Указание n 3210 у. Кассовые операции

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст.2790; 2003, № 2, ст.157; № 52, ст.5032; 2004, № 27, ст.2711; № 31, ст.3233; 2005, № 25, ст.2426; № 30, ст.3101; 2006, № 19, ст.2061; № 25, ст.2648; 2007, № 1, ст.9, ст.10; № 10, ст.1151; № 18, ст.2117; 2008, № 42, ст.4696, ст.4699; № 44, ст.4982; № 52, ст.6229, ст.6231; 2009, № 1, ст.25; № 29, ст.3629; № 48, ст.5731; 2010, № 45, ст.5756; 2011, № 7, ст.907; № 27, ст.3873; № 43, ст.5973; № 48, ст.6728; 2012, № 50, ст.6954; № 53, ст.7591, ст.7607; 2013, № 11, ст.1076; № 14, ст.1649; № 19, ст.2329; № 27, ст.3438, ст.3476, ст.3477; № 30, ст.4084; № 49, ст.6336; № 52, ст.6975) определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций (далее - банк), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. В целях настоящего Указания под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст.4006; № 43, ст.5084; 2008, № 30, ст.3615, ст.3616; 2009, № 31, ст.3923; № 52, ст.6441; 2010, № 28, ст.3553; 2011, № 27, ст.3880; № 50, ст.7343; 2013, № 27, ст.3436, ст.3477; № 30, ст.4071; № 52, ст.6961), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются настоящим Указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

6.4. Выдача из кассы юридического лица обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по расходному кассовому ордеру 0310002.

6.5. Предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).

Как и любой другой орган власти специальной компетенции, ЦБ РФ вправе издавать подзаконные акты двух видов:

    нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;

    ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.

Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются Положением "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в редакции от 18.04.2002), утвержденные приказом ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативных правовых актов:

    указания;

    положения;

    инструкции.

Все эти формы являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления, а также всех юр. и физ. лиц. Правила подготовки нормативных актов ЦБ РФ устанавливаются ЦБ РФ самостоятельно. Нормативные акты ЦБ РФ вступают в силу по истечению 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – Вестнике Банка России. Нормативные акты ЦБ РФ не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на правоотношения, существовавшие до вступления нормативного акта в силу. Нормативные акты ЦБ РФ должны быть зарегистрированы Минюстом в установленном порядке.

Нормативные правовые акты ЦБ РФ.

    носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы (законам);

    регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;

    обязательны для исполнения широким кругом лиц (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

    вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров;

    не имеют обратной силы;

    в большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

    не подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие:

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    прямые количественные ограничения;

    правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ;

    иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте РФ. По общему правилу нормативные правовые акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Кроме того, в соответствии с Положением ЦБ РФ от 18.07.2000 № 115-ГТ "О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России", ЦБ РФ также вправе принимать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов . Такие разъяснения не являются нормативными правовыми актами, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБ РФ".

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты ЦБ РФ , устанавливающие:

    курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    правила бухучета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ, а также иные акты.

Нормативные акты ЦБ РФ в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

Нормативные акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.

ЦБ РФ возможно принятие подзаконных ненормативных правовых актов и в других формах. В настоящее время ненормативными правовыми актами, издаваемыми ЦБ РФ, являются :

    разъяснения;

  • телеграммы.

Таким образом, ненормативные правовые акты ЦБ РФ характеризуются следующими отличительными чертами:

    они, как правило, обязательны для исполнения лишь для тех лиц, кому непосредственно адресованы;

    не являются нормативными, следовательно, не создают новых норм права и не могут изменять или дополнять положения нормативных правовых актов;

    направлены на разрешение и разъяснение конкретных аспектов банковской деятельности.

Согласно Указания ЦБ РФ № 3210-У с 1 июня 2014 г. вводится новый учет кассовых операций для соблюдения кассовой дисциплины и правильного учета денежных средств в кассе, устанавливаются новые правила ведения кассовых операций 2019 .

Также, как и ранее, в Положении ЦБ РФ № 373-П, необходимо будет устанавливать и рассчитать лимит остатка кассы, делать специальный расчет лимита. В новом порядке ведения кассовых операций предусмотрены старые бланки приходного и расходного кассового ордера 2019 (КО-1 форма по ОКУД 0310001 ПКО - приходник и КО-2 форма по ОКУД 0310002 РКО-расходник), бланк и образец заполнения которых можно скачать бесплатно.

Все юридические лица, кроме ИП, обязаны вести кассовую книгу и оформлять кассовые документы. Для неприменение лимита остатка наличных средств - единственное «упрощение» порядка ведения кассовых операций. В остальном они должны полностью соблюдать все правила, установленные для юридических лиц.

Дается подробное описание ведения кассовой книги в 2019 году, образец заполнения, а также есть возможность бесплатно скачать бланк кассовой книги.

Формы кассовых документов остались прежними. Правда, как хотели ранее, часть реквизитов, такие как корреспондирующие счета (субсчета) , из бланков не убрали. Необходимо будет издать новый приказ на лимит кассы, потому что в старом ссылались на старое Положение ЦБР. Индивидуальным предпринимателям больше не придется вести кассовую книгу и соблюдать лимит остатка наличных, а также выписывать кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера).

В данной статье даются разъяснения про кассовые операции 2019. Описано ведение и заполнение кассовой книги. Дан расчет остатка, образец и возможность скачать бланк лимита кассы и приказ для его установления. Приведены бланки приходного и расходного кассового ордера.

Получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются настоящим Указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

2. Для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица.

Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.

Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом.

Примечание : Существует образец лимита кассы 2019, где приведен подробный расчет остатка кассовой наличности. Данный руководителя или распоряжением ИП.

Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.

Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Примечание : Лимит кассы ИП и малое предприятие может не устанавливать. Т.е. хранить любое количество денег в кассе.

к меню

3. Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк, в котором юридическому лицу открыт банковский счет, или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее – организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в , сдавать наличные деньги в кассу юридического лица, или в банк, в котором юридическому лицу открыт банковский счет, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

4. Кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира (далее - старший кассир).

Кассовые операции могут проводиться руководителем.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель могут вести кассовые операции с применением программно-технических комплексов.

Программно-технические комплексы, конструкция которых предусматривает прием банкнот, должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых установлен нормативным актом Банка России.

4.1. Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).

Кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абзацем двадцать седьмым статьи 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа".

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) на наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), оформляет отдельный приходный кассовый ордер 0310001.

Индивидуальными предпринимателями , ведущими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться .

4.2. Кассовые документы оформляются:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее – бухгалтер);
  • руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

4.3. Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем), а также кассиром.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем.

4.4. Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее - печать (штамп), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, при оформлении кассовых документов на бумажном носителе.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

4.5. При наличии старшего кассира операции по передаче наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня отражаются старшим кассиром в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 с указанием сумм передаваемых наличных денег. Записи в книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 осуществляются в момент передачи наличных денег и подтверждаются подписями старшего кассира, кассира.

к меню

4.6. Поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.

Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге 0310004, и заверяет записи в кассовой книге 0310004 подписью.

Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу не осуществляются.

5.1. При получении приходного кассового ордера 0310001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и при оформлении приходного кассового ордера 0310001 на бумажном носителе - ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указания, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере 0310001.

Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.

Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира.

После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег.

При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир подписывает приходный кассовый ордер 0310001, проставляет на квитанции к приходному кассовому ордеру 0310001, выдаваемой вносителю наличных денег, оттиск печати (штампа) и выдает ему указанную квитанцию к приходному кассовому ордеру 0310001. При оформлении приходного кассового ордера 0310001 в электронном виде квитанция к приходному кассовому ордеру 0310001 может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты.

При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму наличных денег или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. Если вноситель наличных денег отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. Приходный кассовый ордер 0310001 кассир перечеркивает (в случае оформления приходного кассового ордера 0310001 в электронном виде - проставляет отметку о необходимости переоформления приходного кассового ордера 0310001) и передает (направляет) главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) для переоформления приходного кассового ордера 0310001 на фактически вносимую сумму наличных денег.

к меню

5.2. Утратил силу. - Указание Банка России от 19.06.2017 N 4416-У.

5.3. Прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру 0310001. Приходник.

6. Выдача наличных денег проводится по .

Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.

6.1. При получении расходного кассового ордера 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и при оформлении указанных документов на бумажном носителе - ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указания, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере 0310002.

Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства РФ (далее – документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости) или в доверенности.

При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в доверенности; соответствие указанных в доверенности и расходном кассовом ордере фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица, данных документа, удостоверяющего личность, данным предъявленного доверенным лицом документа, удостоверяющего личность. В расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает надпись «по доверенности». Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).

В случае выдачи наличных денег по , оформленной на несколько выплат или на получение наличных денег у разных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, делаются ее копии, которые заверяются в порядке, установленном юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Заверенная копия доверенности прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости). Оригинал доверенности (при наличии) хранится у кассира и при последней выдаче наличных денег прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).

к меню

6.2. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи. В случае оформления расходного кассового ордера 0310002 в электронном виде получателем наличных денег может проставляться электронная подпись.

Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере.

Кассир не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме наличных денег, если получатель наличных денег не сверил в расходном кассовом ордере соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью, и не пересчитал под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги.

После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подписывает его.

6.3. Для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

6.4. Выдача из кассы юридического лица обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по расходному кассовому ордеру 0310002. (расходнику)

к меню

6.5. Предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно- платежной ведомости (платежной ведомости). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно- платежной ведомости (платежной ведомости). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).

Выдача наличных денег работнику проводится в порядке, предусмотренном в абзацах первом – третьем подпункта 6.2 настоящего пункта, с проставлением работником подписи в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).

В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, кассир в расчетно- платежной ведомости (платежной ведомости) проставляет оттиск печати (штампа) или делает надпись «не выдано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму невыданных наличных денег, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости), проставляет свою подпись на расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) и передает ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю).

На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно- платежной ведомости (платежной ведомости) оформляется расходный кассовый ордер.

7. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

8. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 28 февраля 2014 года № 5) вступает в силу с 1 июня 2014 года, за исключением абзаца пятого пункта 4.

8.2. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившим силу Положение Банка России от 12 октября 2011 года № «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ», зарегистрированное Министерством юстиции РФ 24 ноября 2011 года № 22394 («Вестник Банка России» от 30 ноября 2011 года № 66).

Председатель
Центрального Банка
РФ Э.С. Набиуллина

Примечание : - показана правомерность осуществления налоговыми органами проверок по соблюдению организациями и ИП порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, расчетов наличными деньгами с другими организациями.

к меню


Бесплатно вести кассовую книгу в электронном виде

Если превышен лимит кассы к концу дня?

Действующий порядок хранения наличных в кассе не всегда удобен, кроме предприятий малого бизнеса, где лимита кассы нет. Зачастую в кассе накапливается денег больше, чем позволяет закон. Штрафы за сверхлимитную наличность весьма внушительны. Они составляют от 40 000 до 50 000 руб.

Можно обойти ограничение по лимиту денежных средств в кассе, если выдать излишек в подотчет. Это позволит избежать штрафа в 50 000 руб. за нарушение порядка работы с наличными (ст. 15.1 КоАП
Указание ЦБ России 3073-У устанавливает лимит расчета наличными и правила осуществления и оплату наличных расчетов между юридическими лицами в рублях и иностранной валюте.

  • КАССА - ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ, СИТУАЦИИ
  • Указание Банка России от 19.06.2017 № 4416-У

    Краткий обзор изменений с 19.08.2017, внесенных Указанием Банка России от 19.06.2017 № 4416-У

    Данными изменениями установлено:

      приходный кассовый ордер 0310001 (ПКО) и расходный кассовый ордер 0310002 (РКО) могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных Законом о ККТ;

      при оформлении ПКО в электронном виде квитанция к нему может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на адрес электронной почты;

      в случае оформления РКО в электронном виде предусматривается возможность проставления в нем получателем наличных денег электронной подписи;

      оформление РКО для выдачи наличных денег работнику под отчет может осуществляться не только на основании письменного заявления подотчетного лица, но и на основании распорядительного документа ЮЛ или ИП.

    Обзор Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У

    Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" для ИП и субъектов малого предпринимательства установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций (далее - Порядок).

    В соответствии с новым порядком индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе. Порядок расчета лимита остатка наличных денег остался прежним (формула и описание показателей расчета приведены в приложении к документу), но у организаций в приказах об утверждении лимита сейчас стоит ссылка на Положение № 373-П. Поэтому инспекторы рекомендуют с 1 июня выпустить новый приказ со ссылкой на Указание № 3210-У. Но даже если сейчас в приказе компании нет ссылки на положение № 373-П, безопаснее переутвердить лимит. Ведь формально старый приказ принят по недействующим правилам. Поэтому они смогут с 1 июня перестать вести кассовую книгу, отменить приказ о лимите наличных и больше его не соблюдать.

    Установлены особенности определения лимита остатка банковскими платежными агентами (субагентами).

    В кассовой книге теперь меньше реквизитов: в ней не надо ставить номера корреспондирующих счетов (субсчетов). Это значит, что с 1 июня 2014 года необходимо завести кассовую книгу по новой форме, а старую закрыть.

    Из приходных и расходных ордеров убраны графы с корреспондирующим счетом, субсчетом, кодом аналитического учета и кодом целевого назначения. Из формы приходного ордера исчезнет квитанция.

    Одновременно утратит силу действующее в настоящее время Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П .

    Ниже Вы можете найти ответы на следующие вопросы:

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    УКАЗАНИЕ
    от 11 марта 2014 г. N 3210-У

    О ПОРЯДКЕ
    ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
    И УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
    ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И СУБЪЕКТАМИ
    МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    (по состоянию на 19 августа 2017 года)
    (в ред. указания Банка России от 19 июня 2017 г. № 4416-У )

      Настоящее Указание на основании Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 52, ст. 6975) определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций (далее - банк), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства .

      В целях настоящего Указания под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями , установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3615, ст. 3616; 2009, N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6441; 2010, N 28, ст. 3553; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7343; 2013, N 27, ст. 3436, ст. 3477; N 30, ст. 4071; N 52, ст. 6961), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

      Получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются настоящим Указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

      Для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции ) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

      Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

      Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; N 48, ст. 5739; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 27, ст. 3873) (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2012, N 53, ст. 7592; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084) (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

      Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке , лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица.

      Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.

      Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом.

      Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

      Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

      L = V: P x N n ,

      L - лимит остатка наличных денег в рублях;

      R - объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях (юридическим лицом, в состав которого входят обособленные подразделения, при определении объема выдач наличных денег учитываются наличные деньги, хранящиеся в этих обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного в абзаце четвертом пункта 2 настоящего Указания);

      P - расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях (при его определении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

      N n - период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

    На кого распространяется новый Порядок ведения кассовых операций

    Согласно пункту 1 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У оно распространяется на:

    Новые права у организаций, упрощающие ведение кассовых операций

    Руководство организации само:

      выбирает место, где проводятся наличные расчеты, поэтому теперь кассой может быть любое место, даже склад или автомашина;

      определяет перечень мер для защиты кассы и сохранности наличности;

      определяет порядок и сроки проверок наличия денег в кассе;

      само устанавливает лимит остатка денег в кассе и согласовывать с банком его не нужно, т.е. объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 2);

      само решает, на какой срок устанавливается кассовый лимит, и может при необходимости пересмотреть его.

    Лимит остатка наличных денег в кассе

    Для ведения кассовых операций организации и ИП должны установить лимит остатка наличных денежных средств, который может храниться в кассе.

    Лимит определяется на конец рабочего дня после выведения остатка в кассовой книге.

    Лимит определяет сама организация (ИП).

    Об установленном лимите в обязательном порядке необходимо издать распорядительный документ (приказ, распоряжение).

    Наличие денег сверх лимита допускается не только в дни выплаты зарплаты, но и в выходные (праздничные) дни, если в этот день организация осуществляет кассовые операции.

    Порядок расчета лимита кассы указан в приложении к Положения № 373-П. Лимит рассчитывается по специальной формуле.

    Согласно п. 2 указания Центрального банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У с 01.06.2014 индивидуальные предприниматели и малые предприятия могут не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе. В связи с этим возникает вопрос: что делать с приказом об утверждении лимита остатка наличных денег на 2014 г.? Если его оставить действующим, то получается, что до конца года нужно будет придерживаться установленного норматива. Если же его отменить, то проверяющие расценят это как отсутствие лимита с начала года, в то время когда он был необходим. По мнению специалистов, в этом случае целесообразно издать новый приказ, в котором со ссылкой на новый порядок ведения кассовых операций отказаться от установления лимита остатка денег в кассе.

    Организация работы по ведению кассовых операций

    Кассовые операции могут вести назначенные кассиры или сам руководитель (п. 4).

    Порядок выдачи денег теперь детально расписан, указано, что и как должен делать кассир и получающее денежные средства лицо. Если получатель денег имеет многоразовую доверенность , при каждом получении денег с нее делаются заверенные копии и прикладываются к расходным документам. Оригинал доверенности хранится у кассира.

    Процесс пересчета денег должен производиться так, чтобы вторая сторона имела возможность наблюдать процесс. Также описаны действия кассира в случае, если вносимая сумма денег меньше суммы, указанной в приходном кассовом ордере.

    Если в кассе ИП "вдруг" появился остаток сверх лимита, он может оформить расходный ордер на самого себя с формулировкой "Передача предпринимателю дохода от текущей деятельности". В результате "излишек" денег ИП переложит из кассы в карман, который кассой не является, и вопрос закрывается.

    Т.о. с 01.06.2014 ИП обязан:

      определять лимит остатка наличных денег;

      хранить на банковских счетах наличные деньги сверх установленного лимита;

      оформлять кассовые операции приходными кассовыми ордерами 0310001 и расходными кассовыми ордерами 0310002. Формы данных кассовых документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88;

      вести кассовую книгу 0310004;

      обеспечивать наличие кассовых и других документов, оформленных при ведении кассовых операций в течение сроков, которые установлены законодательством об архивном деле.

    которые банковские специалисты часто употребляют в своей речи

    дата публикации: 26.04.2013

    дата актуализации: 10.04.2019

    Банкиры очень хорошо знают нормативные акты, которые регулируют их деятельность. Эти документы перечитываются в банке помногу раз в зависимости от сложности проводимых операций и появления новых. Более того, в России законы, инструкции и положения постоянно претерпевают изменения, часто очень значительные, и приходится заново перечитывать документы. А номера этих документов быстро запоминаются. За этими номерами стоит целая эпоха развития банковского дела в России и огромный объем знаний, регулирующий весь спектр банковских операций.

    В этой связи для сокращения в своей речи упоминания о каком-либо нормативном акте банковские работники называют только номер документа, не употребляя ни его названия, ни о чем он . Посвященным специалистам абсолютно понятно и про что это, и о чём, и почему упомянуто.

    Чтобы ввести в курс банковского дела непосвященных, ПрофБанкинг размещает перечень основных документов, регулирующих банковскую деятельность, и даёт краткую аннотацию к каждому нормативному акту.

    Если вы хотите посмотреть все документы по банковской деятельности и их тексты, перейдите в банковскую библиотеку .

    Основные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность:

    395-1 – главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков. Этот закон, безусловно, должен знать каждый банковский работник.

    Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности »

    86-ФЗ – закон о Центральном банке Российской Федерации, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора. Этот закон должен знать каждый банковский работник.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) »

    579-П – План счетов бухгалтерского учета в банке и правила отражения операций в бухгалтерском учете банка (до 03 апреля 2017 года применялось Положение № 385-П, но оно отменено).

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 579-П от 27.02.2017 «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения »

    Пройдите обучение на видеокурсе «Основы бухгалтерского учета в банке »,

    чтобы раз и навсегда понять банковский учет и все бухгалтерские термины

    153-И – важнейший документ о правилах открытия и закрытия всех видов банковских счетов, открываемых физическим, юридическим лицам, предпринимателям: текущих, расчетных, корреспондентских и прочих счетов. Инструкция также касается счетов по учету вкладов (депозитов) и депозитных счетов судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов и нотариусов. Инструкция содержит список документов, необходимых для открытия каждого счета, требования к ведению юридического дела клиента, оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Инструкция ЦБ РФ № 153-И от 30 мая 2014 года «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов »

    161-ФЗ – закон о национальной платежной системе. Этот закон – новый виток в развитии системы расчетов в Российской Федерации. Он устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе »

    383-П – Положение ЦБ РФ, устанавливающее правила перевода денежных средств кредитными организациями в рублях РФ по банковским счетам и без открытия банковских счетов. Положение № 383-П разработано на основании закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и устанавливает следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; прямое дебетование; в форме перевода электронных денежных средств.

    Переводы денежных средств могут быть оформлены распоряжениями в виде: платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера. Формы указанных документов приводятся в приложениях к Положению 383-П.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств »

    180-И – одна из важнейших Инструкций ЦБ РФ, устанавливающая методику расчета обязательных нормативов банков. Инструкция устанавливает 12 обязательных нормативов, каждый их которых должен соблюдаться банком ежедневно (до 28 июля 2017 года применялась Инструкция № 139-И, но она отменена).

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Инструкция ЦБ РФ № 180-И от 28.06.2017 «Об обязательных нормативах банков »

    595-П – Положение, которое регулирует правила для участников платежной системы Банка России (ПС БР). Помимо этого, Положение 595-П ввело новую структуру БИК и порядок его присвоения, но для действующих банков БИК остается прежним.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 595-П от 06.07.2017 «О платежной системе Банка России »

    507-П – положение о ФОРе (ФОР - фонд обязательных резервов): как рассчитать сумму обязательных резервов, порядок регулирования ФОРа, порядок составления и представления в Банк России расчета по обязательным резервам.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 507-П от 01.12.2015 «Об обязательных резервах кредитных организаций »

    590-П – один из самых важных и сложных нормативных актов Банка России; устанавливает порядок классификации ссуд по категориям качества с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга, определяет границы размера расчетного резерва в процентах от суммы основного долга, особенности формирования резерва по ссудами по портфелям однородных ссуд, порядок списания банком безнадежной задолженности по ссудам. Необходимый документ для работы с кредитами, учтенными векселями, ценными бумагами по сделкам с отсрочкой платежа или поставки, факторинговыми требованиями (до 14 июля 2017 года применялось Положение № 254-П, но оно отменено)

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 590-П от 28.06.2017 «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности »

    611-П – документ о классификации прочих (не относящихся к ссудам по 590-П) элементов расчетной базы в целях формирования резерва на возможные потери.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 611-П от 23.10.2017 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери »

    4927-У – знаете ли Вы, что каждый коммерческий банк предоставляет в Банк России несколько десятков различных отчетов о своей деятельности ежеквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно? Этот документ устанавливает формы отчетности для кредитных организаций. Очень объемный нормативный акт. Содержит не только формы отчетов, но и порядок составления и представления каждого отчета.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Указание Банка России № 4927-У от 08.10.2018 «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации »

    646-П – устанавливает методику определения величины капитала банка с учетом международных подходов к повышению устойчивости банковского сектора («Базель III»). Величина собственных средств (капитала), определяемая в соответствии с Положением 646-П, используется в целях определения значений обязательных нормативов, а также в других случаях, когда в целях определения значения пруденциальных норм деятельности используется показатель собственных средств кредитной организации.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 646-П от 04.07.2018 «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («БАЗЕЛЬ III») »

    178-И – устанавливает размеры (лимиты) открытых валютных позиций, методику их расчета и особенности осуществления надзора за их соблюдением..

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Инструкция Банка России № 178-И от 28.12.2016 «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями »

    148-И – нормативный акт, касающийся вопросов выпуска акций и облигаций коммерческими банками, подготовки проспекта ценных бумаг, регистрации выпуска ценных бумаг банками.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Инструкция ЦБ РФ № 148-И от 27.12.2013 «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации »

    135-И – большой и сложный нормативный акт, касающийся вопросов государственной регистрации банков и выдачи им лицензий. Этот документ хорошо знаком юридической службе банка и руководству банка. Описывает все виды банковских лицензий, общие требования к учредителям банка, к перечню подаваемых в ЦБ РФ документов для получения лицензий, к открытию и закрытию банками филиалов, к реорганизации банка.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Инструкция ЦБ РФ № 135-И от 02.04.2010 «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций »

    242-П – документ о внутреннем контроле в банке, для чего нужна система внутреннего контроля в банке, как её организовать.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 242-П от 16.12.2003 «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах »

    115-ФЗ – федеральный закон, направленный на создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К имеющимся у банков несвойственным функциям, этот закон прибавил еще одну – функцию обязательного контроля за сомнительными операциями с обязанностью представлять информацию о них в Росфинмониторинг. С момента принятия закона в 2001 году в работе банков изменилось очень многое: появились полноценные внутренние службы, занимающиеся только вопросами противодействия легализации, написаны объемные внутренние документы банка по вопросам противодействия легализации, разработаны анкеты для клиентов, для выгодоприобретателей, внедрены специальные программные комплексы и каналы связи.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма »

    499-П – это порядок идентификации клиентов в целях исполнения норм закона 115-ФЗ.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 499-П 15.10.2015 «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма »

    39-ФЗ – главный нормативный акт по рынку ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; закон закрепляет понятия «эмиссионная ценная бумага», «акция», «облигация», «опцион эмитента», «эмитент», «именные эмиссионные ценные бумаги», «документарная форма», «бездокументарная форма», «государственный регистрационный номер выпуска», «публичное размещение ценных бумаг», «листинг ценных бумаг», «брокерская деятельность», «дилерская деятельность», «деятельность по управлению ценными бумагами», «депозитарная деятельность» и другие.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг »

    Женевская конвенция или (Вексельная конвенция) – международный нормативный акт, заключенный в Женеве в 1930 году, который вступил в силу для СССР в 1937 году и по правопреемству распространяется на Россию. Относится к специальному вексельному законодательству и устанавливает единые нормы и требования к оформлению векселей и вексельному обращению для государств, присоединившихся к Конвенции. Несмотря на то, что вексельные отношения в России регулируются не столько Женевской конвенций, сколько Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных комиссаров СССР от 07 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе», практически повторяющим нормы Женевской конвенции, для работы с векселями необходимо очень хорошо знать оба документа.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    645-П – правила выпуска и оформления банками депозитных и сберегательных сертификатов, включает также требование по обязательной регистрации условий выдачи сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций в Банке России.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение Банка России от 03.07.2018 № 645-П «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций »

    Специально для Вас ПрофБанкинг подготовил бесплатные мини-тесты:

    173-ФЗ – закон о валютной политике России, вводит понятия «внутренние ценные бумаги», «внешние ценные бумаги», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и закрепляет основной принцип валютного законодательства: «всё запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Очень важный для банков закон, так как на банки возложена функция агентов валютного контроля.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле »

    177-ФЗ – закон о страховании вкладов в банках, определяет основные принципы страхования вкладов, участников системы страхования, какие вклады застрахованы, страховой случай, размер возмещения по вкладам в банке, компетенцию Агентства по страхованию вкладов, требования к банкам, участвующим в системе страхования вкладов, порядок исчисления и уплаты банками страховых взносов на счет Агентства в Банке России.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Федеральный закон № 177-ФЗ от 23.12.2003 «О страховании вкладов в банках Российской Федерации »

    630-П – определяет порядок ведения кассовых операций банками с наличными рублями при осуществлении банковских операций и других сделок, порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России, неплатежеспособными, денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации, а также устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории РФ.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение Банка России № 630-П от 29.01.2018 «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации »

    Посмотри тексты актуальных нормативных актов

    по банковскому делу в нашей

    2054-У – устанавливает порядок ведения кассовых операций в уполномоченных банках с денежными знаками иностранных государств.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Указание ЦБ РФ № 2054-У от 14.08.2008 «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации »

    266-П – устанавливает порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и особенности осуществления операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или иностранная организация.

    Официальные реквизиты нормативного акта:

    Положение ЦБ РФ № 266-П от 24.12.2004 «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием »

    Доступным языком о работе современного коммерческого банка:

    главный дистанционный курс ПрофБанкинг

    НАСТОЯЩАЯ ЖЕМЧУЖИНА В МОРЕ БАНКОВСКИХ КУРСОВ

    Что еще почитать