Презентация на тему замки средневековья. Презентация на тему: Средневековые замки

Тема: За стенами замков .

Класс: 6-й.

Тип урока: объяснение нового материла.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели урока:

Образовательные:

    дать представление о средневековом замке, его устройстве;

    познакомить учащихся с особенностями посвящения в рыцари, рыцарским снаряжением, образом жизни средневековых рыцарей;

    вместе с учащимися сформулировать кодекс чести рыцаря;

    выяснить, почему только богатые люди из знатного сословия могли позволить себе быть рыцарями.

Практические:

    совершенствовать умение воспринимать новую информацию и применять полученные знания на практике;

    обучать анализу материала из различных источников.

Методические:

    совершенствовать умение излагать свои мысли и аргументировать их;

    совершенствовать умение грамотно вести записи в тетради;

    развивать основные операции логического мышления.

Воспитательные:

    воспитывать у учащихся интерес к изучению средневековой истории;

    на основе рыцарского кодекса чести воспитывать такие моральные качества, как чувство долга, благородство, желание помочь слабым, уважительное отношение к женскому полу.

Средства обучения: презентация, отрывок из средневековой поэмы, илюстративный материал.

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Знаю, Средних веков не погашено пламя,

Но в ладонях его так непросто сберечь.

Старый замок и мост, и тяжелое знамя –

Знамя наших разлук и забывшихся встреч.

Ярких факелов свет в переходах недлинных,

Шелест платья и взгляд – долгий взгляд за спиной,

Свет былой красоты с гобеленов старинных

В этот день нас, ребята, зовут за собой.

Объявление новой темы, постановка целей урока, ознакомление с планом (2 мин.)

Сегодня на уроке мы посетим средневековый замок, познакомимся с рыцарями, их образом жизни, узнаем, что такое кодекс чести рыцаря.

Откройте тетради, запишите число и тему урока

Мы будем работать по следующему плану:

    Средневековый замок.

    Рыцари и их снаряжение.

    Рыцарские турниры.

    Кодекс чести рыцаря

Объяснение нового материала

1.В Х в. в Европе повсеместно начинается строительство замков – крепостей

Работа с презентацией «Средневековый замок»

Показ слайда № 2,3,4, 5

Для большей безопасности вокруг жилища сооружали ров, который наполняли водой.

Владельцы замка возводят башни, венчающие сверху искусственную насыпь. Отсюда берет свое происхождение донжон – главная башня.

Вход в замок защищен подъемным мостом. На берегу канала подступ к мосту охраняется небольшим фортом – это барбакан

Беседа после просмотра:

1. Как вы думаете, для чего строились замки?

2.Где возводились замки?

3.Для чего в замке были нужны башни?

4.Как называлась главная башня замка?

Рассказ учителя. Главная башня замка – донжон – состояла из 3 этажей (. На самом верхнем этаже находились покои владельца. Средний этаж предназначался для слуг. Внизу располагались кухня и трапезная.

Обратите внимание на винтовую лестницу, выходящую из хозяйских покоев. Для чего она была нужна, как вы думаете?

Учитель предлагает ученикам самостоятельно записать в тетради Функции замка (3 минуты)

Показ слайда № 15

Функции средневекового замка.

    Оборона от неприятеля.

    Защита населения, проживающего в окрестностях замка.

    Центр развлечений.

    Средоточение культуры.

Ученики сверяют свои записи с текстом слайда, вносят в тетради изменения.

2. Рассказ учителя..Владельца защищали не только мощные стены замка, но и воины – рыцари. Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер» - всадник.

Что вам известно о рыцарях?

Стать рыцарем было не так-то просто. Только родовой дворянин, достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. К посвящению мальчиков готовили с самых юных лет с особой тщательностью. От них требовали силы, выносливости, крепкого здоровья. Кроме того, требовалось основательное изучение всех обязанностей воина.

Воспитание будущих рыцарей проходило в три стадии:

    10-14 лет – паж;

    15-20 лет – оруженосец;

    21 год – посвящение в рыцари.

Как мы видим, службу сыновья дворян начинали с пажей. Когда им исполнялось 10 лет, родители отсылали их на воспитание к рыцарям, с которыми состояли в родстве или дружили.

Дослужившись до оруженосцев, юноши должны были отличаться

хорошим поведением, проявлять мужество и храбрость.

А для чего рыцарям нужны были оруженосцы?

Став оруженосцами, молодые люди начинали добиваться посвящения в рыцари. Наконец, государь назначал день посвящения. Обычно это происходило во время больших праздников.

Процедура посвящения требовала особой подготовки. Установленный порядок можно представить в виде схемы:

Пост – покаяние в грехах – ночь молитв – баня, надевание белой рубашки (спросить у учащихся, для чего?) – благословление священника, поучение – надевание кольчуги, мантии с гербами – посвящение, три удара мечом (указать на то, что это единственный удар в жизни рыцаря, на который он не мог ответить) – надевание доспехов, шпор, объяснение символического значения вооружения – чтение законов чести.

После этой церемонии один из «старых» рыцарей подводил новопосвященному красивого боевого коня, покрытого дорогой попоной, на которой со всех сторон был изображен родовой герб молодого рыцаря. Благородный конь назначался рыцарю в помощники для совершения подвигов.

Таким образом, в конце посвящения рыцарь был полностью облачен и вооружен.

Давайте остановим свой взгляд на рыцарских доспехах.

Работа с наглядным пособием, размещенным на классной доске

Сначала доспехи изготавливались из кожи с прикрепленными к ней железными пластинками. Затем стали делать кольчуги, сплетенные из колец. К XV в. появились доспехи, которые полностью состояли из железа – латы.

Пол латы надевали стеганую куртку из ваты, которая называлась «гамбезон».

Голова рыцаря защищалась шлемом, на котором со временем появилось забрало.

Вес всего снаряжения порой достигал 50 кг. Как вы думаете, как двигались рыцари в своих доспехах?

Боевой конь также защищался железными доспехами. Естественно, что рыцари не всегда ходили в военных доспехах. У них была и повседневная одежда

3.Физминутка (1 мин.)

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, руки шире.

Мы сегодня на турнире.

Смотрим влево,

Смотрим вправо,

Глаз зажмурим,

Сядем прямо.

Выполняют физминутку.

С каким словом мы встретились, выполняя физминутку? (Турнир)

В свободное от походов время рыцари старались поддерживать свою славу, участвуя в турнирах.

Задание ученикам чтение пункта на странице 114 – 115. (3 минуты)

Беседе с классом

1.Что такое турнир? (воинское состязание)

2.Какое оружие использовали на турнире?(Обычно безопасное- копья с затупленными концами, деревянные мечи)

3.Как проходило это состязание? (Турнир состоял из нескольких схваток, иногда групповых, иногда парных)

4. Каковы были цели участников? (Ударить копьем в щит или латы, чтобы выбить из седла, но оставить в живых.)

5. Кто награждал победителя? (Король или прекрасная дама)

А сейчас обратимся к последнему пункту нашего плана урока.

Рыцари должны были показывать не только мужество и храбрость, но и благородство. Они очень дорожили своим добрым именем, своей честью.

Рыцари подчинялись особым правилам поведения, которые назывались «Кодекс чести».

Послушайте внимательно отрывок из средневековой поэмы:

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не знал он за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым,

Что не могли все надивиться.

И так он был отважен, как твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права.

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле.

О нем слагали сказки и песни о нем пели.

Давайте, основываясь на этом отрывке, сформулируем основные черты идеального рыцаря – запишем в тетрадь. Ученики формулируют вместе с учителем и делают записи в тетради

1.Мужественность

2.Щедрость

4.Верность слову

5.Защитник слабых

Итоги урока (3мин.)

Итак, ребята, мы сегодня посетили средневековый замок, познакомились с рыцарями и их интересной жизнью. Понравилось ли вам это знакомство?

А теперь подумайте и ответьте на последний вопрос: почему рыцарями были только богатые люди?

Отвечают.

Постановка домашнего задания

Цель вашей работы дома - усвоить образ жизни средневековых рыцарей. В этом вам помогут материалы 12-го параграфа в учебнике и записи в тетради.

Записывают домашнее задание в дневнике.

«Замки и рыцари Средневековья» - Развитие замков. Ранние европейские замки строились преимущественно из дерева. Посвящение в рыцари. Рыцарь (нем. Уже тогда вокруг замков стали появляться рвы. На следующий день надевал коричневый плащ, исповедовался, причащался и омывался. Девиз всех рыцарей: «Бог, женщина и король». Замки в культуре.

«В средневековом замке» - Список используемой литературы и ссылок на сайты. Интерьер замка. Отопление и освещение. Бадья из колодца замка Руннебург около 1250 года. Донжон. Сосуд для запасов и настольные горшки. Паровая баня 14 века. Стенной камин в замке Вилденберг. Охрана. Сбор урожая. Прислуга. Военное содержание. Мажордом.

«Рыцари и замки в Средние века» - Рыцарский турнир. Печатный станок. Миниатюра. Портрет Иоганна Гутенберга. Исав перед Исааком. Портрет Джотто. Б. Торвальдсен. Статуя Джотто. Бранль. Средние века. Расцвет настенной живописи.

«Замки» - В рыцарском замке. Турниры устраивали короли и знатные феодалы. Внутреннее убранство замка. Через ров часто был перекинут подъемный мост. Сначала замки строили из дерева, а потом стали сооружать из камня. Кодекс чести рыцаря. Рыцарский турнир. Обычно замок возводился на холме или высокой скале. Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари.

«Феодалы и рыцари» - Воинское мастерство оттачивалось на турнирах- состязаниях рыцарей в силе и ловкости. Рыцарь должен был быть щедр. Рыцари- военное сословие средневековой Европы. Снаряжение рыцаря. Над всеми постройками возвышалась главная башня- донжон. Что такое рыцарский кодекс чести? Рыцарь- надежда слабых и униженных.

«Время рыцарей и замков» - Кoнныe pыцapи были caмoй cильнoй чacтью cpeднeвeкoвoгo вoйcкa. В своей деятельности рыцари видели воплощение принципов христианского рыцарства. Mиниaтюpa 13 в. Древняя часть замка - круглая башня. Здесь происходило состязание величайших поэтов-миннезингеров Средневековья. Замки. Слово «рыцарь» обозначает в переводе «всадник».

Всего в теме 20 презентаций

Предварительная работа.

Подготовить 4 учащихся с мини-сообщениями к презентации на темы

Рыцарь на войне.

Кодекс рыцарской чести.

Замок феодала.

Рыцарские турниры.

Создать презентацию «За стенами замков», приготовить силуэты щитов , значки щитов на карту «Средневековая Европа», памятки, копии документов, тесты, начать заполнение сравнительной таблицы «Условия жизни различных сословий средневекового общества в Западной Европе»

Цели урока:

Образовательные.

  1. Эмпирический уровень
  • Сформировать у учащихся представление об образе жизни типичных представителей рыцарского сословия в средние века. Познакомить учащихся с особенностями стиля поведения, рыцарским кодексом и основными занятими рыцарей-феодалов.

II . Теоретический уровень.

  • Сформировать у учащихся новые понятия:

Воюющее сословие, замок, рыцарь, донжон, турнир, доспехи, забрало, герб.

  • Помочь осмыслить выводы урока:
  • Рыцари в средние века составляли военное сословие в Западной Европе.
  • Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время турниры, пиры и охота.
  • Продолжить работу над известными понятиями и выводами:
  • Феодальная лестница, сословие, феод, феодал, феодальная вотчина, феодализм, повинности, оброк, барщина, вассал, сеньёр.
  • Люди, владевшие землёй с крестьянами, в средние века назывались феодалами, а общественный строй основанный на отношениях поземельной зависимости крестьян от феодала- феодализм.

Развивающие.

  • Продолжить работу по формированию умений:
  • Работать с картой – находить изученные раннее государства на территории Западной Европы.
  • Графически оформлять выводы, продолжить заполнение таблицы на основании материала учебника и сведений полученных на уроке.
  • Анализировать документ.

Воспитательные.

  • Продолжить работу по формированию культуры умственного труда.

Оборудование : компьютер, экран, презентация, карточки-тесты, карта №29, схемы «Средневековый замок», «Феодальная лестница», силуэты щитов, знаки –щиты на карте, распечатки документов, памятки по оцениванию и работе с документом.

Тип урока . Комбинированный урок (прямой).

Вид урока . Урок-презентация.

ХОД УРОКА .

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент

1 мин.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

А для меня, уже награда

Сиянье ваших милых глаз.

Сели девочки. Сели мальчики.

Я вижу, что сегодня нет отсутствующих, в классе чисто и все готовы отправится в новое путешествие по средневековой Европе.

Стоят у рабочих мест

Садятся.

Проверка д/з.

Уровни А,В,С.

10 мин.

(5+3+2)

5 мин.

3мин.

1 мин.

Но прежде давайте вспомним, что мы с вами уже знаем о жизни людей в это время, а точнее, о жизни крестьян в средневековой деревне.

А. Монологический ответ у доски на вопрос «Как жили крестьяне в средневековой деревне» по карточке – плану(прил.1)

В. Класс выполняет тест № 8

На отдельных листах по вариантам.

С. Решение задачи.

В какие века и в каких районах Европы бытовала молитва: «От меча норманна и стрелы мадьяра упаси нас, Господи»

Оценивание устного ответа и сбор карточек и проверенных тестов

Отвечает 1 учащийся.

Готовиться 5 минуты. Класс в это время выполняет тест. (прил.1) Взаимопроверка теста. Ключ на обратной стороне доски. Оценивание по памятке под тестом.

Выполняют 2 уч-ся на карточках.

Ответ: Эта молитва бытовала с конца Ix и до середины X века во всей Центральной Европе, которая подвергалась набегам викингов с запада и конников-мадьяров - с востока.

Монологический ответ у доски.

Анализ ответа по памятке.

Изучение новой темы

20 мин.

1 мин. Физ.пауза.

Итак, мы узнали как жили крестьяне - сословие вечных тружеников, а сегодня, мы заглянем за стены неприступного замка феодала. (вкл.комп)

(слайд 1) За стенами замков.

Как выдумаете, о чем пойдёт речь на нашем уроке? О чём мы сегодня с вами узнаем?

А теперь посмотрите на план нашего урока. (слайд 2) Совпадают ли ваши предположения с планом?

Верно, многое совпадает. Запишите план.

  1. Кто такие рыцари?
  2. Рыцарь на войне.
  3. Кодекс чести.
  4. Мой дом – моя крепость.
  5. Больше чем забава.

А в конце нашего урока, мы сможем ответить на главный вопрос

Кого называли рыцарем, и что было главным занятием в его жизни?

Но в начале, давайте вспомним, кто такие феодалы и что такое феодализм?

Верно, (слайд 3).

А за что получали свои земли феодалы?

Правильно, то есть феодалы тоже составляли сове сословие и оно называлось «Воюющее» или военное сословие. А ещё их называли в Средневековье – рыцари.

Запишите определение термина рыцарь(слайд 4)

Итак, рыцари - военное сословие и большую часть своей жизни они проводили на войне. Об этом нам расскажет (1- й уч-ся.

прил.3)(слайды 5-)

Что использовали рыцари для защиты в бою?

Верно, а голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Для того что бы символы – гербы не повторялись, появилась целая служба герольдов, которые за этим следили. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах. А что можно заметить, посмотрев на силуэты щитов?

Правильно, это потому что они из разных государств.

Давайте попробуем определить из каких вот по этой карте. Итак, где находится на карте, в каком государстве, герб вот такой формы….значит, этот щит называется – норманнским, а такой…….в каком государстве на карте находиться? Значит это ….

(прил.4)

Итак, мы узнали что щиты рыцарей разный стран отличались, а теперь узнаем отличались ли правила и законы по которым жили рыцари.(слайд)

Что же больше всего ценили и уважали рыцари? Об этом нам поможет узнать документ. Так что же больше всего ценили и уважали рыцари?

А со всеми ли рыцарь соблюдал правила галантного или уважительного поведения?

Правильно, обычно только с людьми своего сословия, но не с «грубыми мужланами», к ним они относились с

презрением.

Ответы уч-ся

списывают план в тетрадь

Ответ: феодал- владелец феода и живущий за счёт эксплуатации земли с крестьянами. Феодализм – общественный строй, основанный на отношениях поземельной зависимости крестьян от феодала.

Феодалы получали землю за службу своему сеньору на войне.

Записывают определение.

Слушают и смотрят презентацию.

Ответ: для защиты использовали доспехи и щиты.

Ответ: они разной формы.

Работают с силуэтами щитов и картой

Сообщение 2-го уч-ся

Работа с документом.

Ответы уч-ся (отвагу, верность, храбрость)

Ответы уч-ся

Закрепление

7 мин.

Итак, мы с вами сегодня познакомились с образом жизни какого сословия?

Верно, мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия,а что такое сословия?

Правильно, сословия – это большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, на которые делилось средневековое

А какие ещё сословия средневекового общества мы с вами уже знаем?

На преидущих уроках, мы с вами начали заполнение сравнительной таблицы «Условия жизни различных сословий средневекового общества». Давайте сейчас вспомним о чем мы узнали сегодня на уроке и закончим заполнение таблицы в колонке «Воюющее сословие» .

Сравнительная таблица.

(прил.2)

Ответ: Мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия.

Ответ: сословия – это большие группы людей со своими правами и обязанностями, на которые делилось средневековое общество.

Мы уже познакомились с жизнью крестьян- вечных труженников и священиков – молящегося сословия. Заполняют графу в сравнительной таблице.

Вывод по теме

3мин.

Итак, что же мы с вами узнали сегодня на уроке о жизни рыцаря?

Значит можно сделать вывод что (на слайде)

Рыцари составляли военное сословие в средневековой Западной Европе. Основное занятие рыцаря – война, а в мирное время – турниры и охота.

Запишите вывод в тетрадь.

Ответы уч-ся.

Записывают в тетрадь

Д/з

2 мин.

А теперь. внимание! Записываем д/з (на слайде) Прочитать §7. Ответить на вопрос «Как жили и чем занимались рыцари Средневековья»

*Написать мини-сочинения на темы по выбору.

  1. Один день из жизни рыцаря.
  2. Больше, чем забава.
  3. Есть ли рыцари в наши дни.

Есть ли вопросы по выполнению д/з?

Итог урока и оценивание деятельности учащихся.

Окончание урока по звонку.

2 мин.

Да, не мало мы с вами увидели и услышали заглянув за стены замка. А понравилось ли вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего?

Выставление и коментирование оценок

Спасибо за урок, все свободны.

Ответы детей.

Подача дневников для выставления оценок.

Рыцари на войне.

Рыцари предпочитали сражаться на конях. Основная единица рыцарского войска – тяжеловооружённый всадник. Бой в средние века – череда рыцарских поединков. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари верхом на лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах. От ран рыцаря защищали стальные доспехи, шлем и щит. Но, не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

Рыцарский кодекс чести.

Рыцарь должен был соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии. Он должен был быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.

Он должен был прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости. Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия. Рыцарь должен был быть верен слову и благороден, образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней. Конечно, все эти правила, рыцарь не должен был соблюдать с людьми не своего круга, с «грубыми мужланами». Более того, многие рыцари и в своём кругу не блистали всеми добродетелями, часто они оказывались необразованными и жестокими людьми. И, тем не менее, нормы рыцарской жизни принимались всеми представителями этого сословия, и рыцари старались им соответствовать.

Приложение 3.

Составьте сравнительную таблицу «Условия жизни различных сословий в средневековом обществе» используя следующий справочный материал

Вопросы для сравнения

Священники

Крестьяне

Рыцари

Род занятий

Молятся, читают священные книги, обучают монахов, налогов не платят.

Пашут, сеют, платят налоги, несут повинности.

Воюют, охотятся, проводят турниры,налогов не платят.

Жильё

Монастыри и аббатства.

Бедные хижины.

Замки и дворцы.

Пища

Чаще простая, но хорошая и в достаточном количестве

Самая скромная, не в достаточном количестве, часто голодают

Роскошные блюда и явства.

Развлечения

Запрещены церковными правилами.

Ярмарки и народные праздники.(очень редко)

Пиры, охота,

Выступление бродячих артистов и минестрелей

Источники

существования

Монастырские хозяйства, церковная десятина и налоги с крестьян.

Собственный труд, натуральное хозяйство.

Налоги с крестьян, военная добыча.

Документ.

Средневековый поэт барон Бертран до Борн написал множество баллад о рыцарях.

Отрывок из баллады «Первая песня»

…И также мне люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперёд,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость предаёт

Приглашение в рыцарский замок… Урок-путешествие по курсу истории средних веков 6 класс Цели и задачи урока Ознакомить учеников с условиями жизни и быта рыцарей; подвести к пониманию того, как феодалы- рыцари поддерживали свое господство над крестьянами и какие у них были моральные нормы. Краткая аннотация урока Урок проводится в форме виртуального путешествия, во время которого мы побываем в замке рыцаря. Ознакомимся с основными сооружениями замка, устройством подъемного моста, внутреннем убранством помещений и хозяйственными постройками. Посетим центр замка- башню Донжон. Где размещались замки? Замок старались построить в самом непреступном местена вершине крутого холма, на скале, на острове посреди реки. Замок опоясывала высокая и толстая каменная стена. На верху стены была сделана крытая дорожка, по которой ходили воины. Некоторые замки имели по нескольку рядов стен. Замок Дом феодала Хоз. постройки Жилые помещения Донжон Убежище феодала Укрытие семьи феодала во время осады Мощные стены Глубокий ров с водой Конюшни Залы Запасы продовольствия Подъемный мост Кладовая Мастерские Кухня Спальни Женская комната Помещения для прислуги В подвале тюрьма и колодец Подземный ход за пределы замка Железные решетки «Портикулы» «Если бы одна моя нога стояла в раю, а другая - в замке, я переставил бы первую, чтобы пойти сражаться»,- таким было отношение к жизни и смерти средневекового рыцаря. Что же такое было в замке, чтобы ради возвращения в него можно было отказаться от рая? Воротные Воротная башни башня Угловая башня Подъемный мост Стена замка Подъемный мост и ворота замка К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен. 1.Подъемный мост 2.Противовесы на подъемнике ворот 3.Ворота замка Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя. Башня донжон Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. За главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах - своеобразная “ловушка” для нападающих. Непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon). Донжон в замке Венсенн. Пятиугольная башня замка Лаэнк. От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы - ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка. Основные выводы Замки служили опорой независимости феодала; В замках делали остановки путешествующие короли и знатные люди; В замках выступали странствующие трубадуры, жонглеры и менестрели; В замке сеньор творил суд и расправу над крепостными крестьянами; В замке удерживались знатные пленники, в ожидании выкупа за их жизнь; Замок являл собой прекрасный образец средневековой архитектуры. Вопросы?


Цель урока

Ознакомиться с возведением, устройством и предназначением замков в Средневековой Европе

Задачи

Объяснить понятие «Средневековый замок»

Рассказать о том как строились замки Средневековой Европе, кто их строил и зачем

Выяснить какую роль играл замок в Средневековой Европе


План урока

1. Что такое «Средневековый замок»?

2. Кто, как и зачем возводил эти замки?

3. Как устраивалась повседневная жизнь в замке?

4. Какую роль в Средневековой Европе играли замки?


Средневековый замок – это сооружение, в котором сочетались жилые помещения и оборонительные сооружения. Строились они из камня, на возвышенности. Большинство средневековых замков сохранились в Англии, Шотландии, Германии, во Франции, Чехии, Австрии и других странах.

Замок Нойшванштайн

Крепость Гуаита.

в Германии

Сан-Марино


Кто строил замок?

Зачем феодалы строили замки

Феодал

Для защиты от внешних врагов

(от войск других феодалов)

От слова « феод » – земля. Собственность земли; на него работали зависимые крестьяне

Для того, чтобы спрятаться от восставших крестьян

Замки, кроме обороны, были жилищами феодалов

Использование труда зависимых крестьян, присвоение результатов их труда (сельскохозяйственной продукции) называется эксплуатацией .


Устройство замка

Мощные стены

Зубчатая башня с бойницами

Внешние ворота

Внутренний двор

Глубокий ров с водой


Рыцари – обитатели замка

Рыцари – вооруженные конные или пешие отряды, вооруженные тяжелым мечем и длинным копьем. Для защиты имелся щит.

На тело они надевали латы – доспехи из железных пластин; на голову – железный шлем. Для защиты лица имелось з абрало – металлическая пластина с прорезями для глаз.

Задачи рыцарей

Защита замка

Участие в захватнических войнах феодала

Участие на рыцарских турнирах

Совершенствование боевых качеств


На территории Европы первые замки начали появляться после падения Римской империи, когда германские племена начали строить деревянные залы, где их вожди отмечали свои победы. Один из таких ранних средневековых замков описан в англосаксонской поэме « Беовульф ».

Эпизод из сериала «Беовульф»




Сегодня, средневековые замки Германии, Франции, Англии, других стран Европы – немые свидетели былого могущества рыцарей, князей и королей.

Замок Тауэр. Лондон. Англия


Спасибо

Что еще почитать