Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия. Система последипломного медицинского образования в России

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ 4 курса лечебного факультета

Тема №7: «Лицензирование и аккредитация в сфере здравоохранения».

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола 10

Зав. кафедрой ОЗиЗ

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..

Составитель:

к.м.н., доцент Аверченко Е.А.

Красноярск

1. Тема занятия: Лицензирование и аккредитация в сфере здравоохранения.

2. Значение изучения темы:

Учебное значение: В процессе занятия студенты должны изучить основные понятия. Освоить методику расчета УКЛ и их значение при оценке качества медицинской помощи. Знать основные моменты, связанные с порядком лицензированием и сертификацией медицинских учреждений и работников.

Профессиональное значение: Знание методики расчета УКЛ, порядка лицензирования и сертификации медицинских учреждений и работников является необходимым навыком в самостоятельной практической деятельности врача на современном этапе.

Личностное значение: Развитие ответственности за качество оказываемых медко-профилактических услуг. Формирование понимания значимости каждого медицинского работника в повышении качества товаров и услуг здравоохранения.

3. Цели изучения темы:

3.1. Общая цель: Подготовка квалифицированного специалиста имеющего знания и умения в области дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение.

Для достижения данной цели необходимо:

Знать: Понятие качества. Стандартизация качества. Конкурентоспособность и качество.

Уметь: Определить уровень качества оказания медицинской помощи пациенту

Иметь представление: О организации и порядке проведения вневедомственного контроля качества медицинской помощи

Иметь навыки:

Методики расчета УКЛ,

Порядка лицензирования и сертификации медицинских учреждений и работников.

4. План проведения занятия

5. Основные понятия и положения темы.

Порядок лицензирования и сертификации медицинских учреждений и медицинских работников

Лицензирование медицинских учреждений

В системе мер государственного регулирования медицинской и фармацевтической деятельности с 1992 г. важное место отводится лицензированию. Лицензия (от лат. licentia - свобода, право) - специ­альное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индиви­дуальному предпринимателю (ст. 2 Закона о лицензировании отдель­ных видов деятельности).

Организационная структура лицензирующих органов в систе­ме здравоохранения и социального развития, а также нормативная база, регламентирующая вопросы лицензирования, начали созда­ваться в 1992 г. Их формирование проходило в новых политических и экономических условиях. Необходимо было выработать механизм государственного регулирования, принципиально отличающийся от механизма, действовавшего до 1991 г. Тринадцатилетний опыт применения механизма государственного регулирования показал, что лицензирование является эффективным рычагом в системе мер государственного надзора и контроля.

Лицензирование связано с ограничением прав юридического лица или индивидуального предпринимателя на осуществление тех или иных действий в лицензируемых видах деятельности. В условиях рыночных отношений данное ограничение должно иметь законода­тельную основу и четкую аргументацию. Полномочиями по огра­ничению тех или иных действий наделены государственные органы исполнительной власти, которые осуществляют лицензирование.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" началась реализация широкомасштабной административной рефор­мы. Произошли существенные изменения в функциях и полномочиях большинства федеральных органов исполнительной власти.

Образованы новые федеральные органы исполнительной вла­сти - федеральные министерства, федеральные службы и федераль­ные агентства. Они стали новыми не только по названию, но и по задачам, функциям и полномочиям, которые на них возложены.

Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 "Об ут­верждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здра­воохранения и социального развития" и от 12.08.2004 № 412 "О лицен­зировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" лицензирование всех видов деятельности в сфере здравоохранения и социального развития возложено на Феде­ральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). В структуре Росздравнадзора создано Управ­ление лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности приказами Росздравнадзора созданы центральные комиссии по лицен­зированию и утверждены соответствующие положения об их работе.

В состав комиссий наряду с сотрудниками Росздравнадзора вошли представители других министерств и ведомств: МВД России, ФСКН России, Минпромэнерго России, Федеральной службы по интеллек­туальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а также органов управ­ления здравоохранением субъектов РФ, профессиональных медицин­ских и фармацевтических ассоциаций, научных и образовательных учреждений, государственных учреждений в сфере лицензируемых видов деятельности.

Лицензирование в сфере здравоохранения и социального развития имеет две принципиальные особенности.

Критерии, определяющие лицензирование видов деятельности в указанной сфере, связаны с состоянием здоровья граждан. В этих видах деятельности взаимодействуют между собой государство в лице федеральных и региональных органов исполнительной вла­сти и многочисленные субъекты фармацевтического рынка, рынка медицинских и социальных услуг. К ним относятся производители средств медицинского назначения, дистрибьюторы, врачи, провизоры, аптечные сети, государственные и муниципальные медицинские уч­реждения, аптечные учреждения и частные предприятия, учреждения социального обеспечения, представители частного отечественного и иностранного капитала и общество в лице потребителей, нуждаю­щихся в медицинской, лекарственной и социальной помощи.

Другой особенностью является выраженная социальная значимость видов деятельности, на которые необходимо получить лицензию. Механизм лицензирования как элемента государственного ре­гулирования отношений в ограниченном числе видов деятельности базируется на законодательных и разработанных на их основе подза­конных актах. Ведомственные нормативные акты, как правило, кон­кретизируют (устанавливают) требования и условия лицензируемого вида деятельности.

Правовыми основами лицензирования в сфере здравоохране­ния и социального развития являются:

1. Конституция РФ (РГ. 1993. № 237). Государство гарантирует реализацию общей нормы п. 3 ст. 17 Конституции РФ, устанавливающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина, в т. ч. права на занятие предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельностью, не должно нару­шать права и свободы других лиц. Пункт 1 ст. 34 Конституции РФ предоставляет каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 55 Основного Закона данное право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях:

    защиты основ конституционного строя;

    защиты нравственности, здоровья других лиц;

    защиты прав и законных интересов этих лиц;

    обеспечения обороны страны;

    обеспечения безопасности государства.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301). Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основа­нии специального разрешения (лицензии).

3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензирова­нии отдельных видов деятельности" (СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3430).

4. Федеральный закон от 23.12.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и ку­рортах" (СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713).

5. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и при­знании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации"» (СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607).

6. Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 № 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" (СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2710).

7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзо­ру в сфере здравоохранения и социального развития" (РГ. 2004. № 144).

Основные принципы лицензирования

Основные принципы лицензирования в нашей стране изложены в Федеральном законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Прежде всего, это:

    единство экономического пространства;

    установление единого порядка лицензирования;

    установление лицензионных требований и условий;

    гласность и открытость процедуры;

    соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Схема организации лицензирования в сфере здравоохранения и

социального развития

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзо­ру в сфере здравоохранения и социального развития, утв. постанов­лением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323, на Росздравнадзор возложены функции лицензирования медицинской, фармацевти­ческой деятельности, производства лекарственных препаратов и медицинского оборудования, протезно-ортопедической помо­щи, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Функции Росздравнадзора (в части лицензирования):

    выдача лицензий на ведение медицинской, фармацевтической деятельности, производство лекарственных препаратов и ме­дицинского оборудования, а также на ведение деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и деятельности по оказанию протезно-ортопедиче­ской помощи;

    ведение реестра лицензий по этим видам деятельности;

    методическое руководство по вопросам лицензирования;

    контроль за деятельностью учреждений и организаций в ча­сти соблюдения лицензионных требований и условий. Особо следует отметить, что в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и со­циального развития Росздравнадзор осуществляет лицензирование медицинских учреждений, организаций и предприятий, фарма­цевтической деятельности аптечных учреждений и предприятий, а также предприятий медицинской и фармацевтической промыш­ленности на всей территории Российской Федерации.

Схема организации лицензирования в сфере здравоохранения и социального развития включает в себя Росздравнадзор, его территориальные органы, центральные комиссии по лицензированию видов деятельности, а также комиссии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по ли­цензированию медицинской и фармацевтической деятельности в субъектах РФ.

Росздравнадзор сохраняет за собой функции надзора за дея­тельностью всех без исключения лицензиатов и соискателей ли­цензий, принимает на себя обязательства по проведению семина­ров и обучению членов лицензионных комиссий, а также экспертов по вопросам организации работ по лицензированию и экспертизе качества медико-социальной помощи.

Оценка лицензируемой медицинской деятельности проводится на соответствие лицензионным требованиям и условиям (п. 4 Поло­жения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постанов­лением Правительства РФ от 04.07.2002 № 499) путем экспертизы (проверки) соискателя лицензии экспертом по документам, а также при выезде на место осуществления медицинской деятельности.

Основными принципами экспертной деятельности являются:

    соответствие оцениваемых параметров нормативной правовой базе;

    использование утвержденных клинических стандартов и про­токолов;

    унификация требований независимо от организационно-пра­вовой формы;

    независимость, компетентность, объективность.

Экспертом может выступать лицо (специалист лицензирую­щего органа, внештатный эксперт) с высшим специальным об­разованием, имеющее стаж работы в здравоохранении не менее 10 лет, квалификационную категорию (первую или высшую) или ученую степень, а также получившее подготовку по экспертизе в области лицензирования и включенное в реестр экспертов по лицензированию медицинской деятельности.

Экспертиза при лицензировании - это оценка структуры со­искателя как одного из факторов, влияющих на качество меди­цинских услуг. Рассматриваются: уровень организации работы руководителя и персонала в целом; организационно-технические возможности: безопасность условий при осуществлении деятель­ности, квалификация медицинского персонала, здания, сооруже­ния, помещения, обеспеченность, состояние и обслуживание меди­цинской, вспомогательной и организационной техники, ресурсное обеспечение, использование и правильность ведения медицинской документации.

Для унификации работы разработан ряд документов в соот­ветствии с действующим законодательством РФ:

    бланк описи документов, представляемых для получения ли­цензии;

    бланк заявления на лицензирование;

    бланк заявляемых работ и услуг с указанием соответствующих кодов номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствую­щей медицинской помощи;

    бланк сведений о профессиональной подготовке в соответствии с каждым заявляемым видом работ и услуг;

    бланк сведений об оснащенности медицинским оборудова­нием, аппаратурой, инструментарием и т. п. в соответствии с заявляемыми видами работ и услуг.

Для единых подходов к оценке соблюдения лицензионных требований и условий разработаны:

    бланк заключения о соответствии соискателя лицензии лицен­зионным требованиям и условиям (при экспертизе по месту осуществления деятельности);

    бланк заключения о соответствии соискателя лицензии лицен­зионным требованиям и условиям (заполняется экспертом при экспертизе документов);

    бланки заключений эксперта по номенклатуре работ и услуг каждого раздела медицинской помощи (доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной, санаторно-курортной).

Все схемы заключений делятся на две части: констатирующую и заключительно-рекомендательную, содержащую резюме для Комиссии по лицензированию медицинской деятельности.

После представления заявления соискателя с приложением всех предусмотренных законодательством документов ("лицензионное дело") лицензирующий орган осуществляет экспертизу документов и объекта осуществления деятельности соискателя лицензии.

Экспертное обследование на месте осуществления медицин­ской деятельности начинается с организационного совещания, на котором комиссия знакомится с руководителем (индивидуальным предпринимателем), структурой учреждения, показателями его ра­боты, динамикой материально-технического развития - в случаях повторного лицензирования. После этого определяются порядок и условия работы.

Экспертам беспрепятственно представляется необходимая ин­формация и документы в пределах их компетенции.

Руководитель ЛПУ обеспечивает каждого эксперта запраши­ваемой информацией, документами для оптимального и объек­тивного решения задачи.

На месте эксперт(ы) оценивает(ют) требования к ресурсам:

    недвижимости (санитарно-техническое состояние, набор и площади, рациональность функционального назначения, поточность движения персонала и пациентов на соответствие СНиП 2.0802-89, СанПиН 2.1.3.1375-03 -требования указаны в стандартизованных формах по каждому виду работ и услуг, разработанных Минздравом МО);

    оборудованию (достаточность оснащенности - требования указаны в стандартизованных формах по каждому виду работ и услуг, разработанных Минздравом МО, состояние, условия эксплуатации, условия безопасности, современность медицин­ской техники, инструментария, медицинской мебели, мягкого инвентаря, мебели на соответствие табелю оснащения, Госу­дарственному реестру медицинских изделий, приказу Мин­здрава СССР от 03.10.1990 № 394 "Об утверждении положения о комплексном техническом обслуживании, ремонте, монтаже и наладке медицинской техники", приказу Минздравмедпрома России от 04.10.1995 № 276 "О мерах по укреплению метро­логической службы Минздравмедпрома России");

    хранению и использованию медикаментов, расходного мате­риала;

    квалификации кадров (приказы Минздрава России от 27.08.1999 № 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здра­воохранения Российской Федерации"; от 19.08.1997 № 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала"; от 05.06.1998 № 186 "О по­вышении квалификации специалистов со средним медицин­ским и фармацевтическим образованием"; приказы Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 "Об утверждении квалификаци­онных характеристик врачей-специалистов"; от 20.01.1982 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" в действующих редакциях).

На месте оцениваются организационные условия:

    охраны труда и техники безопасности на соответствие Феде­ральному закону от 17.07.1999 № 181 -ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";

    безопасности использования ресурсов (электро-, пожаро-, био­лого-, радиационно-, рентгено-, взрывобезопасность и другая безопасность от физических, химических и биологических фак­торов на соответствие Правилам техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения. Общие требования, утв. Минздравом СССР 27.08.1984);

    эксплуатации и жизнеобеспечения ресурсов (энерго-, тепло-, водоснабжение, связь, в т. ч. автономные источники);

    обеспечения нормативно-методическим материалом и органи­зации методической работы;

    обеспечения учетно-отчетной документацией (приказ Мин­здрава СССР от 04.10.1980 № 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здраво­охранения", с изм. и доп.);

    преемственности лечебно-диагностического процесса и ока­зания дополнительной лечебно-реабилитационной помощи (заключение договоров со сторонними организациями при необходимости), которые являются показателем организаци­онно-технических возможностей соискателя;

    внутриведомственного контроля качества (приказ Минздрава России № 363 и ФФОМС № 77 от 24.10.1996 "О совершен­ствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации");

    управления персоналом.

По результатам проверки членами комиссии по установ­ленной форме заполняется экспертное заключение, в котором отмечаются проверенные виды работ и услуг, их обобщенная характеристика по каждому разделу или объекту, и сдается стар­шему эксперту.

Председатель Комиссии отвечает за полноту, качество экс­пертного обследования, правильность заполнения экспертных заключений. Он же подводит предварительные итоги экспертизы и информирует о них соискателя лицензии.

Эксперт, проводивший экспертизу по документам, заполняет бланк заключения о соответствии соискателя лицензии лицензи­онным требованиям и условиям по документам.

Эксперт, выполнявший экспертизу на месте осуществления медицинской деятельности, заполняет бланк заключения о соот­ветствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и ус­ловиям с выездом на место осуществления этой деятельности.

Руководитель подразделения экспертного учреждения оформ­ляет заключение, в котором обобщаются экспертные заключения экспертов комиссии.

Решение комиссии по лицензированию медицинской деятель­ности оформляется протоколом и служит основанием для издания приказа Росздравнадзора о выдаче лицензии (отказе в выдаче ли­цензии, приостановлении действия лицензии).

Лицензионными требованиями и условиями при осуществле­нии медицинской деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;

б) наличие соответствующих организационно-технических условий и материально-технического оснащения, включая обо­рудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Росздравнадзором;

в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее пяти лет - для юридического лица;

д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее двух лет - для индивидуального предпринимателя;

е) повышение не реже одного раза в пять лет квалификации работников, осуществляющих медицинскую деятельность, - для юридического лица, а также для индивидуального предпринима­теля.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

1) полного и (в случае если имеет­ся) сокращенного наименования, в т. ч. фирменного наимено­вания, организационно-правовой формы, места нахождения (юридический и фактический адреса с указанием индекса), которые должны соответствовать учредительным документам и свидетельству о государственной регистрации юридического лица;

2) адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (мест нахождения обособленных подразделе­ний юридического лица и объектов, используемых для осу­ществления лицензируемой деятельности), которые должны соответствовать учредительным документам; факт наличия у юридического лица филиалов и (или) представительств дол­жен быть зафиксирован в учредительных документах;

3) го­сударственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый госу­дарственный реестр юридических лиц;

4) лицензируемой деятельности, которое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять (с перечислением работ и услуг);

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность;

г) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

е) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.

Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копию которой с указанием даты их приема лицензирующий орган направляет (вручает) соискателю лицензии.

Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений со­искатель лицензии несет ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право провести проверку соответствия соискателя лицензии лицен­зионным требованиям и условиям.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган обязан в пятидневный срок со дня принятия решения о предоставлении, продлении срока действия, переоформлении, приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии уведомить об этом (в письменной форме) лицензиата, а также соответствующие органы налоговой службы и органы управления здравоохранением.

Лицензиат обязан уведомить в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении места своего нахож­дения, а также места нахождения территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности. Не допускается уведомление путем направления факсимильного сообщения.

Лицензиат, осуществляющий деятельность на основании лицензии, предоставленной ему лицензирующим органом субъекта РФ, может вести эту деятельность на территории иных субъектов РФ при условии предварительного уведомления им в установленном порядке соответствующих лицензирующих органов.

Срок действия лицензии на осуществление медицинской дея­тельности - 5 лет.

В случае утраты лицензии лицензиат имеет право на получение ее дубликата.

При наличии у лицензиата территориально обособленных под­разделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, одновременно с лицензией выдаются заверенные лицензирующим органом ее копии по числу указанных подразделений и объектов.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания ли­цензирующего органа, в котором определяются лицензиат, состав комиссии, осуществляющей проверку, и срок ее проведения.

Продолжительность проверки не должна превышать 15 дней.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года.

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устране­ния лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом информации о наличии таких нарушений.

Сертификация медицинских работников

Сертификат подтверждает сертификацию специалиста. Он выдается на основании послевузовского профессионального образования (интер­натуры, клинической ординатуры, аспирантуры), а также врачей со ста­жем - дополнительного образования на курсах и факультетах повышения; квалификации с последующим проверочным испытанием.

Как известно, сертификат выдается на заявленные виды деятельности (и в этом он аналогичен лицензии) на определенные виды медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Это отмечается в письме Минздрава России "О разъяснении приказа Минздравмедпрома России or 07.08.95 № 15-00 "Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской или фармацевтичес­кой) деятельности".

Порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности изложен ряде документов. К ним относятся Положение об итоговой государст­венной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ, утв. постановлением Государственного комитета РФ по высшему образова­нию от 25.05.94 № 3, приказ Минздрава России от 31.03.97 № 3 "О поэтапном введении с 1997 г. итоговой государственной аттестации выпу­скников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений", а также письмо Минздрава России от 15.06.00 № 2510-6646 "Об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фар­мацевтических учебных заведений".

Упомянутое письмо приводит этапы аттестации, перечень и форму экзаменов и, что важно, квалификационные характеристики, перечень - зна­ний и умений для врачей-выпускников по специальностям: "лечебное дело" (040100), "педиатрия" (040200), "медико-профилактическое дело" (040300), составленными на основе государственного стандарта.

После прохождения обязательной первичной годичной послевузов­ской подготовки (интернатуры) врач должен доказать соответствие своего профессионального образования государственному стандарту, официальным свидетельством которого является сертификат специалиста. По высшему медицинскому образованию Госстандарты утверждены Госкомвузом России на основании Постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования" в соответствии с типовыми планами и программами, пересматриваемыми каждые 5 лет.

Для получения сертификата врач по окончании интернатуры, ордина­туры или аспирантуры сдает квалификационный экзамен, для чего Мин­здравом России специально разработаны тестовые программы по специ­альностям, и получает удостоверение или сертификат. Сертификат спе­циалиста подтверждается каждые 5 лет. Документы об окончании интер­натуры, ординатуры и аспирантуры, выданные до 5 лет, имеют равную юридическую силу с сертификатом.

Согласно ст. 60 "Клятва врача" Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан лица, окончившие высшие медицинские учебные заве­дения России, перед получением диплома врача дают клятву. В Федераль­ном законе от 20.12.99 № 214-ФЗ "О внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" впервые после принятия новой Конституции РФ обнародован текст, который приведен выше.

Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмот­ренную законодательством РФ.

Аттестация врачей, провизоров, других специалистов с высшим образо­ванием проводится в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 16.02.95 № 33 "Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здра­воохранения РФ" (с изм. от 28.09.99) и приказом регионального управления здравоохранением, которые формируют состав аттестационной комиссии. Комиссию возглавляет председатель, он определяет регламент ее работы (приложение 1 к упомянутому приказу). В состав комиссии входят секре­тарь и члены из числа высококвалифицированных специалистов, ученых и практиков медицины. Формой работы комиссии являются заседания, проводимые по графику, утвержденному руководителем органа управления здравоохранением. Члены комиссии знакомятся с представляемыми материалами за 10 дней до заседания. Решение принимается открытым голосованием абсолютным большинством голосов и действительно на всей территории России. В заседании комиссии принимает участие пред­седатель профильной подкомиссии.

Предварительно проверка теоретических знаний и практических навы­ков проводится путем компьютерного тестирования, с учетом усвоения практических навыков, решения ситуационных задач и результатов собесе­дования в подкомиссии. Руководитель органа управления здравоохранени­ем утверждает численность и состав подкомиссии, ее председателя и сек­ретаря, который ведет делопроизводство. Подкомиссия собирается по мере накопления дел. Решение рекомендательного характера принимается от­крытым голосованием абсолютным большинством голосов присутствую­щих на основании результатов компьютерного тестирования и собеседова­ния, определяющего уровень теоретических знаний и объем практических навыков, качество и достоверность представленного отчета.

Специалист, изъявивший желание пройти аттестацию, представляет личное заявление; при подтверждении ранее присвоенной категории - не позднее трех месяцев до истечения его срока; аттестационный лист и отчет о работе за 3 последних года. Отчет должен освещать характер дея­тельности врача, показатели работы отделения или ЛПУ, его характери­стику, динамику показателей за 3 года и оценку имеющихся тенденций по сравнению с соответствующими показателями города или района. К отчету прилагаются опубликованные статьи, удостоверения на рац­предложения, изобретения, программы конференций, съездов, циклов усовершенствования, в которых аттестуемый принимал участие. Отчет подписывается претендентом и заверяется руководителем учреждения.

Вторая категория присваивается врачам, имеющим стаж работы по этой специальности не менее 5 лет, первая - не менее 7, высшая - не менее 10 лет. В стаж работы засчитывается обучение в интернатуре, кли­нической ординатуре и аспирантуре по той же специальности. В отдель­ных случаях при высокой практической и теоретической подготовке бо­лее высокая категория может быть присвоена без установленных требо­ваний к стажу. Специалистам, имеющим ученую степень доктора меди­цинских наук, высшая категория присваивается заочно. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации ранее присвоенная категория утрачивается. Аттестация проводится платно за счет средств аттестуемо­го, профсоюза, научного общества или ассоциации по официально уста­новленным тарифам.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н
"Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"

С изменениями и дополнениями от:

форму сертификата специалиста согласно приложению N 2 ;

технические требования к бланку сертификата специалиста согласно приложению N 3 .

В. Скворцова

Регистрационный N 27918

Установлен новый порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам.

Сертификат подтверждает наличие у его обладателя уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности. Как и ранее, он действует 5 лет.

Тем, кто получил образование в России, сертификат выдают соответствующие образовательные или научные организации. Для этого надо пройти обучение (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и сдать сертификационный экзамен. Прописан порядок его проведения.

Выпускники учреждений среднего профобразования получают сертификат после прохождения государственной (итоговой) аттестации.

Тем, кто учился за рубежом, сертификат выдает Росздравнадзор при условии положительного результата сдачи экзамена по специальности.

Все выданные сертификаты подлежат регистрации. При утрате или порче можно получить дубликат.

Установлена форма сертификата. Бланки изготавливаются по единому образцу и являются номерными. Они снабжены защитой от подделок.

Напомним, что с 1 января 2016 г. сертификаты специалиста заменяются на свидетельства об аккредитации.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"


Регистрационный N 27918


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

  • 4. Правовые основы здравоохранения в России. Конституция рф об охране здоровья граждан. Основы законодательства об охране здоровья граждан (1993).
  • Раздел 1. Общие положения - содержит определение понятия «охрана здоровья граждан», основные принципы охраны здоровья граждан и прочие организационные положения.
  • 5. Добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Отказ от медицинского вмешательства. Оказание медицинской помощи без согласия пациента.
  • 6. Правовой статус медицинских и фармацевтических работников. Правовой статус лечащего врача.
  • Правовой статус лечащего врача
  • 7. Кадры здравоохранения. Современные проблемы додипломной и последипломной подготовки медицинских кадров. Базовые специальности и специальности, требующие углубленной подготовки.
  • 8. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников.
  • Испытание при приеме на работу
  • История воз
  • Региональные бюро воз:
  • 1. Число прибывших (выбывших) на 1000 населения
  • 1. Число прибывших (выбывших) на 1000 населения
  • 1. Общий коэффициент рождаемости
  • 2. Обший коэффициент плодовитости
  • 3. Повозрастной коэффициент плодовитости
  • 1. Общий коэффициент смертности
  • 2. Смертность лиц данного возраста и пола
  • 3. Смертность от данного заболевания
  • 4. Младенческая смертность (формула Ратса)
  • 1) Показатели общей заболеваемости
  • 1. Первичная заболеваемость
  • 2) Инфекционная заболеваемость
  • 1. Число выявленных инфекционных заболеваний
  • 4) Заболеваемость: временной утратой трудоспособности
  • 1. Число случаев вут на 1000 работающих
  • 2. Число дней вут на 1000 работающих
  • 5) Госпитализированная заболеваемость
  • 2. Число случаев временной нетрудоспособности на 100 рабочих
  • 3. Число дней временной нетрудоспособности на 100 рабочих
  • 4. Средняя длительность одного случая временной нетрудоспо­собности
  • 5. Процент больных, переведенных на инвалидность.
  • 1.1 Показатель обеспеченности населения поликлинической помощью
  • 1.2 Показатель обеспеченности населения врачебными кадрами (на 10 000 населения)
  • 2.1 Средняя численность 1 терапевтического участка
  • 3.1 Соблюдение участковости на амбулаторном приеме
  • 3.3 Повгорность амбулаторных посещений
  • 2. Средняя длительность работы койки в год
  • 3. Средняя длительность пребывания больного на койке
  • 5. Время простоя койки
  • 2. Стоимость содержания одной койки в год
  • 2. Процент совпадений (расхождений) клинических и патологоанатомических диагнозов
  • 3. Частота послеоперационных осложнений
  • 4. Послеоперационная летальность
  • Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи
  • Основные принципы организации скорой медицинской помощи
  • 1. Число случаев вут на 1000 работающих
  • 2. Число дней вут на 1000 работающих
  • 3. Средняя продолжительность одного случая
  • 2. Управление информационно-аналитического обеспечения
  • 3. Управление финансово-материального обеспечения
  • I. Процент больных, выявленных при плановой санации:
  • I. По административно-территориальному делению:
  • II. По объектам стандартизации:
  • III. По механизму использования:
  • Раздел IV (ст. 20-28) - деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
  • 1) Внешние:
  • 1) Использование пропускной способности стационара:
  • 2) Средняя длительность работы койки в год:
  • 1 Стоимость одного койко-дня:
  • 2. Стоимость содержания одной койки в год
  • 1) Административные
  • 1. Пример задачи на расчет экстенсивных и интенсивных показателей.
  • 9. Примеры оформления листка нетрудоспособности
  • 8. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников.

    Аттестация является одним из механизмов государственного кон­троля за качеством подготовки специалистов, которая является доброволь­ной процедурой и преследует цель стимулировать рост квалификации кад­ров.

    В состав аттестационной комиссии включаются ведущие спе­циалисты лечебно-профилактических, научно-исследовательских уч­реждений, высших медицинских образовательных учреждений, главные специалисты органа управления здравоохранением, представители профес­сиональных медицинских ассоциаций.

    Минздрав РФ своим Приказом от 09.08.2001 г. утвердил Положение, определяющее порядок получения квалификационных категорий специали­стами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с этим Положением при получении квалификационной катего­рии оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность специалиста выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

    Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

    К аттестации допускаются специалисты, имеющие стаж работы по ат­тестуемой специальности:

    для присвоения высшей категории - 10 лет, из них 3 года на одном месте

    Для прохождения аттестации (переаттестации) на квалификационную категорию специалист представляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Аттестационный лист

    3. Отчет о работе за последние три года, утвержденный руководите­лем медицинского учреждения

    Процедура аттестации представляет собой сдачу специалистом ква­лификационного экзамена на присвоение квалификационной категории. Аттестационный экзамен может проходить как в форме тестирования, так и в виде собеседования и проводится экзаменационными комиссиями по спе­циальностям. Оценка практических навыков производится на основании представления с места основной работы отчета о работе за последние 3 года.

    Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональ­ной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 от числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов, а при равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.

    Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принимав­шими участие в заседании. Затем орган, при котором создана аттестацион­ная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квали­фикационной категории, который доводится до сведения специалиста и ру­ководителя учреждения здравоохранения.

    Переаттестация на подтверждение имеющейся категории проводится каждые 5 лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

    Сертификация - обязательная процедура для всех категорий ме­дицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста.

    Сертификат специалиста - это документ единого образца, под­тверждающий соответствие подготовки специалиста государственным обра­зовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста явля­ется допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в каче­стве стажеров под руководством сертифицированного специалиста.

    Сертификация персонала осуществляется квалификационными ко­миссиями, которые создаются при государственных вузах и НИИ медицин­ского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях.

    Процедура сертификации представляет собой процесс сдачи ква­лификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квали­фикационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специально­стям, утвержденные МЗ РФ.

    Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предос­тавляет следующие документы:

    1. Заявление

    2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения

    3. Копии документов государственного образца о прохождении раз­личных форм послевузовского или дополнительного профессио­нального образования

    4. Копии ранее выданных сертификатов

    5. Копия трудовой книжки

    Экзамен включает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.

    К квалификационному экзамену на сертификат специалиста до­пускаются медицинские работники:

    1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам

    2. Из числа имеющих стаж - специалисты, повысившие свою ква­лификацию на циклах усовершенствования по специальности в ли­цензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закон­чившие докторантуру по клинической дисциплине.

      Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.

    "

    В соответствии с п.3 ст. 81 ТК РФ расторжение по инициативе работодателя возможно при условии несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной , подтвержденной результатами аттестации. Для увольнения по данному основанию необходимо проведение аттестации и наличие сделанного в ее результате заключения о профессиональном несоответствии работника занимаемой должности.

    Проблемы проведения аттестации

    На первый взгляд может показаться, что аттестация - удобный инструмент в руках работодателя для повышения общей эффективности труда. Однако правоприменительная практика показывает, что это совсем не так. Львиная доля исков от уволенных таким образом сотрудников в итоге удовлетворяется в судах с наступлением максимального количества неблагоприятных для работодателя последствий.

    Происходит это не в последнюю очередь из-за того, что законодатель хоть и признает право хозяйствующего субъекта на проверку соответствия своих сотрудников занимаемым должностям, тем не менее, исходит из интересов более слабой стороны трудовых правоотношений.

    В данном конкретном случае «забыли» прописать четкий для подавляющего большинства работодателей. Вот цитата из закона: «Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными , содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников» (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

    Иными нормативными актами установлены порядок и условия аттестации отдельных категорий работников, например, руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных служащих, педагогических работников и некоторых других. Список ничтожно мал и медицинские работники в нем так же не фигурируют.

    Особенности аттестации в медицине

    В первую очередь следует отличать и аттестацию, проводимую работодателем на соответствии работника занимаемой должности в рамках ТК РФ.

    Аттестация для получения квалификационных категорий

    В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» все в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации. Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории утверждены Приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240н .

    На первый взгляд кажется, что аттестация медицинского персонала на квалификационные категории вкупе с дипломом и врача (Приказы Минздрава №541н и №707н (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития № 415н , который утратил юридическую силу 06.11.2015)) исчерпывают список удостоверяющих квалификацию медработника документов и любая другая аттестация избыточна, а то и противозаконна. Тут важно понимать, что вышеперечисленные документы - юридическая основа допуска и законности занятия работников медицинской деятельностью, а механизм внутренней аттестации работодателем соответствия работника занимаемой должности преследует иные цели и совершенно законен, так как не нацелен на определение либо умаление юридического статуса медицинского работника.


    Естественно, основой допуска работника до занятия определенной должности является получение последним профессионального медицинского образования, совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни и регулярное .

    В чем состоит особенность внутренней аттестации

    Внутренняя аттестация в рамках ТК - это не что иное, как попытка работодателя постоянно держать «руку на пульсе», контролировать рабочий процесс и реагировать нужным образом, при появлении сигналов о недостаточности или снижении квалификации работника.

    Кроме того, это понятный и удобный для всех сторон трудовых правоотношений механизм принятия обоснованных кадровых решений, например, о перестановках в штате, выдвижении на вышестоящие должности, .

    Основания проведения аттестации

    Каждый ли работник лечебно-профилактической организации (ЛПО) подлежит в установленном порядке аттестации?

    Однозначного ответа на этот вопрос Трудовой кодекс РФ не содержит. Но и прямого запрета для работодателей на проведение аттестации всех своих работников Трудовой кодекс РФ также не устанавливает. Механизм аттестации может быть запущен по объективным причинам, то есть независящим от работника, как то: сокращение штата, кадровые перестановки, плановая аттестация для оценки качества работы.

    Признаки несоответствия медицинского работника занимаемой должности

    Кроме того, существует ряд причин субъективного характера, находящихся в прямой зависимости от конкретных действий работника виновных или невиновных, характер и последствия которых указывают на должностное несоответствие. Например, жалобы пациентов, плохие оценки деятельности врача по критериям , нарушения трудовой дисциплины, т.е. действия, в которых работодатель может усмотреть признаки небрежности, халатности, низкого уровня профессиональной подготовки.

    Дополнительные причины провести аттестацию персонала

    Аттестация может производиться и после оплаченных работодателем , средства на которые были выделены работодателем по собственному желанию, сверх обязательного объема, предусмотренного ст. 196 ТК. Инвестируя в квалификацию персонала, разумно удостовериться в получении сотрудниками необходимого объема знаний.

    Работник медицинской организации сам может быть заинтересован в аттестации, например, если он хочет выдвинуться на определенную должность.

    • Формирование профессионального кадрового персонала;
    • Повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи;
    • Снижение дефектов оказания медицинской помощи;
    • Повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
    • Выполнение при оказании медицинской деятельности, а именно наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
    • Определение соответствия оказываемых услуг требованиям действующих нормативно-правовых актов, лицензионным требованиям, в том числе критериям качества и безопасности медицинской деятельности;
    • Установление соответствия работников занимаемой должности;
    • Применение к работникам мер ответственности и стимулирования в целях повышения дисциплины и мотивации медицинского персонала, в том числе мер .

    Внутренняя аттестация в системе ККМП

    Для достижения вышеприведенных целей внутренняя аттестация персонала может быть предусмотрена и как часть системы ККМП медицинской организации (гл. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    Статья 90 ФЗ №323 дает право органам, организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на осуществление внутреннего контроля качества и безопасности профильной деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

    Проверяя соответствие занимаемым должностям в рамках п.3 ст. 81 ТК РФ, работодатель имеет полное право соотнести результаты трудовой деятельности медицинского персонала с существующими критериями качества оказания медицинской помощи, несоответствие которым необходимо пресекать.

    Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 ФЗ-323).


    Как видно из определения, включение внутренней аттестации медицинского персонала в систему ККМП совершенно оправдано и даже целесообразно, в том числе во избежание возможной ответственности за некачественное лечение медицинской организации в целом.

    Одним словом, в основу оценки квалификации медицинского персонала могут быть положены критерии оценки ККМП. Например, регулярная неудовлетворительная оценка работы врача, выявленная на внутреннем ККМП, жалобы пациентов, регулярные неблагоприятные при лечении могут стать основаниями для направления его на внутреннюю аттестацию, по результатам которой работодатель будет принимать решение.

    Подпишитесь на нас

    Сегодня для занятия определенной должности и выполнение некоторых служебных обязанностей требуется в обязательном порядке проведение специальной аттестации.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Причем подобного рода процедура должна осуществляться в установленном законодательными нормами порядке. Как раз рассматриваемого типа должностью является именно медицинский работник.

    Для осуществления работы в сфере здравоохранения требуется обязательно наличие определенных знаний, умений.

    Именно наличие соответствующей подготовки позволяет проверить аттестация. Существуют специализированные нормативные документы, регламентирующие процедуру этого типа.

    Что нужно знать

    Аттестация медработников для получения квалификационной категории обязательна для ведения определенного вида деятельности.

    Процедура данная имеет большое количество самых разных особенностей. Несколько различается в зависимости от категории персонала, который проходит такую аттестацию.

    Потому готовящемуся к прохождению соответствующей аттестации необходимо будет обязательно ознакомиться с нормативными документами. Так можно будет избежать большого количества спорных моментов.

    Сегодня наиболее существенными вопросами являются следующие:

    • необходимые понятия;
    • зачем это нужно?
    • действующие нормативы.

    Аттестация врачей в 2020 году на категорию претерпела некоторые изменения. Потому стоит заранее со всеми нововведениями обязательно ознакомиться. Это позволит избежать большого количества различных затруднений.

    Необходимые понятия

    Аттестация медицинских сестер, а также различных иных работников должна осуществляться в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами.

    Но для верного их толкования необходимо будет обязательно ознакомиться с полным перечнем различно рода терминов, понятий.

    Только так можно будет избежать допущения ошибок при трактовке некоторых важных моментов. К самым часто используемым и важным терминам сегодня стоит отнести следующие:

    • «медицинский работник»;
    • «категория медицинского работника»;
    • «фармацевтические работники»;
    • «качество медицинской помощи»;
    • «аттестация»;
    • «аттестационная комиссия»;
    • «экспертная группа»;
    • «дистанционная аттестация».

    Наиболее важным понятием является термин «медицинский работник». Под ним подразумевается целая группа различного рода профессий.

    Основная работа должностных лиц, являющихся представителями данных профессий – диагностика/профилактика/лечение заболеваний различных типов.

    Обычно такого рода работников разделают на несколько основных «категорий». Традиционное деление имеет следующую градацию на категории:

    • высшее звено;
    • среднее звено;
    • младшее звено.
    Под термином «фармацевтический работник» подразумевается Физическое лицо, имеющее соответствующее образование. Основная работа такого сотрудника – осуществление различных операций с лекарственными препаратами (торговля, хранение и иное)
    «Качество медицинской помощи» Совокупность различных факторов (методы лечения и иное), позволяющее оценить результативность лечения
    «Аттестация» Процедура проведения тестирования в установленном законодательными нормами порядке. Алгоритм данного действия установлен на законодательном уровне. Следует обязательно заранее ознакомиться с подобного рода процедурой
    «Аттестационная комиссия» Группа лиц, отвечающая за присвоение определенного уровня квалификации проходящему аттестацию медицинскому работнику. «Экспертная группа» — группа лиц, отвечающих за рассмотрение документов
    «Дистанционная аттестация» Подразумевает прохождение специального аттестационного экзамена удаленно, при помощи каких-либо средств телекоммуникации. При использовании данного метода сам алгоритм прохождения аттестации не претерпевает каких-либо изменений. Формируется стандартный набор требуемых документов. Но следует помнить о некоторых существенных отличиях такого типа аттестации от стандартной

    Зачем это нужно

    Сертификация средних медработников должна осуществляться в обязательном порядке. А также всех иных сотрудников медицинских учреждений, имеющих отношение к лечению и оказывающих соответствующие услуги.

    Сегодня аттестация медицинских работников одновременно решает сразу несколько самых разных задач:

    • повышается качество непосредственно медицинских услуг;
    • осуществляется контроль качества лечения в медицинских учреждениях;
    • снижение вероятности назначения неправильного лечения, диагностики и профилактики в связи с некомпетентностью конкретного работника;
    • увеличение продолжительности жизни;
    • снижение травматизма.

    Благодаря проведению аттестационной работы в сфере медицинских услуг существенно снижается вероятность допущения врачебных ошибок.

    Так как своевременная аттестация позволяет не только поддерживать уровень квалификации на должном уровне, но также повысить его.

    Последнее обеспечивается постоянным реформированием перечня вопросов, на которые необходимо будет дать ответ при проведении аттестации.

    Для успешной сдачи экзаменов необходимо постоянное обучение медицинского работника. Так как каждый день изобретаются новые способы лечения болезней, лекарства.

    В сфере медицины открытия делаются практически каждый день. Сложность аттестации повышается с каждым разом все больше.

    Именно поэтому медицинским работникам постоянно необходимо заниматься самообразованием. Тесты постоянно изменяются.

    Действующие нормативы

    Сегодня все вопросы, связанные тем или же иным образом с аттестацией медицинских работников, отражаются в специальных нормативно-правовых документах.

    По возможности следует ознакомиться со следующими НПД всем лицам, имеющим непосредственное отношение к аттестации:

    Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основные разделы:

    Важно уделить достаточное внимание именно образцам соответствующих дополнительных документов – формируемых в процессе проведения аттестации.

    Это позволит избежать большого количества самых разных проблем, сложностей. Так как порядок проведения аттестации, связанные с ней нюансы обязательно проверяются специальными контролирующими органами.

    Следует достаточно внимательно относиться ко всем моментам, отраженным в нормативно-правовых документах. Так можно будет избежать большого количества самых разных проблем.

    Нарушения порядка аттестации, несвоевременное её проведение может стать причиной наложения достаточно серьезного штрафа. Также возможны иные административные взыскания.

    Порядок аттестации медицинских работников в 2020 году

    Процесс аттестации медицинских работников должен обязательно выполняться в соответствии с действующими законодательными нормами.

    Существует перечень моментов, рассмотреть которые нужно обязательно заранее. К таким наиболее важным нюансам стоит отнести:

    • действия аттестационной комиссии;
    • на соответствие занимаемой должности;
    • на высшую категорию;
    • отчет медработника в ДОУ;
    • нюансы для фармацевтических работников.

    Действия аттестационной комиссии

    При наличии необходимости проведения необходимо будет представить перечень обязательных документов (перечень всех необходимых отражается в законодательстве).

    Данный перечень включает в себя следующее:

    После предоставления всех необходимых документов аттестационная комиссия должна выполнить следующие действия:

    На соответствие занимаемой должности

    Сегодня одним из оснований для увольнения работника является непрохождение аттестации на право занятия определенной должности.

    Данный момент регламентируется Трудовым кодексом РФ – .

    Важно помнить, что следует разделить проведение аттестации в рассматриваемом случае на:

    • добровольную;
    • необходимую по причине инициативы работодателя.

    Добровольная аттестация подразумевает возможность допуска к выполнению непосредственных обязанностей. Её прохождение в купе с наличие диплома о специальном образовании позволяет занимать определенную должность.

    Видео: аттестация сотрудников

    Но работодатель имеет право провести внутреннюю аттестацию на право занятия определенной должности. Сам процесс проведения аттестации на соответствие осуществляется стандартным образом.

    На высшую категорию

    Процесс прохождения аттестации на высшую категорию осуществляется в соответствии с законодательными нормами.

    Но при этом необходимо выполнение некоторых обязательных условий:

    Для прохождения аттестации на высшую категорию будет осуществлена проверка на соответствие всем обозначенным выше требованиям.

    Отчет медработника в ДОУ

    Одной из непосредственных обязанностей такого сотрудника является составление специального отчета.

    Данный документ обычно включает в себя следующие основные разделы:

    • организационные мероприятия;
    • лечебно-профилактические работы;
    • контроль физического воспитания детей;
    • противоэпидемиологическая работа;
    • санитарно-воспитательная работа;
    • повышение квалификации.

    Нюансы для фармацевтических работников

    Что еще почитать