Дочь погосяна михаила аслановича. Биография

Генеральный директор ОАО "Холдинговая компания "Сухой"", бывшего ГУП "Авиационный военно-промышленный комплекс "Сухой" с 1998 года и ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"" (МиГ) с 2009 года. Доктор технических наук, член-корреспондент Российской академии наук.


Михаил Асланович Погосян родился 18 апреля 1956 года в Москве. В 1979 году с отличием окончил факультет самолетостроения Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе и поступил на работу на Московский машиностроительный завод им. П.О.Сухого.

В 1995 году Погосян стал председателем совета директоров ОАО "Опытно-конструкторское бюро имени Сухого" (ОКБ Сухого). Занимал этот пост по 1999 год. Погосян участвовал в создании самолетов Су-32, Су-33, семейства самолетов Су-30, а также возглавлял работы по проектированию и постройке сверхзвукового многофункционального самолета Су-47 "Беркут", совершившего первый полет в сентябре 1997 года.

В 1998 году Погосян сделался первым заместителем генерального конструктора бюро. В апреле 1998 года распоряжением правительства России он был назначен генеральным директором ГУП "Авиационный военно-промышленный комплекс "Сухой" (ныне ОАО "Холдинговая компания "Сухой""), а в мае 1999 года стал генеральным директором "ОКБ Сухого".

В 2000 году Погосян вошел в состав Совета по предпринимательству при председателе правительства России. В 2004 году возглавил кафедру самолетостроения в Московском авиационном институте.

Под руководством Погосяна холдинг "Сухой" начал работы по созданию гражданского самолета. В марте 2003 года "ОКБ Сухого" выиграло конкурс на создание пассажирского самолета для региональных линий, получившего название Russian Regional Jet и позднее переименованного в Sukhoi SuperJet.

При работе с военными самолетами особое внимание Погосян уделяет послепродажному обслуживанию авиационной техники ("Сухой" обладает правом на экспорт запчастей и оказание сервисных услуг).

30 июля 2007 года Погосян досрочно покинул пост генерального директора ОАО "ОКБ Сухого", оставшись во главе "Холдинговой компании "Сухой". Трудовой договор был расторгнут советом директоров по инициативе Погосяна.

В январе 2009 года Погосян был назначен на три года генеральным директором ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"", при этом он сохранил за собой пост генерального директора "Сухого". Предполагалось, что Погосян поможет "МиГу" погасить задолженность в размере 44,6 миллиарда рублей и будет руководить включением компании в ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК).

Погосян является доктором технических наук и членом-корреспондентом Российской академии наук (РАН). В 1997 году Погосян стал лауреатом Государственной премии, премии правительства в 1998 году, а в 2002 году был награжден орденом Почета - за личный вклад в создание самолета Су-33.

Михаил Асланович Погосян родился 18 апреля 1956 года в Москве. В 1979 году с отличием окончил факультет самолетостроения Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе и поступил на работу на Московский машиностроительный завод им. П.О.Сухого.

В 1995 году Погосян стал председателем совета директоров ОАО "Опытно-конструкторское бюро имени Сухого" (ОКБ Сухого). Занимал этот пост по 1999 год. Погосян участвовал в создании самолетов Су-32, Су-33, семейства самолетов Су-30, а также возглавлял работы по проектированию и постройке сверхзвукового многофункционального самолета Су-47 "Беркут", совершившего первый полет в сентябре 1997 года.

В 1998 году Погосян сделался первым заместителем генерального конструктора бюро. В апреле 1998 года распоряжением правительства России он был назначен генеральным директором ГУП "Авиационный военно-промышленный комплекс "Сухой" (ныне ОАО "Холдинговая компания "Сухой""), а в мае 1999 года стал генеральным директором "ОКБ Сухого".

В 2000 году Погосян вошел в состав Совета по предпринимательству при председателе правительства России. В 2004 году возглавил кафедру самолетостроения в Московском авиационном институте.

Под руководством Погосяна холдинг "Сухой" начал работы по созданию гражданского самолета. В марте 2003 года "ОКБ Сухого" выиграло конкурс на создание пассажирского самолета для региональных линий, получившего название Russian Regional Jet и позднее переименованного в Sukhoi SuperJet.

При работе с военными самолетами особое внимание Погосян уделяет послепродажному обслуживанию авиационной техники ("Сухой" обладает правом на экспорт запчастей и оказание сервисных услуг).

30 июля 2007 года Погосян досрочно покинул пост генерального директора ОАО "ОКБ Сухого", оставшись во главе "Холдинговой компании "Сухой". Трудовой договор был расторгнут советом директоров по инициативе Погосяна.

В январе 2009 года Погосян был назначен на три года генеральным директором ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"", при этом он сохранил за собой пост генерального директора "Сухого". Предполагалось, что Погосян поможет "МиГу" погасить задолженность в размере 44,6 миллиарда рублей и будет руководить включением компании в ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК).

Лучшие дня

Командующий спецподразделением «эль-Кудс»
Посетило:142
Майор Военно-воздушных сил Красной армии,
Посетило:79
Cоздателей квантовой механики

Михаил Погосян досрочно покидает пост главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Окончательное решение о его уходе в отставку будет принято 16 января на заседании совета директоров.

Компанию, в которую входят все крупные авиастроительные заводы и конструкторские бюро России, возглавит Юрий Слюсарь , занимающий сейчас пост замминистра промышленности и торговли РФ.

Михаил Погосян останется в корпорации, но на должности генерального конструктора.

Биография

В 1979 году с отличием окончил факультет самолётостроения Московского авиационного института имени Орджоникидзе и поступил на работу на Московский машиностроительный завод имени Сухого.

В 1995 году стал председателем совета директоров ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени Сухого» (ОКБ Сухого). Занимал этот пост до 1999 года. Участвовал в создании самолётов Су-32, Су-33, семейства самолётов Су-30, а также возглавлял работы по проектированию и постройке сверхзвукового многофункционального самолёта Су-47 «Беркут».

В 1998 году стал первым заместителем генерального конструктора бюро. В апреле того же года назначен генеральным директором ГУП «Авиационный военно-промышленный комплекс „Сухой“» (ныне ОАО «Холдинговая компания „Сухой“»).

В мае 1999 года стал генеральным директором «ОКБ Сухого». Под руководством Погосяна «Сухой» начал работы по созданию гражданского самолёта SuperJet.

В 2000 году вошёл в состав Совета по предпринимательству при председателе правительства России.

В 2004 году возглавил кафедру самолётостроения в Московском авиационном институте.

30 июля 2007 года по собственному желанию досрочно покинул пост генерального директора ОАО «ОКБ Сухого», оставшись во главе холдинга.

В январе 2009 года назначен генеральным директором ОАО «Российская самолётостроительная корпорация МиГ».

В феврале 2011 года избран президентом корпорации ОАК сроком на 5 лет.

В марте 2011 года вошёл в совет директоров ОАО «Роснано».

В июне 2011 года был избран председателем совета директоров одного из крупнейших авиастроительных холдингов России ОАО «Корпорация Иркут», а также вошёл в состав наблюдательного совета НП «Союз авиапроизводителей». В том же месяце Погосян был избран председателем совета директоров ОАО «Компания „Сухой“», в связи с чем покинул должность её генерального директора.

В октябре 2012 года Погосян вошёл в совет директоров ОПК «Оборонпром».

29 января 2013 года члены совета директоров ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» проголосовали за назначение Погосяна на пост председателя совета директоров компании.

В январе 2015 года переведён на должность генерального конструктора ОАК.

Является доктором технических наук и членом-корреспондентом Российской академии наук (РАН), автором 11 патентов и изобретений, 14 научных трудов. Лауреат Государственной премии РФ (1997), а также премии Правительства РФ (1998).

В 2002 году Михаил Погосян был награждён Орденом Почёта за личный вклад в создание истребителя Су-33, принятого на вооружение военно-морского флота России.

Женат, имеет двоих детей.

Михаил Асланович Погосян (род. 18 апреля 1956 года) - российский авиаконструктор и предприниматель, ректор Московского авиационного института, в прошлом генеральный директор Компании «Сухой», в прошлом генеральный директор ОАО «РСК „МиГ“», бывший президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», председатель Совета директоров ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». С 16 июня 2016 года ректор Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

Биография

Родился 18 апреля 1956 года в Москве. Корни Погосяна из Нагорного Карабаха - родители матери оказались в Москве в 1924-1925 годах, после революции, а отец - во время Великой Отечественной войны, после ранения.

В 1979 году Михаил Погосян с отличием окончил факультет самолётостроения Московского авиационного института и был направлен для работы на Московский машиностроительный завод им. П. О. Сухого (ныне - ОАО «ОКБ Сухого»). Прошёл путь от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора (с 1992 по 1998 гг.), Председателя Совета директоров ОКБ (с 1995 по 1999 гг.) и генерального директора ОАО «ОКБ Сухого» (с мая 1999 года по июль 2007 года).

С марта 1998 года - генеральный директор ФГУП «АВПК „Сухой“». В сентябре 2003 года распоряжением Правительства Российской Федерации назначен генеральным директором ОАО «Компания „Сухой“». С декабря 2008 года - генеральный директор ОАО «РСК „МиГ“». В настоящее время является председателем Советов директоров ОАО «ОКБ Сухого» и ОАО «КнААПО». До 16 января 2015 года являлся президентом ОАО «ОАК». Досрочная отставка с поста президента мотивирована избыточными расходами по Sukhoi Superjet 100. За время деятельности Михаила Погосяна на посту президента ОАО «ОАК» выручка корпорации выросла со 128 миллиардов рублей в 2010 году до 285 миллиардов в 2014 году. В 6 раз было увеличено производство гражданских самолётов (с семи машин в 2010 году до 43 в 2014), запущен в серию пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet, который впервые полностью был создан в России, а также почти в 4 раза увеличилось производство боевых самолётов для Минобороны России (с 28 боевых и учебно-тренировочных самолётов, полученных ВВС России в 2010 году до 101 в 2014, не считая семи транспортных и специальных самолётов). При этом доля поставок ОАО «ОАК» для российских военных выросла с чуть более 25 % в 2010 году до 80 % в 2014 году.

С декабря 2011 года избран действительным членом РАН

В марте 2017 года вошёл в состав Общественной палаты Российской Федерации.

Частная жизнь

Женат, двое детей.

  • Старшая дочь - закончила Высшую школу экономики.
  • Младший сын Артём (род. 1986 г.) окончил Высшую школу экономики, в 2011 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук в Московском авиационном институте (МАИ). С 2005 года работает в компании «Гражданские самолёты Сухого» (ЗАО «ГСС»), председателем совета директоров которой является Михаил Погосян. За несколько лет Артём дорос до директора по оперативному анализу и экономическому контролю, а в 2012 году был назначен заместителем старшего вице-президента по экономике и финансам. 18 марта 2013 года 27-летний Артём Погосян назначен старшим вице-президентом по экономике и финансам «Гражданских самолётов Сухого». Михаил Погосян отрицает свою причастность к этому назначению, по его словам, он «не лоббировал назначение сына, но и не препятствовал». После отставки отца с руководящих постов в «Объединённой авиастроительной корпорации» Артём перестал занимать должность вице-президента по экономике и финансам «ГСС».

Общественная позиция

В сентябре 2016 года стал доверенным лицом партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.

Награды

  • Орден Почёта (2002 год) - за вклад в разработку, создание и серийное производство палубного истребителя Су-33
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 27 декабря 2008 года)
  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года (в области дизайна) (29 мая 1997 года) - за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолетов Су-27
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации (1998 год)
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (18 апреля 2006 года) - за заслуги в создании новых образцов авиационной техники военного и гражданского назначения и многолетний плодотворный труд
  • Почётная грамота Минпромэнерго России
  • Звание «Благодетель губернии» (Астраханская область, 13 августа 2002 года) - за активную благотворительную деятельность и личный вклад в развитие массовой физической культуры и спорта на территории Астраханской области
  • Знак «Почётный работник УОМЗ» (Уральский оптико-механический завод, 2006 год) - за поддержку развития оптико-электронного приборостроения в авиации
  • Почётный профессор Казанского государственного технического университета имени А. Н. Туполева (2010 год)
  • Золотая медаль имени Льва Николаева (14 ноября 2016 года)

Краткая справка по "Сухому".

М.П. Симонов появился на Сухом в качестве Генерального конструктора в 1983 году. Он пришел из министерства, был руководителем главка, пользовался покровительством министра авиапрома И.Силаева. Достиг позиций за счет связей по линии жены. Началась эра развала Конструкторского Бюро. Через год он ушел всех технических идеологов КБ - создателей Су-24, Су-25, Су-27. Для подавления сопротивления оставшихся технических профессионалов М.П.С. сделал одним из технических руководителей М.А. Погосяна, которого тоже не очень любили, по сути, он почти стал «цепным псом» его.

Через некоторое время очень много умных специалистов ушло с Сухого. В начале своей работы МПС в первую очередь подписал с Министерством Обороны России акт о постановке самолета Су 27 на вооружение. Велись работы по созданию Су27К, которые в самом начале вел М.А. Погосян , затем руководителем стал К.Х Марбашев - Будущий руководитель ООО «Морские технологии Сухого».

Когда самолет прошел испытания и за него дали правительственные награды, М.А. Погосяна обошли, и он возненавидел М.П. Симонова. Тут начались бездарные поиски и изыскания. Далее СССР развалился и началась приватизация ОКБ Сухого. Где М.П. Симонов «сделал» весь коллектив.



Часть акций при приватизации необходимо было разместить (бесплатно) среди 5000 сотрудников предприятия. Было объявлено, что каждому сотруднику полагается минимум 3 акции. Только если он подтвердит справкой из банка, что у него есть определенная сумма на счету, то он получит больше (таких было ограниченное число). Таким образом, основную часть акций получил Симонов и приближенное руководство.

В дальнейшем эти акции были выкуплены по хорошей цене Инкомбанком. В результате перехода в АООТ «ОКБ Сухого» М.П. Симонов стал Генеральным директором-генеральным конструктором, а М.А. Погосян Председателем Совета директоров. А все предприятия получили полную юридическую и финансовую самостоятельность.

В связи с этим, все контракты на поставку техники за рубеж подписывались с серийными заводами. Вначале был подписан Контракт на поставку 20 самолетов в Китай, он был подписан с Комсомольском - Ген директор в то время Меркулов.

Потом Лицензионный Контракт, многомиллиардный для Китая. Симонов подписывал передачу всей документации - несколько вагонов. До сих пор непонятно куда делись порядка 150 млн долларов США. Очень быстро китайцы перевели всю документацию на компьютерный диск, который пытались продать обратно Сухому.

В КБ Симонов начал модернизацию Су-27, который сейчас Су-34 - очень спорный вариант! Обратная стреловидность С47 Беркут - отработка незаметности, внутренних отсеков, композитов, в счет Министерства Обороны, - который потом поставлен к стенке за ненадобностью.

За счет КБ Симонов сделал Су-26 (все расходы на разработку легли на КБ), а продажи, в дальнейшем и производство, он отдал в АО ПТС (Передовые технологии Сухого), где был одним из крупнейших акционеров. А так как на самолете стояла марка Су, то все судебные иски по произошедшим авариям приходили в ОКБ Сухого.

Так как самолет получил сертификат ФАА как экспериментальный, то Симонов после продажи определенной партии должен был поменять его марку - так появились Су-26М, Су-29, опять же за счет ОКБ Сухого. Продажная стоимость этих машин составляла от 150 до 250 тысяч долларов США.

Также он пытался провести самолеты С-49 и Сельскохозяйственный. Самолеты однозначно не окупались. Попытки закрыть программы не были успешными из-за договоренностей между М.П. и М.А.

С 90 года Симонов начал рисовать С-80 - это скорее официальная оплата безработицы в КБ. Он не собирался его превращать в железо, но Меркулову в Комсомольске надо было загружать завод. Он взял под него кредиты и сделал в железе. Так как никто ничего не понимал в сертификации и требованиях авиакомпаний - поскольку продать его нельзя!

Под него создавались совместные предприятия между ОКБ и заводом, но дело не двигалось с места. Прошедшая в 2000 годах макетная комиссия, констатировала, что для его сертификации надо исправить много ошибок. По радиоэлектронному оборудованию, например, невозможно было сделать никаких выводов, так как отсутствовала документация. Уже в то время было понятно, что в ОКБ нет специалистов по гражданскому радиоэлектронному оборудованию. И вообще, для того чтобы его (С-80) продать, его надо переделать с нуля.

Еще веселее с индийским контрактом. Его готовил Иркутский завод - Федоров. Первоначально это должен быть контракт на поставку, но Симонов договорился с индусами на дополнительное проведение опытно-конструкторских работ, которые вписаны в контракт, но сумму оставили прежнюю.

Таким образом, контракт подписали убыточным! Для привлечения оборотных средств Федоров решил использовать деньги китайского контракта и для этого создал управляющую компанию - АХК «Сухой» ранее именовавшуюся АВПК «Сухой».

В 90-е годы Симонов создал коммерческое предприятия по пошиву курток и дубленок, свиноферму в Орудьево, автосервис по ремонту иномарок и, может быть, что-то другое. В этот момент Погосян припомнил Симонову и всем обиду и решил, что настало время его сменить.

Он (М.А. Погосян) снял Федорова с АХК Сухой, проведя аудит контрольным управлением Президента, хотя нарушения были небольшие. Уже тогда Погосян ездил за границу и вероятно нашел покровителей, которые ссудили ему порядка 300 млн. долларов (?!) на его назначение, в счет будущего поступления от контрактов. А может и больше.

Вероятно, поэтому он и борется за свое место, потому что не вернул их еще. Вероятно, уже тогда договорились и о том, что будет делать Погосян в их пользу (Госдепартамент США, другие варианты).

В 1997-98 годах, когда Инкомбанк обанкротился, и его президент Виноградов ушел со своего поста, Погосян снял Симонова и стал генеральным директором ОКБ Сухого.

Через некоторое время за закрытыми дверями Погосян и Симонов договорились об условиях совместного сотрудничества.

В начале деятельности была попытка стандартизировать и определить степень унификации всех модернизаций Су-27, но этого не смогли сделать даже конструкторы, поэтому все самолеты разные!

Погосян обмолвился, что прибрал к рукам деньги, которые государство перечисляло КБ на поддержку конструкторского потенциала. При переходе власти от Ельцина к Путину Погосян был удивлен и отметил, что чиновники взяток не берут.

В 2000 годах из-за недоделок Погосян не мог договориться о Финансировании работ в Интересах Министерства Обороны, и он решил заняться гражданской авиацией - проект регионального самолета или сегодняшний Суперджет.

В конце 90-х на работу финансовым директором был взят Озар, который решал все финансовые проблемы. Прокрутка госденег в банках. Передача взяток. Улаживание проблем с проверками Счетной Палаты и другое.

В 2003-2004 году, через главу Газпрома Алексея Миллера М.А. Погосян вошел в круг топ-менеджеров Владимира Владимировича Путина, став неуязвимым, и тем самым аккуратно подставив В.В.Путина по работе против страны.

Профессорскую диссертацию Погосяну делало половина КБ. Интересно, кстати, а где она сейчас находится?

Когда проходил конкурс в Министерстве Обороны по финансированию 5-го поколения между Сухим и МиГ, один из сотрудников отметил, что если бы не ресурс Погосяна, Сухой проиграл бы конкурс.

Очень умные шаги Погосяна по работе на своих хозяев (Госдепартамент США) привели к развалу Сухого. Он, между прочим, как-то упомянул - когда ему будет 60 лет на Сухом не останется ни одного специалиста старше 60 лет! А значит, не будет специалистов вообще. Интересно, а какое досье на него в других странах?

Что еще почитать