скворечник музею, и теперь он займет достойное место в коллекции подарков музею «Новый Иерусалим».

Кроме скворечников, на празднике было ещё много интересного. Ведущие – актёры театра массовых представлений «Артист» Пташкин Денис и Анастасия Суслова – рассказали о Герасиме Иорданском и народных традициях «Герасима Грачевника». Красивыми народными песнями гостей порадовали два коллектива из Культурно-Досугового Комплекса г. Дедовска: Ансамбль песни и танца «Раздолье» (художественный руководитель Заслуженный работник культуры РФ Александр Курочкин) и Образцовый фольклорный ансамбль «Забавушка» (художественный руководитель Ольга Скуратович). Душевно звучали на поляне русские народные песни, а улыбчивые и задорные исполнители поднимали настроение публике.

Театральное представление «Синичкин март» детского театра «Реприза» (художественный руководитель – старший научный сотрудник музея «Новый Иерусалим» Ирина Гугова) заинтересовало юных участников праздника. Кроме мини-спектакля, юные гости праздника приняли участие в играх и викторинах, которые проводили актёры театра.


На поляне у избы расположилась выставка детского рисунка и фотографии на «птичью» тему. Учащиеся ДШИ «Вдохновение» (руководитель Глазкова Ирина Владимировна) и МОУ СОШ №2 (работы представлены директором МОУ ДОД Станции детского и юношеского туризма и экологии Шестаковой Татьяной Васильевной) представили свои работы: самые разные изображения птиц.

А в самой избе гости познакомились с выставочным проектом «Мечта о полете», подготовленным специально к этому дню. В горнице были представлены работы фотохудожников Владимира Ивановича Иноземцева (г. Истра) и Михаила Александровича Богомолова (г. Москва). Кроме этих заслуженных мастеров, в проекте участвовали дети.

Также в избе показали свои работы учащиеся Воскресной школы из с. Рождествено Истринского района (руководитель Наталья Васильевна Полторацкая). Небольшие птички, выполненные из глины и покрытые цветной глазурью, украсили интерьер крестьянской избы и вызвали неподдельный интерес посетителей.

По традиции в этот день работала и Музейная «птичья» почта. Участники праздника посылали свои приветы из «Нового Иерусалима» родственникам, друзьям, просто хорошим людям. Открытки были отправлены в города ближайшего Подмосковья, в Москву, Санкт-Петербург, Орёл, Волгоград, Новосибирск, Барнаул.

Выставка-ярмарка народных ремесел «Город мастеров» — неотъемлемая часть всех массовых мероприятий музея. Не обошлось без мастеров-ремесленников из Москвы и Подмосковья и на этот раз. Поделки из дерева, керамики, бисера и меха привлекали разнообразием выбора, многие изделия поддерживали главную — «птичью» тему праздника.

На поляне у избы можно было и подкрепиться. Кроме обычного съестного, были представлены постные кушанья – вкуснейшие домашние пироги с разнообразными начинками, традиционные «грачики», блины с гречневой начинкой, травяные чаи. Эти угощенья, приготовленные из фермерских эко-продуктов, были представлены на празднике чайной «Кардамон».

«В этом году нашу акцию посетило около тысячи человек – неплохой результат для невиданных мартовских морозов, – рассказывает директор музея Наталья Алексеевна Абакумова. — Этот праздник очень нравится и нам самим, и гостям мероприятия. Мы будем продолжать эту традицию и обязательно подготовим что-то новое и интересное в следующий раз. Надеемся, что гостей и участников праздника будет становиться больше, и он превратится в славную народную традицию. Будем рады встречать грачей вместе с вами в следующем году!»

О Герасиме Иорданском

17 марта по православному церковному календарю – день памяти Преподобного Герасима Иорданского.

Преподобный Герасим «иже на Иордане» родился в V веке в Ликии (Малая Азия). После пострижения в монахи он долгое время жил в одиночестве в пустыне Египта, а после перебрался на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь с очень строгим уставом.

Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины. Зверь умер вслед за своим хозяином, положив голову на его могилу, и был зарыт близ гроба святого.

О Дне Герасима Грачевника

Церковный праздник в честь Преподобного Герасима Иорданского совпадает с одним из первых признаков приближающейся весны – прилетом грачей, отчего день 4 (17) марта и получил название «Герасим Грачевник». В народе говорили: «Грач на горе – так и весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай», «Герасим Грачевник грача на Русь ведёт». По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи на старые гнёзда летят – весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом». Если же грачи прилетали раньше, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек – «грачей».

Весна, по народным представлениям, не только приносила долгожданное тепло, но очищала и обновляла природу.

Об отделе деревянного зодчества музея «Новый Иерусалим»

В парковой зоне Нового Иерусалима в 80-х годах XX века был основан «Музей деревянного зодчества под открытым небом». В усадьбе семьи Кокориных, построенной в начале XIX века, открыта выставка предметов крестьянского быта. Экспонаты, представленные в избе и сенях, воспроизводят деревенский интерьер того времени. Деревянная часовня, воссозданная по обмерам и фотографиям постройки XVIII века, украшает поляну перед воротами усадьбы. Поодаль на берегу реки Истры стоит ветряная мельница XIX столетия, на которой вплоть до 50-х годов прошлого века мололи муку. Сейчас эти уникальные памятники деревянного зодчества открыты для посетителей.

На объектах деревянного зодчества музея «Новый Иерусалим» проходили съемки многих художественных фильмов и сериалов: «Юные годы Штирлица», «Дело о мертвых душах», «Адмирал», «Исаев» и других.

Ежегодно здесь проводятся праздничные мероприятия и интерактивные программы: «День славянской письменности и культуры», «Рождество в Новом Иерусалиме», «Русская свадьба», «Крестьянское детство» и другие.

О музее «Новый Иерусалим»

Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», располагающийся на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в городе Истра Московской области, был образован в 1920 году. Это один из старейших и крупнейших государственных музеев Подмосковья. За прошедшие десятилетия музей пережил много преобразований и потрясений, был практически полностью разрушен в 1941 году немецко-фашистскими захватчиками. Несмотря на беспрецедентный ущерб, причинённый музею оккупантами, он был возрождён, активно развивается и уверенно смотрит в будущее.

Современный музей «Новый Иерусалим» хранит около 170 тысяч экспонатов, среди которых богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства, редкое собрание живописи и графики XX века. В парковой зоне музея работает отдел деревянного зодчества под открытым небом. Здесь гости могут познакомиться с замечательными памятниками XIX века – крестьянской избой, часовней, мельницей.

В настоящее время музей переезжает в специально построенное неподалеку от Воскресенского монастыря современное здание. Открытие нового музейного комплекса состоится в 2013 году.

Официальный сайт: www.музей-новый-иерусалим.рф

Skype: museum_newjerusalem

Twitter: @NewJerusalemMus
Facebook: http://www.facebook.com/pages/Музей-Новый-Иерусалим/166485893377596

ВКонтакте: http://vk.com/club25406999.

День памяти Преподобного Герасима Иорданского (в народе - День Герасима Грачевника) традиционно отмечается на Руси 17 марта (4 марта ст. стиля). В ближайший выходной день - 19 марта - в Новом Иерусалиме состоялась акция по встрече «авангарда весны» - перелетных птиц, вернувшихся в родные края после зимовки в дальних странах.

«Грачевник» проводится в Новом Иерусалиме впервые. Во время акции гости познакомились с житиём Преподобного Герасима Иорданского, а также с народными традициями встречи весны.

Акция проходила в парке музея, на поляне у крестьянской избы XIX века. В самой избе, помимо постоянной выставки предметов крестьянского быта, можно было познакомиться с фотоработами на тему «Птицы Подмосковья » (авторы: Иноземцев В.И. и Богомолов М.А.). Не меньший интерес вызвала выставка «Образ птицы в русской вышивке » (работы Сотниковой Н.А.).

Прямо перед избой были выставлены рисунки воспитанников детской художественной школы «Вдохновение» (г. Истра). Ребята нарисовали птиц самых разных: снегиря, воробья, скворца, дятла, синицу...

- Мы хотели провести конкурс детского рисунка. - говорит Оксана Владимировна Мощицкая, заведующая отделом деревянного зодчества музея «Новый Иерусалим» - Но когда я посмотрела работы, они мне все понравились! В них видна индивидуальность, чувствуется, что дети полюбили птичек, которых рисовали. Мы не смогли выбрать победителей, так что выставили все рисунки без исключения.

Напротив избы расположился «Город мастеров» - ярмарка изделий народных промыслов. Здесь можно было приобрести глиняные свистульки, тряпичных кукол, берестяные игрушки, и даже понаблюдать за созданием оберегов из дерева.

Атмосферу «Грачевнику» задавал ведущий - певец-гусляр Артём Веселов. Праздник украсило выступление народного ансамбля песни и танца «Раздолье» (г. Дедовск, Истринский р-он). Маленьким гостям Нового Иерусалима особенно понравилось выступление детского музыкального театра «Реприза» (г. Истра). Ребята разыграли сценку о птицах - зимующих на родине и перелётных. А потом все вместе разгадывали «птичий» кроссворд, угадывали голоса птичек. Самым сообразительным достались сладкие петушки!

Но сладости не были единственным угощением в эту субботу. Всем по душе пришлась постная «птичья каша» - гречка, которую готовила полевая кухня. Ели, нахваливали, но не жадничали - последнюю ложку бросали на снег. Ведь девиз Грачевника: «Сам поел - птичке оставь! ».

Настоящим удовольствием для взрослых и детей стала сборка скворечников. Мальчишки и девчонки, а также их родители, бабушки и дедушки самозабвенно стучали молотками.

- Сегодня мы не просто гуляем и отдыхаем. Мы говорим о птицах, их разнообразии, повадках. - говорит заведующая отделом рекламы, научно-образовательных программ и проектов музея Надежда Николаевна Усманова - а чтобы не останавливаться на словах, мы перешли к делу: мастерим и развешиваем скворечники, подкармливаем птиц, обессиленных долгим перелётом. Это конкретная помощь им в гнездовой период.

Все собранные на «Грачевнике» скворечники развесили в берёзовой роще неподалеку от избы. Теперь более десятка птичьих семей поселятся в новых комфортабельных жилищах Нового Иерусалима.

- Это наше новое начинание, экологическая весенняя акция. - говорит директор музея Наталья Алексеевна Абакумова - Именно через мероприятие такого формата мы стараемся воспитать в подрастающем поколении ответственное отношение к окружающей среде, стимулировать активную деятельность по изучению и охране природы. Сегодня мы убедились, что это интересно жителям Подмосковья. Так что будем проводить День Герасима Грачевника каждый год!

Наша страница: www.facebook.com/pages/Музей-Новый-Иерусалим/166485893377596

О Преподобном Герасиме Иорданском

17 марта по православному церковному календарю - день памяти Преподобного Герасима Иорданского.

Преподобный Герасим «ижи на Иордане» родился в V веке в Ликии (Малая Азия). После пострижения в монахи он долгое время жил в одиночестве в пустыне Египта, а после перебрался на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь с очень строгим уставом.

Святой подвижник встретил в пустыни раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины. Зверь умер вслед за своим хозяином, положив морду на его могилу. На могиле и был зарыт близ гроба святого.

О народном празднике - Дне Герасима Грачевника

Церковный праздник в честь Преподобного Герасима Иорданского совпадает с одним из первых признаков приближающейся весны - прилетом грачей, отчего день 4 (17) марта и получил название «Герасим Грачевник ». В народе говорили: «Грач на горе - так и весна на дворе », «Увидел грача - весну встречай », «Герасим Грачевник грача на Русь ведёт ».

По поведению грачей в этот день судили о характере весны: «Коли грачи на старые гнёзда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом ». Если же грачи прилетали раньше, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - «грачей».

Об отделе Деревянного Зодчества музея «Новый Иерусалим»

В парковой зоне Нового Иерусалима в 80-х годах XX века был основан «Музей деревянного зодчества под открытым небом ». В усадьбе семьи Кокориных, построенной в начале XIX века, открыта выставка предметов крестьянского быта. Экспонаты, представленные в избе и сенях, воспроизводят деревенский интерьер того времени. Деревянная часовня, воссозданная по обмерам и фотографиям постройки XVIII века, украшает поляну перед воротами усадьбы. Поодаль, на берегу реки Истра стоит ветряная мельница XIX столетия, на которой вплоть до 50-х годов прошлого века мололи муку. Сейчас эти уникальные памятники деревянного зодчества открыты для посетителей.

На объектах деревянного зодчества музея «Новый Иерусалим» проходили съемки многих художественных фильмов и сериалов: «Юные годы Штирлица », «Дело о мертвых душах », «Адмирал», «Исаев» и других.

Ежегодно здесь проводятся праздничные массовые мероприятия и интерактивные программы: «День славянской письменности и культуры», «Рождество в Новом Иерусалиме », «Масленица - проводы русской зимы в Новом Иерусалиме », «Русская свадьба», «Переезд в новый дом », «Крестьянское детство ».

О музее «Новый Иерусалим»

Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», располагающийся на территории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в городе Истра Московской области, был образован в 1920 году. Это один из старейших и крупнейших государственных музеев Подмосковья. За прошедшие десятилетия музей пережил много преобразований и потрясений, был практически полностью разрушен в 1941 году немецко-фашистскими захватчиками. Несмотря на беспрецедентный ущерб, причиненный музею оккупантами, он был возрожден, активно развивается и уверенно смотрит в будущее.

Современный музей «Новый Иерусалим» хранит около 170 тысяч экспонатов, среди которых богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства, редкое собрание живописи и графики XX века.

Ежегодно музей посещает около 300 тысяч человек.



От: Источник: Агентство Новостей Подмосковья 23.03.2011,  1438 просмотров
- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)


Комментарии и отзывы (потяните за правый нижний край для увеличения окна):

Что еще почитать