6 менеджмент история возникновения и развития. История зарождения теории менеджмента

Введение

менеджмент управление административный

Еще несколько лет назад понятие менеджмента звучало совсем непривычно. Сегодня же менеджмент и профессия менеджера приобрели высокий интерес и широкое применение в управлении организации. Менеджмент - это наука и искусство управления, умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Фундаментом любой науки является исторический опыт. Изучение истории позволяет избежать ошибок, допущенных раннее. Менеджмент, как и любая другая наука, базируется на опыте прошлого.

В изучении исторического прошлого менеджмента интересует его эволюция, разнообразие его моделей, стадии развития как науки управления, но прежде всего, интересует его зарождение и становление.

Исследованию теории зарождения менеджмента посвящены работы отечественных и зарубежных авторов: Альберта М., Виханского О.С., Герчиковой И.Н., Дорофеева В.Д., Кравченко А.И., Кунца Г., Мескона М.Х, Наумова А.И., Стадника В.В., Хедоури Ф., Шестопал Н.Ю., Шинкевича О.К, Шмелева А.Н. и других.

Целью работы является изучение теории зарождения менеджмента.

В процессе исследования выполнялись следующие задания:

1. Рассмотрение предпосылок возникновения менеджмента.

2. Изучение раннего менеджмента.

3. Исследование развития менеджмента как науки.

4. Изучение основных принципов управления административной школы.

Объектом исследования является зарождение теории менеджмента.

Предметом исследования - подходы к теории управления.

Методологической основой работы является современная теория, научные работы отечественных и зарубежных исследователей.

В работе используется теоретический анализ, метод обобщения, сравнительный метод и др.

В работе используются научные издания и материалы, учебные пособия, электронные ресурсы.

История зарождения теории менеджмента

Предпосылки возникновения менеджмента

Управление, являясь итогом общественного разделения труда, насчитывает многие тысячелетия, так как организации как явление публичной жизни возникли еще в истоке происхождения цивилизации. В течение всего времени была и практика управления. Однако как научная наука управления появилось только в конце XIX - начале XX ст.

Концепция управления (менеджмента) создавалась в виде разных концепций и управленческих школ. Изучения исторических корней науки управления позволяет отметить два периода ее формирования: эмпирический - базирующийся на практическом эксперименте и интуитивном понимании, и теоретический - базирующийся на глубоком исследовании и осмыслении ее основ и логики, применении достижений других наук, в частности, психологии, социологии, антропологии, математики .

С самого начала существования человечества его труд носил осознанный нрав и в конкретной степени организован. Ежедневные дела требовали согласованности действий членов общины, конкретного подчинения одних людей воле остальных. С развитием цивилизаций процессы управления усугублялись, у них являлись составляющие предвидения, расчетов, и те, кто умел это делать, становились жрецами, фараонами, министрами. Они воплощали мудрость, власть и владели богатством в собственных обществах .

Считается, что возникновение цивилизованного менеджмента произошло в Античности, а конкретно в Древней Греции. Базой для данного утверждения служит весьма устойчивая и наиболее перспективная (по оценкам передовых изыскателей) экономическая база древней Греции - эластичная система небольших самостоятельных семейных предприятий в сельском хозяйстве (аналогия фермерства). Эффективность таковой системы содержалась в том, что в критериях ограниченной плодородности греки употребляли для снабжения жизнедеятельности не очень продуктивные местные виды ячменя и пшеницы, употребляя привозную пшеницу лишь в исключительных случаях (торжественная выпечка). Вместе с тем, греки активно экспортировали то, что произрастало у них в изобилии и не росло в остальных государствах: оливки, финики, виноград и продукты, изготовленные на их основе. В отличие от остальных развитых народов (египтян, ассирийцев, вавилонян) античные греки не стремились к увеличению количества рабов, придвали рабам статус слуги, а не «разговаривающего животного» (считая невольнический труд малопродуктивным и низкоквалифицированным), а еще не стремились к расслоению общества. Деление удобств должно было существовать пропорциональным (однако не уравнительным), исходя из затраченного на создание благ труда.

В древней Греции дословного аналога слову «менеджмент» не было, т.к. не было понятия «способный руководить». Позднее возникло понятие «управление» в значении «управление государством» - «демагогия». Понятие значило или «демократию» (администрация народа, которая в конечном результате сводилась к олигархии - власти избранных, привлекших к себе народ разными лозунгами), или «деспотию» (безграничное владычество государя). Мнение вождя-управляющего - «преподавателя» сначала значило раба, водящего ребенка в школу либо слугу, глядящего за чадом, а позднее - вообще «управляющего» .

Первые управленческие революции произошти на Древнем Востоке, конкретно в древней Греции, две с половиной тысячи лет тому назад наметился главный поворот к новейшей системе ценностей, сделавшей вероятным дальнейшее формирование менеджмента. Бытует мнение, что шумерские жрецы действительно явили миру свежий тип деловых людей, а египетские чиновники проявили образец высокоэффективного централизованного управления. Однако только греки сотворили принципиально новый тип цивилизации - рыночную экономику, основанную на правдивом, добросовестном труде, высочайшей культуре демократического управления и свободном развитии личности .

Практика управления так же ветха, как и человечное сообщество. Именно по этой причине нереально точно определить время происхождения первых элементов управления. Надобность в управлении возникает только тогда, когда лица, конкретно исполняющие работу, в силу каких-либо беспристрастных обстоятельств не в состоянии без помощи других согласовывать собственные деяния. Такими факторами могут быть очень сложная конечная цель, неосуществимость для работников без помощи других контролировать и расценивать деяния друг друга и т.п. В этом случае какой-либо человек либо категория людей обязаны брать на себя координирующие функции, то есть исполнять управление деятельностью исполнителей. Менеджмент в той или иной форме присутствовал всегда там, где люди действовали группами и, как правило, в трех сферах человечного сообщества:

Политической - надобность установления и укрепления распорядка в группах;

Экономической - надобность в исследовании, производстве и распределении ресурсов;

Оборонительной - охрана от противников и диких зверей.

Еще в античности появились первые систематизированные и обобщенные работы по организационно-управленческим проблемам, например, «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, а также труды Сократа и Макиавелли.

Сократ проанализировал различные формы управления, подчеркивая важность разделения и специализации труда, подчеркивая, что причиной бедности общества, как правило, является отсутствие квалифицированного руководства .

Зарождение научных идей менеджмента прослеживается в трудах Н. Макиавелли, в которых изложены идеи относительно своевременности принятия управленческих решений. Он сделал попытку сформулировать рекомендации по организации управления государством, обосновать нормы поведения руководителей (щедрость, бережливость, жестокость, милосердие), умение держать слово, избавляться ненависти и т.д. Макиавелли считал, что для укрепления государства оправданы любые средства .

Аристотелем был описан существующее в то время государственное устройство в почти 300 странах, выделены две системы хозяйствования: экономия и хрематистика. Им были заложены основы учения о необходимости общения рабовладельцев с рабами и управления ими, а также обоснованы моральные принципы управления хозяйством .

Исследования Платона были посвящены глубокому анализу разделения труда, раскрытию сути управления и контроля. Он обосновал классификацию форм государственного управления, предпринял попытку разграничить функции органов управления и считал, что управление должно основываться на законах .

Античный менеджмент уже тогда был инновацией, особенно в сельском хозяйстве и торговле, новаторством и венчурной направленностью инвестиций. При этом древнегреческие философы занимались экономикой, логистикой, стратегическим менеджментом и были уже неплохими менеджерами.

Происхождение управления относят к пятому тысячелетию до нашей эпохи и выделяют в истории его развития пять периодов, начало каких связано с пятью управленческими революциями .

Первая управленческая революция - религиозно-коммерческая - связана с происхождением письменности в Древнем Шумере. Возникновение письменности оказало немаловажное воздействие на формирование древнего общества и в окончательном результате привело к образованию особой касты жрецов-предпринимателей. Они проводили торговые операции, вели бизнес переписку и коммерческие расчеты. Церковный нрав носило управление и в Древнем Египте. Возведенные в 3000-2000 гг. до н.э. египетские пирамидыговорят о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства .

В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента заметили первые тпреобразования - превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров. Данная трансформация удалась благодаря удачноному переформулированию религиозных принципов. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, по словам жрецов, не было в них необходимости. В жертовоприношении требовалась не человеческая жизнь, а символическая жертва. Можно было ограничиться подношением денег, масла, пирогов, скота, ремесленных изделий.

В итоге, зародился принципиально новый тип деловых людей - еще не коммерческий деятель или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Собранной религиозным обрядом дани, пропадать не приходилось. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Предприимчивые шумерские жрецы вскоре стали представителями богатейшего и влиятельного класса. Поскольку жертва приносилась богам, то все дань принадлежала им, следовательно, жрецов нельзя относить к классу собственников. Оно не могло присваиваться в личное пользование явным образом. Для жрецов деньги не были конечной целью, поскольку они были результатом их религиозной и государственной деятельности. Жрецы не только проводили ритуалы, но и занимались сбором налогов, управлением казны, распределением бюджета.

Вторая управленческая революция - светско-административная относится к 1792-1750 гг. до н.э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона - царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих распорядок управления государством .

Хаммурапи - выдающийся политик и полководец, подчинивший соседние Мессопотамии и Ассирии. Чтобы управлять столь обширной собственностью, требовалась эффективная административная система, позволившая управлять государством на основании писаных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, стал основой первой формальной системы администрирования. Хаммурапи был выработан оригинальный лидерский стиль, поддерживающий в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа. В отличие от традиционного метода руководства, этот был явным нововведением.

В результате второй революции появились светские манеры управления, возникла формальная система организации и регулирования отношений между людьми, зародились основы лидерского стиля и методы мотивации .

Третья, производственно-строительная, управленческая революция датируется 605-562 гг. до н.э. - время правления древнего царя Навуходоносора. Ее главным итогом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства .

Царь Навуходоноссор II (605-562 гг. до н.э.) был автором проекта Вавилонской башни и висячих садов и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. На фабриках Навуходоноссор ввел применение цветных ярлыков, с помощью которых метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Данный метод позволял точно установить длительность нахождения на фабрике той или иной партии сырья. В модифицированной форме этот метод применяется и в современной промышленности.

Управленческие нововведения можно обнаружить в Древнем Риме, такие как система территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. н.э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии, вклад которой в наше время высо оценивается в таких областях менеджмента, как система власти и авторитета, управление персоналом, специализация функций .

Четвертая управленческая революция связана с появлением капитализма и истоком индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). Ее суть содержится в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление .

По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и зарождалась современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-собственник, т.е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, а то и тысячами акционеров. Основалась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т.е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо единственного руководителя-собственника - несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся из всех классо, а не только из привилегированных .

Пятая управленческая революция, популярная как бюрократическая, произошла в конце XIX - начале XX вв. Теоретическим основанием этой революции послужило создание рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т.п. Развитие техники и новых технологий, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделив его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к функциональному обобщению опыта, к поискам действенных способов управления производством и трудом. Так зародилась наука управления - менеджмент .

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000-2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове­ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке.

Таким образом, предпосылками и источниками формиро­вания как управления особого рода являются:

  • индустриальный способ организации производства;
  • развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу “Принципы научного управления”, считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.

Развитие управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.

Развитие менеджмента в нашей стране

Развитие менеджмента в нашей стране имеет свои особенности. В.Н. Родионова выделила школу «научной организации производства» (1900 –1930 г.), «новую школу» (1930 – 1965 г.) и школу системных исследований (1965 г. – по настоящее время). Однако временное начало школы «научной организации производства» следует перенести в прошлое. В 1860 – 1870 г. ученые Московского высшего технического училища разработали методику рационализации трудовых движений, получившую медаль на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.

С 1908 г. в России начали издаваться сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента: «Административно-техническая библиотека». В ряде высших учебных заведений начали преподавать организационно-управленческие дисциплины, например, в 1911 – 1912 г. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым читался курс «Организация заводского хозяйства».

В России после произошедшей революции достаточно много внимания уделялось научным исследованиям в области организации труда, управления и рационализации работы предприятий. В Москве, Харькове, Таганроге и Казани были созданы институты труда, ведущие изыскания в вопросах научной организации труда. Централизованное планирование потребовало разработки методики составления межотраслевых балансов, составления перспективных и годовых народнохозяйственных планов.

Наиболее плодотворным развитие отечественного менеджмента было в 20-е годы ХХ века, в период новой экономической политики. Создан план ГОЭЛРО, первый пятилетний план.

В конце 30-х годов академик Л.В. Канторович опубликовал первые работы по математическим методам оптимального планирования и линейному программированию.

Б.Я. Каценбоген в 1946 г. получил Государственную премию за достижения в теории и методологии применения поточных принципов работы в серийном производстве.

С.П. Митрофанов разрабатывает теорию групповых методов обработки, которая затем используется в теории автоматизированных процессов в серийном и мелкосерийном производстве.

Учеными ЭНИМСа и других институтов, а также практиками были созданы системы планово-предупредительного ремонта, бездефектного изготовления продукции, комплексного управления качеством, подготовки производства, оперативного планирования производства.

Ф.Р. Дунаевский выдвинул теорию административной емкости, под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств. Ф.Р. Дунаевский полагал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, что ведет к бюрократизации.

Следует отметить, что за период с 1919 по 1930 г., по данным В.Н. Родионовой, в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и управления.

Отсутствие в отечестве рыночных отношений с 1930 по 1990 г. не создавало необходимых предпосылок для теории и практики менеджмента. Ученые направляли свои разработки на управление в условиях командно-административной общеплановой экономики и внесли определенный вклад в достижения мировой управленческой мысли. Среди них Л.И. Абалкин, Г.А. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, А.И. Анчишкин, Д.М. Гвишиани, Г.А. Джавадов, С.С. Дзарасов, С.В. Ипатов, О.В. Козлова, Б.З. Мильнер, Н.Я. Петраков, Г.Х. Попов, И.М. Разумов, С.Г. Струмилин, Ю.А. Тихомиров, О.Г. Туровец, Т.С. Хачатуров и многие другие.

Виды управления в менеджменте

Типы управления в менеджменте

В системах управления функционирует и осуществляется множество разнообразных организационных связей и информационных преобразований. Разработка методов по их упорядочению в процессах управления составляет одну из актуальных теоретических проблем и практических задач технологии управления.

Эволюционное развитие мотивационного менеджмента начинается еще до нашей эры.

Определение инновационного менеджмента обосновывает принятие различных управленческих решений.

Менеджмент - довольно широкое понятие, которое рассматривается с разных позиций: как исскуства, как вид деятельности и как аппарат управления деятельностью.

В современном менеджменте существует ряд подходов.

В истории выделяют шесть этапов развития управления качеством продукции которые составляют предысторию менеджмента качества.

Основные этапы истории менеджмента . Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.

1. Промышленный переворот (с 20 – 30-х по 80 – 90-е гг. XIX в.):

Техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;

Инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;

Формирование общенационального рынка;

Возникновение предприятий – действенной формы социальной организации работников;

Конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):

Внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;

Малонасыщенный рынок;

Конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;

Четкая дифференциация отраслей;

Хорошие перспективы экономического роста для компаний;

Слабое вмешательство государства в бизнес.

3. Эпоха массового сбыта (30 – 50-е гг. XX в.):

Насыщение спроса на товары и услуги;

Переход от стандартной продукции к дифференцированной;

Смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия; государственное регулирование экономики.

4. Постиндустриальное общество (60 – 90-е гг. XX в.):

Новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;

Новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;

Растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;

Смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

Новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;

Переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;

Глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;

Изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;

Ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

С позиций различных научных школ (конец XIX в. – по настоящее время);

Процессный (20-е гг. XX в. – по настоящее время);

Системный (50 – 60 гг. XX в. – по настоящее время);

Ситуационный (60-е гг. XX в. – по настоящее время).

Научные школы . Школа научного управления (1885–1920) – школа менеджмента, созданная Фредериком Уинслоу Тейлором, подход которой был направлен на поиск законов, научных методов, формул, принципов управления.

Ф. Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности). Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, т.е. оценивать надо конкретно выполненную работу. Следует, считал Ф.Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за порученное дело. В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталелитейных заводов за три с половиной года производительность труда выросла в 2 раза. Объем работ, который ранее выполняли 600 человек, стали делать 140 человек. Возросло качество продукции, снизились расходы на производство.

Школа административного управления (1920–1950) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого – рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, четкое определение следующих функций управления: техническая (технологическая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).

А. Файоль, кроме того, разработал ряд универсальных принципов управления.

Разделение труда . Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

Полномочия и ответственность . Полномочия – это право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.

Дисциплина . Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие . Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Единство направления . Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим . Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.

Вознаграждение персонала . Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.

Централизация . Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие результаты.

Скалярная цепь . Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

Порядок . Место – для всего, и все на своем месте.

Справедливость . Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала . Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива . Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.

Корпоративный дух . Союз – это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Таким образом, по мнению А. Файоля, управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций. Реализация основных принципов управления способствует повышению эффективности управления производством.

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. – по настоящее время) как научное направление является естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняет ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтона Мэйо.

В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мэйо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. Группа – это два или большее количество лиц, взаимодействующих друг с другом. При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Группа является инструментом коллективной реализации проблем. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношений между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки.

Авторов данного научного направления (К. Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению ученых, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности предприятия или организации.

Школа количественных методов (1950 г. – по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др. Суть количественного научного подхода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом (например, машиностроительным предприятием) разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации. Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший. Таким образом, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации управления каким-либо объектом. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого количества информации в условиях дефицита времени.

Процессный подход . Основу данного научного подхода заложил А. Файоль, которого называют «отцом менеджмента». Являясь автором «школы административного управления», он считал основными функциями менеджмента предсказание, планирование, организацию, распоряжение, координирование и контроль. Каждая из этих функций является самостоятельной и не зависит от других. Развивая взгляды А. Файоля, авторы процессного научного подхода рассматривают управление как сумму всех функций управления, т.е. как взаимосвязанные и взаимообусловленные действия. Другими словами, управление рассматривается как непрерывный процесс.

У разных ученых есть собственное видение набора основных функций управления (например, кроме предложенных А. Файолем, это могут быть исследование, оценка и т.д.). Поэтому для упрощения понимания сущности процессного подхода принято считать, что основными, базовыми функциями управления являются: планирование, организация, мотивация, контроль (рис. 2).

Рис. 2. Основные функции управления

Эти функции находятся в постоянной взаимной связи. Между собой они объединены процессами принятия решений и передачи информации.

Системный подход . В основе системного научного подхода лежит понятие «система» – комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внешней средой.

Суть системного подхода заключается в следующем. Менеджеры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды (рис. 3).

Рис. 3. Взаимосвязь элементов предприятия

Один из авторов системного научного подхода к менеджменту Ч. Барнард считал, что любое предприятие – это социальная система. Он говорил: «Организация – комплекс физических, биологических, личностных и социальных компонентов, которые находятся в специфическом системном отношении в связи с кооперацией двух или более лиц для получения, по крайней мере, одного определенного результата».

Менеджеру необходимо знать и учитывать единство формальной и неформальной организаций. При этом формальная (официальная) организация представляет собой систему, сознательно построенную руководством для целенаправленного объединения идей, ресурсов и персонала. В свою очередь неформальная (неофициальная) организация есть устойчивая сеть межличностных и социальных отношений, стихийно возникающих при объединении людей в их трудовой среде.

Все предприятия и организации можно рассматривать как открытые или закрытые системы. Открытая система характеризуется максимальным взаимодействием с окружающей внешней средой через обмен ресурсами, продукцией, информацией и т.д. Поскольку выживание такого предприятия зависит от внешней среды, оно вынуждено постоянно адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям ее существования. Таких предприятий – открытых систем – в мире подавляющее большинство. Закрытые системы относительно независимы от внешней среды. Характерным примером в этом отношении является натуральное хозяйство в сельскохозяйственном производстве, которое обеспечивает себя необходимыми ресурсами и в котором большая часть производимой продукции потребляется на месте. Предприятия – открытые системы в схематическом виде можно представить состоящими из трех основных блоков: вход, переработка, выход (рис. 4).

Рис. 4. Предприятие как открытая система

На входе предприятие получает материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы. В результате обработки и преобразования этих ресурсов создается продукция (товары или услуги), которая затем реализуется потребителям. Процесс производства и управления осуществляется в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Ситуационный подход . Впервые о необходимости учета фактора конкретной ситуации в процессе управления заявила автор научной школы человеческих отношений М. Фоллет: «Различные ситуации требуют различных типов знаний». Стержнем данного научного подхода является понятие «ситуация», которое означает совокупность определенных обстоятельств.

В менеджменте ситуационный подход – это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. В свою очередь, стечение определенных обстоятельств, по мнению авторов ситуационного подхода (А. Чандлер и др.), определяет применение того или иного метода управления. Самым эффективным в конкретной ситуации является тот метод, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. В практической деятельности менеджеры в процессе принятия решений должны в первую очередь рассматривать наиболее значимые для организации обстоятельства.

Таким образом, знание теории менеджмента является лишь тем фундаментом, на базе которого менеджер, исходя из реальной ситуации, должен принимать решение, сообразуясь с конкретной обстановкой.

Тема 2. История управления

Любая область деятельности человека – медицина, культура, образование, техника и т.д. – имеет свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения.

Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США. Первые работы научного характера и концептуально-практического типа возникли в США на рубеже XIX и XX вв. Причиной тому были состояние производства и экономики, тенденции их развития.

В этот период производство достигло сравнительно больших масштабов, заметны были процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии производственного процесса, дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникали проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия. Всё это свидетельствует о необходимости управления, его развития и совершенствования.
Этапы развития менеджмента

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами, в основном в трёх формах деятельности общества: политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах), экономической (необходимость изыскания ресурсов, их производства и распределения), оборонительной (защита от врагов и диких зверей). В целом в истории менеджмента можно выделить следующие основные моменты.

Периоды

Особенности

I . Древний период

(7-9 век до н. э. – 18 век)

Самые простые формы организации совместного труда существовали ещё в первобытнообщинном строе. В 3-2 вв. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это порождает принципиально новые формы управления. В Древнем Египте возникает огромный государственный аппарат, который организует большую армию людей.

Сократ – дал характеристику управлению как особой сфере деятельности и провозгласил принципы универсальности управления.

Платон – дал характеристику государственного управления и разграничил функции управления.

А. Македонский – развил теорию и практику управления войском.

II . Индустриальный период

(18 век – 19 век)

Адам Смит ввёл понятие человека экономического, дал характеристику государя и государства, сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику государя и государства.

Роберт Оуэн выдвинул идеи гумманизации управления производством, улучшений условий труда, необходимости обучения рабочих.

III . Период систематизации

(к. 19в. – н. 1960г.)

Менеджмент зародился во времена промышленной революции в конце 19 в. В связи с возникновением крупных и сложных предприятий и невозможностью организовать и наблюдать деятельность всех работников, руководители выбрали лучших работников, которые обучались для того, чтобы могли представлять интересы владельцев на рабочих мессах. Это были первые менеджеры.

Классическая школа управления – решает вопросы эффективности производства. Усилия сосредоточены на организации рабочих мест и изучении затрат труда.

Школа человеческих отношений – в основу заложены достижения социологии и психологии. Основное внимание уделяется работнику, а не самому заданию.

IV . Информационный период

(1960 г. – по наши дни)

Количественная школа – рассматривает управление, как процесс, который может быть выражен математически.

Системные теории предполагают, что все действия в организации взаимосвязаны.

Ситуационные подходы предполагают, что формы, методы и стиль управления должны меняться в зависимости от сложившейся ситуации.

В зависимости от уровня развития производительных сил выделяют три периода развития управления.

Традиционное управление

Управление промышленной стадии

Управление постиндустриальной стадии

Управление строится в зависимости от возможностей человека, так как именно человек находится в центре производственного процесса. Характерно для начального этапа развития производства.

Человек выступает в качестве приложения к механизмам, технологиям и является в первую очередь специалистом по приведению в действие технических средств, а не человеком с присущими ему свойствами и качествами.

Человек выходит из подчинения машине и начинает управлять ею. Значимость человека становится огромной.

Классификация подходов и школ менеджмента

Все учения об управлении можно разбить на две группы – одномерные и синтетические.

Одномерные учения разработаны применительно к одному из следующих факторов: задачи управления, человек, управленческая деятельность.

Школы

Представители

Заслуги

1. Школа научного управления

(1885 - 1920)

Ф. У. Тейлор

Френк и Лилия Гилбрет

Генри Гантт

Разработал методы научной организации труда, основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда.

2. Классическая (административная) школа в управлении

(1920 - 1950)

Анри Файоль

М. Вебер

Ф. У. Тейлор

Гилбрет Муни

Менеджеру в своей деятельности следует использовать функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль). Необходимо руководствоваться 14 принципами, определяющими успех управления:

Специализация (способствует повышению уровня и качества работы);

Власть (право отдавать распоряжения и нести за них ответственность);

Дисциплина (уважение к правилам организации);

Единоначалие (подчинённость только одному руководителю);

Единство направлений для всех работников (общий план);

Подчинение индивидуальных интересов общим;

Вознаграждение персонала ;

Централизация (сосредоточение власти в руках высшего руководства);

Установление цепей следования команд ;

Порядок (каждый работник должен знать своё место в организации);

Равенство (справедливый подход к рабочим);

Стабильность персонала ;

Инициатива (менеджеры должны поощрять подчинённых выдвигать идеи);

Корпоративный дух (дух единства.)

Разработал теорию бюрократической системы управления. Основные элементы теории:

Функциональная специализация;

Иерархическая система власти;

Использование системы правил и норм;

Определение прав и обязанностей работников;

Отсутствие личностного начала;

Стратегия пожизненного найма.

3. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).

(1930 - 1950)

Мейо

А. Маслоу

Мак - Грегори

Данная школа перенесла центр тяжести в управлении с задач на человека.

Обнаружил, что группа рабочих это социальная система, в которой есть собственный контроль.

Управление должно вестись на основе выявления потребностей работников и использования соответствующих методов мотивации.

Предложил иерархическую теорию потребностей:

  1. физиологические;
  2. в безопасности;
  3. социальные;
  4. в уважении;
  5. в самовыражении.

Теория «Х» и « Y »

Теория «Х»: средний индивидуум стремится увильнуть от труда, поэтому его надо контролировать, принуждать и направлять.

Теория « Y »: для нормального человека характерно стремление к лучшим результатам в труде.

4. Школа поведенческих (бихевиористских) наук

(1950 – по настоящее время)

Крис Арджирис

Лайкерт

Мак – Грегори

Герцберг

Изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Синтетические учения рассматривали управление как комплексное и изменяющееся явление.

Подход

Представители

Заслуги

Системный подход.

П. Друкер

Организация является сложной социотехнической системой, объединяющей цели, ресурсы, процессы и поэтому необходимо учитывать взаимодействие всех её факторов.

Концепция управления по целям (управление начинается с установления целей и лишь потом переходят к разработке функций и процессов). Идея самоуправляющегося трудового коллектива, когда на предприятии выбирается совет из рабочих и служащих, решающий вопросы социальной жизни предприятия. Ведущая роль профессиональных менеджеров в развитии бизнеса и общества.

Ситуационный подход .

У. Оучи

Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях отличаются друг от друга, поэтому при принятии решения и выборе стиля управления необходимо исходить из действительной ситуации.

Человек является основой любой организации и от него в первую очередь зависит её успех. В 1981г. разработал «теорию Z ». Основные положения:

Долгосрочный набор кадров;

Групповое принятие решения;

Индивидуальная ответственность;

Постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение;

Неспециализированная карьера;

Всесторонняя забота о работниках.

Процессный подход.

А. Файоль

Мескон

Управление рассматривается как цепь неразрывно связанных последовательных действий. Процессный подход ярко прослеживается в выполнении основных функций управления: планирование – организация – мотивация – контроль.

«Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Процессный подход к управлению – подход…, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций».

Рационалистический подход.

Управление производством на основе изучения трудовых операций на рабочих местах, хронометраж, выявление приёмов и способов работы, ведущих к росту производительности и интенсивности труда. Применение оплаты рабочей силы по двум ставкам: меньшей – при недовыполнении нормы и значительно большей – при её перевыполнении. Расстановка рабочих в зависимости от способностей и физической силы. Это механический подход к роли и месту человека в процессе производства.

Модели менеджмента

Японская модель

Американская модель

1. Философия фирмы

Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма»

Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.

Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.

3. Организационная структура управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления.

Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления.

4. Наём и кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ.

Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства.

Продвижение по службе с учётом выслуги лет.

Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме.

Наём работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др.

Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.

При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность.

Индивидуальная оценка и аттестация работников.

Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работников.

5. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется цеху – низовому звену производства.

Используется система «точно вовремя» без создания запасов и межоперационных заделов.

Работа групп качества и осуществление жёсткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы.

Обязанности между работниками строго не распределены.

Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз – «действуй по обстановке».

Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой.

Работники выполняют работы на основе чёткого исполнения должностных инструкций.

Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации.

Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год.

Выплаты льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское образование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

7. Финансовая политика

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно.

Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования.

Широкое привлечение заёмных средств.

Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями.

Расширение производства за счёт покупки (поглощения, слияния) других корпораций.

Самофинансирование корпораций.

Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20 -30-е годы 20-го столетия. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами управления. В любой сфере требуется компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху. Деятельность любой организации требует управления, без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но даже существование организации.

Буквально слово manage означало «искусство объезжать лошадей». Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова “manage” (латинское “manus”) - «рука». Понятие management в смысле близком к современному появилось с началом промышленной революции ХVIII-XIX вв. в Англии, а затем распространилось по всему миру. Рождением своим оно было обязано росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей – менеджеров, профессиональных управляющих.

Менеджментом также называют управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание предприятия и руководство подчиненными, например, организация выступлений звезд эстрады, спортивных мероприятий и др.

Понятие «менеджмент» всегда тесно связано с понятием «рыночная экономика». Поскольку, изучая дисциплину «Менеджмент», мы в основном будем рассматривать управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), рассмотрим несколько определений менеджмента следующего содержания.

Менеджмент – это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Менеджмент – целенаправленное воздействие субъекта управления на объект с целью достижения желаемого состояния объекта, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.

АМЕРИКАНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА -"делать что -либо руками других".

УПРАВЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ АСПЕКТА:

- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);

- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

Сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");

Руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");

Критерии принятия решений ("какой путь лучший?");

Инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?"

На сегодняшний день в научно-методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент».

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

КАК ЯВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

КАК ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТ включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТ представляет собой науку, изучающую проблемы управления. В 1881 году в одном из колледжей США Джозеф Вартон начал преподавание учебной дисциплины «Менеджмент».

Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко МЕНЕДЖМЕНТ РАССМАТРИВАЮТ КАК ИСКУССТВО , которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие МЕНЕДЖМЕНТ АССОЦИИРУЕТСЯ С ЛЮДЬМИ, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования.

Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем), различным сферам деятельности (управление в неживой природе, биологических системах, в государстве), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении некоммерческих организаций.

ПОД УПРАВЛЕНИЕМ понимают целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата.

ВОЗДЕЙСТВИЕ - это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие.

ОБЪЕКТАМИ, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т. п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое. Система субъектно-объектных отношений является основой построения системы управления.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ - совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру и содержание элементов системы, а также установление связей между ними. Понятие "система управления" характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ - совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие "механизм управления" отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы, и ценности человека.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ - последовательность действий, из которых формируется воздействие. Понятие "процесс управления" отражает динамику управления, его временные характеристики, технологические особенности.

Сущность управления заключается в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Содержание управления раскрывают функции менеджмента. Управлять – это значит планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Специфичность управления проявляется при вертикальном и горизонтальном разделении управленческого труда.

Вертикальное развертывание управленческой деятельности образует уровни управления, горизонтальное - звенья и элементы управления.

Что еще почитать