Порядок реорганизации из некоммерческой организации в коммерческую. Реорганизация некоммерческой организации

  • Консультации по всем вопросам реорганизации НКО
  • Подготовка всех документов, необходимых для реорганизации НКО
  • Сопровождение к нотариусу на всех этапах реорганизации НКО
  • Организация публикаций в СМИ (Вестник государственной регистрации);
  • Подача документов в регистрирующий и иные органы;
  • Получение документов из регистрирующих органов;
  • Оказание помощи при составлении бухгалтерской документации.

Перечень документов и сведений, которые потребуются для реорганизации некоммерческой организации:

  • копия действующего устава НКО
  • сведения о высшем органе управления НКО
  • Паспортные данные руководителя НКО

Мы находимся рядом с Минюстом , что позволяет оперативно взаимодействовать с регистрирующим органом и обеспечить быструю регистрацию НКО.

Заверение документов у нотариуса происходит непосредственно в нашем офисе.

При этом наши клиенты обслуживаются в первую очередь , без многочасовых ожиданий, что позволяет существенно сэкономить Ваше время.

Реорганизация НКО

Все виды некоммерческих организаций вправе осуществлять реорганизацию в формах, которые предусмотрены действующим законодательством, а именно слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, за исключением фонда, который не может быть реорганизован.

Процедуру реорганизации некоммерческой организации условно можно разделить на 3 этапа, а именно:

1. Этап. Принятие решения о реорганизации. Решение о реорганизации принимается высшим органом управления некоммерческой организации (это может быть решение Общего собрания членов некоммерческой организации, собрания учредителей, решение единоличного органа управления или иного органа управления в соответствии с уставом некоммерческой организации).

На этом этапе необходимо составить протокол (или решение) о принятии решения о реорганизации, подписать в присутствии нотариуса заявление (уведомление по форме 12003) о начале процедуры реорганизации и течение 3-х дней сдать документы в регистрирующий орган, в соответствии с местом нахождения некоммерческой организации. На основании этого уведомления регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц о начале процедуры реорганизации.

Также, если некоммерческой организации известно о наличии кредиторов, их также необходимо уведомить о принятом решении (в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган).

2. Этап. Публикация в СМИ (Вестник государственной регистрации) уведомления о начале процедуры реорганизации. Данное уведомление публикуется дважды с периодичностью в один месяц.

3. Этап. Направление в регистрирующий орган комплекта документов для завершения процедуры реорганизации. В Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган, необходимо представить следующий комплект документов:

  • Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого при реорганизации (форма Р12001);
  • Решение или протокол о реорганизации;
  • Устав;
  • Передаточный акт;
  • Документ об оплате государственной пошлины (4000 рублей).
  • Копии страниц Журнала (Вестник государственной регистрации).

Действующая редакция Гражданского кодекса допускает реорганизацию НКО с различным сочетанием ее форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и участие в реорганизации нескольких юридических лиц, в том числе разной организационно-правовой формы.

Потребительский кооператив может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Жилищный или жилищно-строительный кооператив может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

Общественная организация может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Ассоциация (союз) может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Товарищество собственников недвижимости может быть преобразовано в потребительский кооператив.

Казачье общество может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

Община коренных малочисленных народов Российской Федерации может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд.

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Квалифицированные сотрудники Центра могут предложить свои услуги, связанные с сопровождением процедуры реорганизации некоммерческой организации .

В комплекс предоставляемых услуг входит :

    • подготовка документов необходимых для реорганизации НКО;
    • сопровождение к нотариусу;
    • организация публикаций в СМИ (Вестник государственной регистрации);
    • сдача подготовленных документов в регистрирующий орган;
    • получение зарегистрированных документов.

Некоммерческим организациям посвящён отдельный Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996. Попробуем изложить основные его пункты доступным и понятным языком.

Какие формы реорганизации возможны для НКО ? Некоммерческая организация может выбрать любую из форм, доступных для других юридических лиц.

При преобразовании НКО, как и у коммерческих организаций, правопреемнику переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации. Для этого предусмотрен передаточный акт (при разделении и выделении – разделительный баланс).

Ещё одна особенность преобразования НКО – изменение организационно-правовой формы. Слияние, присоединение, разделение и выделение ОПФ не затрагивают (хотя возможны различные толкования при слиянии). А вот преобразование – это уже "превращение" в новую правовую структуру.

Этому процессу посвящена следующая статья закона – №17 "Преобразование некоммерческой организации". В ней установлены все формы возможного преобразования НКО. Разумеется, у преобразования НКО есть свои особенности. Можно их перечислить, но лучше дать соответствующую таблицу – так будет нагляднее и понятнее.

Форма НКО Формы реорганизации
Некоммерческое партнёрство (НП)
Слияние, разделение, выделение, присоединение. НП может быть преобразовано в фонд или АНО, а также (внимание!) в хозяйственное общество.
АНО
Те же четыре процесса – слияние, разделение, выделение или присоединение. Преобразоваться АНО может только в фонд.
Фонд
Слияние, разделение, выделение или присое-динение. Фонд не может быть преобразован, а только ликвидирован, и только по решению суда.
Ассоциации и союзы
Всё те же четыре операции – слияние, разделение и т.д. Ассоциация или союз могут быть преобразованы в АНО, НП или фонд.
Частное учреждение
Те же операции и преобразование. Частное учреждение может преобразоваться в АНО, фонд или хозяйственное общество.

Здесь видны основные особенности реорганизации НКО. Практически каждая НКО может провести слияние, разделение, выделение или присоединение. Преобразование НКО – частный и особый случай, требующий консультации юриста.

Две единственных формы, которые могут быть преобразованы в хозяйственные общества – некоммерческое партнёрство и частное учреждение. Кстати, преобразованию НП в ООО посвящена одна из наших статей.

Как только зарегистрирована вновь возникшая организация, НКО считается реорганизованной – за исключением присоединения. При присоединении одна из компаний (например, "Тюльпан") присоединяется к НКО (например, "Роза"). В этом случае НКО будет считаться реорганизованной с того момента, когда в ЕГРЮЛ будет внесена запись о прекращении деятельности присоединённой организации (то есть "Тюльпан").

НКО не может быть напрямую преобразовано в ООО. Зато оно может выступать единственным учредителем ООО. Этот вопрос мы рассмотрим в отдельной следующей статье.

Некоммерческие организации могут быть реорганизованы в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами. Реорганизация некоммерческих организаций может происходить в следующих формах: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При этом вновь возникшая некоммерческая организация, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, должна пройти процедуры государственной регистрации. Если реорганизация некоммерческой организации происходит в форме присоединения к ней другой организации, то первая из них считается реорганизованной только с момента внесения в единый реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации. При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.

Закон о некоммерческих организациях не содержит порядка реорганизации некоммерческой организации, оговаривая, что этот порядок определяется ГК РФ и другими федеральными законами.

По общему правилу решение о реорганизации некоммерческой организации принимается органом управления некоммерческой организации или её учредителями (ст.57 ГК РФ).

На практике нередко возникает вопрос, вправе ли учредители некоммерческой организации принимать решения о реорганизации некоммерческой организации, если учредительными документами право принятия решений о реорганизации организации отнесено к компетенции соответствующего органа управления некоммерческой организации.

В соответствии со ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Это положение особенно ярко проявляется для некоммерческих организаций, в отношении большинства из которых учредители не имеют никаких имущественных прав, а также у учредителей таких организаций отсутствует обязанность участвовать в управлении некоммерческой организацией Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Абовой Т.Е., Богуславского М.М., Светланова А.Г. - М., Юрайт. 2004. - С. 96..

Решение о реорганизации некоммерческой организации, в отношении которой учредители не сохраняют каких - либо имущественных прав, может быть принято органом, уполномоченным на это учредительными документами. Однако Закон о некоммерческих организациях определяет, что решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами, заключившими договор о её создании.

Решение о реорганизации некоммерческой организации может быть принято непосредственно учредителем (учредителями) только в отношении некоммерческих организаций, где учредители осуществляют управление непосредственно (например, учреждения). В соответствии с п.5 ст.17 Закона о некоммерческих организациях решение о преобразовании учреждения принимается его собственником.

Вместе с тем ст.17 Закона о некоммерческих организациях предусматривает, что решение о преобразовании некоммерческого партнёрства принимается единогласно учредителями.

В соответствии со ст.57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Существуют особенности реорганизации некоммерческих организаций, которые заключаются в предоставлении органам государственной регистрации передаточного акта и разделительного баланса.

ГК РФ не определяет форму этих документов, но представляет к ним определённые требования: 1) данные документы должны быть утверждены органом, принявшим решение о реорганизации; 2) передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемой некоммерческой организации в отношении всех кредиторов и всех должников.

При непредставлении данных документов вместе с учредительными документами вновь создаваемого юридического лица или отсутствии в представленном передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве, в государственной регистрации вновь создаваемой некоммерческой организации должно быть отказано. Представляется, что это не какое - либо отдельное основание для отказа в государственной регистрации юридического лица, а один из случаев отказа в государственной регистрации в связи с несоблюдением установленного законом порядка его создания.

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации.

Таким образом, имеет место разрыв между моментом государственной регистрации изменений учредительных документов некоммерческой организации и моментом исключения присоединяемой некоммерческой организации из единого государственного реестра юридических лиц. В связи с этим встаёт вопрос, кому могут быть заявлены требования по обязательствам присоединённого юридического лица в этот период.

Обязанность включения в передаточный акт или разделительный баланс всех обязательств лежит на реорганизуемой некоммерческой организации, при этом не включение какого - либо обязательства (при наличии положений о правопреемстве) независимо от наличия вины организации, в передаточный акт или разделительный баланс не должно являться основанием для признания в дальнейшем недействительным решения о государственной регистрации вновь созданной некоммерческой организации и не препятствует кредитору предъявить свои требования вновь созданной некоммерческой организации (п.3 ст.60 ГК РФ)

При присоединении не возникает нового юридического лица, однако, общие требования о наличии передаточного акта распространяются и на этот способ реорганизации.

Кроме того, при присоединении встаёт ещё один вопрос, возникающий в связи с тем, что в данном случае реорганизованной признаётся также некоммерческая организация, к которой осуществляется присоединение. Требуется ли передаточный акт только в отношении присоединяемой некоммерческой организации, или же в отношении и той некоммерческой организации, к которой осуществляется присоединение. Учитывая, что в соответствии с п.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица в соответствии с передаточным актом, то определённые правовые последствия имеет передаточный акт, составляемый присоединяемой некоммерческой организацией, а, следовательно, представляется достаточным передаточный акт только присоединяемой некоммерческой организации.

ГК РФ представляет ещё одно требование к порядку реорганизации некоммерческой организации. Это относится к обязанности органа, принявшего решение о реорганизации, уведомить кредиторов о реорганизации. При этом кредиторы имеют право потребовать прекращения или достаточного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая некоммерческая организация, и возмещение убытков.

Предусмотренная законом возможность заявления требований кредиторами реорганизуемой организации отнюдь не означает, что реорганизация некоммерческой организации осуществляется с согласия кредиторов некоммерческой организации.

Не регулируя порядок реорганизации некоммерческих организаций, Закон о некоммерческих организациях всё же достаточно подробно раскрывает такой способ реорганизации, как преобразование.

Смена некоммерческого характера деятельности организации на коммерческий - это принципиальный, кардинальный шаг. Главное препятствие можно увидеть в том, что некоммерческая организация по своей сути на ведение коммерческой деятельности не рассчитана. И хотя теоретически это действительно так, на практике многие НКО создаются именно для коммерческой деятельности, а форма используется для снижения налогового бремени. Да и другие НКО часто вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку существовать исключительно на благотворительные пожертвования сегодня затруднительно.

Коммерческая и некоммерческая деятельность подразумевает принципиальное различие; однако здесь есть и нечто общее, а именно направленность на достижение блага, общего для участников деятельности. Как в первом, так и во втором случае деятельность служит не абстрактным общественным интересам, а интересам конкретных людей, которые в ней участвуют. Поэтому изменение характера деятельности оказывается не таким радикальным, если состав участников и их заинтересованность в достижении общей цели сохраняются. Кроме того, законодатель устанавливает строгие ограничения: во-первых, для ряда НКО преобразование в коммерческое юридическое лицо вообще не допускается, а во-вторых, в случаях, когда такое преобразование допустимо, для него установлен особый, достаточно жесткий порядок.

По смыслу ст. 17 Закона о некоммерческих организациях только НКО определенных организационно-правовых форм могут быть преобразованы в коммерческие юридические лица. В Законе говорится о трех таких формах: некоммерческое партнерство, учреждение и ассоциация (союз). Эти организации могут быть преобразованы в хозяйственные общества (ООО, ОДО, АО); ассоциация (союз) может быть преобразована также и в товарищество.

Спорным является вопрос о возможности преобразования в коммерческие юридические лица общественных организаций. С одной стороны, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях не устанавливает ограничений на преобразование в определенные организационно-правовые формы для общественных организаций; с другой стороны, это умолчание законодателя может быть истолковано как запрет на их преобразование в иные формы. На наш взгляд, действующие нормы законодательства свидетельствуют в пользу второй позиции: в ст. 25 ФЗ "Об общественных объединениях" говорится о реорганизации общественных объединений, но ничего не сказано об условиях их преобразования; Закон о некоммерческих организациях, определяя условия преобразования, устанавливает и порядок преобразования, но для общественных объединений такой нормы нет. Отсюда следует, что общественные организации могут быть реорганизованы только путем присоединения к другим общественным организациям или слияния с ними.

Что же касается фондов, то они преобразованию не подлежат, а лишь могут быть ликвидированы, но и то по решению суда (ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Важно также отметить, что НКО не может проводить реорганизацию путем присоединения к коммерческой организации или слияния с ней, ибо это противоречило бы и ГК РФ, и Закону о некоммерческих организациях.

В сравнении с НКО коммерческие организации обладают так называемой неограниченной правосубъектностью, в то время как деятельность НКО жестко ограничена уставными целями. Вместе с тем есть и такие виды деятельности, которые не могут осуществляться коммерческой организацией, - например, спортивная федерация или профсоюз для осуществления своих функций должны иметь форму НКО (ассоциации или союза). Если НКО ведет такую деятельность, она в момент преобразования должна быть прекращена.

Особую сложность при решении вопросов о преобразовании НКО в коммерческое предприятие вызывает проблема определения состава членов и распределения имущества организации. Здесь возникает сразу несколько вопросов.

Вначале обратим внимание на то, что с точки зрения теории между НКО и коммерческими предприятиями действительно существуют серьезные различия, касающиеся отношений организации и ее участников. Если НКО - это прежде всего объединение людей, коллективный человеческий "субстрат", то коммерческая организация в первую очередь есть имущественный комплекс. Смысл существования НКО заложен в самой деятельности участников организации, и имущество при этом выполняет инструментальные задачи, служит для обеспечения основной деятельности НКО. Как в НКО, так и в коммерческой организации члены (участники) получают определенные блага от своего участия. Однако в первом случае эти блага, во-первых, не находятся в зависимости от доходов НКО, во-вторых, чаще всего и вообще являются неимущественными, в-третьих, распределяются на основе равенства. В коммерческой организации, напротив, объем благ, получаемых участниками, прямо зависит от коммерческого успеха предприятия и от доли, которую участник имеет в уставном (складочном) капитале, причем эти блага носят исключительно имущественный характер. Следует также отметить, что в НКО участие в распределении благ обусловливается выполнением определенных обязательств по отношению к организации, чего нет в хозяйственных обществах и может не быть в товариществах.

Нетрудно заметить, что при гипотетическом преобразовании НКО в коммерческую организацию участники вновь возникающей организации фактически на безвозмездной основе получают права требования к этой организации, которых они раньше не имели и не могли иметь. Дело выглядит так, будто организация дарит своим членам права требования на свое имущество. Оказывается не вполне понятным, правомерно ли совершается такое "дарение", ведь НКО может использовать свое имущество только для осуществления уставных целей, к которым преобразование в коммерческую организацию, конечно, не относится.

Как уже было отмечено, смысл существования как НКО, так и коммерческой организации заключается в обеспечении интересов ее членов (участников). Если члены НКО (или собственник имущества НКО - в случае с учреждением) считают, что общественные цели организации уже достигнуты или же их достижение не имеет для участников смысла, то деятельность организации как НКО, разумеется, должна быть прекращена. Вместе с тем участники могут захотеть продолжить совместную деятельность в составе коммерческого предприятия. Если бы возможности преобразования в коммерческую организацию для них не существовало, то единственным путем было бы принять решение о ликвидации НКО, что повлекло бы передачу имущества на уставные цели или в казну государства (кроме учреждений), а затем на основе новых имущественных взносов создать хозяйственное общество или товарищество. Такой вариант в целом выглядит вполне справедливым.

Однако стоит посмотреть и на те организационно-правовые формы НКО, для которых законодатель допустил преобразование в коммерческие организации. Так, в случае с учреждением подобная процедура представляется бессмысленным усложнением дела, ведь имущество ликвидируемого учреждения в любом случае передается собственнику, который вынужден проходить через процесс ликвидации, а затем регистрировать новое юридическое лицо и вновь вносить имущество в качестве вклада в уставный капитал. Поэтому возможность непосредственного преобразования в коммерческое юридическое лицо для учреждения можно считать разумной и оправданной. Здесь не возникает и особой проблемы с распределением имущества: собственник (собственники) самостоятельно принимает решение о распределении имущественных долей в составе нового предприятия, поскольку имеет полное право распоряжаться имуществом.

Сложнее обстоит дело с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами (НП). Нетрудно представить себе сценарий, по которому НКО создается формально для некоммерческой деятельности, но фактически занимается предпринимательством, пользуясь существующими для НКО льготами, затем проходит преобразование в хозяйственное общество (товарищество) и ликвидируется, распределив имущество между членами. Не ясно, чем обусловлен выбор законодателя - разрешить преобразование лишь НП и ассоциациям (союзам). Ситуация, когда формально созданное НКО преобразуется в хозяйственное общество и ликвидируется, вероятна для любых его форм. Важнее в этом случае ответить на вопрос о том, существует ли некий способ, который бы вписывался в общую логику правовой системы.

На наш взгляд, такой способ все же существует. Итак, ключевой при преобразовании НКО, основанных на членстве, в хозяйственные общества (товарищества) является проблема распределения долей в уставном капитале. Нам представляется, что доли новых участников должны изначально быть равными, поскольку эти лица участвовали в деятельности НКО также на равноправной основе, имели одинаковые права и обязанности по отношению к организации. Потенциальные споры по этому поводу законодатель сглаживает требованием единогласности в решении этого вопроса всеми членами (учредителями) (абз. 1 п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Общим решением имущество заново распределяется в составе предприятия новой организационно-правовой формы, и участники собрания выбирают такой способ распределения, который устраивает всех.

Однако на практике принятие такого решения может столкнуться с различными проблемами. Так, кто-то из учредителей (членов) может намеренно саботировать процесс переговоров, пользуясь тем, что Закон требует единогласного решения. Другие учредители в этом случае могут обратиться в суд с тем, чтобы вопрос был разрешен судом в интересах большинства. В ином случае кто-то из учредителей может уже после принятия решения обнаружить, что его интересы этим решением ущемлены, и опять-таки потребовать пересмотра решения через суд. Да и вообще в случае, когда участников достаточно много, порой бывает затруднительно добиться единогласного решения.

Какое решение должно быть в этом случае принято? Здесь следует руководствоваться уже озвученным выше принципом равенства: каждый должен получить равную со всеми долю в новой организации. Это положение следует, однако, скорректировать для некоммерческих партнерств. Дело в том, что члены НП имеют право получать при ликвидации партнерства или при выходе из него ту часть имущества, которая ими была передана в собственность партнерства (п. 4, 5 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому представляется логичным вначале распределить между участниками то имущество, которое они внесли в собственность партнерства, а оставшуюся часть имущества разделить на равные доли.

Рассмотрение проблемы членства тесно связано с вопросом о структуре преобразуемой организации. Отметим, что изменения здесь касаются прежде всего тех НКО, которые основаны на членстве: некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы. Сама структура теоретически может сохраниться, но при этом общее собрание преобразуется в собрание участников общества, и все специальные нормы, которые были возможны в НКО, должны быть приведены в соответствие с ГК РФ, ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "Об акционерных обществах". Так, некоторые крупные НКО используют в уставе норму о том, что на общем собрании квалифицированное большинство голосов всегда принадлежит учредителям. Такая норма утрачивает свою силу с преобразованием, даже если она сохранена в уставе. Что касается учреждений, то в них структурные изменения практически не требуются: собственник или собственники учреждения продолжают выполнять свои функции в качестве учредителя (общего собрания участников или акционеров).

Часть проблем, возникающих при преобразовании НКО, связаны с обязательствами, которые организация приняла на себя до преобразования.

Если НКО на момент преобразования выполняет работу по какому-либо гранту (т.е. использует имущество, переданное организации в порядке пожертвования на определенные цели в соответствии со ст. 582 ГК РФ или ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"), то возникает вопрос: продолжать ли эту работу? Конечно, наличие статуса некоммерческой организации может быть обязательным требованием грантодателя (жертвователя) к получателю гранта (пожертвования), и в этом случае работа должна быть прекращена с возвратом неистраченных средств. Другой вариант заключается в продолжении работы по гранту, но на сей раз - в форме благотворительной деятельности. Однако в обоих случаях требуется провести согласование с грантодателем, поскольку "самовольное" продолжение деятельности будет нарушением грантового договора и может быть основанием для отмены пожертвования (п. 4, 5 ст. 582 ГК РФ).

НКО может по своему уставу быть обязанной оказывать определенные услуги (выполнять определенные работы или поставлять некоторые товары). Поскольку такие услуги зачастую оказываются бесплатно, они на практике могут никак не оформляться, но после реорганизации такую практику сохранять не следует. Необходимо или заключить договор об оказании услуг на платной основе, или оформить оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров) как благотворительную помощь, или прекратить оказание услуг.

Существуют и такие обязательства НКО, которые не могут выполняться коммерческой организацией. Например, НКО была обязана по уставу защищать своих членов в суде и действительно делала это до реорганизации; после реорганизации некоторые судебные процессы остались незавершенными. В этом и аналогичных случаях организация должна прекратить выполнение обязательств, известив об этом всех заинтересованных лиц.

Между тем Закон о некоммерческих организациях не раскрывает, в какую организационно - правовую форму могут быть преобразованы фонд и общественная или религиозная организация (объединение).

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. При этом порядок процесса ликвидации должен происходить в строгом соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.

Решение о ликвидации некоммерческих организаций (кроме ликвидации фондов) принимают учредители (участники) или орган управления. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Существует как минимум три причины, по которым может быть ликвидирован фонд: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, и в связи с этим нереальна возможность получения необходимого имущества; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных его уставом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают сроки ликвидации некоммерческой организации. Сроки ликвидации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом о некоммерческих организациях. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, ликвидационная комиссия получает также право выступать в суде от имени ликвидируемой некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия должна поместить в органах печати сообщение о ликвидации некоммерческой организации, указав порядок и сроки заявления требований её кредиторами. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов и получением дебиторской задолженности. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна представить промежуточный баланс. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, о предъявляемых кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утверждён учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о её ликвидации.

Если ликвидируемая некоммерческая организация (за исключением учреждений) не имеет денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов. И только после торгов производит выплату денежных сумм кредиторам в порядке очерёдности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия должна представить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации. Ликвидационный баланс согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если после удовлетворения требований кредиторов у ликвидируемой некоммерческой организации остаётся на балансе имущество, то оно может быть оставлено некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, или на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации не представляется возможным, то оно обращается в доход государства.

Порядок использования имущества ликвидируемого некоммерческого партнёрства и учреждения несколько отличается от использования имущества ликвидируемых некоммерческих организаций других видов.

При ликвидации некоммерческого партнёрства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнёрства в соответствии с их имущественным взносом. Если в учредительных документах некоммерческого партнёрства предусмотрен иной порядок распределения имущества, оставшегося после его ликвидации, то его распределение происходит в соответствии с учредительными документами некоммерческого партнёрства при условии, что оно не противоречит федеральным законам. Если стоимость имущества ликвидируемого некоммерческого партнёрства превышает размер имущественных взносов его членов, то оставшееся имущество может быть направлено на благотворительные цели или обращается в доход государства.

При ликвидации учреждения оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передаётся собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.

Некоммерческим организациям посвящён отдельный Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996. Попробуем изложить основные его пункты доступным и понятным языком.

Какие формы реорганизации возможны для НКО? Некоммерческая организация может выбрать любую из форм, доступных для других юридических лиц.

НКО может присоединиться к другой организации или осуществить слияние. НКО может провести разделение или выделение. И наконец, НКО может провести преобразование.

При преобразовании НКО, как и у коммерческих организаций, правопреемнику переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации. Для этого предусмотрен передаточный акт (при разделении и выделении – разделительный баланс).

Ещё одна особенность преобразования НКО – изменение организационно-правовой формы. Слияние, присоединение, разделение и выделение ОПФ не затрагивают (хотя возможны различные толкования при слиянии). А вот преобразование – это уже "превращение" в новую правовую структуру.

Этому процессу посвящена следующая статья закона – №17 "Преобразование некоммерческой организации". В ней установлены все формы возможного преобразования НКО. Разумеется, у преобразования НКО есть свои особенности. Можно их перечислить, но лучше дать соответствующую таблицу – так будет нагляднее и понятнее.

Форма НКО Формы реорганизации
Некоммерческое партнёрство (НП)
Слияние, разделение, выделение, присоединение. НП может быть преобразовано в фонд или АНО, а также (внимание!) в хозяйственное общество.
АНО
Те же четыре процесса – слияние, разделение, выделение или присоединение. Преобразоваться АНО может только в фонд.
Фонд
Слияние, разделение, выделение или присое-динение. Фонд не может быть преобразован, а только ликвидирован, и только по решению суда.
Ассоциации и союзы
Всё те же четыре операции – слияние, разделение и т.д. Ассоциация или союз могут быть преобразованы в АНО, НП или фонд.
Частное учреждение
Те же операции и преобразование. Частное учреждение может преобразоваться в АНО, фонд или хозяйственное общество.

Здесь видны основные особенности реорганизации НКО. Практически каждая НКО может провести слияние, разделение, выделение или присоединение. Преобразование НКО – частный и особый случай, требующий консультации юриста.

Две единственных формы, которые могут быть преобразованы в хозяйственные общества – некоммерческое партнёрство и частное учреждение. Кстати, преобразованию НП в ООО посвящена одна из наших статей.

Как только зарегистрирована вновь возникшая организация, НКО считается реорганизованной – за исключением присоединения. При присоединении одна из компаний (например, "Тюльпан") присоединяется к НКО (например, "Роза"). В этом случае НКО будет считаться реорганизованной с того момента, когда в ЕГРЮЛ будет внесена запись о прекращении деятельности присоединённой организации (то есть "Тюльпан").

Реорганизация Некоммерческих организаций может проходить в следующих формах:

  • слияние - объединение некоммерческих организаций одной организационно-правовой формы, в результате которого создается новое НКО;
  • присоединение - форма реорганизации, при которой одна НКО присоединяется к другой. Такая реорганизация проходит только в рамках одной организационно-правовой формы;
  • разделение - форма реорганизации, в результате которой одна НКО разделяется на несколько других. Реорганизация такого вида возможна только в рамках одной организационно-правовой формы;
  • выделение - форма реорганизации, при которой проходит процесс создания нового НКО такой же организационно-правовой формы, что и существующее. При этом обе организации продолжают свое существование;
  • преобразование - форма реорганизации, результатом которой является создание нового НКО другой организационно-правой.

При всех видах реорганизации права и обязанности переходят в порядке универсального правопреемства.

Услуга «Реорганизация Некоммерческой Организации» включает:

  • устное консультирование по вопросам реорганизации Некоммерческой Организации;
  • экспертиза действующих документов НКО;
  • разработка плана реорганизации, согласование порядка и сроков реорганизации;
  • подготовка полного пакета документов для процедуры реорганизации НКО;
  • осуществление представительства и сопровождение процедуры реорганизации некоммерческой организации в Министерстве Юстиции.

Дополнительно Вы можете заказать:

  • бухгалтерское сопровождение процедуры реорганизации;
  • изготовление печати созданным в процессе реорганизации организациям; получение письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности; уведомлений о постановке на учет НКО в Пенсионном Фонде и Фонде социального страхования;
  • получение лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию (образовательная деятельность);
  • разработка кадровой документации и трудовых договоров с персоналом, обязательных локальных актов;
  • создание договорной базы (разработка типовых и индивидуальных договоров для ведения деятельности);
  • иные услуги, необходимые для успешного осуществления деятельности.

Комплексный подход компании «Клифф» к процедуре реорганизации некоммерческих организаций, включающий качественную подготовку документов, экспертизу действующих документов, согласование готового пакета документов, позволяет провести процедуру реорганизации НКО, не потратив лишнего времени и усилий Клиента.

Положительный опыт:

  • юристы компании «Клифф» успешно провели процедуру реорганизации в форме преобразования Некоммерческого партнерства, занимающегося образовательной деятельностью, без предварительного приведения наименования и организационно-правовой формы в соответствие с Гражданским Кодексом, в Автономную некоммерческую организацию, сохранив при этом действующую лицензию организации;
  • компания «Клифф» успешно провела процедуру присоединения двух Региональных общественных организаций, работающих в сфере защиты прав человека. Нюанс процедуры заключался в том, что общественные организации находились в разных регионах.

Перечень необходимых документов для каждой некоммерческой организации, участвующей в процедуре реорганизации:

  • копия устава;
  • копия свидетельства о регистрации НКО с присвоенным номером ОГРН;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговый орган;
  • сведения о высшем и исполнительном органе действующего НКО;
  • адрес места нахождения создаваемых НКО в процессе реорганизации;
  • сведения об учредителях создаваемых НКО;
  • сведения об исполнительном органе создаваемого НКО.

Дополнительно оплачиваются нотариальные расходы и государственная пошлина.

Регистрация Ассоциации в кратчайшие сроки

Силами лучших сотрудников юридической фирмы «Клифф» в наиболее возможный короткий срок была зарегистрирована Ассоциация. Особенность проекта - кратчайшие сроки подготовки и согласования документов некоммерческой организации для последующего получение статуса саморегулируемой организации. Клиент продолжает сотрудничество с компанией «Клифф» в сфере получения статуса саморегулируемой организации.

Юристами «Клифф» завершен проект по присоединению некоммерческой образовательной организации. Помимо необходимых регистрационных действий юристами была подготовлена вся документация, необходимая для перевода образовательного процесса (сотрудников и обучающихся из присоединенного общества). Благодаря консультациям юристов удалось избежать конфликтов с работниками Учреждения, а также претензий со стороны обучающихся. Благодаря данному присоединению помимо финансово оздоровления основного общества удалось сохранить рабочие места для более чем 50 педагогов небольшой образовательной организации, находившейся на грани банкротства.

Что еще почитать