Ребенок и природа птицы весной средняя группа. Технологическая карта организованной учебной деятельности по естествознанию на тему: "Птицы весной" (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи «Птицы весной » (средняя ...)

Средняя группа Цель НОД: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательные: - закрепление представлений о весне и ее приметахКонспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Перелётные птицы весной » Конспект занятия по...

Maam.ru > Конспект занятия по

средняя группа ) на...

Тема: " Птицы весну принесли" средняя группа .Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью птиц в весенний период. Задачи: Уточнить и расширить знания детей о птицах весной (прилетают, начинают вить гнёзда и выводить птенцов).

Nsportal.ru > План-конспект занятия по

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа ) на...

Какие ещё птицы прилетают весной ? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи).(Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга). Воспитатель ставит картинку с изображением грача и предлагает детям...

Nsportal.ru > План-конспект занятия по

Конспект открытой деятельности по познавательному развитию...

Инфоурок › Дошкольное образование ›Конспекты›Конспект открытой деятельности по познавательному развитию в средней группе «Птицы весной ».

Infourok.ru > Конспект открытой

Тема: «О чём поют птицы весной ?» (средняя группа )

Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир). Тема: «О чём поют птицы весной ?» (средняя группа ). Цель: формирование и закрепление знаний о перелетных птицах . Задачи: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах ...

2.vospitately.ru > Тема: «О чём поют птицы

Конспект комплексного занятия с детьми в средней группе по...

Конспект занятия в средней группе по теме Весна Автор: Иванченко Галина Александровна, воспитатель МДОУ Детского сада № 6, г. Ржев. Описание материала: данный конспект занятия предназначен для детей в средней группе по теме: «Птицы весной ».

Ped-kopilka.ru > Конспект комплексного

Детский сад - Беседа в средней группе «Птицы весну принесли»

Sadik11-kolokolchik.ru > Детский сад - Беседа в

Конспект НОД «Птицы весной » в средней группе

средней группе птицы в лесу радуются приходу весны птиц сегодня она встретила.

EduContest.net > Конспект НОД «Птицы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней ...

Птицы весело и громко пели свои песни. На улице столько птиц , которых зимой не было. - Откуда же прилетело столько птиц ? (из тёплых стран, с юга). Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о птицах , об их жизни весной , об их заботах.

27.doutuapse.ru > Конспект занятия по

Занятие по экологии " О чем поют птицы весной "

Multiurok.ru > Занятие по экологии " О чем

Конспект НОД «Птицы весной » в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию в средней группе «Наши пернатые друзья».Воспитатель: Поняла Совунья, что птицы в лесу радуются приходу весны . Она предлагает посмотреть и назвать нам, каких птиц сегодня она встретила.

EduContest.net > Конспект НОД «Птицы

Конспект занятия на тему: «Перелетные птицы » в средней группе

Дети:- Птицы прилетают весной . Воспитатель:- Почему весной ? Дети:- Весной тает снег, водоёмы, становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы . Воспитатель:- Верно.

Zanyatiya-v-detskom-sadu.ru > Конспект занятия на тему:

Конспект занятия «Птицы весной » - Окружающий мир

Возрастная группа :подготовительная группа . Тема: «Птицы весной ». Цель:Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны . Выявить связи с живой и неживой природой. Программное содержание. Образовательные задачи:Уточнять и расширить представления о...

Pedportal.net > Конспект занятия «Птицы

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим...

- Птицы рады приходу весны . - Посмотрите на нашу картину и попробуйте по ней рассказать о весне . -Весной небо голубое и чистое.Вот вы птички оказались в тёплой весне , где много солнечного тепла и корма. И будете жить здесь всю весну , лето и начало осени.

Morozovasnik.ucoz.ru > Конспект открытого

оод птицы весну принесли.docx - Конспект занятия в средней ...

Файл оод птицы весну принесли.docx для материала для скачивания по дисциплинам Окружающий мир, в разделе Разработки уроков, Методические идеятельности: Дети играют в группе , часть детей (подгруппа 45 человек) делают коллективную аппликацию «Птицы весной ».

Znanio.ru > оод птицы весну

Тематическая неделя «Птицы - наши друзья» средняя группа ...

KalendarnyiPlan.ru > Тематическая неделя

Тематическая неделя “Птицы ” в средней группе

Беседа «Весну встречаем – птиц зазываем» Цель: Дать детям представления о перелётных птицах .Просмотр содержимого документа «Тематическая неделя “Птицы ” в средней группе ». Цель: обогащать представления детей о перелетных и зимующих птицах , об образе...

Getsoch.net > Тематическая неделя

Муниципальное казѐнное дошкольное общеобразовательное...

Проект «Перелѐтные птицы ». Для детей средней группы . Автор проектаСоставление рассказа по картине А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Заучивание потешки «Птички -невелички», закличек «Весна -весна красная», пальчиковая гимнастика «Птицы ».

Ds-1-kantemirovka.nubex.ru > Муниципальное казѐнное

Информационно-творческий проект средней группы "Перелетные...

Участники: дети, воспитатели и родители средней группы . Тип проекта: информационно-творческий.Как одним словом назвать этих птиц ? Приложение №1. Беседа: «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

A-s-chernomorchenko.edumsko.ru > Информационно-творческий

Конспект НОД в средней группе «Птицы весной

ПТИЦЫ ВЕСНОЙ . Задачи: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц , гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа...

Pandia.ru > Конспект НОД в средней

Тема: «Перелетные птицы »

Конспект НОД в средней группе Тема: «Перелетные птицы ». Составила и провела: Воспитатель 1 категории МДОУ «Теремок» Новоалександрова Е.Б.І. Воспитатель: Ребята, какое время года наступило? (весна ) Весной , природа оживает, просыпается от зимней спячки.

Doyteremok.ru > Тема: «Перелетные

НОД Перелетные птицы в средней группе - «Дошколенок.ру»...

- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов). - Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно иСценарий праздника в средней группе «Золотая осень» с Грибом. Интеграция образовательных областей: Музыка, коммуникация, социализация.

Blog.dohcolonoc.ru > НОД Перелетные птицы в

Тема НОД: «Птицы первые вестники - весны »

Возрастная группа средняя . Тема НОД: «Птицы первые вестники - весны ». Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелѐтных птицах , об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц ; развивать интерес к жизни птиц ...

Detsad59.odinedu.ru > Тема НОД: «Птицы первые

Цель урока: обогащение словаря по лексической теме “Весна”.

Задачи урока:

  1. Закреплять знания о признаках весны; составлять коллективный рассказ по мнемотаблице; формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата).
  2. Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Беседы, составление рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.).

Дать представление детям об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, используя беседы, картинки, различные игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.

Разучивание подвижных игр, чистоговороки.

Оборудование: Мнемотаблица “Весна в лесу”, ширма, на которой изображен весенний пейзаж, желтые круги по количеству детей и по 8 прищепок желтого цвета для каждого ребенка, пособие на развитие речевого дыхания “Подснежники”, шапочки-подснежники, игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей, звукозапись “голоса птиц”, образец для выкладывания птичьей стаи из счетных палочек, счетные палочки, предметы для имитации звуков леса, картинки-отгадки для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Оргмомент

В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, постучал в окно и так радостно и громко зачирикал. Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Дети обнаруживают конверт. Воспитатель читает письмо.

Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль дорожка зовет.

Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! А вы знаете как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.) Тогда в путь!

Двигательное упражнение “В путь!

2. Основная часть

Составление рассказа “Весна в лесу”

В: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешена мнемотаблица “Весна в лесу”.)

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы свои!

В: В какой лес мы с вами пришли? (Мы пришли в весенний лес, красивый, сказочный, чудесный, волшебный.)

В: Какое время года изображено на картинках? (Весна.) Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?

Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки, а затем составляют рассказ.

В: Ребята, давайте составим рассказ по картинкам “Весна в лесу” (Весной ярко светит солнце. В лесу тает снег, бегут ручейки. Появляются проталины. Распускаются подснежники. На деревьях набухают почки. Возвращаются птицы с юга. Весной просыпаются медведь и еж. Дикие животные линяют. Весной у диких животных появляются детеныши.)

Игра “Солнышко лучистое”

В: Вот так чудо, я на всех картинках вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнышко.) Какое солнышко весной? (Яркое, теплое, ласковое, лучистое,) Что делает солнышко? (Светит, припекает, греет.) А давайте, чтобы солнышко согревало нас еще больше, мы добавим ему лучиков.

Дети добавляют лучики – прищепки к заготовке из картона.

Развитие речевого дыхания “Подснежники”

В: Сейчас мы с вами выйдем на солнечную поляну. А раз она солнечная, то снег на ней тает как? (Быстро.) И появляются …? (Проталины.) А на проталинах…? (Подснежники) Подснежники – еще одно чудо весны. Почему они так называются? (Потому что они самые первые появляются из-под снега.)

В: Вот полянка и проталины на ней, а где же подснежники? Наверное, они спрятались за снежными комочками. Давайте, подуем на снежные комочки. (Дети дуют.)

В: Сколько подснежников появилось на солнечной полянке? (Дети считают подснежники.)

Физминутка “Подснежники просыпаются”

В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

В: Тогда на девайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

В: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись.

В: Продолжим нашу прогулку по лесу, здесь много еще интересного. (Натыкается на снежный холмик.) А это что за чудо?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

Чистоговорка “Весна пришла”

Игра “Мама и детеныш”

В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.

В: Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш маленький.) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.

Игра “У кого кто”

В: Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.

Назовите, у кого кто появился.

Дети называют животных и их детенышей.

(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

Выкладывание картины из счетных палочек “Птицы летят”

В: Слышите, как чудесно поют птицы в весеннем лесу? Как называются эти птицы? (Перелетные птицы.) Почему их называют перелетными? (Потому что они осенью улетают в теплые края.) Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит, весна вступает в свои права. Вот летит самая первая птичья стая. Это грачи. Они прилетают раньше всех перелетных птиц.

Воспитатель показывает детям рисунок птичьей стаи, выложенной из счетных палочек.

В: Сейчас мы с вами с помощью счетных палочек выложим целую стаю грачей. Сколько птиц на картинке? Давайте, посчитаем их. (Дети считают птиц.) Сколько палочек нужно для того, чтобы выложить одного грача? (Две палочки.)

Дети садятся за столы и выкладывают птичью стаю. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми.

В: Что ты выкладываешь? (Птичью стаю?) Сколько птичек надо выложить? (Пять.) Сколько палочек надо для одной птички (Две.) Как называется птица, которую выкладываешь? (Грач.)

Развитие слухового внимания “Звуки леса”

В: Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. Опустилось на землю тихое: “Ау!”

На неведомом суку вздрогнуло: “Ку-ку!”
Застучало по стволам: “Тук-тук!”
Лес встает на встречу нам: “Кто там?”

В: А теперь закройте глазки и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель за ширмой с помощью предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы (журчание ручейка – переливание воды из стакана в стакан; капель – капает воду в тазик с водой; стучит молоточком по дереву – дятел; играет на свистульке – птицы поют). Дети внимательно слушают, затем показывают соответствующую картинку и говорят, что слышали.

В: Молодцы! Все правильно отгадали.

В: Вот и пришла пора прощаться с лесом и его чудесами. Нам нужно возвращаться в детский сад.

Дети прощаются с лесом, затем берутся за руки и “уходят из леса”, двигаясь за воспитателем змейкой.

3. Итог занятия

В: Где, мы, с вами побывали? (В весеннем лесу.) Какие чудеса видели в лесу? (В лесу распустились подснежники. Медведь проснулся. У диких животных появились детеныши. Прилетели птицы.) Ребята, вам понравились чудеса весеннего леса? Какое у вас настроение? Я предлагаю вам выбрать солнышко, которое подходит к вашему настроению.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи
«Весеннее происшествие»

Цель : развитие связной речи по теме «Весна».

Программное содержание:
-учить подбирать слова-определения к существительному
- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки
-учить детей составлять рассказ по опорным картинкам
- развивать речь - доказательство
- развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
- уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;
-упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;
- упражнять в умении различать долгие и короткие звуки;
-уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;
-воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней

Материалы: несколько конвертов разных цветов и разных фигур (квадратные,прямоугольные),конверт с письмом, карточки с изображением характерных признаков весны, перелётных птиц; бельевые прищепки, круг из жёлтой бумаги; кукла с наборами зимней и весенней одежды, раскраски на тему ранней весны, аудиозаписи «Ручей» и «Весенняя песенка»

Методы используемые в занятии : наглядные, словесные, игровые, практические

Предварительная работа:
· Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников….за работой техники);
· опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
· рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
· чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
· разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
· худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами

Ход занятия
Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы Василек». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы, голубого цвета . Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).

Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте почитаем! Сказка
(Предлагаю присесть и послушать)
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца - Зима, 3 месяца - Весна, 3 месяца - Лето и 3 месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру -
Я глаза скорей протру,
А оно - всё ярче, ярче,
За окном - всё жарче, жарче…
Что это такое? -
Дети: Солнце!

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце - самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко

Игра «Солнышко весной«(подбор прилагательных)
Дети прикрепляют лучики- прищепки к солнцу подбирая прилагательные:
· солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое

Воспитатель : Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. Хотите узнать, что случилось дальше?

Восп .: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван.. Но в конверте лежат карточки- подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку.
Так что же произошло когда появилось весеннее солнце?
Достается карточка с изображением подснежников на проталине.

Растаял снег и на проталинах распустились подснежники.

Воспит .: Ребята, я предлагаю вам показать, как распускаются подснежники. Возьмите платочки. (Дети берут платочки из органзы и показывают распустившийся цветок)

Воспит .: Как красиво. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.) Почему?

Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

Воспит. : Украсим нашими платочками группу и посмотрим, что же дальше было.

Достается картинка с изображением сосулек.
Воспит. : А это что?
Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
- Стали таять сосульки и зазвенела капель (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспит .:(подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает таять(играет на металлофоне длинные звуки). Солнце все теплее и сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).

Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.
Воспит .: Посмотрим что же случилось потом.
Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка. Ответы детей. Воспитатель подводит итог:
-Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья.)

Воспит. : Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.
Достается карточка, с изображением ветки с почками. Ответы детей. Воспитатель подводит итог :
- На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспит.: А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.) Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете? (Ответы детей: потому что в группе теплее, чем на улице). Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.
Воспит .: Что же еще происходит весной?
Достается картинка с перелетными птицами. Ответы детей. Воспитатель подводит итог :
С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

А зимующие птицы куда денутся? (Ответы детей: улетят туда, где холодно)
Возьмите по одной птице. Расскажите, какая у вас птица (например: это птица снегирь, она зимующая). А теперь давайте расселим наших птиц: перелетных крепим к солнышку, зимующих к снежинке (работа на ковролине).
Воспит .: А что же в это время происходит в лесу? (Дети: у зверей появляются детеныши)
Воспит .: Правильно, есть у нас такая картинка? Есть.
Итог:
У зверей появляются детеныши. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. Вставайте в круг.
Игра в кругу «Мамы и малыши» «Один-много».(Напр.: медведь - медвежата - медвежонок).
Воспит.: А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?
Ответы детей. Воспитатель подводит итог :
-Люди одевают облегченную одежду. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Кукла Катя собралась на прогулку. Давайте посмотрим, правильно она оделась? Что ей надо поменять? (Ответы детей, речь доказательство. На кукле переодеваются валенки на ботиночки, теплая шапочка на облегченную)

Воспит.: Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили.(Идет закрепление материала)

Рассказ.
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.

Вызываются 2-3 ребенка для повтора рассказа.
Воспит.: А к этому рассказу у меня есть замечательные иллюстрации. Только они не цветные. Я предлагаю вам взять краски, восковые мелки, карандаши и раскрасить их в яркие цвета (продуктивная деятельность)

Название: Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Весеннее происшествие»

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ № 21
Месторасположение: г. Кингисепп, Ленинградская область

Конспект открытой деятельности по познавательному развитию в средней группе «Птицы весной»

Программные задачи:

Обобщать и закреплять характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знание о законах природы их сезонности.

Развивать в детях умение видеть простейшие причинно-следственные связи и закономерности.

Развивать воображение, мышление, речь детей.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Воспитывать интерес к результатам своей деятельности.

Предварительная работа:

1. Чтение стихов ("Весенний лес" В. Степанов; "Полюбуйся, весна наступает" И. Никитин; "Весна" Е. Каргановой) .
2. Чтение рассказа о весне ("Весна - красна" И. Соколов-Микитов) .
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Беседы о птицах.
5. Наблюдение в природе. .

Материал:

Картинки птиц, готовые формы скворечника, фонограммы, мультимедиа.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, по дороге в сад вот что я нашла, посмотрите. Что же это может быть? (показ красивой коробки) Это волшебная коробка, сейчас увидим, что там внутри. Здесь загадка вложена. Давайте прочитаем

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… весна.

Воспитатель: Ребята, о чем эта загадка? Какое сейчас время года? А что у нас происходит в природе?

Дети: Тает снег, звенят ручьи, солнце светит ярче, прилетают перелётные птицы, дует теплый ветер, появляются проталины, люди сменили тёплую зимнюю одежду на лёгкую весеннюю.

Дидактическая игра «Четвертое лишнее»

Дети называют на экране лишнюю картинку, не подходящую к весне.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся в весенний лес.

Игра "Мы шагаем"

Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ножки поднимаем.
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенёчки.
Раз, два, три, четыре,
Мы в лесу, а не в садике.

(На экране появляется слайд (лес), звучит фонограмма "Шум леса".)

Воспитатель: Ой, ребята, оглянитесь вокруг. Где мы с вами оказались?

Дети: Мы оказались в весеннем лесу.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Здесь растут разные деревья и поют птички.

Воспитатель: Ребята, мы пришли в сказочный лес, а как мы должны вести себя в лесу?

Дети: Нельзя шуметь, потому, что можно вспугнуть лесных птичек и зверей. Нельзя ломать ветки деревьев и кустов, ворошить муравейники.

Воспитатель: Правильно, ребята. Какие вы умные и воспитанные дети и поэтому лес нам разрешает погулять и подышать воздухом.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое высокое, голубое, солнечное небо. Воздух тёплый, светлый, чистый, как легко дышится в лесу весной! Давайте подышим чистым весенним воздухом. Выпрямите спинку, расправьте плечи и вдохните через нос глубоко, глубоко.

Воспитатель : Ребята, если вы будете часто ходить в лес, гулять в лесу и дышать свежим воздухом, то, тогда какими вы будете?

Дети: Здоровыми, красивыми, крепкими и сильными.

Хоровод «Веснянка»

Воспитатель: Весной из тёплых краёв возвращаются птицы. А как называются птицы, которые прилетают к нам из тёплых краёв?

Дети: Перелётные птицы.

Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

- Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец). «Прилетевшим» детям раздается части картинок, с изображением зимующих птиц.

Игра «Собери картину» - дети собирают из частей картинки птиц (на ковролине)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать, как поют птицы. Некоторых птиц вы уже знаете и слышали как они поют, а с некоторыми познакомитесь сейчас. На экране появляется слайды птиц - грачи, журавли, соловьи и слышатся их пение; в конце картина скворца,

звучит фонограмма голоса скворца: "Здравствуйте, ребята, это я - птичка скворец. Я прилетел из теплых краев. Скоро вернутся мои братья и сёстры - скворцы. А домиков-скворечников в лесу очень мало. Где же будут жить наши друзья? Где будут высиживать своих птенцов? Беда! Беда!»

Воспитатель: Что же делать, ребята? Как же нам помочь скворцам? (Надо сделать для скворцов скворечники.)

Физминутка«Скворечник». Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.

(Дети имитируют движения распиливания дощечки). Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.

(Дети имитирую движения заколачивания гвоздей). Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.

(Выполняют движения махи руками к себе). Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.

(Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).

Скворцы не вьют гнезда, как другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках, построенных для них людьми. Называются они скворечники.

(Показ картинки).

Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток, его назвали так, потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летели скворушки- скворцы. Махи руками.

Все летели, песни распевали,

Крыльями махали.

Стайкою на землю сели,

Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю, Сесть на корточки.

Указательными пальцами

Как я червячков люблю. постучать по полу.

Перышки почистим, Руками потереть предплечья,

Чтобы были чище. как бы обнимая себя.

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

А сейчас мы сделаем скворечник. Чтобы наши пальчики хорошо работали, поиграем в пальчиковую игру «Карга килэ…»

Карга килэ-казан аса,

Торна килэ-тоз сала,

Песнэк килэ- пешерэ,

Чыпчык килэ-тикшерэ,

Малай килэ ашап бетерэ.

Воспитатель: Посмотрите на образец. Какой по форме скворечник? –

( Прямоугольный ).

Какая по форме крыша? (Треугольная крыша).

Какой по форме леток? (Круглый.) Для чего он нужен?

Какой формы насест? (Насест прямоугольной формы.)

Вначале на прямоугольник кладем крышу, потом кружок и под ним полоску.

Вот какой скворечник получился, прямо дворец.

Работа детей ( звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали?

Дети: Мы помогли птицам, сделали скворечники.

Ребёнок: Мы скворечник смастерили

И к дереву прикрепили.

Мы ждём перелётных гостей

Скворцы! Прилетайте скорей!

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, и скворец благодарит нас за такие красивые домики. (На экране появляется скворец на скворечнике, которая поет и говорит детям «спасибо»)

Образовательная область: познавательная

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема: « Птицы весной»

Цель: Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.

Программное содержание

Образовательные задачи:Уточнять и расширить представления о насекомых; о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; о видах гнезд и их размещении.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Развивающие:Развивать диалогическую речь, развивать интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи) учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Воспитательные:воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах,бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме: рассказы: В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц,разными видами гнезд, загадывание загадок о птицах. Беседы и наблюдение за птицами на участке детского сада.

Словарная работа:Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материалы и оборудование: Фланелеграф.Тематические картинки по теме: весна; перелётные птицы их гнёзда; признаки весны.

Ход деятельности

Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня... (Весна)
- О каком времени года говорится в письме? (О весне)

Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звон­кая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)

Я для вас приготовила загадками. Послушайте:
-Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
- На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
- Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)

Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии? (о птицах).

С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в тёплых краях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а вес­ной прилетают обратно? (Перелетные.)

Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).

Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)

Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше? Почему? (Есть корм – нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз.)

Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)

Гусеницы питаются листьями, быстро растут и превращаются в неподвижных куколок. Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка. Но не у всех насекомых бывают куколки. Их нет у кузнечиков.

Какую роль в природе играют насекомые? (Опыляют растения, следовательно, образуют плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)

У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?

Что за весенняя птица:

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (Грач. Показать изображение этой птицы на картинке).

Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).

Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе.

За грачами прилетают другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке:

На шесте дворец

Во дворе певец

Звать его… (Скворец. Показать соответствующий рисунок).

Какой он? (Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)

Итак, за грачами прилетают скворцы, жаворонки.

Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Какая она? (Большая, пёстрая). Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой, она питается гусеницами, которые собираются на деревьях.

А гусениц когда становится больше? (После распускания листьев.)

Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому-что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее. (Показать ласточку и стрижа)

А какая это ласточка? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)

Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)

Происходит это весной потому, что большое значение для пробуждения птиц к размножению имеет освещённость, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма.

Игра «Четвертый лишний?»

Картинки с изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? (Голубь, так как он зимующая птица.)

Ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, так как он перелётная птица.)

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Сорока, грач, снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь, аист.

Физкультминутка

Ласточки летели,

Все люди глядели (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)

Ласточки садились,

Все люди дивились (Приседают, сложив руки за спиной.)

Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками.)

Давайте подумаем, о чём эта загадка?

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо)

Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

Гнездо домом не является. Это приспособление к окружающей среде.

Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).

Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т.д.)

Дидактическая игра «Чье гнездо»

(Дети по серии картинок определяют гнезда птиц).

Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)

А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.)

Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец.)

Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)

Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

Можно ли разорять гнезда? (Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен).

Произойдет экологическая беда.

Итог занятия.

О ком мы сегодня с вами говорили? (О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.)

Много интересного мы узнали о жизни птиц.

Возьмите маленькую птичку те, кому было трудно сегодня и не интересно. Среднюю птичку те, кому было не очень трудно, но интересно. Большуюптичку те, кому было интересно и легко.


Пастернак Ольга Алексеевна

Что еще почитать