Архангельская щепная птица и мои открытия. Щепная птица Как сделать птичку из дерева

Эту птичку я купила для старшего сына на выставке "Ладья-12"... Глеб повесил ее над кроватью а... сегодня птица меня покорила своими линиями... и я побежала за фотоаппаратом!

И меня вдруг осенило... откуда наши предки знали как машет (S образно) крыльями птичка колибри и как она растопырив хвост зависает в воздухе?...


Одним словом, Глебова щепная птичка вдохновила меня на попытку снять ее структурно...

И еще одно открытие... Подарки деткам с Ладьи я купила интуитивно. Глебу щепную птичку, Боре - свистульку, Роське- пряники медовые. А вот сейчас ясно поняла, что выбор то не случайный... Глеб сам как эта щепная птичка (легкий, хрупкий), Боря - пухленькая свистулька (коренастый комок звуков, идей и энергии), а Роська - однозначно сладенький пряничек.

Потом сфотографирую игрушки и деток вместе!

Щепная птица счастья.

Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы мирно «дремали» весь день. А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

По приданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими “полетами” она оберегает домашний очаг. Щепная птица считается символом Архангельской земли.

Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться. Деревянную жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Для изготовления жар-птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечен ием 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска. Сосна одинаково хорошо расщепляется как в тангентальном, так и в радиальном направлении.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1-1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево... неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Родиной этой деревянной игрушки считается Архангельская область. Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возрадителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище (Лешуконского района, Архангельской области).

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники.

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси. Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

При изготовлении этих замечательных птиц, используется свойство древесины расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в радиальном.

Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальными сколами.

Не забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание.

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких — корни ели и сосны.

Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины одинаковой толщины.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Для изготовления оригинальной щепной птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1-1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево… неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Оберег для дома от зла

Помню, в моём детстве, в каждой архангельской квартире висела на люстре деревянная птичка. Была такая и у нас: лёгкая, почти невесомая, она парила в воздухе, иногда кружилась, и я верила: в этот момент по комнате пролетело счастье…. Незаметно промчались года, а птица счастья всё так же кружится у меня дома, и я знаю, что все будет хорошо, пока эти деревянные крылышки порхают над моей головой.

По-разному называют этих птичек: птица счастья, северная птица, щепная птица, и даже ласково, «поморский голубок», но как бы её не называли, это в первую очередь сильный .

Прилетел наш голубок из глубины веков - когда Лада, Небесная мать, узнала, что Скипер зверь похитил трёх её дочерей (Мару, Живу и Лёлю) и сына Перуна, она обернулась птицей Сва и триста лет и три года летала по всем мирам, искала своих детей…. Славяне верили, что образ птицы связывает два мира, земной и небесный, а ещё в её очертаниях легко увидеть символ солнца.

Рассказывают, что давным-давно в одной семье заболел маленький мальчик. Зима была суровая, морозы лютые, не вставал с кровати малыш, ничего ему не помогало. Очень печалился его отец, спросил сыночка: «Чего бы тебе хотелось, чем я могу тебе помочь?». Мальчик ответил, что ему очень хочется увидеть Солнце. Где же взять солнце у нас, на Севере, в самый разгар зимы? Задумался мужчина, подкинул в печку дров, смотрел на огонь, пляшущий среди щепок, и тут его осенило! Всю ночь он что-то мастерил из дерева, а на утро из его рук выпорхнула прекрасная резная птица с большими круглыми крыльями. Её повесили над кроваткой и она закружилась от тёплого воздуха. Увидел мальчишка птицу и закричал радостно: «Вот же оно, Солнышко!» Быстро малыш выздоровел, а голубок стал домашним оберегом. Да так и перелетает он из дома в дом, неся счастье на своих крыльях.

Как сделан этот оберег для дома от зла?

Поморский голубок родом из наших северных земель. Обычно его мастерил сам хозяин дома и учил этому своих сыновей. Теперь он стал так популярен, что его производят по всему миру, но традиционные славянские птички, конечно же, делаются только в Архангельске, из северной ели, сосны, кедра или пихты. Дерево расщепляется особым способом, превращаясь в крылья и хвост, закрепляется только нитками. Настоящий поморский голубок никогда не покрывают лаком, чтобы сохранить сильную положительную энергетику дерева, к тому же, со временем птичка приобретёт красивый бронзовый оттенок. Кстати, дерево уже само по себе сильный , потому что оно впитало в себя мощь четырёх природных стихий.

Куда повесить этот оберег для дома от зла?


Есть несколько версий, где наши предки размещали такую птичку. В деревнях её подвешивали в красном углу, как образ души. Либо над столом, и тогда птица кружилась над кипящим самоваром. Весили её и над детской колыбелью - голубок не только развлекал ребёнка, но и защищал его от зла. Над кроватью взрослых это так же будет оберег для спящих, птица-солнце разгонит во тьме всех навий и злых духов. А лучше всего этот будет действовать, если повесить его около входной двери, так, чтобы каждый человек проходил под ней, - птица будет забирать в себя весь негатив.

Как действует этот оберег для дома от зла?

Поморский голубок сделан из дерева, как мы уже говорили, это очень хороший материал для оберега, он тёплый, живой, но в то же время, дерево обладает мощной энергетикой, поддерживаемой четырьмя природными стихиями. Поэтому такая птица принесёт в дом не только тепло и уют, но и впитает в себя все плохие воздействия.



Чем старше она, чем дольше висит, тем темнее становится - это результат её магической «работы». Но если ваша птичка потемнела – не надо от неё избавляться, наоборот, это знак её силы и действия. Не стоит её выкидывать из-за поломки - сожгите птицу, а пепел развейте над рекой. Тогда она словно возродится из пепла, и можно будет купить новый такой же.

И напоследок: если ваш поморский голубок вдруг упадёт сам по себе, знайте, что он принял на себя какой-то мощный удар извне, защитил вас и вашу семью. Поблагодарите своего защитника, оботрите влажной тряпочкой и повесьте обратно.

Какие бывают Поморские голубки?

Щепные птицы счастья бывают совсем маленькие, размером с детскую ладошку, их весят над детскими кроватками, или в автомобиле на зеркало. А бывают и очень большие, с размахом крыльев до полуметра - таких птиц принято дарить на свадьбу, ведь это очень сильный , и молодой семье он особенно необходим.

У нас в Северной сказке есть птички трёх размеров. . Пусть этот символ счастья и свободы впорхнёт и в ваш дом!
Вот она, моя птица счастья, мой поморский голубок, тёплый посланник от наших добрых предков. Дети пытаются её снять и поиграть, кошка наблюдает за ней хитрыми глазами, в надежде порезвиться, а муж иногда задевает её головой, проходя мимо. - Моё счастье, мой семейный очаг под надёжной защитой.

Добра и счастья вашим домам! Татьяна, Северная сказка.

Читайте нашу статью «Славянские пояса. Чудо, рожденное на севере!», перейдя по .

- Оберег для дома от зла - у каждого свой. Главное, чтобы глядя на него вы чувствовали защиту и поддержку Родных Богов.

Помню, в моём детстве, в каждой архангельской квартире висела на люстре деревянная птичка. Была такая и у нас: лёгкая, почти невесомая, она парила в воздухе, иногда кружилась, и я верила: в этот момент по комнате пролетело счастье…. Незаметно промчались года, а птица счастья всё так же кружится у меня дома, и я знаю, что все будет хорошо, пока эти деревянные крылышки порхают над моей головой.">

Луганчанин Виктор Буйко – единственный в Украине мастер по изготовлению уникальных деревянных талисманов.

Кто бы мог подумать, что в Луганске живет человек, собственноручно изготавливающий красивейших деревянных журавлей, сорок и жаворонков, которые от малейшего дуновения ветра оживают? Удивительно, что равных нет ему по всей Украине. Не один десяток птиц народного мастера Луганщины Виктора БУЙКО эмигрировал за границу: в США, Италию, Испанию, Австралию. Герой материала в настоящее время делает Северную (Архангельскую) птицу по старинным канонам. На Украине технология изготовления этой птицы давно утеряна. Но Виктор Анатольевич сейчас небезуспешно занимается ее восстановлением. Нашему земляку и уникальному человеку посвящена эта публикация.

«Птица счастья», сделанная из ели или сосны, является долгожителем. Родилась она около 300 лет назад на Севере России. В одной таежной деревушке заболел мальчик тяжелой болезнью, против которой народные средства оказались бессильны. Родители уже смирились с тем, что их дитя обречено. Дело было в конце зимы. Ребенок лежал укрытый звериными шкурами и бредил, покрываясь липкой испариной. Рядом, утирая слезы, сидела мать, а отец, время от времени тяжело вздыхая, делал дранки для корзин. Мальчишка в полузабытьи спросил: «Папочка, а скоро лето? Может, когда прилетят птицы – я выздоровею?».

«Скоро сынок, скоро, еще немного – и будет лето», - грустно ответил отец, и вдруг ему в голову пришла мысль смастерить из дерева птиц и подвесить под потолок. Как только он смастерил задуманное, дом будто ожил. От струй теплого воздуха птицы закружились. Мальчишка очнулся, увидел птиц и заулыбался. Когда к нему подошла мама, он попросил кушать, впервые за много дней. Потом, словно по мановению волшебной палочки, ребенок начал поправляться. Когда он выбежал на улицу здоровый и полный сил, то удивленные соседи расспрашивали родителей, чем это они вылечили безнадежно больного сына. Узнав про птиц, стали просить хозяина вырезать из дерева и им такие же.

Таким вот образом деревянной птице приписали чудодейственную силу, она стала «святым духом», хранителем детей, позже – символом семейного счастья. Постепенно появился народный промысел. В глубокую старину обереги были проще, грубее, так как, согласно языческим верованиям, птицу можно было делать только определенным числом прикосновений ножа к дереву. Часто над птицей произносились заклинания, но они, к сожалению, не дошли до наших дней. В настоящее время сохранилась традиция птицу не украшать, не раскрашивать и, что самое главное, птица делается из двух брусочков – цельных деталей (туловище с хвостом и оба крыла), которые потом между собой соединяются. Какая из этого всего получается красота – вы можете увидеть на фотографии.

Вы не обо мне пишите, а о птицах!

Виктор БУЙКО – человек скромный. С его дочерью Натальей я познакомилась случайно, собирая материал для своей очередной статьи. Она торгует различными сувенирами и поделками народных умельцев Луганщины на алее в сквере им. Тараса Шевченко. Когда она давала мне номер телефона своего отца, то предупредила, что он к прессе относится настороженно и, скорее всего, не захочет общаться.

«О нем местное телевидение даже хотело снять передачу, но он отказался», - пояснила Наталья.

Виктор Анатольевич оказался и правда человеком скромным, но встретиться согласился.

Он является членом Луганского областного народного клуба «Левша» при областном Центре народного творчества. Сейчас на пенсии, параллельно подрабатывает сторожем.

«Про меня писать не надо, вы о птицах людям расскажите», - несколько раз он повторял во время нашей беседы. К нам в редакцию народный мастер Луганщины принес коллекцию своих птиц. От мала до велика деревянные обереги расположились на столе.

«Это не естественное их состояние, они должны быть подвешены и парить в воздухе от любого дуновения ветра, даже если ты просто прошел мимо нее», - переживал Виктор Буйко за своих красавиц.

Над каждой из них наш он трудится около двух суток. Потом птички отправляются на прилавки реализаторов или же в какие-нибудь художественные салоны искать дорогу к сердцу людей.

- Виктор Анатольевич, когда же вы научились делать «птиц счастья»?

В 1995 году я прочитал о существовании молодежного православного центра в г.Москве. Его руководитель Константин КОЗЛОВ приглашал людей на работы по восстановлению церквей. Замечательный, кстати, был человек. Я с ним дружил многие годы после знакомства. А в 1996 году от этой организации поехал в город Белозерск, что на севере Вологодской области. В нашей группе было много молодежи, нас ожидал тяжелый физический труд. Мы занимались расчисткой развалин монастырей, церквей и исторических зданий в этом древнем городе.

- За этот тяжелый труд, надеюсь, достойно платили?

Что вы! Я поехал полностью за свой счет и питался тоже за свои деньги. Мало того, мне никто ничего не платил. Это была добровольная общественная работа.

- Я удивлена… Почему же вы приняли такое решение?

Во-первых, поездка была недолгой всего лишь 20 дней. Во- вторых, мне это нужно было для саморазвития. Меня интересовали те края, там прекрасная природа, люди. Я хотел собственными глазами на все посмотреть.

Народный мастер с теплотой вспоминает своего друга и наставника Юрия ШАДРИНОВА. Именно он научил Виктора Буйко делать «птиц счастья».

«У него золотые руки, - вспоминает мой собеседник. - Он все умеет! И дом построить, и картину нарисовать, и настоящее кружево по дереву вырезать. А создание птиц – это было его хобби, баловство, можно сказать. Работал он в Центре ремесел города Белозерска главным специалистом, а его жена там была директором. Я сходил на пару занятий к Юрию Алексеевичу, а потом за чашкой чая и беседой расспросил, что да как делать с деревом».

- Вы помните свою первую птицу?

Да, конечно. Это был 1998 год. Она совсем не была похожа на эти, что лежат перед вами. Она была менее красивая. Я сдал ее под реализацию в художественный салон, который находится на площади героев ВОВ, возле русского драмтеатра. Через какое-то время думаю: «Дай-ка я зайду, посмотрю, как там моя птичка поживает». Захожу, смотрю, стоит женщина и вертит птицу в руках - рассматривает. А продавщица мне подмигивает и говорит: «Тссссссс, мол, не спугни». В общем, купила эта женщина мою птичку и отослала ее в Италию, в качестве подарка.

- И в каких же странах живут ваши птицы счастья?

В Италии, Испании, Австралии, Скандинавии….Это то, что сейчас с ходу вспомнил. Раньше я записывал даже в блокнот, куда продаются мои работы.

- Расскажите о технологии создания такого чуда.

У меня есть четыре вида птиц по размаху крыльев: 12, 14, 18 и 20 см. А есть совсем маленькие. Делаю я их из сосны и ели, но в основном, из сосны. Беру сырье у одной частной фирмы на ж/д вокзале. Она занимается изготовлением мебели и распилкой древесины. Всегда мне дают хорошие добротные дрова, за что им большое спасибо. Прихожу домой, сажусь на кухне и начинаю делать заготовки. Птица состоит всего лишь из двух деталей, туловища (от головы до хвоста) и крыльев, которые потом между собой соединяются с помощью клея. В процессе изготовления распариваю птичку, чтобы придать форму крыльям, чтобы они не полопались, сушу, потом опять распариваю и снова сушу. Для изготовления птички надо два ножа. Один основной, которым делаю практически всю работу по дереву и другой - специальный тонкий, с помощью которого нарезаю перья.

Виктор Анатольевич, говорит, что для создания деревянного шедевра должно прийти нужное настроение. Бывает даже не хочешь иной раз что-то делать, пребываешь в скверном расположении духа, а сядешь, поработаешь с деревом – и все, как рукой снимает, на душе воцаряются мир и спокойствие.

Несколько лет подряд наш герой ездил на День Независимости в Киев на Андреевский спуск, чтобы продать свои работы. Готовился к этому событию заранее, бережно и с любовью откладывал на продажу птичек в специальный ящик. Каждый год двадцать четвертого августа Виктор Буйко и его супруга везли около пяти десятков птиц в столицу. Но в этом году подобная поездка не планируется.

Каждый киевлянин на день Независимости считает необходимым пойти на Андреевский спуск и оставить там энное количество денег, ибо на этот праздник в город-герой съезжаются народные умельцы со всей Украины и России.

«Птица счастья» - источник позитивной энергии


Деревянные обереги несут в себе колоссальную энергию.

«Был у меня такой случай, - вспоминает мой собеседник. - Стою продаю птиц на ул.Советской. Денег совсем нет, так надеюсь, что кто-нибудь купит мою работу. Тут подходит женщина, вытягивает кошелек. Думаю: «Ну все, есть сегодня деньги на хлеб». А она достает ниточку, а на ней гайка - и она начинает над птицей водить…Нитка начала сильно раскачиваться и потенциальная покупательница говорит: «Ох, какая сильная энергетика у ваших птиц. Я экстрасенс – сразу это почувствовала». «Вы бы лучше птичку купили», - говорю я ей, совсем расстроившись.«Денег нет», - вздохнула женщина и ушла восвояси.

У Виктора Буйко есть двенадцатилетняя внучка Катя, но для него она – просто Цыпленок. Именно таким ласковым словом он ее называет. Я интересуюсь, принимает ли внучка участи в создании «птиц счастья».

«Сейчас она как-то охладела к этому занятию, - отвечает Виктор Анатольевич. - А когда была поменьше, то брала так бережно птиц в руки и целовала. Просила у меня: «Деда, дай мне дерево и нож». Я ей вырезал из дерева нож, и она им пыталась что-то мастерить, копируя мои движения. »

- Вы бы хотели кому-нибудь передать свои знания и навыки работы с деревом?

Конечно. Но такое добро кому попало не передашь. Внучка сейчас потеряла к этому делу интерес, да и не женское это занятие. Пока не появилось в моей жизни человек, которому бы я мог передать свои мастерство. Это должен быть человек с душой, чтобы он сам захотел учиться. Есть у меня одна мечта. И однажды она чуть не воплотилась в жизнь. Когда я торговал на Советской птицами, ко мне подошел покупатель – мужчина, мы с ним разговорились. Он купил птиц для друга, который живет в США и для себя. Сейчас уже не помню, как его зовут, он сам был из области, какой-то мелкий бизнесмен. Каждые выходные этот знакомый приезжал в Луганск и мы регулярно с ним общались. Как-то он мне говорит: «Не хочешь ли поехать в США обучать своему ремеслу американские группы?». Обещал помочь деньгами и я уже чуть ли не паковал чемоданы. Но потом он резко пропал. Через знакомых я узнал, что он попал в больницу с сердечным приступом и потом его родственники повезли на операцию в Москву. С тех пор от него ни слуху ни духу. Это было в 1999 году.

Мой собеседник тяжело вздыхает. Говорит, что птица должна обязательно попасть в руки хорошего человека. И ее ни в коем случае нельзя выбрасывать, если она поломалась – только сжигать. Птицу дарят близким людям, друзьям, молодым на свадьбу, новоселам. Раньше секреты изготовления оберегов передавались из поколения в поколение, и считалось за честь заниматься подобным ремеслом.

Виктор Буйко – уникальный мастер. Без преувеличения скажу, что он – гордость Луганска. Жаль, что в век информационных технологий такие мастера мало кого интересуют. Потому и предпочитаем мы вешать в свои дома китайские обереги по фэн-шуй, ставить денежных жаб во все углы, но не знаем о существовании приносящей в дом удачу и испокон веков почитаемой славянами «птицы счастья».

Марина Чубенко,"Время Луганска"

Для изготовления птицы нужны простые инструменты, которые есть в каждом доме: рубанок, нож, напильник (плоский и круглый), картон, ножницы, линейка, карандаш, а также материал (сосновые брусочки), из которого делают птицу.

Размеры птицы, а также форму головы, туловища и перьев не привожу, они могут быть любыми, что зависит от вкуса мастера.

Изготовить "птицу счастья" не очень сложно, хотя и необходимы большое терпение и аккуратность.

Прежде всего нам понадобятся два бруска из мелкослойной сосны. При этом обратите внимание на то, чтобы годовые слои обязательно были строго параллельны длиннику бруска и, разумеется, древесина бруска должна быть без дефектов. Из одного бруска вытачивают туловище с хвостом птицы (рис. 3). Из другого - крылья (рис. 4). Для того, чтобы точно изготовить перья необходимо заранее вырезать из картона шаблон.

Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души. В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь.
Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.
Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток). Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота. Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел». Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение». Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте - вешали в избе оберег - птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо-птиц.
Церковь также благосклонно относится к деревянной птице. Ее вешают в храмах над «вратами рая»: ведь само тело птицы напоминает крест - библейский символ. Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья.
Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.
Теперь не надо пытаться ловить свою птицу счастья - достаточно ее взять у мастера, принести в дом и приручить.
Туристский портал Архангельской области /

Что еще почитать