Престиж рабочих профессий среди молодежи. Понятие престижности профессии

Августовская конференция педагогических работников

«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»

«Учитель живёт до тех пор,

пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Престиж - мног o стороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;

-это функциональная важность профессии;

- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;

- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.

Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов

В среде обучающихся – свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей , определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.

Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество образования - это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:

    носительзнаний

    передачазнаний

    получательзнаний

    восприимчивостьметодикпередачизнаний

    фундаментальностьзнаний

    востребованностьполученныхзнаний

    получениеновыхзнаний.

Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии - это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

    высокий уровень основного педагогического образования;

    повышениепрестижаучительскойпрофессии;

    мотивация учителей к продолжению образования;

    обмен информацией и опытом среди учителей;

Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.

Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.

Учитель должен быть талантливым

Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Учитель должен иметь духовное здоровье

Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.

Учитель должен быть всегда молодым

Что же это такое молодость для учителя?

Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость, а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.

Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.

Учитель должен быть мудрым и сильным

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.

Надо жить с верой в лучшее

Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.

Трудись творчески, а иначе зачем?

В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Имей активную жизненную позицию

Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.

Квалификация - это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке - образование-квалификация - образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование - выше квалификация и наоборот.

В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.

В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.

Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» - 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах , в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.

Уважаемые, коллеги!

Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!

Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево

МаксимоваЛюбовьМихайловна

На протяжении последних нескольких лет в правительственных кабинетах активно обсуждается вопрос кадрового голода среди рабочего персонала. Мол, стране не хватает квалифицированных рабочих – все хотят быть гуманитариями и сидеть в кабинетах. Однако имеются и позитивные сигналы. Так, в РФ увеличивается число желающих обрести рабочие специальности, занимая место в среднем звене профессионального образования. Анализ вступительной кампании на будущий учебный год позволяет делать вывод о том, что практически 60% бывших девятиклассников решили получать среднее профессиональное образование.

Новости для страны действительно хорошие: Россия получит больше сварщиков, пекарей, механиков и представителей других дефицитных сегодня профессий. Как уверяют чиновники, именно этого сейчас требует отечественная экономика, поскольку в будущие годы нас ждет демографическая яма: экономические показатели должны будут расти, но работать в стране скоро станет попросту некому. Но в этом контексте мало просто выучить заинтересованную молодежь – далеко не факт, что те, кто окончат училища и техникумы, останутся работать по профессии.

Повар, сварщик, тракторист

Чиновники из Минобразования ликуют: в России с каждым годом увеличивается численность молодых людей, выбирающих среднее специальное образование. Как сообщает «RT» со ссылкой на ведомство, в предстоящем учебном году количество первокурсников в училища, техникумы и колледжи достигнет 976 тыс. человек. Это на 42 тыс. Больше, чем в прошлом году и на 66 тыс. больше, чем в 2015-м. Вызван такой прирост, однако, не только повышением популярности рабочих профессий. Как подчеркнули в Министерстве образования, в ближайшие годы в стране увеличивается количество 15-летних россиян, а это, следственно, повлияет и на количество абитуриентов, поступающих в учебные заведения среднего звена.

По результатам прошлого года, самыми популярными направлениями средне-специального образования стала сварка, направление автомехаников, кондитерское направление, парикмахерское и сельскохозяйственное направления, строительство, отделка и металлообработка. При этом меньше всего молодежь хочет работать крановщиками, слесарями и портными. Кстати, за весь 2016/17 учебный год обучение в профильных заведениях проходили 2,85 млн студентов, что на 120 тыс. больше, чем в позапрошлом учебном году. Рост популярности рабочих специальностей подтверждают и в самих учебных заведениях, а в колледжах и техникумах даже вырос конкурс – до 3-5 человек на место, в зависимости от специальности.

По мнению многих аналитиков, такая ситуация – весьма закономерный результат, прогнозируемый еще десятилетие назад. В 90-х молодежь, а особенно ее родители, начали откровенную гонку за «корочкой» – престижной «бумажкой», якобы подтверждающей образованность чада. Задумываться о будущем месте работы новоиспеченных экономистов, менеджеров и юристов никто не спешил. Благо, активное развитие сферы услуг и связанное с этим открытие новых рабочих мест позволило не остаться им без работы. Но работу по специальности смогли найти далеко не все: специалисты с высшими образованием пополнили ряды официантов, кассиров фастфудов и работников супермаркетов.

Сегодня же сфера услуг и производство идут по новому витку развития, поэтому потребность в квалифицированных кадрах продолжает расти. Работа в этих сферах обретает все больше престижа, в связи с чем возрастающие потребности конвертируются в интерес к рабочим профессиям со стороны молодежи. Впрочем, «вектор» только начинает меняться – массовые гуманитарные направления по-прежнему вызывают у абитуриентов больше интереса, чем технические, конкурс на них традиционно выше. Но эксперты уверены, что начало таки положено и интересы молодых людей в вопросах профориентации в будущие годы все больше будут меняться в сторону технического и рабочего направления.

Недостаточно популяризации

О том, что повышение численности молодежи, владеющей профессиями рабочих направлений – это острая необходимость национальной экономики, говорят и в Центробанке. Как пишут «Известия», ссылаясь на Банк России, это особенно важно, когда страна находится под давлением санкций и необходимостью импортозамещения. По мнению чиновников ЦБ, острый кадровый голод имеется не только в медицине и образовании, но и в технической сфере – высококвалифицированных рабочих не хватает практически на всех промышленных предприятиях . Все это находит отражение на экономической ситуации. Во-первых, это приводит к необходимости искусственного повышения зарплат, опережающих темпы повышения производительности труда, пусть это и оправдано в отношении рабочих профессий. Во-вторых, из-за невозможности привлечь нужные кадры в необходимом объеме, повысить эту самую производительность попросту не представляется возможным.

Но даже в таких условиях «перестройка» сознания молодежи с выбора «модных» на выбор «нужных» профессий идет слишком уж медленными темпами. В качестве главного тормоза, по мнению экспертов, выступает слабая государственная политика относительно повышения популярности рабочих профессий. Дело в том, что изменение общественного представления о будущей работе по профессии и так весьма сложный процесс, а при отсутствии какого-либо государственного вмешательства сделать это и вообще нереально. Хотя, сдвиги есть и в этом вопросе.

Например, в Свердловской области на протяжении последних 6 лет реализуется региональный проект «Славим человека труда!». Как пишет «Взгляд», в рамках данной программы ежегодно проводятся различные конкурсы мастеров и выставки рабочих, проводится ранняя профориентационная работа среди младших школьников и даже дошкольников и т.д. Проводимые мероприятия позволяют повысить популярность прежде всего тех профессий, которые востребованы в регионе. Важным аспектом реализуемых программ является то, что в них принимают участие не только уже состоявшиеся представители профессий, но и студенты, имеющие возможность отточить мастерство.

Растет и зарплата

Но потребности страны и экономические вызовы, это, безусловно, хорошо и действенно. Однако, главным стимулом при выборе профессии молодыми людьми, в первую очередь, выступает финансовый аспект – их будущая зарплата. Сдвиги, как бы ни было странно, есть и в этом вопросе. Как пишет «Российская газета», высококвалифицированные мастера сегодня часто получают зарплату на порядок выше, чем офисные работники среднего звена. Например, по данным рекрутинговых порталов, разбег зарплат в рабочих профессиях, в зависимости от квалификации составляет 15-120 тыс. рублей . Среди тех, кто может претендовать на зарплаты, превышающие 100 тыс. рублей, фигурируют вакансии для сварщиков, водителей крупной строительной техники, машинисты, операторы фрезерных станков, промышленные альпинисты и специалисты по высотным работам. Встречается множество вакансий с зарплатами в 60-80 тыс. рублей. Даже некоторым грузчикам, готовым к серьезным физическим нагрузкам, обещают по 50-55 тыс. рублей.

В большинстве регионов, вилка зарплат на порядок ниже, хотя есть и исключения. Например, Дальний Восток или Сибирь, где реализуются федеральные промышленные проекты. Там, правда, присутствует вахтовая специфика – на работе приходится проводить по 2-3 месяца. На такую работу даже высокой зарплатой специалистов заманить трудно – трудовая культура и низкая трудовая мобильность населения дают о себе знать. Как итог – огромный спрос на высококвалифицированных рабочих в регионах и острый дефицит их на рынке в тех местах, где они действительно востребованы.

Нельзя сказать, что не хватает просто рабочих – нехватка по большей части ощущается в отношении персонала, обладающего навыками работы на продвинутом оборудовании с программным обеспечением. Работе на нем в российских училищах и техникумах не учат – все это дело практики. В контексте этого все больше остроты обретает вопрос изменением программ обучения – студенты должны учиться работать на современном оборудовании, а не на старых советских станках, которые трудно встретить на крупных промышленных предприятиях . Это особенно важно, поскольку Россию неминуемо ждет промышленная модернизация – без нее отечественная экономика попросту «ляжет».

При выборе профессии надо помнить и то, что не место красит человека, а человек - место. Не стоит забывать о том, что профессия должна соответствовать способностям и приносить моральное удовлетворение.

Престиж профессии определяется не только высоким доходом и социальным статусом, но и такими показателями как стабильность, перспектива карьерного роста, востребованность в отдалённом будущем.

ТОП-10 самых престижных профессий в России:

  1. Программисты, специалисты IT-технологий. Специалисты этой сферы высоко востребованы в настоящее время, их труд хорошо оплачивается. Бурное развитие IT-технологий в России предполагает постоянную востребованность профессии на долгие годы.
  2. Предприниматели, бизнесмены. Частный бизнес при наличии коммерческих способностей может приносить высокие доходы. Дополнительным плюсом является независимость от работодателя.
  3. Топ-менеджер — лицо компании, руководитель высшего звена, что само по себе престижно. И соответственно оплачивается. Кроме профессиональных навыков и специфических знаний в своей отрасли, топ-менеджер должен обладать креативным и гибким мышлением, высокими аналитическими способностями, постоянно учиться новому. Причём в разные периоды деятельности компании от топ-менеджера требуются разнообразные качества: на этапе start-up он должен проявить себя ярким лидером и успешным предпринимателем; в период расцвета — дальновидным стратегом; в момент кризиса — опытным антикризисным управляющим.
  4. Юристы, адвокаты. Население России в большей части является юридически неграмотным, а юриспруденция — громоздкой, поэтому юристы будут востребованы постоянно. Наиболее востребованными и высокооплачиваемыми во все времена являются юристы по гражданским делам.
  5. Врачи. Профессия считается самой благородной и престижной во всём мире, но не очень высокооплачиваемой в России. Самая высокая зарплата врачей на Камчатке.
  6. Лётчики и космонавты. Эти профессии не только престижны, но уважаемы, романтичны и высокооплачиваемы в любом регионе России.
  7. Творческие профессии (дизайнеры, артисты) престижны в смысле уважения и узнаваемости. Всё зависит от таланта, целеустремлённости, удачи. Как справедливо говорится о творческих профессиях: «Первую половину жизни человек работает на имя, вторую половину — имя работает на человека».
  8. Инженеры. Престиж этой профессии возрастает в период развития промышленности, но с материальной точки зрения это не самая выгодная профессия в России.
  9. Банкиры. Все профессии, которые ассоциируются с финансами, изначально престижны. Быть банкиром считалось престижным во все времена. Здесь всё зависит от размеров банка, занимаемой должности, региона и т. п. В последнее время престижнее работать в государственном банке, чем в частном.
  10. Экономисты. Престиж профессии также зависит от места работы, должности, региона. Но несомненно то, что эта профессия универсальна и востребована при любом социальном строе, в любой отрасли народного хозяйства и на всех уровнях.

При выборе профессии надо помнить и то, что не место красит человека, а человек — место. Не стоит забывать о том, что профессия должна соответствовать способностям и приносить моральное удовлетворение. Понять свою предрасположенность к определенной профессии вы можете на консультации по профориентации в центре Эльмиры Давыдовой.

Самые престижные профессии в мире

  1. Нанотехнологи. Специалисты этой сферы будут постоянно востребованы в будущем. Поскольку отрасль является самой актуальной государственной программой в развитых странах мира и хорошо финансируется, высокая оплата труда нанотехнологов гарантирована на многие годы вперёд.
  2. IT-специалисты. Эта профессия уже много лет находится в списке престижных и в будущем также предполагается её высокая востребованность, достойная оплата ввиду того, что специалисты IT-технологий обеспечивают функционирование практически всех процессов современного мира.
  3. Биотехнологи — профессия будущего в сельском хозяйстве, здравоохранении и пищевой промышленности. Являясь государственной программой, которой предстоит бурное развитие, биотехнология достойно финансируется. Быть учёным или практиком в этой сфере очень престижно.
  4. Экологи. Проблема загрязнения окружающей среды со временем только усугубляется. Поэтому экологи будут востребованы всегда не только с целью очищения среды, но и для разработки новых экологически чистых технологий и производств.
  5. Маркетологи. Современный мир перенасыщен товарами и предложениями услуг. Без маркетологов в деле их реализации и производства новых, необходимых потребителям, не обойтись.
  6. Врачи разной специализации: анестезиологи, хирурги, психиатры, терапевты, дантисты. Здоровье — это главное, что ценят люди и на чём они не экономят. А хорошие врачи пользуются заслуженным уважением.
  7. Технические и исполнительные директора в различных отраслях промышленности. Для создания нового конкурентоспособного продукта или новых технологий требуется умение работать с большими объёмами информации, координировать работу многих сотен людей. Такая работа под силу неординарным личностям.
  8. Юристы. Во всех странах мира профессионалы юриспруденции имеют престижный статус. Ведь даже в век интернет-технологий, когда любому человеку доступны книги по законодательству, разобраться в их громоздких хитросплетениях может далеко не каждый.
  9. Пилоты. Пассажиры авиалайнеров изначально относятся с уважением к профессионалам, которым доверяют свои жизни. Современный самолёт — это суперсложная машина, для управления которой требуются серьёзные технические знания, отличная физическая подготовка, психологическая устойчивость, умение оперативно принимать ответственные решения.
  10. Финансовый аналитик рынка — специалист, владеющий информацией о колебании цен, соотношении спроса и предложения на рынке. Он может дать грамотную консультацию по сделкам на финансовых рынках и прогноз на будущее.

​Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», Сергиев-Посад, Московская область:
Дайте возможность ощутить себя героями

Престиж профессии учителя я ощущаю один раз в году. На конкурсе «Учитель года России». Когда учитель оказывается в центре внимания именно как уникальная личность, когда труд и особенности этой личности серьезно обсуждаются, когда складывается вокруг учителя пространство общения. И потому у меня уже есть «зависимость»: попаду ли в этом году в состав жюри конкурса, именно чтобы подпитаться ощущением значимости педагогической профессии?
К сожалению, в повседневной учительской жизни такое ощущение возникает не всегда. Нет, конечно, ничто не заменит уважения и веры в тебя твоих собственных учеников. Это самое главное, и это, я уверен, было и будет существовать. Но, как мне представляется, вопрос о престиже все же вопрос о более широком контексте восприятия учительской профессии в обществе.
Не буду писать о зарплате. Здесь все понятно, и высказывания премьера лишний раз комментировать не хочется. Напишу лучше об истории, произошедшей в регионе Х, которой я был свидетелем.
Форум для педагогов с участием министра образования этого региона проходит в педагогическом колледже. В зале - учителя и студенты этого колледжа. Министр задерживается. Все сидят и ждут, не начиная форум, пока министр не появится в зале. Проходит 40 минут. По залу гул: машина министра въехала на территорию колледжа. На протяжении следующего часа информация обновляется: министр осматривает территорию колледжа, министр дает интервью местным СМИ, министр обедает. Министр знает, что вот уже полтора часа в зале сидят несколько сотен человек и ждут. Но никуда не торопится. Спустя без малого 2 часа от назначенного времени министр с улыбкой поднимается на сцену и говорит о том, как ценны и значимы учителя.
Я не верю этому министру. Не верю хотя бы потому, что за полчаса до этого слышал, как со слезами на глазах одна из студенток колледжа, будущий учитель, просила отпустить ее - по расписанию занятия закончились, у нее курсы в автошколе, а дома ждет мама, - в чем ей было категорически отказано: пока министр не появится, все будем сидеть. Министр в это время, как мы помним, обедает...
Причина непрестижности профессии в нас же самих. Что все знают: учителя приедут куда нужно, скажут что нужно, поддержат что нужно. И отношение в обществе к учителю вполне соразмерно - это отношение к зависимому человеку. А дальше может быть много слов. Правильных и красивых. Но считываются не слова, а как раз то, что за словами. Так и ученики в школе - то, как учитель живет сам, всегда будет считано ими и будет для них важнее того, что он им говорит.
Чтобы поменять ситуацию с престижем профессии, мне кажется, нужно взять пример с «Учителя года». Выходит на сцену учитель, и только он решает, что и как он сейчас сделает. На нем огромная ответственность, и он осознает это. Но только он удерживает сейчас в своей руке время и мысль. И эта сила, эта ответственность, эта свобода вызывают уважение к нему - уважение к личности. Генерировать такие ситуации для учителя - ситуации решения, выбора, риска, веры - и значит повышать престиж его профессии. Прежде всего в его собственных глазах.
Профессия ведь в самом деле героическая. Только дайте учителям возможность себя этими героями ощутить.

Мария АХАПКИНА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель английского языка гимназии «Пущино», Московская область:
Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Статус учителя. В последнее время о нем много говорят, пишут, дискутируют. Главным образом о том, что статус педагога нужно повышать, что необходимо создавать все условия, чтобы в профессию приходили молодые и талантливые, ищущие и неравнодушные, чтобы на вопрос «Кем вы работаете?» можно было с гордостью ответить: «Я учитель!». От чего же зависит этот самый статус? И почему именно в последние годы он так пошатнулся?
Я как учитель не люблю обсуждать эту тему, потому как ответы на эти вопросы мне кажутся очевидными и даже банальными. Объясню почему. Давайте обратимся к двум специфичным признакам, по которым определяется социальный статус любой профессии: экономический и профессиональный признаки. Итак, экономический признак - заработная плата учителя. И тут же мне возразят: «Плохому учителю сколько ни плати, он все равно не станет лучше!», «Все учителя сводят вопрос статуса к зарплате!», еще можно предложить учителю быть расторопным и «искать себе дополнительные источники финансового благополучия, заниматься бизнесом, например». Уровень благополучия учителя действительно вырос за последние годы, но... молодые педагоги по-прежнему имеют достаточно низкую зарплату в первые 3 года работы (спасают только подъемные выплаты), а затем, когда они станут опытными педагогами с высшей категорией, им придется забыть о себе, о своей личной жизни и «пахать» по 14 часов в сутки, дабы заработать премиальные и стимулирующие выплаты и получать достойную зарплату. Вот почему многие талантливые и умные ребята не выбирают профессию учителя при поступлении в вузы, и это уже ответ на вопрос о профессиональном признаке термина «статус». Конечно, мы работаем не ради денег, славы или награды, но...
Зачастую, да простят меня многие мои коллеги, в школу приходят учителя, которые относятся к этой профессии как к обычной работе, такие урокодатели, они не горят своим делом, они равнодушны к ребятам, они просто готовят их к ЕГЭ и на этом считают свою миссию выполненной. Соответственно отношение к ним родителей и учеников весьма нелестно.
К сожалению, и СМИ не способствуют поддержанию уважительного отношения к учителям. Вспомните, когда вы в последний раз видели передачу об учителе, беззаветно любящем свое дело? Скорее вы увидите скандальные истории о жестоких и несправедливых учителях, услышите много раз слово «училка». Фильмы о школе и педагогах показывают образовательные учреждения чаще с негативной точки зрения. Конечно, есть проблемы, и их надо обсуждать, но давайте показывать сюжеты и о хороших учителях, тех, кто работает и днем и ночью и бескорыстно любит свою профессию. Почему бы не снять биографический фильм об одном из победителей конкурса «Учитель года России» или о яркой личности в педагогике? В американском кинематографе есть примеры таких байопиков, например, «Писатели свободы».
Но сколько ни снимай передач или фильмов, сколько ни повышай зарплату, все же статус учителя зависит в большей степени от самого учителя! Мне больше импонирует слово «авторитет». Он зарабатывается реальными делами и поступками, неравнодушным отношением к своим ученикам и их жизненным ситуациям, желанием творить и придумывать разные формы работы, не стоять на месте, постоянно самосовершенствоваться и верить в лучшее! Есть только одно пожелание. Уважаемые чиновники! Не дайте утонуть учителям в безбрежном море ненужной документации! Дайте возможность творить! Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель истории и обществознания гимназии №1, Самара:
До цели далеко

Тема о том, как важно повышение престижа учительской профессии, возникает в дискуссиях различного уровня достаточно часто. А накануне нового учебного года практически обязательно. Обычно под этим подразумевается достижение былого престижа нашей профессии в советские годы, пошатнувшегося в 90-е годы и до сих пор не в полной мере восстановленного.
Престиж - это уважение к социальному статусу со стороны общества. Но не только общества - и государства также. Причем эти явления взаимосвязаны: отношение со стороны общества и со стороны государства.
Что мы имеем на данный момент? Ситуация, как обычно, противоречива. Конечно, до достижения цели по повышению престижа учительской профессии достаточно далеко, причем иногда кажется, что, как в старом анекдоте, «теперь точно далеко». Во-первых, проблема достойной учительской зарплаты не решена. Во-вторых, к мнению учительской общественности далеко не всегда прислушиваются при проведении реформ в системе образования. В-третьих, следует констатировать значительно возросшее недоверие к учителю как со стороны родителей, так и со стороны администрации школ. Вспоминается известная карикатура, на которой противопоставляются ситуации 1969 года и нынешняя: в 1969 году родители требовали объяснения плохих отметок от ребенка, сегодня - уже от учителя. Отсюда скрытые записи видео на уроках, отсюда жалобы в надзорные инстанции, из-за чего администрации школ стараются обезопасить себя от этих лишних проблем и давят на учителей. Не кривя душой, иногда и сами учителя делают такое, что уж никак не способствует повышению престижа профессии.
Во всех школах и у всех учителей так? Конечно, нет. Поэтому, с другой стороны, как у нас обычно и бывает, на нормальных и добрых людях все держится. На тех родителях, которые уважают учителей и прививают это уважение своим детям. Не могу забыть ситуацию, когда прошлым летом в очереди в поликлинике женщина с девочкой лет четырех вдруг обратилась ко мне: «Здравствуйте! Я вас знаю, вы учитель из первой гимназии. У меня там старшая дочка». И уступила мне с 5-месячной дочкой на руках место. Все держится также на директорах школ, которые создают дружелюбную атмосферу в школе, поощряют проявления творчества и свободы учителей. На тех, кто в управлении образованием борется с мешающей учителю рутиной, приглашает учителей к обсуждению образовательных реформ, поощряет учительские конкурсы, делая профессию действительно уважаемой. И, конечно, на тех авторитетных учителях, которых просто нельзя не уважать.
Итак, противоречие я обозначил. А в какую сторону изменится ситуация, зависит от нашего общества, от каждого из нас.

События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению престижа рабочих профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера. В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Решение этой проблемы невозможно без изменения политики государства в области трудовых ресурсов.

Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время недостаток рабочих восполняют мигранты из ближнего зарубежья, но уровень их квалификации не соответствует современным требованиям. В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать учеников школ на получение профессий, которые будут пользоваться спросом на рынке труда, приносить стабильный материальный достаток. Нужно воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу и стабильный доход.

Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно на государственном уровне. Одно из важнейших условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа тоже должна участвовать в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно изменить сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.

По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно быть уделено должное внимание.

Работа по профориентации носит разноплановый характер. Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд рабочего.

Экскурсии на производство для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность узнать историю развития предприятия, увидеть сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать в нем.

Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст возможность увидеть как делается фарфор и посетить Галерею фарфорового искусства, или в гончарную мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и поработают на гончарном круге. Старшеклассники посетят часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят, как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность поработать на печатном станке. Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» - это прекрасный способ определиться с будущей профессией.

Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их профессионального выбора во многом зависит будущее нашей экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе

События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению престижа рабочих профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера. В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Решение этой проблемы невозможно без изменения политики государства в области трудовых ресурсов.

Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время недостаток рабочих восполняют мигранты из ближнего зарубежья, но уровень их квалификации не соответствует современным требованиям. В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать учеников школ на получение профессий, которые будут пользоваться спросом на рынке труда, приносить стабильный материальный достаток. Нужно воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу и стабильный доход.

Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно на государственном уровне. Одно из важнейших условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа тоже должна участвовать в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно изменить сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.

По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно быть уделено должное внимание.

Работа по профориентации носит разноплановый характер. Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд рабочего.

Экскурсии на производство для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность узнать историю развития предприятия, увидеть сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать в нем.

Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст возможность увидеть как делается фарфор и посетить Галерею фарфорового искусства, или в гончарную мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и поработают на гончарном круге. Старшеклассники посетят часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят, как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность поработать на печатном станке. Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» - это прекрасный способ определиться с будущей профессией.

Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их профессионального выбора во многом зависит будущее нашей экономики.


Что еще почитать